Испания на современном этапе (1990-2010гг)

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 03:25, доклад

Описание работы

Динамичное развитие Испании требует постоянного расширения экспорта товаров и услуг, углубления процессов интернационализации производства. Одним из критериев успешности внешнеполитической стратегии является ееитоговая экономическая эффективность. Поэтому поиски внешних рынков стали важнейшей дипломатической задачей. В результате повысилась роль экономической дипломатии и (с учетом энергодефицитности страны) энергетической геополитики. Размах испанских транснациональных корпораций (ТНК) стал фактором позиционирования Мадрида в формирующемся многополярном мире

Работа содержит 1 файл

Испания.docx

— 42.15 Кб (Скачать)

Что нового пытается внести правительство  Народной партии в практику экономической  дипломатии? Мадрид стремится расширить  круг испанских компаний, действующих  за рубежом, за счет предприятий малого и среднего бизнеса. Учитывая их огромное количество, это может стать серьезным  резервом позиционирования Испании  на мировых рынках. Помимо этого, более  активно к решению внешнеполитических задач стали привлекать министерства экономики, финансов, промышленности, обороны и ряд других государственных  ведомств [10]. Так, министерство экономики  приняло на себя контроль за деятельностью  зарубежных представительств тех организаций, которые занимаются стимулированием  экспорта и привлечением иностранных  инвестиций в Испанию – ICEX (Испанский  институт внешней торговли) [11] и  «Invest in Spain» (агентство «Инвестируй  в Испанию») [12]. Министерство финансов подключилось к переговорам Мадрида  в рамках Евросоюза по проблемам  бюджетного дефицита и внешнего долга. Министерство образования и культуры стало оказывать более существенное воздействие на работу Института  Сервантеса – важного инструмента  политики «мягкой силы». Не исключено, что министерство обороны будет  играть определяющую роль в политике страны, касающейся вопросов международной  безопасности, проведения миротворческих операций и т.д. Тем самым на достижение целей внешней политики кабинет  М. Рахоя бросает максимальные силы.

Это тем более важно, что в  условиях жесткой экономии финансовых средств (бюджет министерства иностранных  дел и сотрудничества на 2012 г. сократился на 1441 млн евро, или на 54,4%) императивный характер приобрела мобилизация  всего административного ресурса, повысилось значение более равномерного распределения обязанностей и ответственности в сфере внешних связей.

Поставив целью рационализацию расходов, министр Х.М. Гарсия-Маргальо выступил с идеей реорганизации  испанской дипломатической службы в направлении «более тесного  сотрудничества» с ЕСВД Евросоюза. В частности, предполагается закрыть  отдельные посольства Испании, а  их персонал включить в представительства  Европейского союза. В том же ключе  можно интерпретировать и отношение  центральной власти к «параллельной  дипломатии», практикуемой испанскими регионами. Мадрид озабочен сохраняющимся  стремлением автономных сообществ  открывать собственные представительства  за рубежом (их число уже превысило 200). Министр иностранных дел предложил  региональным властям командировать  своих чиновников для работы в  испанских посольствах, где они  могли бы, используя уже имеющуюся  инфраструктуру, эффективно отслеживать  торгово-экономические и другие интересы соответствующих автономий. По мнению главы МИД, такая практика (помимо иных преимуществ) позволила  бы сэкономить значительные финансовые средства [13].

Таковы, в общих чертах, главные  методологические новации в испанской  международной стратегии. 

Внешнеполитические инструменты  антикризисного курса

Действия правительства НП с  самого начала подтвердили тот факт, что европейское направление  внешней политики рассматривается  им в качестве приоритетного, а отношения  с партнерами по ЕС являются главной геополитической пружиной Мадрида. Правительство М. Рахоя стремится быть на острие общеевропейского процесса, рассчитывая, что это сработает на международный имидж Испании.

В отношениях с европейскими партнерами испанская дипломатия ставила целью  решить две взаимосвязанные задачи. Во-первых, добиться согласия Брюсселя на увеличение бюджетного дефицита Испании  в 2012 г. с ранее согласованных 4,2% до 5,8% (удалось договориться о 5,3%). Во-вторых, сместить фокус внимания ЕС со строгого соблюдения бюджетно-финансовой дисциплины на преимущественное стимулирование экономического роста – вплоть до выработки общеевропейской  стратегии развития.

