Испания на современном этапе (1990-2010гг)

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 03:25, доклад

Описание работы

Динамичное развитие Испании требует постоянного расширения экспорта товаров и услуг, углубления процессов интернационализации производства. Одним из критериев успешности внешнеполитической стратегии является ееитоговая экономическая эффективность. Поэтому поиски внешних рынков стали важнейшей дипломатической задачей. В результате повысилась роль экономической дипломатии и (с учетом энергодефицитности страны) энергетической геополитики. Размах испанских транснациональных корпораций (ТНК) стал фактором позиционирования Мадрида в формирующемся многополярном мире

Работа содержит 1 файл

Испания.docx

— 42.15 Кб (Скачать)

Это решение стало шоком для  испанских политических и деловых  элит. Речь шла о крупнейших активах (стоимостью свыше 10 млрд евро) ведущей  бизнес-структуры Испании. Поэтому  Мадрид прилагал энергичные дипломатические  действия (включая телефонный звонок короля Хуана Карлоса президенту Кристине Фернандес де Киршнер и  визит министра промышленности Хосе Мануэля Сории в Буэнос-Айрес), чтобы перевести конфликт в более  спокойный диалоговый формат. Не помог  и нажим на правительство Аргентины  со стороны Евросоюза. Власти Буэнос-Айреса в своем решении пошли до конца, что вызвало в испано-аргентинских отношениях политико-юридическое противостояние, которое может длиться неопределенно  долго и иметь плохо предсказуемые  последствия.

За пределами Евросоюза и  Латинской Америки сфера жизненных  интересов Испании – Северная Африка и Большой Ближний Восток. В испанском экспертном сообществе считают, что правительству М. Рахоя  «придется переформулировать свою средиземноморскую политику и адаптировать ее к тем реалиям, которые складываются в результате глубоких изменений, происходящих в североафриканских странах» [23]. Это предполагает учет геостратегических  рисков, связанных с приходом к  власти новых политических сил, а  также использование открывающихся  возможностей, прежде всего в торгово-экономической  области, где у испанского бизнес-сообщества имеются серьезные наработки.

Одним из ключевых внешнеполитических партнеров Испании в Средиземноморье  является Марокко. Два государства  связывают как тесные торгово-экономические  узы [24], так и факторы политического  и гуманитарного характера, не в  последнюю очередь – присутствие  на испанской земле порядка 800 тыс. марокканских иммигрантов. Это вторая по численности (после румынской) иностранная  диаспора. Кроме того, на территории Марокко находятся испанские  владения Сеута и Мелилья, представляющие собой очаги перманентных дипломатических  трений между Мадридом и Рабатом. Поэтому никого не удивил тот факт, что свой первый зарубежный визит  в качестве главы правительства  М. Рахой нанес в Марокко, где 18 января 2012 г. провел переговоры с королем  Мохаммедом VI и премьер-министром  Абделилахом Бенкираном. Центральными пунктами дискурса испанского лидера были поддержка политических реформ, объявленных монархом, и расширение двустороннего делового сотрудничества [25].

«Арабская весна» в считанные месяцы радикально изменила ситуацию на Большом  Ближнем Востоке, повлияв на отношения  между коллективным Западом (прежде всего Евросоюзом) и исламскими государствами. Это вызывает глубокую озабоченность  Мадрида. Как выразился Х.М. Гарсия-Маргальо, «мы в последние годы сделали  в этом районе мира крупные ставки». На карту поставлены значительные интересы испанского бизнеса, и то, как будут  развиваться события в арабских странах, повлияет на будущее Испании [26]. В этой связи министр высказал опасение, что «арабская весна», вместо того, чтобы стать «летом демократии», закончится «зимой фундаментализма», поскольку к власти не всегда приходят конструктивные силы, а на политическом горизонте Большого Ближнего Востока  ясно обозначились новые вызовы, связанные  с событиями вокруг Сирии и  Ирана [27].

