Искусство Древнего Египта

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 16:50, курсовая работа

Описание работы

Данная работа посвящена рождению, становлению и развитию, искусства и ремесла, одной из величайших культур человечества, которое в течение нескольких тысячелетий играло важнейшую роль в истории Средиземноморья, восточной Африки и Передней Азии – Древнеегипетской [10].

Актуальность данной темы заключается в том, что каждая эпоха в жизни Древнеегипетского общества, оставляет тот или иной след, который находит своё отражение в современном обществе.

Хронологические рамки данной курсовой работы, определяются следующим образом: начало исследования VI – V тысячелетия до н. э, (по первым археологическим раскопкам), конец исследования, примерно VI в до н. э, (так как в это время Древнеегипетская цивилизация, была захвачена Персидским царством)

Работа содержит 1 файл

Курсач - ВОРД 7 - Й.doc

— 305.50 Кб (Скачать)

 Заупокойный храм Хатшепсут

 Примером  полускального заупокойного храма  может служить храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри. Она построила свой храм рядом с храмом фараона Ментухотепа II. Ее храм превосходил храм Ментухотепа и размером, и богатством декора. Он представлял собой сочетание трех поставленных друг на друга кубов. Оформление фасадов строилось на чередовании горизонталей террас с вертикалями колоннад. В нижнем ярусе помещался портик, занимающий всю длину восточной стены и разделенный посередине пандусом. На вторую террасу вела лестница, визуально являющаяся продолжением пандуса. Храм великолепно сочетался с местностью, сверкая белыми колоннами на коричневом фоне огромных скал.

 После прихода к власти в Эхнатона ведется  строительство храмов посвящённых  Атону. Храмы, как и раньше, были ориентированы  с запада на восток, а их территория обнесена стенами. Вход оформляли в виде невысокого пилона с мачтами. Однако, поскольку новый культ совершался под открытым небом, храмы Атона не имели характерных колонных залов. Пилоны чередовались с огромными открытыми дворами, заполненными бесчисленными жертвенниками. Построены они были из кирпича, поэтому, до наших дней не сохранились [8]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 Глава 2. Ремесло и техника в Древнем Египте 

 Переход от присваивающего хозяйства собирателей, охотников, рыболовов, к производящему  пищу хозяйству земледельцев и скотоводов произошел в Египте в середине V тысячелетия до н.э., в результате усовершенствования каменных орудии труда. На основании археологических находок известно, что жители неолитических поседении Египта, не только занимались земледелием и приручением диких животных, но умели и использовать и обрабатывать мягкие и даже твердые каменные породы кость, глину и дерево [12]. 

    1. Гончарство
 

 Одним из древнейших производств в Египте было гончарство: глиняные горшки из грубой, плохо перемешенной глины дошли до нас от эпохи неолита (VI-V тысячелетия до н.э.). Изготовление керамической посуды началось, как и в современном Египте, с размешивания ногами глины, политой водой, к которой иногда добавляли мелкорубленую солому – для уменьшения вязкости глины, скорейшего высыхания и предотвращения при этом чрезмерной усадки сосуда [9].

 Формовка  сосудов в неолитический и  додинастический периоды производилась  вручную, позднее в качестве вращающейся  подставки стали применять круглую  циновку – предшественницу гончарного круга. Процесс работы на гончарном круге изображен на росписи в гробнице Среднего царства в Бени – Хасане. Под ловкими пальцами формовщика глиняная масса принимала формы горшков, мисок, чаш, кувшинов, кубков, больших сосудов с остроконечным, или закругленным дном. В росписи нового царства сохранилось изображение большого глиняного конуса, сформованного на гончарном круге, - сосуд делают из его верхней части, которую отделяют от конуса бечевкой. При изготовлении больших горшков формовали сначала нижнюю его часть, а затем верхнюю. После того, как сосуд был сформован, его сначала сушили, а затем обжигали. Первоначально это делали, вероятно, прямо на земле – на костре. На рельефе в гробнице Тии, мы видим изображение гончарной печи из глины, напоминающей расширяющуюся кверху трубу; дверца печи, через которую загружали топливо, расположена внизу. Высота печи на росписи Нового царства, в два раза больше человеческого роста, а так, как сосуды в нее загружали сверху, то гончару приходилось подниматься по лестнице.

 Египетская  керамика в художественном отношении  не может сравниться с греческой. Но для разных периодов можно выделить ведущие и в, то, же время наиболее изящные формы сосудов, особенно для додинастического периода. Для  тасийской культуры характерны бокаловидные сосуды, расширяющиеся чашеобразно в верхней части, черного или коричнево-черного цвета с процарапанным орнаментом, залитым белой пастой, для бадарийской – керамика многообразных форм, покрытая коричневой, или красной глазурью, с черными внутренними стенками и краем. Сосуды культуры Нагада I – темного цвета, с белым орнаментом, Нагада II – светлые с красным орнаментом. Наряду с геометрическим белым орнаментом на сосудах Нагада I появляются изображение фигур животных и людей. Во времена Нагада II предпочитали спиралеобразный орнамент и изображения животных, людей и лодок. Во времена Нового царства горшечники, кувшины и сосуды научились расписывать различными сценами, заимствованными иногда у резчиков по камню и дереву, но чаще порождаемые собственной фантазией, - встречаются геометрический и цветочный орнаменты, изображения виноградных лоз и деревьев, птиц, пожирающих рыбу, бегущих животных [12].

