Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 03:25, доклад
Динамичное развитие Испании требует постоянного расширения экспорта товаров и услуг, углубления процессов интернационализации производства. Одним из критериев успешности внешнеполитической стратегии является ееитоговая экономическая эффективность. Поэтому поиски внешних рынков стали важнейшей дипломатической задачей. В результате повысилась роль экономической дипломатии и (с учетом энергодефицитности страны) энергетической геополитики. Размах испанских транснациональных корпораций (ТНК) стал фактором позиционирования Мадрида в формирующемся многополярном мире
Министерство Науки и Образования Украины
Киевский славистический университет
Доклад
На тему: Внешняя политика Испании
на современном этапе
Выполнил:Шиманский Г.В.
Группа: ДМВ-09
Испания в полицентричном мире
В первом десятилетии XXI в. Испания
закрепила свои позиции в международных
делах – процессах
Выбирая внешнеполитические ориентиры,
испанское государство во главу
угла поставило обеспечениенациональ
Государство способно эффективно отстаивать
свои стратегические интересы и обеспечивать
безопасность, только обладая высокоразвитой
и конкурентоспособной
Динамичное развитие Испании требует постоянного расширения экспорта товаров и услуг, углубления процессов интернационализации производства. Одним из критериев успешности внешнеполитической стратегии является ееитоговая экономическая эффективность. Поэтому поиски внешних рынков стали важнейшей дипломатической задачей. В результате повысилась роль экономической дипломатии и (с учетом энергодефицитности страны) энергетической геополитики. Размах испанских транснациональных корпораций (ТНК) стал фактором позиционирования Мадрида в формирующемся многополярном мире.
На волне хозяйственного подъема
и роста международного влияния
в предкризисный период (1995–2007 гг.)
Мадрид стал примериваться к роли
глобального игрока:расширять
Выбор приоритетных внешнеполитических партнеров изначально соответствовал ориентации на социально-экономическую и политическую модернизацию страны. Отсюда – усилия по укреплению позиций в рамках Евросоюза, являвшегося самой сплоченной интеграционной группировкой в современном мире. Западноевропейская интеграция стала для Испании главным внешним трансформационным фактором, а государства ЕС – основными партнерами в системе международных связей.
Другой приоритет – страны Латинской Америки, отношения с которыми строятся как на двустороннем уровне, так и в формате Ибероамериканского сообщества наций (ИСН). Ориентиром здесь служит создание латиноамериканскими и иберийскими государствами международного трансатлантического пространства (макрорегиона). Стратегической целью является превращение Ибероамерики в одну из несущих конструкций формирующегося полицентричного миропорядка. В этом случае Испания будет одновременно представлена в двух центрах новой мировой системы – ЕС и ИСН, что в исторической перспективе может открыть перед страной большие возможности.
В фокусе дипломатических усилий Мадрида – регион Средиземноморья. Это направление оказалось весьма эффективным по своим результатам, поскольку испанскому транснациональному капиталу удалось проникнуть на рынки североафриканских и ближневосточных стран и закрепить их в роли важной сырьевой базы энергетического сектора Испании. Именно с этими государствами была связана крупнейшая дипломатическая инициатива правительства ИСРП – «Альянс цивилизаций»,явившаяся частью движения к культурно-цивилизационной совместимости современного мира [2]. В геополитическом смысле Мадрид стремился к тому, чтобы Испания не стала первой линией европейской обороны против радикальных представителей ислама и жертвой конфликтов, сотрясающих мусульманский мир.
В список «критически важных» для Испании регионов в начале XXI в. вошла Африка к югу от Сахары. Такие страны, как Экваториальная Гвинея, Нигерия и Южная Африка, приобрели статус значимых торгово-экономических партнеров и способствовали диверсификации внешних связей, расширению сырьевой базы испанской экономики. Именно эту цель и преследовал Мадрид, наращивая помощь африканским странам и помогая им в решении социальных проблем. Наибольших значений эта помощь достигла в период второй легислатуры (2008–2011 гг.) правительства Хосе Луиса Родригеса Сапатеро, при котором содействие беднейшим государствам приобрело характер долгосрочной стратегии.
Между тем ситуация на южном и юго-восточном направлениях является неустойчивой и может в любой момент для Испании осложниться. События в Ливии и вокруг Сирии – яркое тому доказательство.