В конце января текущего года М. Рахой  впервые в роли главы правительства  участвовал в заседании Европейского совета, так называемого «неформального саммита» Евросоюза, на котором подавляющим  большинством стран («против» высказались  Великобритания и Чехия) был одобрен Договор о бюджетной стабильности – инструмент введения финансовой дисциплины и борьбы с долговым кризисом. Договор установил жесткий предел дефицита государственных бюджетов (0,5% ВВП) и ввел международную юридическую ответственность за его нарушение, что призвано стать правовым рычагом стабилизации финансовых рынков стран еврозоны. C точки зрения интересов Испании важно то, что участники саммита выразили готовность содействовать экономическому росту и увеличению занятости. В частности, указывалось на необходимость расширения кредитной поддержки бизнеса. Тем самым декларировалось открытие «второго фронта» борьбы с кризисом: наряду с жесткими бюджетно-финансовыми мерами, ЕС делал ставку на активизацию предпринимательской деятельности. В Мадриде итоги саммита были встречены с удовлетворением [14].

В феврале М. Рахой вместе с лидерами 11 других стран-членов Евросоюза (Великобритания, Италия, Ирландия, Нидерланды, Латвия, Польша, Словакия, Финляндия, Чехия, Швеция, Эстония) обратился к председателям  Европейского совета и Европейской  комиссии Херману Ван Ромпею и  Жозе Мануэлу Баррозу с письмом, в котором содержались предложения  по модернизации экономик государств ЕС и повышению их международной  конкурентоспособности.

Используя гибкую систему взаимных консультаций на высшем уровне, М. Рахой  провел серию встреч с ключевыми  фигурами европейской политики: А. Меркель, Н. Саркози, М. Монти, Д. Кэмероном и  др.

В каждом случае диалог имел свою специфику. Беседуя с германским канцлером, испанский лидер стремился укрепить взаимопонимание и получить поддержку  тех антикризисных решений, которые  реализует Мадрид. Эта цель в значительной степени была достигнута. В фокусе переговоров с французским президентом (он был первым иностранным руководителем, посетившим Мадрид после вступления в должность М. Рахоя) находились вопросы активизации экономического роста и снижения уровня безработицы. Особую смысловую нагрузку носила встреча  с новым итальянским председателем  совета министров. М. Монти, имеющий  репутацию жесткого технократа, предпринял радикальные меры по сокращению громадного бюджетного дефицита, унаследованного  от кабинета С. Берлускони. Тем самым  итальянский премьер, как писала газета «El País», «дал зеленый свет»  М. Рахою для движения в том  же направлении [15]. Анализу структурных  реформ, необходимых странам-членам Евросоюза, была посвящена встреча  в Лондоне. Главы испанского и  британского правительств обсудили либерализацию сферы услуг и  формирование единых европейских рынков энергии и инноваций. Кроме того, М. Рахой и Д. Кэмерон ознакомились с работами по строительству скоростной железнодорожной линии, пересекающей английскую столицу и соединяющей  лондонский Сити с аэропортом Хитроу. В выполнении этого масштабного  проекта видную роль играют испанские  компании «Ferrovial», «Dragados» и FCC [16].

24 января в Лиссабоне М. Рахой  встретился с президентом Португалии  Анибалом Каваку Силвой и премьер-министром  Педру Пассуш-Коэлью. Руководители  двух связанных между собой  стран, переживающих серьезные  экономические и социальные потрясения, договорились о более тесном  взаимодействии и приняли решение  о восстановлении практики ежегодных  двусторонних саммитов, которые  перестали проводиться в годы  кризиса. Очередная такая встреча  в верхах была намечена на  весну текущего года [17]. Укрепление  сотрудничества иберийских государств  – очевидный императив. В частности,  только совместными усилиями  Испания и Португалия могут  сделать иберийский полуостров  глобально значимой логистической  платформой международной торговли  и жизненно важным транспортным  узлом. Но реализация этих планов  сталкивается с большими трудностями.  Например, требования жесткой экономии  вынудили португальские власти  заморозить проект строительства  скоростной железной дороги Мадрид  – Лиссабон, которая должна была  включить Португалию с ее атлантическими  портами в европейскую систему  скоростного транспорта [18].

Экономический рост в XXI в. большой  группы латиноамериканских стран, консолидация их финансового положения и позиций  в мировой торговле несут значительный потенциал развития и углубления испано-латиноамериканских отношений. Отсюда – еще одна актуальная задача правительства М. Рахоя: усилить  ибероамериканскую культурно-политическую, финансово-инвестиционную и торгово-экономическую  связку. Задача непростая, поскольку  кризис подверг испытаниям сотрудничество Испании с латиноамериканскими  странами – как на двусторонней основе, так и в формате Ибероамериканского сообщества наций.

