Искусство Древнего Египта

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 16:50, курсовая работа

Описание работы

Данная работа посвящена рождению, становлению и развитию, искусства и ремесла, одной из величайших культур человечества, которое в течение нескольких тысячелетий играло важнейшую роль в истории Средиземноморья, восточной Африки и Передней Азии – Древнеегипетской [10].

Актуальность данной темы заключается в том, что каждая эпоха в жизни Древнеегипетского общества, оставляет тот или иной след, который находит своё отражение в современном обществе.

Хронологические рамки данной курсовой работы, определяются следующим образом: начало исследования VI – V тысячелетия до н. э, (по первым археологическим раскопкам), конец исследования, примерно VI в до н. э, (так как в это время Древнеегипетская цивилизация, была захвачена Персидским царством)

Работа содержит 1 файл

Курсач - ВОРД 7 - Й.doc

— 305.50 Кб (Скачать)

 На  протяжении Среднего и Нового царств орудия и способы обработки дерева совершенствовались. Медные лезвия орудий постепенно заменялись бронзовыми, а в период Позднего царства — железными. Росписи Нового царства показывают, что и тогда в столярных мастерских распил длинной доски производили тем же способом, что и в Древнем царстве, привязав её к столбу. Примитивная форма ручной пилы “лисий хвост”, приняла более современный вид; кроме того, перестали вставлять клин для расширения распила. Развод пил, возможно, известный уже ко времени Среднего царства, в Новом царстве повсеместно вошел в обиход. Маленькие доски распиливали сидя не на полу, как в Древнем царстве, а на низеньком трехногом табурете, упираясь ногой в доску, чтобы придать ей устойчивость. Стволы по-прежнему обтесывали металлическим теслом, заменяющим рубанок, шлифовали плоским камнем мелкозернистого песчаника. Мелкие детали и ножки мебели вырезали долотом – стамеской.

 Спорен  вопрос о времени изобретения  токарного станка: одни полагают, что  он стал применяться лишь в Греко – римский  период, другие — что он был введен раньше. Однако точных доказательств последнего не имеется, поскольку не установлено, были ли ножки некоторых стульев и табуретов вырезаны или выточены на станке.

 Впервые, в, это время мебель начинают фанеровать. Тонкую фанеру умели изготовлять уже во времена Древнего царства, но скрепляли её деревянными гвоздиками, а с Нового царства фанеру, сделанную из лучших сортов дерева, стали наклеивать на менее дорогую древесину. Обшитые фанерой стулья были найдены в гробнице Туи. Роспись на стене в гробнице визира Рехмира показывает, как это делалось: столяр ставил клей на огонь, а затем обмазывал им тонкую фанеру, которую приготовил ему плотник, после чего третий мастер полировал ее плоским камнем песчаника. Клей извлекали из костей, кож, сухожилий и хрящей животных путем кипячения, выпаривания полученного отвара и охлаждения в формах, где он застывал в твердую массу [12]. 

    1. Металлургия
 

 Несмотря  на то, что медь, добываемая на Синае, была мягкой, поскольку имела незначительное количество примесей марганца и мышьяка, древние кузнецы умели её закаливать, при помощи холодной ковки и получать достаточно твердый металл. Ещё в додинастические времена медь для улучшения качества стали переплавлять. Для этой цели употреблялись открытые керамические и каменные формы. После отливки изготовляемое из меди изделие подвергали холодной ковке. Впоследствии, когда появились специальные щипцы для металла, стали ковать медь в горячем состоянии. При изготовлении, какого – либо орудия, или оружия, например долота, или кинжала, его режущий край отковывали для отточки и придания нужной формы.

 Процесс ковки вызывал изменение кристаллического состояния металла, при котором  медь становилась тверже. Кроме наборов  инструментов в гробницах знати, медные орудия труда были найдены археологами на местах работы – в каменоломнях и копях. На каменных блоках, из которых были сложены пирамиды, видны следы только каменных и медных орудий. Бронза, т.е. сплав меди с оловом, тогда еще не была известна, из меди во времена Древнего царства изготовляли орудия для обработки не только дерева и мягких сортов камня, но также и твердого камня – гранита и базальта, о чем свидетельствуют следы медных инструментов, оставшиеся на них. Только ковкой и перековкой орудий древние кузнецы достигали их поразительной твердости. Химический анализ медных орудий показал, что со временем металл терял свойства, приобретенные ковкой [10].

