Исконно русское население Эстонии

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2011 в 09:14, реферат

Описание работы

Исконно русское население Эстонии - древлеправославные русские проживали здесь с XII-XIII веков. Первые старообрядцы из России появились в Южной Эстонии (Лифляндии) в конце XVII века. В начале XVIII века федосеевцами был основан Ряпинский монастырь.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 385.15 Кб (Скачать)

      (около    5    тыс.    человек)    старообрядцы,    обладая    большим

      сельскохозяйственным  опытом,   крепкой   общинной   сплочённостью   и

      поразительным   трудолюбием,  уже  через   короткое   время   достойное

      признание  лучших земледельцев края.

        Прежде в сельских общинах  велись летописи  о значительных  событиях

      в  жизни старообрядцев Забайкалья, но эти  записи  почти   все  куда  то

      исчезли.  Старые рукописные и печатные  книги  дониконианского  времени,

      которые  так ценились староверами, в  большинстве  своём  уничтожены  во

      время  репрессий 20-30х гг. или позже  по невежеству, иные же закопаны  в

      могилы  с их владельцами, другие  попали  в  нечистые  руки  скупщиков,

      какая  то часть оказалась в руках  специалистов-археографов,  собиравших

      редкие  старые книги в специальных  экспедициях.

        Обнаруженные  документы  свидетельствуют   о   некоторых   сторонах

      внутренней  жизни раскольников конца XVIII –  начала  XIX  вв.  Они   не

      теряли  связи с прежними местами жительства. Из их прошений об открытии

      церкви  видно, что забайкальские старообрядцы  списались с  Черниговской

      дикастерией  и с её ведома  просили себе  в старообрядческие  священники

      «Черниговской   губернии  Лужковского  погоста   Дмитрия  Алексеева   да

      Митьковского  посада  Фёдора  Иванова»,  а   позже   некоего   Петрова.

      Добиваясь   открытия   церкви,   старообрядцы    действовали   довольно

      сплочённо  и дружно. От своих обществ  они выбрали двух доверенных  лиц,

      Фёдора  Черных и Ануфрия Горбатых, собрав  им на мирские нужды 800  руб.

      В  1794 г. разрешение было получено, но дело  застопорилось  спорами   о

      месте  строительства церкви. Доверенные, нарушив «мирской приговор»   об

      открытии  Покровской церкви в  д.  Куналейской,  где  было  «ветковское

      согласие»,  предложили свой религиозный  центр- д. Шаралдайскую. В  1801

      г.  старообрядцы  запросили  с   Тельминской  казённой  фабрики   Антропа

      Черных  и посельщиков   Иркутской   округи  Манзурской  волости   Фёдора

      Разуваева   и  Бориса  Семёнова,  обещав  за  них   «исправно   вносить

      государственные  подати». Черных им потребовался  для «написания икон, а

      последних  двух выбирают старообрядцы все   в  причетники».  На  запросы

      духовных  властей старцы разъяснили, что   церковную  службу  они  хотят

      вести  по книгам царя Алексея Михайловича,  а федосеевцы крестят и женят

      детей  в церкви, а больше никаких  обрядов не признают.

        Староверие  явление  парадоксальное.   Парадокс   его   состоит   в

      сохранении  русско-византийских православных  и языческих  основ  через

      раздробленность  и концентрацию. Начало этому   было  положено  ещё  при

      царе  Алексее Михайловиче и при  патриархе Никоне. Разобщённость   их  по

      территориям  (местностям), ими населённых,  и   по  согласиям  и  толкам

      продолжается  до  наших  дней.  Но   зато   наблюдается   удивительная

      концентрация  духа  и  творческих  производственных  успехов   на   их

      жизненном  пути в небольших общинах, поселениях  или анклавах.

        Конечно, мы не можем закрывать  глаза и на негативные явления  в быту

      и  культуре староверов. К ним можно  отнести отрицание научной медицины,

      в  частности отказ от оспопрививания (в рубце, оставшемся от  прививки,

      видели  знак антихриста), что приводило  к высокой  детской  смертности.

      Отрицанием  научной медицины можно объяснить  раздражающий многих запрет

      на  общение с мирскими в «ядении,  питии и дружбе». Запрет есть  из одной

      чашки  и пить из одной посудины  с  не  старовером  -  явление,  вполне

      объяснимое. Он  был  установлен  с   чисто  гигиенической  целью   –  не

      перенять  болезнь  от  другого  человека.  Староверам  в  старину   не

      разрешалось  пить чай и кофе. Староверы  не признавали светской  грамоты

      –   только  церковнославянскую.  Староверы   до   революции   составляли

      значительную  часть русского народа. Их численность  превышала  20  млн.

      чел.  И эти люди постоянно  находились  на  положении  гонимых  как   со

      стороны  официальной русской православной  церкви,  так  и  со  стороны

      государства.

  

        Староверы - кто они: Беспокойный  дух России или же  её  невежество,

      фанатизм, рутина, пионеры освоения новых  земель  или  вечно  мечущиеся

      странники,  ищущие своё Беловодье!?

        В  поисках  ответа  на  эти  вопросы  нельзя   не   отметить,   что

      старообрядцы  сохранили крепкий дух своих  учителей: протопопа Аввакума,

      боярыни   Морозовой,  епископа  Павла   Коломенского,  -   дух   гордого

      сопротивления  властям, неубывающего кержацкого  упрямства в  сохранении

      своей  веры, своей культуры.

