Искусство Древнего Китая

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 19:23, реферат

Описание работы

Исследованиями археологов установлено, что территория Китая была населена уже со времен нижнего палеолита. Именно в Китае найдены самые древние остатки ископаемого человека (синантропа) вместе с примитивными каменными орудиями. Благоприятные природные условия восточного Китая способствовали тому, что в долине реки Хуанхэ и ее притоков очень рано — уже с 3 тысячелетия до н.э.появилось земледелие. Затем здесь возникли государства, которые наряду с Египтом, Двуречьем и Индией явились наиболее ранними в истории человечества очагами культуры и искусства.

Содержание

Введение
Музыка и музыкальные инструменты
Литература
Архитектура
Музей "Подземной армии" как ярчайший образец скульптурного искусства Древнего Китая
Живопись
Декоративно-прикладное искусство
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Искусство Древнего Китая.docx

— 48.99 Кб (Скачать)
  1. Архитектура Древнего Китая

  Виды древних китайских сооружений очень многообразны: это и дворцы, и храмы, и садовые сооружения, и могилы, и жилища. По своему внешнему облику эти сооружения или торжественны и великолепны, или изящны, изысканы и динамичны. Тем не менее они обладают характерной особенностью, которая так или иначе сближает их друг с другом, - это те строительные идеи и эстетические устремления, присущие исключительно китайской нации.

  В древнем Китае наиболее типичной конструкцией дома считалась каркасно-столбовая, использующая для этого древесину. Это объясняется тем, что тяжесть дома выдерживают столбы, а не стена. В этом и заключается суть дела. Такая каркасная система не только позволяла китайским архитекторам свободно проектировать стены дома, но способствовала предотвращению разрушения дома при землетрясениях.

  Древние архитектурные сооружения Китая носят и другой яркий характер: они подвергаются художественной отработке, придавая им специфическую декоративность. Например, крыши домов не были ровными, а всегда вогнутыми. А для того, чтобы придать зданию определенное настроение, строители обычно вырезали на балках и карнизах разнообразные картины животных и трав. Подобные узоры наносились гравированные и деревянные столбы комнат, окон и дверей.

  Своего наивысшего развития архитектура Древнего Китая достигли в III в. до н.э.- III в. н.э. (период династий Цинь и Хань), когда страна была объединена в крупное централизованное государство. Китай этого времени представлял собой мощную империю, в состав которой были включены ранее независимые многочисленные племена и государства. Циньские и ханьские города достигали больших размеров и отличались установившимися принципами планировки. Раскинувшиеся на большом пространстве, они обносились крепостными стенами с башнями и многочисленными воротами и внутри делились на несколько частей.

Дворцовые сооружения, башни и дома знати  выделялись среди остальных построек своими размерами и роскошной  отделкой. Во время династии Цинь в столице государства — Сяньяне — число дворцов достигало 300. Зданий, относящихся к этому времени, не сохранилось до наших дней, так как основным строительным материалом служило дерево. Однако представление о них дают описания в литературных источниках. Строительные принципы китайской архитектуры, восходящие к очень древним временам, изложены уже в "Щицзине".На подготовленной и утрамбованной площадке закладывался земляной фундамент (род стилобата), облицованный камнем или мрамором. На этом фундаменте возводился основной каркас здания, состоявший из деревянных столбов, связанных поперечными перекладинами. На каркас опиралась широкая и высокая крыша, которая была самой большой и тяжелой частью здания. По образному представлению древних китайцев, она должна была производить впечатление развернутых крыльев летящего фазана. Тяжелая массивная кровля, столь обычная в памятниках китайского зодчества, предопределила особенности одного из основных конструктивных и декоративных элементов китайских построек — так называемого доу-гун. Доу-гун представляет собой своеобразную систему многоярусных деревянных кронштейнов, которая, увенчивая опорный столб в месте его соединения с горизонтальной балкой, принимает на себя тяжесть этой балки и служит для поддержки большого выноса широких крыш, равномерно распределяя их тяжесть. Доу-гун состоит из ряда изогнутых брусьев, наложенных друг на друга и далеко выступающих за пределы здания. Выступающие концы балок и доу-гуны в ханьское время уже богато декорировались. Легкие деревянные стены здания укреплялись на каркасе и служили как бы ширмами, которые можно было разбирать и заменять в зависимости от времени года. Судя по описаниям в летописях и древних книгах, дворцы циньских и ханьских правителей строились из различных пород ценного дерева и имели кровли из цветной черепицы. Внутри дворцов стены украшались росписями и пропитывались ароматическими веществами, полы инкрустировались драгоценными камнями. Вокруг дворцов были разбиты сады и парки с цветниками, сохранявшимися на протяжении всего года.

