Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 16:50, курсовая работа
Данная работа посвящена рождению, становлению и развитию, искусства и ремесла, одной из величайших культур человечества, которое в течение нескольких тысячелетий играло важнейшую роль в истории Средиземноморья, восточной Африки и Передней Азии – Древнеегипетской [10].
Актуальность данной темы заключается в том, что каждая эпоха в жизни Древнеегипетского общества, оставляет тот или иной след, который находит своё отражение в современном обществе.
Хронологические рамки данной курсовой работы, определяются следующим образом: начало исследования VI – V тысячелетия до н. э, (по первым археологическим раскопкам), конец исследования, примерно VI в до н. э, (так как в это время Древнеегипетская цивилизация, была захвачена Персидским царством)
Заупокойный храм Хатшепсут
Примером полускального заупокойного храма может служить храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри. Она построила свой храм рядом с храмом фараона Ментухотепа II. Ее храм превосходил храм Ментухотепа и размером, и богатством декора. Он представлял собой сочетание трех поставленных друг на друга кубов. Оформление фасадов строилось на чередовании горизонталей террас с вертикалями колоннад. В нижнем ярусе помещался портик, занимающий всю длину восточной стены и разделенный посередине пандусом. На вторую террасу вела лестница, визуально являющаяся продолжением пандуса. Храм великолепно сочетался с местностью, сверкая белыми колоннами на коричневом фоне огромных скал.
После
прихода к власти в Эхнатона ведется
строительство храмов посвящённых
Атону. Храмы, как и раньше, были ориентированы
с запада на восток, а их территория
обнесена стенами. Вход оформляли в виде
невысокого пилона с мачтами. Однако, поскольку
новый культ совершался под открытым небом,
храмы Атона не имели характерных колонных
залов. Пилоны чередовались с огромными
открытыми дворами, заполненными бесчисленными
жертвенниками. Построены они были из
кирпича, поэтому, до наших дней не сохранились
[8].
Глава 2.
Ремесло и техника в
Древнем Египте
Переход
от присваивающего хозяйства собирателей,
охотников, рыболовов, к производящему
пищу хозяйству земледельцев и скотоводов
произошел в Египте в середине V тысячелетия
до н.э., в результате усовершенствования
каменных орудии труда. На основании археологических
находок известно, что жители неолитических
поседении Египта, не только занимались
земледелием и приручением диких животных,
но умели и использовать и обрабатывать
мягкие и даже твердые каменные породы
кость, глину и дерево [12].
Одним из древнейших производств в Египте было гончарство: глиняные горшки из грубой, плохо перемешенной глины дошли до нас от эпохи неолита (VI-V тысячелетия до н.э.). Изготовление керамической посуды началось, как и в современном Египте, с размешивания ногами глины, политой водой, к которой иногда добавляли мелкорубленую солому – для уменьшения вязкости глины, скорейшего высыхания и предотвращения при этом чрезмерной усадки сосуда [9].
Формовка
сосудов в неолитический и
додинастический периоды
Египетская керамика в художественном отношении не может сравниться с греческой. Но для разных периодов можно выделить ведущие и в, то, же время наиболее изящные формы сосудов, особенно для додинастического периода. Для тасийской культуры характерны бокаловидные сосуды, расширяющиеся чашеобразно в верхней части, черного или коричнево-черного цвета с процарапанным орнаментом, залитым белой пастой, для бадарийской – керамика многообразных форм, покрытая коричневой, или красной глазурью, с черными внутренними стенками и краем. Сосуды культуры Нагада I – темного цвета, с белым орнаментом, Нагада II – светлые с красным орнаментом. Наряду с геометрическим белым орнаментом на сосудах Нагада I появляются изображение фигур животных и людей. Во времена Нагада II предпочитали спиралеобразный орнамент и изображения животных, людей и лодок. Во времена Нового царства горшечники, кувшины и сосуды научились расписывать различными сценами, заимствованными иногда у резчиков по камню и дереву, но чаще порождаемые собственной фантазией, - встречаются геометрический и цветочный орнаменты, изображения виноградных лоз и деревьев, птиц, пожирающих рыбу, бегущих животных [12].
Цвет керамики зависел от сорта глины, облицовки (ангоба) и обжига. Для её изготовления употребляли глину в основном двух сортов: коричнево – серого цвета с довольно большим количеством примесей (органических, железистых и песка), которая при обжиге приобретала коричнево-красный цвет, и серую известковую почти без органических примесей, приобретающую после обжига разные оттенки серого цвета, бурую и желтоватую окраску. Первый сорт глины встречается повсюду в долине и Дельте Нила, второй – лишь в немногих местах, прежде всего в современных центрах гончарного производства – в Кенне и Белласе.