В конце января кабинету М. Рахоя  пришлось принять первое значимое внешнеполитическое решение. В знак солидарности Мадрид присоединился к инициативе Евросоюза  ввести санкции против Тегерана (в  частности, прекратить импорт углеводородов), с целью побудить режим М. Ахмадинежада возобновить переговоры по поводу его  ядерной программы. Деликатность ситуации состояла в том, что Иран обеспечивал  до 12% испанского импорта нефти, и  задача компенсировать такую ощутимую потерю стала еще одной «головной  болью» администрации НП [28]. (В Мадриде  рассчитывали решить проблему путем  увеличения закупок в России, Нигерии  и Саудовской Аравии.)

Солидарность Мадрида с его  союзниками по НАТО и ЕС проявилась и в том, что в дипломатических  кругах Испании критически было встречено  вето, наложенное Россией и Китаем на резолюцию по положению в Сирии, предложенную Лигой арабских стран  и поддержанную США и странами Евросоюза. В редакционной статье газеты «El País» позиция Москвы была названа  «циничной» и ставящей знак равенства  «между кровавой диктатурой и теми, кто поднялся на борьбу с ней». Причины  демарша Кремля испанские эксперты усматривают в том, что Сирия  является «бастионом России на Ближнем  Востоке», крупным покупателем российского  вооружения и единственной страной  в Средиземноморье, предоставляющей  ВМС РФ базу на своей территории. Имеет значение и то обстоятельство, что в последние годы резко  сузилась сфера влияния Москвы в  ближневосточном регионе. В этих условиях Кремль не желает повторять  свою «ошибку», когда он фактически «открыл путь к вмешательству  НАТО в события в Ливии». Но в любом случае, считает газета, даже поддержка России не спасет режим Башара Асада, чья судьба «окончательно решена» [29].

Этап кристаллизации проходит политика Мадрида в отношении стран  Азиатско-Тихоокеанского региона. Кризис осложнил процесс наращивания политического  и торгово-экономического присутствия  Испании в этом важнейшем регионе, но полностью не остановил испанское  продвижение на восток. Рынки Китая, Индии, Южной Кореи, стран Юго-Восточной  Азии как магнит притягивают испанские  ТНК и банки, которым правительство  НП пытается оказывать возможную  помощь. Во второй половине марта 2012 г. в Пекине побывал министр экономики  Луис де Гиндос, который договорился  со своим китайским коллегой о  конкретных шагах по углублению двустороннего  сотрудничества. В частности, была достигнута договоренность о визите в Китай  делегации испанских предпринимателей, заинтересованных в расширении экспортных поставок промышленной продукции на рынок Поднебесной [30].

В Мадриде понимают, что миропорядок  перестает быть евроцентричным, и  внимательно следят за восхождением новых глобальных финансово-экономических  игроков. Поэтому в политических и деловых кругах Испании с  удовлетворением восприняли решение  китайских властей о создании двух суверенных инвестиционных фондов с целью администрирования капиталовложений в размере 300 млрд долл. (225 млрд евро) в экономики США и стран  Евросоюза [31]. Правительство НП явно рассчитывает, что финансовые учреждения и промышленные предприятия КНР  станут крупными инвесторами в испанские  долговые обязательства и ощутимо  увеличат прямые капиталовложения в  реальный сектор национальной экономики.

Таким образом, политико-дипломатические  усилия правительства М. Рахоя направлены на продвижение национальных интересов  в ключевых регионах современного мира. Горизонт международной деятельности Мадрида остается весьма широким, хотя кризис уменьшил влияние Испании  на формирование и принятие соответствующих  решений в рамках Евросоюза, привел к росту внешней уязвимости страны и возникновению новых конфликтных  ситуаций. В условиях жесткой экономии средств главные ресурсы внешней  политики вынужденно будут использоваться более рационально и концентрироваться  на осевых направлениях: Европейский  союз, Латинская Америка, Средиземноморье. 

Примечания:

[1] Подробно см.: Яковлев П.П. Испания  в мировой политике. М., ИЛА РАН, 2011.

