Искусство Киевской Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 19:45, реферат

Описание работы

Древнерусское искусство - живопись, скульптура, музыка - с принятием христианства также пережило ощутимые перемены. Языческая Русь знала все эти виды искусства, но в чисто языческом, народном выражении. Древние резчики по дереву, камнерезы создавали деревянные и каменные скульптуры языческих богов, духов, живописцы разрисовывали стены языческих капищ, делали эскизы магических масок, которые затем изготовлялись ремесленниками; музыканты, играя на струнных и духовых деревянных инструментах, увеселяли племенных вождей, развлекали простое народ.

Содержание

1. Введение…………….. 1
2.Архитектурно- композиционные формы и их эволюция………… 4
3.Живопись Киевской Руси……………….. 6
4.Прикладное искусство……………… 9
4.1.Внутреннее убранство дома…………….. 9
4.2.Народный костюм……………………. 10
5.Иконопись………………… 12
5.1.Никола с житием……………………….. 12
5.2.Илья Пророк………………………….. 14
5.3.Архангел Гавриил………………. 15
5.4.Иаков, Никола Игнатий…………….. 15
6.Заключение……………. 17
7.Список литературы………………. 18

Работа содержит 1 файл

Архитектурно.doc

— 135.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 

                    Реферат

                                   по дисциплине история

                            на тему  Искусство Киевской  Руси 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                 выполнила  студентка

                                                                     ТХТК группы 1э14/10

                                                                      Мореева Анастасия

                                                 

                                                                            
 
 
 

                                                   Тверь 2010г.

                                            Содержание

1. Введение……………..                                                                               1

2.Архитектурно- композиционные формы и их  эволюция…………        4

3.Живопись Киевской  Руси………………..                                                 6

4.Прикладное  искусство………………                                                        9

4.1.Внутреннее  убранство дома……………..                                              9

4.2.Народный костюм…………………….                                                  10

5.Иконопись…………………                                                                       12

5.1.Никола с  житием………………………..                                               12

5.2.Илья Пророк…………………………..                                                  14

5.3.Архангел Гавриил……………….                                                          15

5.4.Иаков, Никола  Игнатий……………..                                                    15

6.Заключение…………….                                                                            17

7.Список литературы……………….                                                           18

                                                  Введение

  Древнерусское искусство - живопись, скульптура, музыка - с принятием христианства также пережило ощутимые перемены. Языческая Русь знала все эти виды искусства, но в чисто языческом, народном выражении. Древние резчики по дереву, камнерезы создавали деревянные и каменные скульптуры языческих богов, духов, живописцы разрисовывали стены языческих капищ, делали эскизы магических масок, которые затем изготовлялись ремесленниками; музыканты, играя на струнных и духовых деревянных инструментах, увеселяли племенных вождей, развлекали простое народ.  
  Христианская церковь внесла в эти виды искусства совершенно иное содержание. Церковное искусство подчинено высшей цели - воспеть христианского Бога, подвиги апостолов, святых, деятелей церкви. Если в языческом искусстве «плоть» торжествовала над «духом» и утверждалось все земное, олицетворяющее природу, то церковное искусство воспевало победу «духа» над плотью, утверждало высокие подвиги человеческой души ради нравственных принципов христианства.

                       Архитектурно-композиционные формы их эволюция

 

   Можно без сомнения утверждать, что первый значительный этап в развитии культуры, в том  числе и архитектуры, нашел свое проявление в эпохе Киевской Руси.  Период расцвета Киевского государства – конец Х – ХI века. В эти десятилетия в Киеве наряду с деревянными сооружениями появляются дворцы, храмы и крепостные башни, построенные из кирпича и камня, выложенных рядами на розоватого цвета известковом растворе и образующих  "полосатую" кладку. Крупнейшим памятником архитектуры Киева явился Софийский собор (начат в 1037 г. – окончен в конце ХI в.),  первоначальный облик которого позже был искажен перестройками.  Церкви на Руси имели не только культурное, но и общественное назначение.  Это усиливало то внимание, которое уделялось их строительству. Первоначально Софийский собор представлял собой пятинефный крестовокупольный храм с тринадцатью главами, из которых пять средних были  болот крупными, а центральная, осевая, самой большой. С севера, юга  и запада собор окружался открытыми одноэтажными галереями на аркадах. С восточной стороны каждый из пяти нефов завершался полукруглой в плане апсидой. Спустя несколько десятилетий наружные галереи  были надстроены вторым этажом. Кроме того, возник еще один ряд  одноэтажных галерей, появились башни, заключавшие лестницы для  подъема на хоры. Значительно позже – в ХVII - ХVIII веках надстроили и наружный ряд галерей, возникли прямоугольные контрфорсы, основная кладка скрылась под слоем штукатурки, на северной и южной сторонах возвели новые купола, были произведены и другие существенные изменения в архитектурном облике храма.