        Староверы в истории  России  –  феномен  поразительный.  Сторонники

      староверия  впечатляют преданностью вере, широтой  расселения на  земном

      шаре, сохранением древнерусской культуры  и своего лица  на  протяжении

      одной  трети тысячелетия. Осмотрительный  консерватизм старообрядцев   во

      многом  оказался нужным для нового  подъёма или возрождения национальной

      культуры, ибо продлил её бытование до  наших дней и, надо полагать, ещё

      сослужит  свою службу в различных уголках  земного шара, куда  забросила

      судьба  горсточки дюжих  русских   людей,  приверженцев  старой  веры  и

      старых  обрядов.

        Гонимые властями старообрядцы  становились  невольными  насельниками

      новых  земель. Их хозяйственная деятельность  на этих  землях  требовала

      выхода  на рынок, что приводило   к  завязыванию  связей  с   аборигенами

      края,  к  взаимовлиянию  различных   культур.  Такое  взаимное  влияние

      наблюдалось  почти  везде,  где  поселялись  старообрядцы.  Гонения  на

      приверженцев  старой веры и  старых  обрядов   начались  в  царствование

      Алексее  Михайловича, названного  Тишайшим,  во  времена  патриаршества

      Никона (1652-1666 гг.) и продолжались вплоть  до  наших  дней.  Лишь  в

      последние  годы начался поворот к веротерпимости.

        Менялись цари,  менялись  власти  и  режимы,  а  репрессии   против

      ревнителей  старой веры и древнего благочестия  не прекращались: они или

      усиливались,  что происходило  в  царствование  Софьи,  Петра  I,  Анны

      Иоановны,  Павла  I,  Николая  I,  в   советское  время  или   несколько

      затухали, ослабевали при Екатерине II, Александре I,  Александре  III,

      Николае  II.

        Как отколовшуюся непокорную  часть народа  староверов  объявили  вне

      закона, лишили всех прав и преследовали  за веру.

        Хотя в начале века им была  дарована относительная  свобода.  Указом

      от 17 апреля 1905 года постановлялось  следующее:

   1. Заменить  слово «раскольник» словом «старообрядец».

   2.  Разрешить   устройство  моленных  сходок  и  избрание  духовных   лиц-

      наставников.

   3. Разрешить  устройство кладбищ.

   4. Отпечатать  запечатанные храмы.

   5. Духовным  лицам присвоить звание «настоятелей  и наставников»

   6. Разрешить  старообрядцам поступать в   гимназии,  университеты,  военные

      школы  и производить их в офицеры.

        Между тем жизнь преследуемых  церковными и государственными  властями

      шла  своим чередом. Староверы, где   бы  они  не  поселялись,  возводили

      новые  дома,  поднимали  целину,  раскорчёвывая   леса,  осушая  болота,

      осваивали  пустыни  таёжные дебри и  даже районы вечной мерзлоты.

        Русские староверы внесли заметную  лепту  в  процесс  хозяйственного

      освоения  многих земельных просторов   в  разных  уголках  Сибири.  Одни

      пришли  сюда  за  тысячи  километров  в  поисках  «земли  обетованной»,

      легендарного  Беловодья, пришли, спасаясь от  никонианской  новизны,  от

      царских  гонений. Других же  в белее  позднее время прогнали по  этапу  с

      целью   заселения  новых  земель,  развития  в  этих  краях   надёжного

      хлебопашества.  Одни добирались тайными тропами,  минуя пикеты, заставы,

      на  которых  велено  было  хватать   всех  беглых  и  возвращать  своим

      владельцам, находящимся в Европейской России. Других же вели по  этапу

      как  ссыльных. 

                               Культура и быт. 

        На  новых  местах  эти   дюжие  люди,  обладая  крепкой   общинной  и

      религиозной   спаянностью,  взаимопомощью,  уверенностью  в  себе  и  в

      товарищах,  трезвым и здоровым образом  жизни, приверженностью и любовью

      к   земле-матушке,   неистощимым   трудолюбием,   наблюдательностью   и

      смекалкой,  выносливостью в борьбе с суровой  природой, стойкостью перед

      невзгодами, деловым практицизмом и трезвым  расчётом, проявили себя как

      истинные  пионеры освоения новых девственных  мест. 
 

        Путешественники и очевидцы утверждают, что поля  у  них  отличались

      ухоженностью, сёла – довольством и зажиточностью,  культура  земледелия

      была  высокой, славилось их пчеловодство. 
 

        Везде у  староверов  господствовал   культ  чистоты.  Поддерживалась

      чистота  жилища, усадьбы, одежды, тела.  В   среде  староверов  не  было

      обмана  и воровства,  с  сёлах   не  знали  замков.  Давший  слово,  как

      правило,  его  не  нарушал,  исполнял  обещание.   Старших   староверы

      почитали. Молодёжь до 20 лет не пила водки,  не курила. Крепость нравов

      ставилась  в пример. Это к концу XIX века  запреты стали нарушаться.  За

      самовольство, непослушание предавали анафеме,  не  пускали  в  церковь.

Информация о работе Исконно русское население Эстонии