  По сравнению с дворцами жилые помещения в южной части Китая очень скромны. Дома покрыты темно-серыми черепичными крышами, их стены перекрыты белыми цветами, а деревянные каркасы - темно - кофейным цветом. Вокруг домов растут бамбук и бананы. Религиозная традиция предписывала строить здание в соответствии с благоприятным для человека направлением ветров, уровнем подземных вод и рельефом местности. В основе своей эта традиция опиралась на народный опыт и имела не только символический смысл, но и определенное практическое значение. По суеверным представлениям, здания должны были фасадом обращаться на юг, строиться у реки и у подножия гор. Практически это было связано с защитой строений от ветров и обогреванием солнечными лучами с юга.

  Самым грандиозным архитектурным сооружением времени Чжаньго является "Великая китайская стена",Это уникальный памятник крепостной архитектуры, который начали сооружать в IV—III вв. до н.э., когда китайские государства были вынуждены защищаться от набегов кочевых народов Центральной Азии. Великая стена, словно гигантский змей, вьется по горным хребтам, вершинам и перевалам Северного Китая. Ее длина превышает 3 тыс. км, примерно через каждые 200 м стоят четырехугольные сторожевые башни с отверстиями-амбразурами. Расстояние между башнями равно двум полетам стрелы, оно легко простреливалось с каждой стороны, что обеспечивало безопасность. Верхняя плоскость стены представляет собой широкую защищенную дорогу, по которой могли быстро передвигаться воинские части и обозы. 

4. Музей "Подземной  армии" как ярчайший  образец скульптурного  искусства Древнего  Китая.

  "Подземная армия" первого  императора Китая Цинь Ши Хуанди — это гробничный комплекс первого императора. В марте 1974 года в центре Китая, среди долин и холмов лессового плато, произошло одно из самых удивительных событий в истории археологии. Здесь, неподалеку от города Сиань, местные крестьяне, проводя земляные работы, случайно наткнулись на "подземную армию". Она состояла из терракотовых фигур древних воинов, их слуг, лошадей, запряженных в боевые колесницы, вылепленных неизвестными мастерами в натуральную величину. Часть изваяний в казавшихся бесконечными подземных туннелях распалась, но другие лишь слегка наклонились.

  Весть о находке облетела весь  мир. Она привлекла внимание  одной поразительной особенностью. Свет карманных фонариков, попадая  на фигуры, выхватывал из темноты  подземелья множество непохожих  друг не друга, почти живых  - с такой тщательностью они  были вылеплены - лиц. Значительный "возраст" и явная портретная индивидуальность скульптур натолкнули некоторых исследователей на сравнение их с произведениями искусства других цивилизаций прошлого, и прежде всего с амарнским портретом, появившимся в один из самых интересных периодов в истории Древнего Египта - эпоху фараона Эхнатона.

  Дальнейшие исследования добавили  оснований для подобных аналогий. Оказалось, что, как и многие  древнеегипетские изваяния, устанавливаемые  в гробницах фараонов и знатных  вельмож, фигуры китайских воинов  предназначались для иного мира, и представлял собой грандиозный,  состоящий из семи тысяч скульптур  погребальный эскорт первого  императора Китая Цинь Ши Хуанди. Это означало, что "подземной армии" - около 2000 лет. Для Цинь Ши Хуанди жизнь после смерти была продолжением жизни.

