Исконно русское население Эстонии

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2011 в 09:14, реферат

Описание работы

Исконно русское население Эстонии - древлеправославные русские проживали здесь с XII-XIII веков. Первые старообрядцы из России появились в Южной Эстонии (Лифляндии) в конце XVII века. В начале XVIII века федосеевцами был основан Ряпинский монастырь.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 385.15 Кб (Скачать)

Уже первичный анализ выявляет здесь очевидные сопряженности. Исследование социоконфессионального состава предпринимателей конца XVIII-первой половины XIX вв. показывает, что именно на начальном этапе организации  российской индустрии одна из религиозных  общностей - старообрядчество - играла в ее развитии роль, не адекватную своему месту в конфессионально-демографической  структуре Российской империи. При  этом речь идет не только о крупных  предпринимателях, обеспечивших лидерство  старообрядцев в текстильной  промышленности (Гучковы, Морозовы, Рябушинские  и мн. др.), хлеботорговле (Рахмановы  и др.) и т.д. По данным исследователя "раскола" прошлого века П.И. Мельникова и среди мелкого купечества, торговых крестьян, в частности Нижегородской  губернии, процент старообрядцев  был существенно выше, чем доля последних во всем взрослом населении. И чем значительнее связь социальной группы с предпринимательством, тем  больше указанная диспропорция. В  действительности факты свидетельствуют  о еще более яркой взаимосвязи, так как большинство "старолюбцев" не декларировало свою принадлежность к "древлеправославнму благочестию".

Методологически очевидно, что сопряженность старообрядчества и предпринимательства опосредовалась через ментальность субъектов хозяйствования, прежде всего через ее конфессионально-этические  элементы. Вопреки выводам многих авторов о консерватизме и  закоснелости старообрядчества, его  этико-религиозный комплекс претерпел  под воздействием своеобразных объективных  и субъективных факторов большое  развитие, приведшее к возникновению  многих черт, характерных не для  средневековья, но для модфнизирующегося  общества на этапе перехода к посттрадиционной стадии.

Проведенные исследования выявили в этом аспекте огромное значение в старообрядчестве концепции "душеспасительности труда", в  том числе предпринимательского; идеи "Дела"; самосознания обладателя богатства как Божьего управляющего; принципа возвращения в общину части  прибыли и т.д., формировавшихся  под воздействием активного созидательного эсхатологизма староверов. В то же время развернутый в обширной зарубежной историографии (М. Вебер, С. Ранульф, И. Вестермарк, Р. Тауни и  др.) подробный анализ аналогичных  явлений западноевропейской истории  свидетельствует о некоторых  важных конфессиональных составляющих менталитета, в серьезной степени  способствовавших консолидации предпринимательства  протестантистских общностей. Речь идет об отказе от корпоративн психологии и ренессансном восприятии личности, развитии индивидуализма, без чего укрепление "духа капитализма" кажется проблематичным.

Действительно староверы  не обладали таким индивидуализмом, как в Англии или Германии. Кроме  того их духовности и хозяйствованию еще в XIX в. свойственны были общинность и даже артельные принципы, восходившие  ко времени возрождения "старой веры" в религиозно-экономических общежительствах  Выгоречья, Ветки, Стародубья. Но и старообрядческое понимание личности отнюдь не было традиционалистским и вполне соответствовало  Новому времени с российской православной спецификой.

В принципе христианская доктрина с момента своего возникновения  содержала идею личной бессмертной  души, самостоятельной по своему дару, по своей ответственности и призванию, т.е. по выражению И.А. Ильина, идею метафизического  своеобразия человека. Но в конкретном этосе данная идея реализовывалась  в соответствии с особенностями  исторической эпохи. В Средние века она находилась под спудом корпоративности  и обезличивания. При этом византийская традиция выше, чем католическая оценивала  возможность свободы воли, самостоятельного разрешения альтернативы осуществления  природной добродетели или следования злу, но в русском православии  этот акцент существенно смягчался  элементами языческого фатализма, консервировавшимися  российским церковным этатизмом, отличным от "ромейского", а также определенным уровнем социокультурного развития.