   Меньше  преобразований произошло внутри собора. Стены и своды  были покрыты  монументальной фресковой живописью  н мозаикой. Изображения, в которых  ясно просматривается стилистическая общность со статуарными, статичными образами Византии, полны торжественности и  парадности. В главной алтарной апсиде мозаики размещены в трех ярусах.  В верхнем - Большая торжественная фигура Богоматери с поднятыми руками. Мозаики набраны из кубиков смальты разного цвета. Яркие чистые краски с преобладанием сине-лиловых тонов декоративно выделяются на сверкающем золотом фоне. Монументальная живопись киевской Софии, сплошным ковром покрывающая архитектурные формы и органически связанная сними, является высшим достижением той эпохи. Большие масштабы, целостное композиционное построение и ряд других признаков позволяют провести грань между Софией в Киеве, первым крупным монументальным сооружением Древней Руси, и современными ему византийскими храмовыми постройками.

   Следующая стадия развития архитектуры Киевской Руси связана с Великим Новгородом. Здесь, в середине XI века  (1045 -1050), был построен Софийский собор с пятинефным внутренним пространством, строгий, композиционно собранный и величавый. Несмотря на последующие перестройки, собор сохранил до наших дней свои основные черты и прежде всего монументальность и лаконичность облика. Новгородская София в основном построена из камня, кирпич использован лишь частично - в кладке арок, окон, порталов. Фасады собора разделяются широкими пилястрами - лопатками, которые выражают внутреннее строение храма. Между ними так называемые закомары-завершения, соответствующие сводчатым покрытиям нефов. Собор увенчан пятью главами, над башней, ведущей на хоры, находится еще одна - шестая глава. Внешний облик собора не имел каких-либо декоративных деталей. В интерьере основную роль имеют мощные крещатые столбы, несущие своды. И стены, и столбы, и своды, так же как и в киевской Софии, были покрыты живописью, в данном случае исключительно фресками.

   В XII веке в Новгороде устанавливается республиканская форма правления. Вместо больших храмов, возведение которых  было связано с княжеским периодом, строятся церкви однокупольного типа. Широко известна церковь Спаса-Нередицы близ Новгорода (конец XII века), в которой определилась типичная для последующего развития русского зодчества форма - необычайно простая, призматическая, близкая к кубу. Фактически она возникла из больших храмов, таких, как киевская и новгородская Софии, но там было пять внутренних нефов и пять куполов в основной части здания, здесь же эта система еще более упрощается, вводятся лишь три продольных нефа и один купол.  Выявление внутренней структуры сооружения снаружи - характерная черта, проявившаяся уже в самых ранних сооружениях Древней Руси, обнаруживается и здесь, на фасадах Нередицы - трехчастное деление, внутренние своды определили появление внутренних арок-закомар, на восточной стене трем нефам соответствуют три алтарные апсиды. Единственный купол поддерживается четырьмя внутренними столбами. Существующее в настоящее время луковичное покрытие купола появилось позже. Первоначально купол, как и во всех древнерусских храмах был шлемовидным. Типичны узкие, щелевидные окна на фасадах и барабане купола.

   Церковь покрыта обмазкой и побелена. Лепные детали на фасадах почти отсутствуют. Слегка неровные, "текучие" линии штукатурных поверхностей фасадов, углов здания, лопаток, закомар, придают сооружению мягкую пластичность. Церковь Спаса-Нередицы была разрушена немецкими фашистами, но в настоящее время восстановлена. Первоначально она вся была расписана фресками - от пола до купола включительно. Фрески сохранились на уцелевшей части сооружения. Поверхности стен и сводов членились коричневато-красными полосами на отдельные большие поля нередко даже не совпадающие с границами архитектурных членений. В границах этих полей были изображены святые и различные религиозные сюжеты. Общий колорит фресок определяется типичным для других фресковых росписей голубоватым фоном, на котором выступали охристые, коричневатые и белые пятна - лики святых, нимбы, детали одежды.

   Близка  по своему типу к Нередице церковь  в Старой Ладоге, относящаяся к XII веку, в которой сохранились остатки  замечательных фресок того же времени.

   Близок  к Новгороду по характеру архитектуры  город Псков. Здесь тоже возводились многочисленные одноглавые церкви, строившиеся из местного грубо околотого плитняка. По сравнению с новгородскими они более массивны и отличаются особой сочностью форм.