Самая
примитивная коричневая керамика, часто
с темными пятнами в результате плохого
обжига, изготовлялась во все периоды.
Хорошего красного тона сосудов достигали
высокой температурой при бездымном обжиге,
в заключительной стадии, или облицовкой
из жидкой красной (железистой) глины.
Черные сосуды получались так, - зарывая
их раскаленными после обжига в мякину,
которая тлела от соприкосновения с ними
и сильно дымила. Чтобы сделать у красных
сосудов черный верх, или внутренние стенки,
то коптящей мякиной покрывали только
эти части. До обжига на сосуды могли накладывать,
и светлую глину, разведенную водой, которая
не только повышала водонепроницаемость,
но и придавала им после обжига желтоватый
тон. Врезной орнамент, заполненный белой
глиной, и роспись красновато – коричневой
краской (окиси железа) на тонкой облицовке
белой глиной наносились до обжига. Со
времен Нового царства светло – желтый
грунт расписывали красками после обжига
[3, с. 412].
Как самостоятельный материал стекло стали использовать со времени XVII династии. Особенно распространено оно было в последующую, XVIII династию. От времени Нового царства дошли стеклянные вазы, свидетельствующие о зарождении производства стеклянной мозаики. Состав стекла был близок к современному (силикат натрия и кальция). Но оно содержало мало кремнезема и извести, больше щелочи и окиси железа, благодаря чему могло плавиться при более низкой температуре, что облегчало изготовление стеклянных изделий. В отличие от современного оно большей частью совсем не пропускало света, иногда просвечивало, ещё реже – было прозрачным.
В древнем Египте применяли так называемое "катаное" стекло. Его плавили в тиглях, и только после второй плавки оно приобретало достаточную чистоту.
Перед тем, как изготовить какую-нибудь вещь, ремесленник брал кусок стекла и снова его разогревал. Для того чтобы сделать сосуд, мастер сначала лепил подобие такого сосуда из песка; затем эту форму облепляли мягким тёплым стеклом, насаживали всё на длинный шест и в таком виде прокатывали; от этого поверхность стекла становилась гладкой. Если сосуд хотели сделать нарядным, с узорами, то на него наматывали разноцветные стеклянные нити, которые во время прокатки вдавливались в ещё мягкие стеклянные стенки сосуда. При этом, разумеется, старались подбирать цвета так, чтобы узор хорошо выделялся на фоне самого сосуда. Чаще всего такие сосуды делались из тёмно-синего стекла, а нити брали белые и желтые.
Чтобы суметь изготовить многоцветное стекло, стекольщики должны хорошо знать своё дело. Обычно в лучших мастерских имелись старые мастера, владевшие секретами составления цветных стекольных масс. Путём опытов мастерами устанавливалась различная окраска стекла, она получалась от добавления в массу красителей. Для получения белого цвета надо было прибавлять окись олова. Для жёлтого – окись сурьмы и свинца. Марганец давал фиолетовый цвет, марганец и медь – чёрный. Медь в различных пропорциях окрашивала стекло в синий, бирюзовый или зелёный цвет, другой оттенок синего получался от прибавления кобальта [7, с. 106].
Тщательно
оберегали свои секреты старые стекольщики,
потому, что только благодаря этим знаниям
ценился их труд, и славились изделия их
мастерских [4, с. 207].
С появлением медных орудий труда и развитием техники обработки камня вечные жилища богов и умерших – храмы и гробницы – стали строить из более прочного материала – камня. Но дворцы, дома и крепости продолжали складывать из кирпича – сырца. Поэтому культовые и заупокойные сооружения сохранились до наших дней, а гражданские строения разрушались [6, с. 386].