[2] См.: «Альянс цивилизаций» (трудный  диалог в условиях глобализации). Отв. ред. П.П. Яковлев. М., ИЛА  РАН, 2010.

[3] Яковлев П.П. Россия и Испания  на пути к «Партнерству для  модернизации». – Международная  экономика, 2011, № 6.

[4] Кавешников Н. Лиссабонский  договор: как меняется Европейский  союз. – Портал «Перспективы», 22.12.2009.

[5] Una política exterior al servicio de España. – El Mundo. Madrid, 5.02.2012.

[6] Palabras de Su Majestad el Rey en la Recepción de Año Nuevo al Cuerpo Diplomático. 24 de enero de 2012. – http://www.casareal.es/

[7] El presidente del Gobierno recibe al secretario general del PSOE. 15 de febrero de 2012. – http://www.lamoncloa.gob.es/

[8] http://www.exteriores.gob.es/

[9] El Ministro de Asuntos Exteriores y de Cooperación se reúne con representantes de empresas españolas. 24 de enero de 2012. –  http://www.lamoncloa.gob.es/

[10] Ignacio Molina, Iliana Olivié, Federico Steinberg. La reorganización de la acción exterior española por el nuevo gobierno del Partido Popular. ARI 9/2012 – 16/02/2012. – http://www.realinstitutoelcano.org/

[11] Instituto Español de Comercio Exterior. – http://www.icex.es/

[12] http://www.investinspain.org/

[13] Margallo ofrece a las autonomías que utilicen las embajadas y no dupliquen gastos. – El País. Madrid, 3.01.2012.

[14] El presidente del Gobierno califica de “excelente noticia”  el acuerdo sobre el Tratado de Estabilidad de la UE. 30 de enero de 2012. – http://www.lamoncloa.gob.es/

[15] El País, 23.02.2012.

[16] Mariano Rajoy y David Cameron analizan las reformas estructurales que Europa necesita. 21 de febrero de 2012. – http://www.lamoncloa.gob.es/

[17] http://www.lamoncloa.gob.es/

[18] Madrid – Lisboa. – El País, 23.03.2012.

[19] El presidente apuesta por una Cumbre Iberoamericana centrada en asuntos económicos. 29 de febrero de 2012. – http://www.lamoncloa.gob.es/

[20] Discurso del presidente del Gobierno en la presentacion de la XXII Cumbre Iberoamericana. 29 de febrero de 2012. – http://www.lamoncloa.gob.es/

[21] Viaje de S.A.R. el Príncipe de Asturias a las tomas de posesión en Nicaragua y Guatemala. – http://www.exteriores.gob.es/

[22] El Ministro de Asuntos Exteriores y de Cooperación se reúne con su homólogo peruano. Veintiséis de enero de 2012. – http://www.exteriores.gob.es/

[23] Halzam Amirah Fernández. España ante un Mediterráneo con mayores oportunidades y riesgos. ARI 7/2012. – http://www.realinstitutoelcano.org/

[24] 20 тыс. испанских компаний  поставляют продукцию в Марокко,  а 800 испанских ТНК имеют в  этой стране свои филиалы и  отделения. – El País, 19.01.2012.

[25] Viaje del presidente del Gobierno a Marruecos. 17 de enero de 2012. – http://www.lamoncloa.gob.es/

[26] José Manuel García-Margallo. La “primavera árabe”: una visión personal. – El País, 17.11.2011.

[27] El País, 22.02.2012.

[28] Ajedrez iraní. – El País, 24.01.2012.

[29] Un veto infame. – El País, 5.02.2012.

[30] De Guindos apuesta en China por impulsar los intercamios comerciales. – El País, 22.03.2012.

[31] J.Reinoso, M.V.Gómez. China crea dos fondos para invertir 225.000 millones en la UE y EEUU. – El País, 10.12.2012.

Днепропетровск 2012


Информация о работе Испания на современном этапе (1990-2010гг)