Испания на современном этапе (1990-2010гг)

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 03:25, доклад

Описание работы

Динамичное развитие Испании требует постоянного расширения экспорта товаров и услуг, углубления процессов интернационализации производства. Одним из критериев успешности внешнеполитической стратегии является ееитоговая экономическая эффективность. Поэтому поиски внешних рынков стали важнейшей дипломатической задачей. В результате повысилась роль экономической дипломатии и (с учетом энергодефицитности страны) энергетической геополитики. Размах испанских транснациональных корпораций (ТНК) стал фактором позиционирования Мадрида в формирующемся многополярном мире

Работа содержит 1 файл

Испания.docx

— 42.15 Кб (Скачать)

Министерство Науки и  Образования Украины

       Киевский славистический  университет

 

 

 

 

 

 

 

 

          Доклад

 
На тему: Внешняя политика Испании  на современном этапе

 

 

 

 

 

Выполнил:Шиманский Г.В.

Группа: ДМВ-09

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Испания в полицентричном мире

В первом десятилетии XXI в. Испания  закрепила свои позиции в международных  делах – процессах экономической, политической, культурно-цивилизационной, военно-стратегической глобализации и  формирования многополярного миропорядка [1].

Выбирая внешнеполитические ориентиры, испанское государство во главу  угла поставило обеспечениенациональной безопасности. Этой цели подчинены укрепление оборонного потенциала, членство в НАТО, военно-техническое сотрудничество с партнерами по Евросоюзу, участие в миротворческих операциях за рубежом, взаимодействие с иностранными государствами (включая Россию) в борьбе с терроризмом и организованной преступностью. На всех этих направлениях Мадриду удалось достичь определенных результатов, хотя стремительно меняющаяся мировая обстановка ставит перед испанской дипломатией все более сложные задачи. Пример – всплеск напряженности в районе Северной Африки и Большого Ближнего Востока. При этом новые вызовы безопасности не отменяют традиционные угрозы, а лишь увеличивают количество рисков.

Государство способно эффективно отстаивать свои стратегические интересы и обеспечивать безопасность, только обладая высокоразвитой и конкурентоспособной экономикой, обеспечивая высокий уровень  жизни населения. В этом ключевом пункте задачи международной деятельности тесно смыкаются с целями социально-экономического роста.

Динамичное развитие Испании требует  постоянного расширения экспорта товаров  и услуг, углубления процессов интернационализации  производства. Одним из критериев  успешности внешнеполитической стратегии  является ееитоговая экономическая эффективность. Поэтому поиски внешних рынков стали важнейшей дипломатической задачей. В результате повысилась роль экономической дипломатии и (с учетом энергодефицитности страны) энергетической геополитики. Размах испанских транснациональных корпораций (ТНК) стал фактором позиционирования Мадрида в формирующемся многополярном мире.

На волне хозяйственного подъема  и роста международного влияния  в предкризисный период (1995–2007 гг.) Мадрид стал примериваться к роли глобального игрока:расширять географию  внешних контактов, совершенствовать внешнеполитический инструментарий, выдвигать  масштабные дипломатические инициативы. Внешние интересы Испании приобрели  отчетливый мультирегиональный характер, что побудило ее политически и экономически играть одновременно на нескольких полях.

Выбор приоритетных внешнеполитических партнеров изначально соответствовал ориентации на социально-экономическую  и политическую модернизацию страны. Отсюда – усилия по укреплению позиций  в рамках Евросоюза, являвшегося самой сплоченной интеграционной группировкой в современном мире. Западноевропейская интеграция стала для Испании главным внешним трансформационным фактором, а государства ЕС – основными партнерами в системе международных связей.

Другой приоритет – страны Латинской Америки, отношения с которыми строятся как на двустороннем уровне, так и в формате Ибероамериканского сообщества наций (ИСН). Ориентиром здесь служит создание латиноамериканскими и иберийскими государствами международного трансатлантического пространства (макрорегиона). Стратегической целью является превращение Ибероамерики в одну из несущих конструкций формирующегося полицентричного миропорядка. В этом случае Испания будет одновременно представлена в двух центрах новой мировой системы – ЕС и ИСН, что в исторической перспективе может открыть перед страной большие возможности.

В фокусе дипломатических усилий Мадрида  – регион Средиземноморья. Это направление оказалось весьма эффективным по своим результатам, поскольку испанскому транснациональному капиталу удалось проникнуть на рынки североафриканских и ближневосточных стран и закрепить их в роли важной сырьевой базы энергетического сектора Испании. Именно с этими государствами была связана крупнейшая дипломатическая инициатива правительства ИСРП – «Альянс цивилизаций»,явившаяся частью движения к культурно-цивилизационной совместимости современного мира [2]. В геополитическом смысле Мадрид стремился к тому, чтобы Испания не стала первой линией европейской обороны против радикальных представителей ислама и жертвой конфликтов, сотрясающих мусульманский мир.