Изображение сцен формовки кирпича – сырца и строительства из него раннее Нового царства не сохранились. Однако это отсутствие компенсируется росписью в гробнице верховного сановника XVIII династии Рехмира, на которой детально изображены процесс изготовления кирпича – сырца и его кладка при сооружении житницы Амона. Полагают, что представленная в гробнице строительная площадка находилась в Луксоре, или Гурне. Она была расположена возле небольшого квадратного водоема, окруженного деревьями, из которого два работника черпали воду в большие высокие сосуды с заостренным дном. Водой увлажняли ил, чтобы он лучше смешивался с соломой, смачивали его и при формовке кирпичей. На росписи видно, как двое работников вскапывают ил мотыгами и перемешивают его. Третий работник месит ногами смесь ила с соломой. Он же вместе с работниками, орудующими мотыгами, наполняет полученной смесью корзинки, которые на плечах переносят к формовщику другие работники. Работник, формующий кирпичи, аккуратно заполняет мокрой смесью прямоугольную деревянную форму, снимает излишек ее дощечкой и смачивает поверхность водой. Последующей стадией работы занят другой формовщик – он одной рукой слегка похлопывает по ребру перевернутой формы, а другой приподнимает за ручку её противоположный конец, чтобы быстро снять форму, не повредив при этом кирпич.
За
работой формовщиков наблюдает
надсмотрщик, сидящий на глиняной скамеечке,
с палкой в руке. Деревянная форма
для изготовления кирпича была найдена
в поселении XII в. до н.э. в Кахуне. В таких
же формах изготовляют современные кирпичи
– сырцы [11].
2.4 Столярное ремесло
В грандиозном строительстве, начиная с Древнего царства, довольно широко использовали дерево. Пирамиды и храмы не могли быть построены без транспортных средств – судов, барж, саней и полозьев. Различных подъемных сооружений – простых рычагов, лесов – подмостков, распорок, а также огромного количества орудий – строительных мотыг, колотушек, молотов, которые изготовляли из дерева. На судах и баржах перевозили скот, зерно, фрукты и овощи. Расширение внешних отношений Египта потребовало строительства морских парусных кораблей. Большое количество дерева расходовали на орудия труда земледельцев (сохи, мотыги, простые рычаги, коромысла, и различные приспособления, которые употребляли в сельском хозяйстве, - упряжки, клетки для птиц и мелких животных и т.п.). Из дерева строили часовни, беседки, делали потолки, полы, колонны жилых помещений, двери, мебель, лари, саркофаги, статуи и мелкие поделки.
Изображения столярных мастерских на рельефах в гробницах Тии и Мерерука (Древнее царство) показывают, как столяры распиливают стволы медными пилами на доски. Тонкие и неширокие медные пилы длиной от 25 до 42 см с наклонно расположенными зубьями и деревянными рукоятками были известны в Египте с III тысячелетия до н.э. Вот почему египтяне с древнейших времен умели изготовлять доски и тонкую фанеру. Распиливаемый ствол привязывали верхней частью к столбу, вбитому в землю. Согласно распространенному мнению, в распил доски вставляли клин, на верхнем конце которого закреплен камень – противовес. Клин служил якобы для расширения распила по мере продвижения пилы, поскольку египтянам был ещё неизвестен её развод (поочередное отгибание зубьев в обе стороны), необходимый для предотвращения зажимания пилы распиливаемыми частями ствола. Но существует мнение, что клин служил здесь для натяжения веревок и закрепления доски в неподвижном положении.
Столяры строгали доски медным теслом, которое заменяло древним египтянам рубанок. Тесло было привязано к рукоятке кожаным ремнем, или веревкой. Долотом – стамеской выдалбливали паз на доске, или колоде, по рукоятке долота били колотушкой. Пазы выдалбливали для шипов, посредством которых соединяли отдельные части деревянных изделий. Крышку ящика просверливали трубчатым сверлом – предком нашего коловорота. Мастер держал одной рукой сверло за головку, а другой приводил его в движение, вращая рукоятку. Тиски и верстак были неизвестны древним египтянам. Деревянную раму кровати шлифовали маленькими камнями. Долотом "долбили дверь", теслом её строгали.
Столяры Древнего царства уже умели изготовлять тонкую фанеру, о чем свидетельствует деревянный ящик в алебастровом саркофаге III династии – он составлен из шести слоев фанеры разных пород дерева (каждый толщиной около 5 мм), скрепленных деревянными гвоздиками. Дворцовая мебель, обнаруженная археологами в потайной гробнице царицы IV династии Хетепхерес (кровать, подголовник, два кресла, стул, носилки портшез и балдахин), позволила определить и другие способы крепления деревянных частей, известные столярам Древнего царства. Это связывание кожаными ремнями, которые протягивали через небольшие, просверленные в дереве отверстия, соединения в шип, в лапу и ласточкиным хвостом. Ножки кресел, вырезанные в форме анатомически точно воспроизведенных лап льва (переданы даже кровеносные сосуды), а также под локотники кресла, украшенные плавно изогнутыми лотосами, показывают совершенное мастерство столяров и резчиков Древнего царства.