 Цвет  керамики зависел от сорта глины, облицовки (ангоба) и обжига. Для  её изготовления употребляли глину в основном двух сортов: коричнево – серого  цвета с довольно большим количеством примесей (органических, железистых и песка), которая при обжиге приобретала коричнево-красный цвет, и серую известковую почти без органических примесей, приобретающую после обжига разные оттенки серого цвета, бурую и желтоватую окраску. Первый сорт глины встречается повсюду в долине и Дельте Нила, второй – лишь в немногих местах, прежде всего в современных центрах гончарного производства – в Кенне и Белласе.

 Самая примитивная коричневая керамика, часто с темными пятнами в результате плохого обжига, изготовлялась во все периоды. Хорошего красного тона сосудов достигали высокой температурой при бездымном обжиге, в заключительной стадии, или облицовкой из жидкой красной (железистой) глины. Черные сосуды получались так, - зарывая их раскаленными после обжига в мякину, которая тлела от соприкосновения с ними и сильно дымила. Чтобы сделать у красных сосудов черный верх, или внутренние стенки, то коптящей мякиной покрывали только эти части. До обжига на сосуды могли накладывать, и светлую глину, разведенную водой, которая не только повышала водонепроницаемость, но и придавала им после обжига желтоватый тон. Врезной орнамент, заполненный белой глиной, и роспись красновато – коричневой краской (окиси железа) на тонкой облицовке белой глиной наносились до обжига. Со времен Нового царства светло – желтый грунт расписывали красками после обжига [3, с. 412]. 

    1. Стекло
 

 Как самостоятельный материал стекло стали  использовать со времени XVII династии. Особенно распространено оно было в последующую, XVIII династию. От времени Нового царства дошли стеклянные вазы, свидетельствующие о зарождении производства стеклянной мозаики. Состав стекла был близок к современному (силикат натрия и кальция). Но оно содержало мало кремнезема и извести, больше щелочи и окиси железа, благодаря чему могло плавиться при более низкой температуре, что облегчало изготовление стеклянных изделий. В отличие от современного оно большей частью совсем не пропускало света, иногда просвечивало, ещё реже – было прозрачным.

 В древнем  Египте применяли так называемое "катаное" стекло. Его плавили  в тиглях, и только после второй плавки оно приобретало достаточную  чистоту.

 Перед тем, как изготовить какую-нибудь вещь, ремесленник брал кусок стекла и снова его разогревал. Для того чтобы сделать сосуд, мастер сначала лепил подобие такого сосуда из песка; затем эту форму облепляли мягким тёплым стеклом, насаживали всё на длинный шест и в таком виде прокатывали; от этого поверхность стекла становилась гладкой. Если сосуд хотели сделать нарядным, с узорами, то на него наматывали разноцветные стеклянные нити, которые во время прокатки вдавливались в ещё мягкие стеклянные стенки сосуда. При этом, разумеется, старались подбирать цвета так, чтобы узор хорошо выделялся на фоне самого сосуда. Чаще всего такие сосуды делались из тёмно-синего стекла, а нити брали белые и желтые.

 Чтобы суметь изготовить многоцветное стекло, стекольщики должны хорошо знать  своё дело. Обычно в лучших мастерских имелись старые мастера, владевшие секретами составления цветных стекольных масс. Путём опытов мастерами устанавливалась различная окраска стекла, она получалась от добавления в массу красителей. Для получения белого цвета надо было прибавлять окись олова. Для жёлтого – окись сурьмы и свинца. Марганец давал фиолетовый цвет, марганец и медь – чёрный. Медь в различных пропорциях окрашивала стекло в синий, бирюзовый или зелёный цвет, другой оттенок синего получался от прибавления кобальта [7, с. 106].

 Тщательно оберегали свои секреты старые стекольщики, потому, что только благодаря этим знаниям ценился их труд, и славились изделия их мастерских [4, с. 207]. 

    1. Изготовление  кирпича – сырца, процесс и  технология строительства пирамид.
 

 С появлением медных орудий труда и развитием техники обработки камня вечные жилища богов и умерших – храмы и гробницы – стали строить из более прочного материала – камня. Но дворцы, дома и крепости продолжали складывать из кирпича – сырца. Поэтому культовые и заупокойные сооружения сохранились до наших дней, а гражданские строения разрушались [6, с. 386].