 Со  времен Раннего царства для покрытия деревянных изделий употребляли  тонкую листовую медь — её прикрепляли медными гвоздиками. Водосточные желоба в пирамидных и храмовых сооружениях были выложены медными листами без следов припоя. Химический анализ медных изделий показал, что медь никогда не была чистой — из руды в неё попадали такие примеси, как сурьма, мышьяк, висмут, марганец, железо, никель и олово. Обычно процент примесей был невелик, но когда он увеличивался, медь становилась более твердой. Учитывая это, со времен Среднего царства при плавке в медь стали добавлять олово, чтобы получить более твердый и прочный металл — бронзу. Более низкая точка плавления бронзы и большая текучесть облегчали процесс её литья. Производство искусственного сплава меди с оловом означало прогресс в развитии производительных сил — вступление общества да более высокую ступень цивилизации, в бронзовый век.

 В позднюю  эпоху из бронзы отливали статуэтки  сплошными, или полыми внутри. Для  этого применяли способ литья  по восковой модели: из пчелиного воска  изготовляли модель фигуры, которую  собирались отлить, покрывали её глиной и нагревали – воск  вытекал через отверстия, оставленные для заливки металла, а на его место в затвердевшую форму вливали раскаленный металл. Когда металл застывал, форму разбивали, и поверхность статуи отделывали зубилом. Так же отливали полые фигуры, но воском покрывали формовочную шишку из кварцевого песка. Этим способом экономили воск и бронзу.

 Несмотря  на широкое распространение бронзы во времена Нового царства – из неё изготовляли не только орудия, но и оружие (кинжалы, копья, наконечники  стрел и т.п.), - из более дешевой меди тоже продолжали делать орудия и различные предметы. В гробнице Тутанхамона медных предметов оказалось больше, чем бронзовых [9]. 

    1. Обработка кожи и ткачество 
 

 Существенное  место среди ремесел занимали обработка кожи и изготовление из нее различных предметов обихода. Египтяне с древнейших времен умели обрабатывать шкуры, которые в изобилии доставляли пастухи и охотники. Из кожи делали ремни, служившие для прикрепления к рукоятке рабочей части многих орудий (топоров, тесел, мотыг). Для скрепления частей плуга и деталей мебели, бурдюки для воды, кошели, мешки, чехлы и футляры для свитков папирусов и драгоценных изделий, пергамент, сандалии, щиты и колчаны, а с Нового царства – детали боевых и парадных колесниц, конские сбруи.

 Вот перед нами мастерские кожевников. В глубине одной из них открыта  дверь в небольшой дворик, на котором  группа мужчин занята обработкой шкур. Один кладёт в большой глиняный сосуд  шкуры для вымачивания, а двое других принялись за обработку вымоченных, только, что вынутых из сосуда шкур. Один кожевник очищает шкуру от мездры; в руке он держит инструмент с несколькими остриями, похожий на гребень. Его сосед удаляет с кожи скребком шерсть. Очищенные шкуры снова кладут вымачивать в другие сосуды.

 В самой  мастерской работники заняты обработкой совершенно готовых, чистых и вымоченных шкур. Часть их промазывают густым слоем жира, а затем начинают мять. Жир впитывается в поры кожи, и она становится гибкой и мягкой. Другие шкуры просто растягивают, вырезают из них куски нужной формы и натягивают их на приготовленные деревянные остовы; так получаются щиты, колчаны, передки и бока колесниц.

 Всё это высушивается на солнце. Высохнув, кожаные предметы становятся твёрдыми и прочными. Из кожи обработанной жиром, делают сандалии, ремни, конские уздечки, ошейники для собак. Добавив красящие вещества, получают цветную кожу [12].

 Так же одним из древнейших видов египетского  ремесла было ткачество, которое  развивалось из плетения корзин. Сохранились  образцы неолитических, бадарийских и додинастический плетений из листьев финиковой пальмы, различных трав и растений. Остатки полотняных тканей дошли до нас ещё от эпохи неолита. Лён оставался до позднего времени основным материалом для изготовления тканей, но сохранились также ткани из травяного и тростникового волокна.

 Мастерская  ткача завалена свёртками различных  материй. Тут и грубое, дешёвое  полотно, и дорогие, полупрозрачные ткани; есть ткани с цветными узорами, есть и отороченные бахромой. Здесь  прядут изготовленное в сельских местностях льняное волокно. Сначала волокно растягивают между двумя палочками и получают тонкую нить. Затем её скручивают, а скрученные нити, так называемую “ровницу”, ссучивают с помощью веретена в одну нить пряжи.