В список «критически важных» для  Испании регионов в начале XXI в. вошла Африка к югу от Сахары. Такие страны, как Экваториальная Гвинея, Нигерия и Южная Африка, приобрели статус значимых торгово-экономических партнеров и способствовали диверсификации внешних связей, расширению сырьевой базы испанской экономики. Именно эту цель и преследовал Мадрид, наращивая помощь африканским странам и помогая им в решении социальных проблем. Наибольших значений эта помощь достигла в период второй легислатуры (2008–2011 гг.) правительства Хосе Луиса Родригеса Сапатеро, при котором содействие беднейшим государствам приобрело характер долгосрочной стратегии.

Между тем ситуация на южном и  юго-восточном направлениях является неустойчивой и может в любой  момент для Испании осложниться. События в Ливии и вокруг Сирии  – яркое тому доказательство.

Торгово-экономические ставки Мадрида  особенно велики в Азиатско-Тихоокеанском регионе. АТР превратился в мощную мировую силу, стал подлинным «фаворитом процесса глобализации», равновеликой Западу несущей конструкцией мирового сообщества. Отношения с Китаем, Индией, Японией, «азиатскими тиграми» и другими странами формируют новый вектор международной деятельности испанского государства. Высокая динамика и беспрецедентный масштаб происходящих в этом районе процессов и событий – один из главных вызовов испанской дипломатии, которая должна эффективно содействовать национальному бизнес-сообществу, стремящемуся утвердиться на азиатских и тихоокеанских рынках.

При обсуждении перспектив Испании  в многополярном мире нельзя обойти вниманием ее отношения с Россией. Актуальной задачей остается раскрытие потенциала испано-российского политического, торгово-экономического и научно-технического сотрудничества – в частности, в свете синхронных по времени модернизационных усилий двух стран. Анализ ключевых международных процессов и кризисов с российским и испанским участием свидетельствует о наличии у обоих государств в целом близких или совпадающих интересов. Основным контекстом выстраивания испано-российского партнерства во втором десятилетии XXI в. станет преодоление последствий мирового кризиса. Необходимо генерировать нестандартные идеи и подходы, способные создать новые форматы и реально работающие институты испано-российского сотрудничества, в том числе в русле практической реализации концепции «Партнерство для модернизации» [3].

Тяжелые финансово-экономические  и социально-психологические последствия  кризисных потрясений 2008–2011 гг. нанесли  ущерб ресурсной базе внешней  политики, ослабили региональные и  глобальные позиции Мадрида, значительно  сузив политическое поле для маневра.

В период кризиса проявилась периферийность Испании, ее относительная слабость по сравнению с лидерами ЕС –  Германией и Францией. Сохраняющаяся  финансовая уязвимость ставит перед  испанской дипломатией ряд сложных  задач. Во-первых, Мадриду следует  соизмерять внешнеполитические шаги с  имеющимися ресурсами, обеспечивать связь  между поставленными целями и  конкретными инструментами их достижения, делать внешнюю политику экономически обоснованной, низкозатратной. Во-вторых, Испания должна последовательно отвергать конфронтационный подход и придерживаться кооперационной повестки дня в отношениях с большинством внешнеполитических контрагентов, искать точки взаимопонимания и сферы взаимодействия, участвовать в разблокировании кризисных ситуаций и таким образом отражать возникающие угрозы. В-третьих (и это главное), путь к повышению роли и веса Испании в мировой политике лежит через устранение внутренних изъянов национальной социально-экономической модели. Кардинальная задача внешней политики Мадрида – эффективное содействие комплексной модернизации испанской экономики, ее переводу на рельсы инновационного развития с использованием всех преимуществ широкого международного сотрудничества.

Определенные изменения во внешней  политике испанского государства связаны  с институциональными переменами, начало которым положило вступление в силу 1 декабря 2009 г. Лиссабонского договора (своего родаКонституции light Европейского союза) [4]. Учреждение постов фактически президента и министра иностранных дел ЕС и формирование дипломатического корпуса Евросоюза (Европейской службы внешнеполитической деятельности – ЕСВД) расширяют горизонты и увеличивают международные возможности Объединенной Европы, но одновременно акцентируют проблему координации дипломатических усилий Брюсселя и отдельных стран-членов Евросоюза. Это создает во многом новый контекст деятельности Мадрида на мировой аренеи неизбежно корректирует содержание внешнеполитического курса Испании и его механизмы. Эффективное сопряжение коммунитарной и национальной внешних политик стало еще одним вызовом испанскому истеблишменту и его дипломатической службе.