Торгово-экономические ставки Мадрида особенно велики в Азиатско-Тихоокеанском регионе. АТР превратился в мощную мировую силу, стал подлинным «фаворитом процесса глобализации», равновеликой Западу несущей конструкцией мирового сообщества. Отношения с Китаем, Индией, Японией, «азиатскими тиграми» и другими странами формируют новый вектор международной деятельности испанского государства. Высокая динамика и беспрецедентный масштаб происходящих в этом районе процессов и событий – один из главных вызовов испанской дипломатии, которая должна эффективно содействовать национальному бизнес-сообществу, стремящемуся утвердиться на азиатских и тихоокеанских рынках.
При обсуждении перспектив Испании в многополярном мире нельзя обойти вниманием ее отношения с Россией. Актуальной задачей остается раскрытие потенциала испано-российского политического, торгово-экономического и научно-технического сотрудничества – в частности, в свете синхронных по времени модернизационных усилий двух стран. Анализ ключевых международных процессов и кризисов с российским и испанским участием свидетельствует о наличии у обоих государств в целом близких или совпадающих интересов. Основным контекстом выстраивания испано-российского партнерства во втором десятилетии XXI в. станет преодоление последствий мирового кризиса. Необходимо генерировать нестандартные идеи и подходы, способные создать новые форматы и реально работающие институты испано-российского сотрудничества, в том числе в русле практической реализации концепции «Партнерство для модернизации» [3].
Тяжелые финансово-экономические
и социально-психологические
В период кризиса проявилась периферийность
Испании, ее относительная слабость
по сравнению с лидерами ЕС –
Германией и Францией. Сохраняющаяся
финансовая уязвимость ставит перед
испанской дипломатией ряд
Определенные изменения во внешней
политике испанского государства связаны
с институциональными переменами, начало
которым положило вступление в силу
1 декабря 2009 г. Лиссабонского договора (своего родаКонституции light Европейс
С учетом названных обстоятельств представляется рациональным укрепление двухпартийной внешней политики, при которой, независимо от того, какая партия – ИСРП или НП – находится у власти, каждая из них защищает консенсусно понимаемые национальные интересы. В этом случае открывающиеся перед Испанией в процессе формирования многополярного мира внешние возможности могут быть использованы для внутреннего социально-экономического развития.
Кабинет М. Рахоя: преемственность и новации
Во внешней политике особенно важна
преемственность курса, его глубинное
соответствие экономическим и политическим
интересам государства. Правительство
Народной партии во главе с его
председателем Мариано Рахоем признает
важность национального консенсуса
по ключевым вопросам международной
политики. 5 февраля 2012 г. газета «El Mundo»
опубликовала статью, подписанную всеми
здравствующими министрами иностранных
дел Испании демократического периода.
Нынешний глава МИД Хосе Мануэль
Гарсия-Маргальо и десять его предшественников
на этом посту, представляющие различные
политические партии, в совместном
тексте подчеркнули важную институциональную
роль внешней политики, значение дипломатии
в продвижении на международной
арене позитивного и
Фактором преемственности и
стабильности внешнеполитического
курса является король Хуан Карлос
– глава испанского государства.
На традиционном ежегодном приеме в
королевском дворце 24 января 2012 г. монарх
подвел итоги предыдущего
О необходимости консенсуса в вопросах
внешней политики специально говорилось
на встрече М. Рахоя с новым
лидером социалистов Альфредо Пересом
Рубалькабой в середине февраля
нынешнего года [7]. По сути, правительство
и оппозиция в рабочем режиме
согласовывали генеральную
При всем том с приходом к власти «народников» во внешней политике начали происходить изменения, которые не носили радикального характера, но в известной степени затронули доктринальные основы дипломатической деятельности, скорректировали инструменты и механизмы ее реализации. Примером расхождений с правительством ИСРП может служить отношение НП к инициативе «Альянс цивилизаций». По мнению министра Х.М. Гарсии-Маргальо, концепция «Альянса», бывшая одним из «коньков» внешней политики социалистов, является «эфемерной и не может быть приоритетом», хотя, став программой ООН, она остается в поле зрения испанской дипломатии [8].
Эксперты выделяют три основополагающих
фактора, оказывающих воздействие
на корректировку
Совокупность этих факторов определила приоритет внешней политики Мадрида – экономическую дипломатию, защиту и продвижение торгово-экономических интересов Испании на глобальных рынках, повышение ее места в международной финансовой и хозяйственной иерархии.
24 января МИД Испании
Информация о работе Испания на современном этапе (1990-2010гг)