 Изображение сцен формовки кирпича – сырца  и строительства из него раннее Нового царства не сохранились. Однако это  отсутствие компенсируется росписью в  гробнице верховного сановника XVIII династии Рехмира, на которой детально изображены процесс изготовления кирпича – сырца и его кладка при сооружении житницы Амона. Полагают, что представленная в гробнице строительная площадка находилась в Луксоре, или Гурне. Она была расположена возле небольшого квадратного водоема, окруженного деревьями, из которого два работника черпали воду в большие высокие сосуды с заостренным дном. Водой увлажняли ил, чтобы он лучше смешивался с соломой, смачивали его и при формовке кирпичей. На росписи видно, как двое работников вскапывают ил мотыгами и перемешивают его. Третий работник месит ногами смесь ила с соломой. Он же вместе с работниками, орудующими мотыгами, наполняет полученной смесью корзинки, которые на плечах переносят к формовщику другие работники. Работник, формующий кирпичи, аккуратно заполняет мокрой смесью прямоугольную деревянную форму, снимает излишек ее дощечкой и смачивает поверхность водой. Последующей стадией работы занят другой формовщик – он одной рукой слегка похлопывает по ребру перевернутой формы, а другой приподнимает за ручку её противоположный конец, чтобы быстро снять форму, не повредив при этом кирпич.

 За  работой формовщиков наблюдает  надсмотрщик, сидящий на глиняной скамеечке, с палкой в руке. Деревянная форма  для изготовления кирпича была найдена в поселении XII в. до н.э. в Кахуне. В таких же формах изготовляют современные кирпичи – сырцы [11]. 

 2.4 Столярное ремесло 

 В грандиозном  строительстве, начиная с Древнего царства, довольно широко использовали дерево. Пирамиды и храмы не могли  быть построены без транспортных средств – судов, барж, саней и полозьев. Различных подъемных сооружений – простых рычагов, лесов – подмостков, распорок, а также огромного количества орудий – строительных мотыг, колотушек, молотов, которые изготовляли из дерева. На судах и баржах перевозили скот, зерно, фрукты и овощи. Расширение внешних отношений Египта потребовало строительства морских парусных кораблей. Большое количество дерева расходовали на орудия труда земледельцев (сохи, мотыги, простые рычаги, коромысла, и различные приспособления, которые употребляли в сельском хозяйстве, - упряжки, клетки для птиц и мелких животных и т.п.). Из дерева строили часовни, беседки, делали потолки, полы, колонны жилых помещений, двери, мебель, лари, саркофаги, статуи и мелкие поделки.

 Изображения столярных мастерских на рельефах в  гробницах Тии и Мерерука (Древнее  царство) показывают, как столяры  распиливают стволы медными пилами на доски. Тонкие и неширокие медные пилы длиной от 25 до 42 см с наклонно расположенными зубьями и деревянными рукоятками были известны в Египте с III тысячелетия до н.э. Вот почему египтяне с древнейших времен умели изготовлять доски и тонкую фанеру. Распиливаемый ствол привязывали верхней частью к столбу, вбитому в землю. Согласно распространенному мнению, в распил доски вставляли клин, на верхнем конце которого закреплен камень – противовес. Клин служил якобы для расширения распила по мере продвижения пилы, поскольку египтянам был ещё неизвестен её развод (поочередное отгибание зубьев в обе стороны), необходимый для предотвращения зажимания пилы распиливаемыми частями ствола. Но существует мнение, что клин служил здесь для натяжения веревок и закрепления доски в неподвижном положении.

 Столяры строгали доски медным теслом, которое  заменяло древним египтянам рубанок. Тесло было привязано к рукоятке кожаным ремнем, или веревкой. Долотом – стамеской выдалбливали паз на доске, или колоде, по рукоятке долота били колотушкой. Пазы выдалбливали для шипов, посредством которых соединяли отдельные части деревянных изделий. Крышку ящика просверливали трубчатым сверлом – предком нашего коловорота. Мастер держал одной рукой сверло за головку, а другой приводил его в движение, вращая рукоятку. Тиски и верстак были неизвестны древним египтянам. Деревянную раму кровати шлифовали маленькими камнями. Долотом "долбили дверь", теслом её строгали.

 Столяры Древнего царства уже умели изготовлять  тонкую фанеру, о чем свидетельствует  деревянный ящик в алебастровом саркофаге III династии – он  составлен из шести слоев фанеры разных пород дерева (каждый толщиной около 5 мм), скрепленных деревянными гвоздиками. Дворцовая мебель, обнаруженная археологами в потайной гробнице царицы IV династии Хетепхерес (кровать, подголовник, два кресла, стул, носилки портшез и балдахин), позволила определить и другие способы крепления деревянных частей, известные столярам Древнего царства. Это связывание кожаными ремнями, которые протягивали через небольшие, просверленные в дереве отверстия, соединения в шип, в лапу и ласточкиным хвостом. Ножки кресел, вырезанные в форме анатомически точно воспроизведенных лап льва (переданы даже кровеносные сосуды), а также под локотники кресла, украшенные плавно изогнутыми лотосами, показывают совершенное мастерство столяров и резчиков Древнего царства.

Информация о работе Искусство Древнего Египта