   Колоколен в Новгороде и Пскове не строили, они появились в Москве позже, в конце XV века. В Пскове существовали только звонницы - каменные стенки, завершавшиеся невысокими круглыми столбами, между которыми подвешивались колокола. Иногда колокола крепились просто к толстому деревянному брусу, укреплявшемуся на врытых в землю деревянных столбах.

   Крупным центром зодчества было Владимиро-Суздальское  княжество. Здесь, во второй половине XII столетия был построен ряд первоклассных  сооружений, возведенных из высококачественного  белого камня - известняка. При князьях  Андрее Боголюбском и Всеволоде III во Владимире строятся храмы и дворец, которые должны были содействовать прославлению столицы княжества. Самое крупное сооружение Владимира - Успенский собор, начатый строительством в 1158 году и затем, после пожара, перестроенный. Первоначальное здание было окружено галереями, добавлены четыре главы, внесены и другие изменения. Расширенный и переделанный собор получил необычайно гармоничное, композиционно четкое, превосходно проработанное во всех деталях белокаменное оформление. Фасады строения расчленены на отдельные вертикальные поля, разграниченные тонкими полуколонками и завершенные закомарами. Посередине высоты здания проходит широкая лента - колончатый пояс, состоящий из маленьких колонок, соединенных арочками. Главы завершены шлемовидными покрытиями. Медная крыша была первоначально позолочена. Внутри собор был расписан и содержал драгоценную утварь.

   Другое  ценнейшее произведение владимиро-суздальского зодчества - Дмитриевский собор (1194 -1197), служившим придворным храмом. Сооружение имеет кубическую форму, внутри его - четыре опорных столба, поддерживающие единственную главу. С восточной стороны - три апсиды. Это самый богатый по убранству храм. Система декоративного оформления в основе та же, что и в Успенском соборе, но роль скульптуры здесь несравненно большая. Применена сложная орнаментальная резьба - даны скульптурные изображения святых, маски, грифоны, животные, птицы, растительные и другие мотивы, высеченные из белого камня. Изображений так много, что они превращают верхнюю часть стены над широким горизонтальным поясом в сплошную орнаментально разработанную "ткань". Орнаментация применена и между колонками основного пояса, в обработке барабана главы между колонками и в верхней части апсид. Рельефы Дмитриевского собора вдохновлены народным творчеством, но ряд образов в них связан с византийским и восточным влияниями, переработанными народной фантазией. Сходная скульптурная декорация наблюдается и в некоторых других памятниках Владимира и Суздаля. Дмитриевский собор в свое время, как и другие храмы, был целиком расписан фресками, сохранившимися лишь фрагментарно.

   В Боголюбове существовал дворец князя  Андрея Боголюбского, находившийся в  пределах княжеского замка. Дворец непосредственно  был связан с придворным собором. От этого комплекса до нашего времени дошел лишь небольшой фрагмент - двухэтажная лестничная башня с частью перехода из башни в собор. Характерно, что в лестничной башне применены те же мотивы, что и в почти одновременно создававшихся храмах: аркатурный поясок с колонками на небольших, вделанных в стену кронштейнов. Это доказывает, что “светские сооружения Древней Руси обладали общностью стиля с культовыми сооружениями.” (Л.4)

Живопись  Киевской Руси

 

   Несмотря  на достаточно большое количество книг по истории и культуре Киевской Руси, практически ни в одной нет ничего об  исконно русской живописи, то есть живописи, которая сохранилась с дохристианской эпохи развития Киевской Руси. В некоторых источниках есть заметки, что живопись все же существовала до крещения, однако она представляла собой грубо выдолбленные на стенах сооружений (изб) рельефные картинки, которые затем раскрашивались подручными красками (охрой, белилами и.т.д). Таким образом, мы вынуждены рассматривать христианскую русскую живопись, например, иконы.

      “Древнерусская живопись – одна  из самых высоких вершин мировой культуры, величайшему духовному достоянию нашего народа. Древнерусская живопись – живопись христианской Руси – играла в жизни общества очень важную и совсем  иную роль, чем живопись современная, и этой ролью был определен ее характер. Неотделима от самого предназначения древнерусской живописи и достигнутая ею высота.  Русь приняла крещение от Византии и вместе с ним унаследовала представление о том, что задача живописи – “воплотить слово”, воплотить в образы христианское вероучение. Поэтому в основе древнерусской живописи лежит великое христианское “слово”.

Информация о работе Искусство Киевской Руси