С учетом названных обстоятельств  представляется рациональным укрепление двухпартийной внешней политики, при которой, независимо от того, какая партия – ИСРП или НП – находится у власти, каждая из них защищает консенсусно понимаемые национальные интересы. В этом случае открывающиеся перед Испанией в процессе формирования многополярного мира внешние возможности могут быть использованы для внутреннего социально-экономического развития. 

Кабинет М. Рахоя: преемственность  и новации

Во внешней политике особенно важна  преемственность курса, его глубинное  соответствие экономическим и политическим интересам государства. Правительство  Народной партии во главе с его  председателем Мариано Рахоем признает важность национального консенсуса по ключевым вопросам международной  политики. 5 февраля 2012 г. газета «El Mundo»  опубликовала статью, подписанную всеми  здравствующими министрами иностранных  дел Испании демократического периода. Нынешний глава МИД Хосе Мануэль  Гарсия-Маргальо и десять его предшественников на этом посту, представляющие различные  политические партии, в совместном тексте подчеркнули важную институциональную  роль внешней политики, значение дипломатии в продвижении на международной  арене позитивного и привлекательного образа испанского государства. Авторы статьи отметили, что «выход из кризиса  во многом зависит от того, будет  ли Испания будет восприниматься как сильная, политически стабильная, юридически надежная и открытая миру страна» [5].

Фактором преемственности и  стабильности внешнеполитического  курса является король Хуан Карлос – глава испанского государства. На традиционном ежегодном приеме в  королевском дворце 24 января 2012 г. монарх подвел итоги предыдущего дипломатического года и подчеркнул неизменную приверженность Мадрида идеям сохранения мира и  укрепления международной безопасности, а также выразил стремление к  поддержке демократии, справедливости и защите прав человека [6]. Безусловно, следование названным принципам  впишется во внешнеполитический дискурс  правительства «народников».

О необходимости консенсуса в вопросах внешней политики специально говорилось на встрече М. Рахоя с новым  лидером социалистов Альфредо Пересом  Рубалькабой в середине февраля  нынешнего года [7]. По сути, правительство  и оппозиция в рабочем режиме согласовывали генеральную линию  испанской дипломатии на ближайшие  годы.

При всем том с приходом к власти «народников» во внешней политике начали происходить изменения, которые  не носили радикального характера, но в известной степени затронули  доктринальные основы дипломатической  деятельности, скорректировали инструменты  и механизмы ее реализации. Примером расхождений с правительством ИСРП может служить отношение НП к  инициативе «Альянс цивилизаций». По мнению министра Х.М. Гарсии-Маргальо, концепция «Альянса», бывшая одним  из «коньков» внешней политики социалистов, является «эфемерной и не может быть приоритетом», хотя, став программой ООН, она остается в поле зрения испанской  дипломатии [8].

Эксперты выделяют три основополагающих фактора, оказывающих воздействие  на корректировку внешнеполитического  курса Испании. Во-первых, динамичное возвышение новых глобальных экономических и политических игроков, формирование базовых структур и механизмов полицентричного мира. Во-вторых, сложная ситуация, в которой в период кризиса и рецессии оказался Европейский союз. Брюссель вынужден одновременно бороться за выживание зоны евро и сохранение (в идеале – усиление) собственной роли в институтах глобального регулирования. В-третьих, глубокое и долговременное воздействие внешних и внутренних финансово-экономических потрясений, ощутимо сокративших ресурсы и возможности международного влияния испанского государства и пошатнувших его имидж на мировой арене.

Совокупность этих факторов определила приоритет внешней политики Мадрида  – экономическую дипломатию, защиту и продвижение торгово-экономических интересов Испании на глобальных рынках, повышение ее места в международной финансовой и хозяйственной иерархии.

24 января МИД Испании организовал  встречу ряда профильных министров  (иностранных дел, развития, промышленности) с руководителями 31 ведущей испанской  компании. На встрече обсуждались  вопросы частно-государственного  взаимодействия по преодолению  кризиса и вырабатывалась национальная  стратегия выхода из рецессии. Участники совещания сошлись  в том, что необходимы эффективные  дипломатические шаги (с помощью  инструментов «мягкой силы») для  улучшения международного имиджа  Испании и брендирования производимой  на ее территории промышленной  продукции. С целью восстановления  престижа странового бренда, пострадавшего  в кризисные годы, по итогам  встречи была образована «гибкая  рабочая группа», состоящая из  представителей власти и бизнеса  [9].

Информация о работе Испания на современном этапе (1990-2010гг)