Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 03:25, доклад
Динамичное развитие Испании требует постоянного расширения экспорта товаров и услуг, углубления процессов интернационализации производства. Одним из критериев успешности внешнеполитической стратегии является ееитоговая экономическая эффективность. Поэтому поиски внешних рынков стали важнейшей дипломатической задачей. В результате повысилась роль экономической дипломатии и (с учетом энергодефицитности страны) энергетической геополитики. Размах испанских транснациональных корпораций (ТНК) стал фактором позиционирования Мадрида в формирующемся многополярном мире
Что нового пытается внести правительство
Народной партии в практику экономической
дипломатии? Мадрид стремится расширить
круг испанских компаний, действующих
за рубежом, за счет предприятий малого
и среднего бизнеса. Учитывая их огромное
количество, это может стать серьезным
резервом позиционирования Испании
на мировых рынках. Помимо этого, более
активно к решению
Это тем более важно, что в
условиях жесткой экономии финансовых
средств (бюджет министерства иностранных
дел и сотрудничества на 2012 г. сократился
на 1441 млн евро, или на 54,4%) императивный
характер приобрела мобилизация
всего административного
Поставив целью рационализацию
расходов, министр Х.М. Гарсия-Маргальо
выступил с идеей реорганизации
испанской дипломатической
Таковы, в общих чертах, главные методологические новации в испанской международной стратегии.
Внешнеполитические
Действия правительства НП с самого начала подтвердили тот факт, что европейское направление внешней политики рассматривается им в качестве приоритетного, а отношения с партнерами по ЕС являются главной геополитической пружиной Мадрида. Правительство М. Рахоя стремится быть на острие общеевропейского процесса, рассчитывая, что это сработает на международный имидж Испании.
В отношениях с европейскими партнерами испанская дипломатия ставила целью решить две взаимосвязанные задачи. Во-первых, добиться согласия Брюсселя на увеличение бюджетного дефицита Испании в 2012 г. с ранее согласованных 4,2% до 5,8% (удалось договориться о 5,3%). Во-вторых, сместить фокус внимания ЕС со строгого соблюдения бюджетно-финансовой дисциплины на преимущественное стимулирование экономического роста – вплоть до выработки общеевропейской стратегии развития.
В конце января текущего года М. Рахой впервые в роли главы правительства участвовал в заседании Европейского совета, так называемого «неформального саммита» Евросоюза, на котором подавляющим большинством стран («против» высказались Великобритания и Чехия) был одобрен Договор о бюджетной стабильности – инструмент введения финансовой дисциплины и борьбы с долговым кризисом. Договор установил жесткий предел дефицита государственных бюджетов (0,5% ВВП) и ввел международную юридическую ответственность за его нарушение, что призвано стать правовым рычагом стабилизации финансовых рынков стран еврозоны. C точки зрения интересов Испании важно то, что участники саммита выразили готовность содействовать экономическому росту и увеличению занятости. В частности, указывалось на необходимость расширения кредитной поддержки бизнеса. Тем самым декларировалось открытие «второго фронта» борьбы с кризисом: наряду с жесткими бюджетно-финансовыми мерами, ЕС делал ставку на активизацию предпринимательской деятельности. В Мадриде итоги саммита были встречены с удовлетворением [14].
В феврале М. Рахой вместе с лидерами
11 других стран-членов Евросоюза (Великобритания,
Италия, Ирландия, Нидерланды, Латвия,
Польша, Словакия, Финляндия, Чехия, Швеция,
Эстония) обратился к председателям
Европейского совета и Европейской
комиссии Херману Ван Ромпею и
Жозе Мануэлу Баррозу с письмом,
в котором содержались
Используя гибкую систему взаимных консультаций на высшем уровне, М. Рахой провел серию встреч с ключевыми фигурами европейской политики: А. Меркель, Н. Саркози, М. Монти, Д. Кэмероном и др.
В каждом случае диалог имел свою специфику.
Беседуя с германским канцлером,
испанский лидер стремился
24 января в Лиссабоне М. Рахой
встретился с президентом
Экономический рост в XXI в. большой
группы латиноамериканских стран, консолидация
их финансового положения и
Особое значение дипломатия Мадрида
придает успешному (в организационном
и содержательном смысле) проведению
16–17 ноября 2012 г. в Кадисе XXII ибероамериканско
Для кабинета М. Рахоя сложность положения в том, что кризисные потрясения испанской экономики (в частности, сокращение в 2009–2010 гг. объема импорта) снизили ее привлекательность для латиноамериканских партнеров. При этом значимость рынков Латинской Америки для испанского бизнеса ощутимо возросла. Так что настойчивое стремление Мадрида обосновать целесообразность и необходимость интенсификации деловых связей не случайно. «В эру глобализации, – заявил М. Рахой, – ибероамериканское сообщество – это экстраординарный актив, с помощью которого наши страны займут выдающееся место в мировой экономике и политике. Для этого следует придать новый импульс нашим саммитам, конечно, без ущерба для других международных форумов» [20].
Стремясь не допустить эрозии механизмов взаимодействия, сложившихся в рамках ИСН, правительство НП выступает в многостороннем сотрудничестве за реальное хозяйственное наполнение, способное дать практическую отдачу для национального развития каждой из стран Ибероамерики. При этом испанские лидеры подчеркивают свою готовность выстраивать отношения с партнерами на основе равенства и взаимного уважения, без вмешательства во внутренние дела друг друга.
По логике вещей, на ибероамериканском пространстве синтезом подходов к существующим экономическим и политическим проблемам должен стать эффективный мультилатерализм. Он отводит важное место в практической дипломатии не только международным институтам (прежде всего организациям системы ООН), но и неформальным механизмам консультаций и согласования национальных интересов в региональном или глобальном формате – разного рода многосторонним форумам, которые не ограничивают свободу маневра стран-участников. Ибероамериканские саммиты – из числа таких форумов, и задача повышения коэффициента их полезного действия включена во внешнеполитическую повестку дня кабинета М. Рахоя.
В сфере двусторонних связей Мадриду
до настоящего времени удавалось
поддерживать ровные и конструктивные
отношения с большинством государств
Латинской Америки. Есть свидетельства
того, что правительство НП будет
повышать интенсивность
Это, однако, не означает, что у Испании
полностью закрыты все спорные
вопросы в отношениях с латиноамериканцами.
Большая часть имеющихся
Информация о работе Испания на современном этапе (1990-2010гг)