Особое значение дипломатия Мадрида  придает успешному (в организационном  и содержательном смысле) проведению 16–17 ноября 2012 г. в Кадисе XXII ибероамериканского саммита. Для испанского руководства крайне важно, во-первых, добиться максимально большого участия в саммите первых лиц латиноамериканских государств, во-вторых – предметно рассмотреть на нем весь комплекс вопросов расширения торгово-экономического сотрудничества в рамках ИСН и принять конкретные решения. С этой целью 29 февраля М. Рахой вместе с членами кабинета и всеми латиноамериканскими послами, аккредитованными в Мадриде, принял участие в презентации предстоящей встречи в верхах, состоявшейся в мадридской штаб-квартире Генерального ибероамериканского секретариата (ГИС) [19]. Замечу, что это было первое посещение ГИС председателем испанского правительства.

Для кабинета М. Рахоя сложность  положения в том, что кризисные  потрясения испанской экономики (в  частности, сокращение в 2009–2010 гг. объема импорта) снизили ее привлекательность  для латиноамериканских партнеров. При этом значимость рынков Латинской  Америки для испанского бизнеса  ощутимо возросла. Так что настойчивое  стремление Мадрида обосновать целесообразность и необходимость интенсификации деловых связей не случайно. «В эру  глобализации, – заявил М. Рахой, –  ибероамериканское сообщество –  это экстраординарный актив, с помощью  которого наши страны займут выдающееся место в мировой экономике  и политике. Для этого следует  придать новый импульс нашим  саммитам, конечно, без ущерба для  других международных форумов» [20].

Стремясь не допустить эрозии механизмов взаимодействия, сложившихся в рамках ИСН, правительство НП выступает  в многостороннем сотрудничестве за реальное хозяйственное наполнение, способное дать практическую отдачу для национального развития каждой из стран Ибероамерики. При этом испанские лидеры подчеркивают свою готовность выстраивать отношения  с партнерами на основе равенства  и взаимного уважения, без вмешательства  во внутренние дела друг друга.

По логике вещей, на ибероамериканском  пространстве синтезом подходов к существующим экономическим и политическим проблемам  должен стать эффективный мультилатерализм. Он отводит важное место в практической дипломатии не только международным институтам (прежде всего организациям системы ООН), но и неформальным механизмам консультаций и согласования национальных интересов в региональном или глобальном формате – разного рода многосторонним форумам, которые не ограничивают свободу маневра стран-участников. Ибероамериканские саммиты – из числа таких форумов, и задача повышения коэффициента их полезного действия включена во внешнеполитическую повестку дня кабинета М. Рахоя.

В сфере двусторонних связей Мадриду  до настоящего времени удавалось  поддерживать ровные и конструктивные отношения с большинством государств Латинской Америки. Есть свидетельства  того, что правительство НП будет  повышать интенсивность межгосударственных контактов. В частности, с 10 по 14 января 2012 г. принц Астурийский посетил  Никарагуа и Гватемалу, где присутствовал  на инаугурации вновь избранных  глав этих государств – Даниэля  Ортеги и Отто Переса Молины. Кроме  того, наследник испанского престола побывал с рабочим визитом  в Гондурасе [21]. В конце января Мадрид с представительной делегацией деловых кругов посетил президент  Перу Ольянта Умала. В центре его  переговоров с М. Рахоем были задачи расширения двусторонних торгово-экономических  связей и участие перуанского  лидера в работе XXII ибероамериканского саммита. В свою очередь, министры иностранных  дел двух стран обсудили ход подготовки к подписанию и последующей ратификации  Многостороннего торгового соглашения между Евросоюзом, Перу и Колумбией [22].

Это, однако, не означает, что у Испании  полностью закрыты все спорные  вопросы в отношениях с латиноамериканцами. Большая часть имеющихся проблем  относится к деятельности в регионе  испанских транснациональных компаний и банков. В последнее время  в Аргентине, Боливии, Венесуэле  и других государствах позиции испанского капитала подвергались разного рода атакам, что в отдельных случаях  приводило к национализации активов  ТНК. Например, в Венесуэле под  контроль государства перешел филиал банка «Santander». В феврале–апреле 2012 г. острый характер приобрел конфликт правительства Аргентины с ведущей  испанской нефтегазовой корпорацией  «Repsol», чья дочерняя компания YPF является крупнейшим производителем углеводородов  в этой южноамериканской стране. Аргентинские власти обвинили руководство «Repsol»  в недостаточных инвестициях  в разработку новых месторождений  и объявили о национализации YPF.

Информация о работе Испания на современном этапе (1990-2010гг)