  Но прежде, чем обратиться к  более подробному рассмотрению  погребального комплекса Цинь Ши Хуанди, стоит рассказать о самой его личности и о том времени, в которое он жил. Ко времени вступления на престол юному наследнику циньского царства исполнилось лишь тринадцать лет, до его совершеннолетия (до 21 года) государством управлял его первый советник. Ин Чжен был сыном Сян Вана - царя Гуаньчжуна (название территории бывшего циньского царства). Придя к власти, он смог положить конец междоусобным войнам, которые вели между собой китайские царства, и в 221 году до н.э. провозгласил себя первым императором Поднебесной - Цинь Ши Хуанди. При Цинь Ши Хуанди началось осуществление грандиозных даже по нынешним масштабам проектов, таких, например, как создание Великой стены. Вскоре после того, как Цинь Ши Хуанди захватил власть, он начал строить себе подземный мавзолей огромных размеров, занимающий площадь в 8 кв. км внутри 225 кв. км похоронного участка. В разработке и постройке мавзолея был использован труд 750 тысяч рабов и заключенных. В то время как обычный человек мог быть похоронен в небольшом глинобитном сооружении, император имел усыпальницу такую же полноразмерную, как и его армия, так как она могла понадобиться после смерти. Терракотовое войско Цинь Ши Хуанди охраняет его с восточного фланга - это единственное направление, по которому враги могли атаковать его столицу Сиань.

  Могила Цинь Ши Хуанди содержала в себе полную версию его домена - весь Китай с ртутными морями и реками и драгоценные камни в качестве звезд и планет на покрывавшем гробницу небесном своде. Его 7000 армия из терракоты располагается в километре на восток от его гробницы, имеющей пирамидальную форму. Там есть три основные зоны: основная часть его войска (раскоп № 1), его конница (раскоп № 2) и армейский штаб (раскоп № 3).

  Каждый солдат был выполнен  с учетом индивидуального сходства  с гвардией, действительно охранявшей  Цинь Ши Хуанди. Их лица, одежда, очертания тел, прически, бороды и другие элементы их внешности были индивидуализированы более чем 30 специалистами. Поставленные внутри своей вечной гробницы они были разрушены после смерти Цинь Ши Хуанди. Раскоп № 2 все еще находится в процессе раскопок. 6000 солдат раскопа №1 выглядели, конечно, лучше 2 тысячи лет назад, до того, как время разрушило их на части, а затем они были вновь очень усердно собраны. Реставрация каждого из них заняла примерно месяц.

  Эти терракотовые фигуры во  многом изменили представления  об искусстве Китая, и прежде  всего о скульптуре. Ранее считалось,  что скульптура Древнего Китая  в высокой степени соответствовала  канонам и догмам религиозного  мировоззрения. "Похоже, что в  скульптурах воинов подземной  армии гораздо больше реализма, чем это бывает в настоящей  жизни, больше холодного рассудка, чем эмоций, есть почти научная  точность в изображении характеров" - так описал свои впечатления  известный китайский искусствовед  Лю Сяо Чунь.

  Отмечая большое эмоциональное  воздействие "подземной армии"  на современного зрителя, китайские  специалисты выделяют ряд приемов,  за счет которых древние скульпторы  достигали нужного эффекта. Во-первых, это связано с воплощением  величественности и грациозности  общего замысла. Для этого циньские мастера использовали довольно простой, но обычно избегаемый художниками метод - персонажи, прототипы которых стоят на одной и той же социальной ступеньке общества, изображены ими с повторяющимися жестами. Войны замахиваются на невидимого врага. Слуги смиренно припадают, командиры ждут приказаний.

  Фигуры лошадей, как и людей,  выполнены почти в натуральную  величину. Их высота - 1,5 метра, длина  - 2 метра. Что же касается колесниц, то они не копия, а оригинал, по которому можно с большой  точностью судить об уровне  развития техники в Древнем  Китае.