 Веретено  представляет собой деревянный стерженёк с надетым на него каменным, или глиняным пряслицем, оно помогает веретену вращаться долго и равномерно.

 Прядильщики вращают в руках веретёна и  ссучивают пряжу из нескольких нитей, обычно из двух, иногда и больше; бывает даже, что число нитей доходит до двенадцати. Над головами прядильщиков укреплены в стене палки, к которым приделаны кольца. Через эти кольца и продеты нити ровницы, которая лежит в сосуде, слегка смоченная для того, чтобы нити шли ровнее. Некоторые прядильщики прядут сразу на двух веретёнах: это опытные мастера, хорошо знающие своё дело.

 Помимо  прядильщиков, в мастерской работают ткачи и ткачихи. Ткацкие станки различного устройства: некоторые из них расположены горизонтально, а другие – вертикально. Последний  род станков был изобретён только во времена Нового царства [5, с. 318]. 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     В заключение автор считает необходимым  подвести итоги проделанной работы. Проанализировав основные аспекты  данной темы, следует сформулировать важнейшие выводы:

    1. Древнеегипетское искусство было создано народом, который был творцом одной из древнейших культур человечества и в течение нескольких тысячелетий играл важнейшую роль в истории Средиземноморья, восточной Африки и Передней Азии, так как это искусство было наиболее передовым и наиболее совершенным среди искусств различных народов Древнего Востока. И даже с самого начала образования классовых отношений, оно стало мощным средством воздействия на сознание народных масс, в целях укрепления и возвеличения власти фараона и рабовладельческой верхушки общества [10].
    2. Ремесло и техника в Древнем Египте развивались в результате усовершенствования каменных орудии труда. На основании археологических находок известно, что жители Древнего Египта занимались следующими ремёслами: гончарством, изготовлением стекла, изготовлением кирпича – сырца, а так же процессом и технологией строительства пирамид, столярным ремеслом, металлургией, обработкой кожи и ткачеством [12].

     Исходя  из результатов исследования выбранной  темы, автор считает цель данной курсовой работы достигнутой, а задачи выполненными. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

     Список  используемых источников и литература 

 Источники 

  1. Книга мертвых // Поэзия и проза Древнего Востока. / Ред. и вст. ст. Брагинского И.- М., 1973. – 324 с. 
  2. Исида и Осирис // Немировский А.И. Мифы древности: Ближний Восток. Научно-художественная энциклопедия. - М., 2001. – 453 с.
 

Литература 

  1. Всеобщая  история искусств: В 6 т./ Под ред. Веймарна Б. – Т.1. Искусство древнего мира. – М., 1956. – 800 с.
  2. Матье М.Э. Во времена Нефертити. - М., 1965. – 277 с.
  3. Культура древнего Египта // Отв. ред. Кацнельсон И. - М., 1976. – 435 с.
  4. История зарубежного искусства. / Под ред. Кузьминой М.Т., Мальцевой Н.Л. – М., 1984. – 531 с.
  5. Шейко В.М., Гаврюшенко А.А., Кравченко А.В. История художественной культуры. Первобытность. Древний мир.– Харьков, 1998. 124 с.
  6. Сборник DVD SOFT // Всё для студента и аспиранта. Раздел Искусствоведение. Искусство Древнего Египта. Издательство ООО “Адепт”. – Электрон. дан. и прог. (164 мб)., 2002.: ил.
  7. Сборник DVD SOFT // Самая полная коллекция рефератов и сочинений. Раздел Рефераты. История искусств. Древний Египет. Издательство ООО “Сигма”. – Электрон. дан. и прог. (202 мб)., 2007.: ил.
  8. Сборник DVD SOFT // Рефераты и сочинения. Раздел История. Ремесло Древнего Востока. Издательство ООО “LASER CRAFT”. – Электрон. дан. и прог. (234 мб)., 2009.: ил.
  9. Искусство Древнего Египта – Материал из Википедии — свободной энциклопедии – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki - Дата доступа 16.04.2010 года.: ил.
  10. Ремесло и техника в Древнем Египте – Материал из Википедии — свободной энциклопедии – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki - Дата доступа 23.07.2010 года.: ил. 
 
 
 
 
 
 
 

     Приложение №1

 

 Скульптура  Древнего Египта. Статуя Хоруса. 
 

Приложение №2

 

 Архитектура Древнего Египта. Большой Сфинкс. 

Приложение №3

<

Информация о работе Искусство Древнего Египта