  Не менее важную роль играет  и композиция всего ансамбля, которая отличает его от обычных  скульптурных групп, устанавливаемых  на площадях или в нишах  храмов. Скорее всего, ее можно  сравнить с городской застройкой  китайских кварталов времен средневековья  или со сказочным китайским  драконом, показывающим сначала  только голову и скрывающим  хвост. Чтобы по-настоящему рассмотреть  и оценить произведения древних  мастеров, надо самому пройтись  среди фигур воинов, каждая из  которых чуть выше человеческого  роста, стать как бы частичкой  "подземной армии". Поражают  динамизм и мощь. Отчасти такой  эффект достигается за счет  чередования в композиции вертикальных  линий, создаваемых строем пехотинцев, с горизонтальными, которые образованы  фигурами лошадей и боевых  колесниц.

  Но главное, что усиливает общее  впечатление, - уже упомянутая индивидуальность  скульптурного портрета, передающая  распространенный во времена  Цинь Ши Хуанди тип человеческой натуры. Неизвестные художники изобразили людей, не просто облеченных всеми атрибутами общественного и служебного положения, но прежде всего - характеры, открытые переживаниям своей эпохи. В чертах многих лиц видна сила и храбрость солдата, слегка волнующегося перед боем, застенчивость и лукавость слуги, саркастическая улыбка стражника, необычайная энергия и властность в глазах офицера. Мы как бы получаем возможность воочию увидеть людей, которые жили в глубокой древности.

  1 октября 1997 года был открыт  Музей терракотовых воинов и  лошадей Цинь Ши Хуанди. Подземная армия первого китайского императора предстала перед миром во всей своей славе и великолепии. Открытый музейный комплекс стал самым большим историческим музеем на планете. В нем постоянно действуют шесть основных экспозиций: три раскопа (раскоп № 1, раскоп № 2, раскоп № 3), выставка бронзовых колесниц с лошадьми, выставки культурных реликвий и драгоценностей из мавзолея Цинь Ши Хуанди. В течение 20 лет, прошедших со времени открытия, музей посетили 30 млн. человек. Терракотовые фигуры и лошади были показаны во многих странах мира (Соединенные Штаты Америки, Англия, Франция, Германия, Япония, Новая Зеландия, Австралия, Дания, Швеция, Швейцария, Италия, Ирландия, Южная Корея и Норвегия), где они были горячо приняты местной публикой.

  Раскоп № 1 имеет прямоугольную  форму (230 метров в длину и  62 метра в ширину). В нем пять  дверей и длинный проход в  каждую сторону. Между двумя  проходами находятся девять коридоров,  идущих с севера на юг, разделенных  глинобитными стенами.

  Прямоугольное образование, состоящее  из колесниц и пехоты, составляет  основное тело войска. С каждой  стороны раскопа проходит ряд  воинов, обращенных лицом во внешнюю  сторону. Они призваны защищать  армию по бокам и с тыла. Войны трех рядов с восточной  стороны составляют авангард. В  девяти коридорах колесницы и  пехота расположены чередующимися  рядами, образуя основное тело  огромного боевого образования.  В каждом коридоре находится  по четыре ряда воинов (некоторые  в военной одежде, другие - в доспехах). Колесницы помещены между войнами,  каждая сопровождается возничим  и двумя солдатами.

   Передние пять коридоров занимают  площадь в 2000 кв. м, включают 1087 терракотовых фигур, 8 боевых колесниц  и 32 лошади. Все эти объекты  в данное время экспонируются.  Но подсчитано, что примерно 6 тысяч  терракотовых фигур и более180 запряженных колесниц еще будут  найдены, когда завершатся раскопки.

  Раскоп № 2 имеет форму латинской  буквы "L" и занимает территорию  в 6000 кв. м. Он разделен на  четыре отсека. Раскоп № 2 включает  в себя 1300 воинов разных видов, 89 боевых коней, 356 запряженных колесниц  и 100 оседланных лошадей.

  Первый отсек - это восточный  конец, в котором находятся  172 стрелка в положении стрельбы  с колена вдоль среднего коридора.

Информация о работе Искусство Древнего Китая