Контент-анализ ранних памятников старообрядчества ("Житие" и послания Аввакума, "Виноград Российский" С. Денисова, "История Выговской  старообрядческой пустыни" И. Филиппова) свидетельствует о зарождении уже  в конце XVII-начале XVIII вв. нового типа религиозной жизни и религиозно-нравственного  строя. Ведущим направлением в ситуации эсхатологического подъема являлась сотериология. В новых условиях на кризисные явления в культуре наложилась навязанная государством проблема безысходного личного выбора, вставшая перед каждым: спасаться вместе с  фактически обновленческой никонианской церковью или следовать исконным конфессиональным традициям, вступая  при этом в борьбу с властью, и  тем самым также отступая от норм традиционного социального поведения.

Одним из итогов для  избравших новые формы социального  поведения ради сохранения "старого  благочестия" стала эволюция к  внутренней вере, проявлявшаяся в  частности в формировании и развитии таких религиозно-этических категорий  как "совесть", "личная ответственность", "личный выбор". Результаты контент-анализа  определяют существенное значение в  идейном наследии отцов старообрядчества понятия "совесть" (большего чем  внешнее благочестие), связанного прежде всего с "истинной верой" и "спасением  души". Со спасением души преимущественно  сопряжена также категория "личная ответственность", ответственность  перед Богом и людьми, не зависящая  от социального статуса и связанная  с личной судьбой христианина  и судьбой церковной общности, вне которой нет спасения.

В старообрядчестве сам факт использования таких  категорий и их значение представляет собой отход от средневековой  ментальности. Показательно, что историософия Аввакума и его последователей предполагала в общественной истории активную деятельность человека, таким образом  подтверждающего не только подверженность благодати, в концепции староверов лежащей на каждом, но и, при условии  выбора пути борьбы со злом, проявляющего собственно человеческую сущность.

Эта тенденция прогрессировала  в процессе превращения старообрядчества в хозяйственно-религиозную общность. Наиболее популярные староверческие синодичные сборники XVIII-XIX вв., в т.ч. Цветники - символ старообрядческой книжности, в  качестве основной проблемы выдвигали  не общую судьбу человечества, а  судьбу конкретного человека. Сборник 1808 г., перенесший акцент с частного суда над душой на общий суд, потерпел неуспех и более не переиздавался. Признание сторонниками "древлей  веры" важности личного сознательного  выбора пути к спасению и личной активной деятельности, направленной на это, в целом в XIX в. соответствовало  этапу в развитии российской цивилизации, но значительно опережало аналогичные  процессы в синодально-православном универсуме. Так еще в середине прошлого века официальная церковь  считала необходимым во "вразумлениях мнимых старообрядцев" многократно  осуждать "суетность и ложную мечтательность убеждения" староверов, "что человек сам может оправдаться  перед Богом и собственными только своими силами делать всякое добро", "вместо того, чтобы полагать свое упование на Господа".

Сохранение и усиление такого восприятия староверами-предпринимателями  личностных факторов нашло свое отражение  в мемуарных, дневниковых и эпистолярных источниках. Анализ документов позволил выявить осознание высокой роли личности "хозяина", который является не столько личным собственником, сколько  лично ответственным за свое богатство, свою судьбу, судьбы других людей перед собой, Богом и обществом.

Очевидно, что связь  конфессиональной системы и предпринимательства  в старообрядчестве не была односторонней, речь шла о взаимовлиянии. Характер хозяйствования конца XVIII-первой половины XIX в. обусловливал необходимость возрастания  личностных факторов, тем более в  условиях свободного наемного труда, применявшегося на предприятиях старообрядцев. Но все  же, по мнению авторов прошлого века и современных историков, первичен был религиозно-этический комплекс "старой веры", в том числе  осознание значения личности, отличавшееся, впрочем, от западноевропейского.

Предпринимательский менталитет протестантов в результате отрицания средневековой корпоративности  перешел к индивидуализму с элементами общинности, формально конфессиональной, но носившей скорее социально-территориальной  характер. Российские старообрядцы создав конфессионально-экономические общины в иных условиях и на иных традициях, сохранили в общине, по крайней  мере на определенном этапе, духовное единство - соборность (в духе интерпретации  А.С. Хомякова) - "свободное единство в деле совместного понимания  правды и совместного отыскания  пути к спасению", основанное на общем  восприятии абсолюта и (по B.C. Соловьеву, отказавшемуся впрочем от самого термина) усиливающее "свои элементы, осуществляясь в них как полнота  бытия". Именно такое православие  Нового времени, в старообрядчестве не имевшее этатистских ограничений  синодальной церкви, мобилизовавшее новые духовные факторы, в значительной мере обеспечило религиозно-этический  фундамент эволюции менталитета  староверов к посттрадиционалистским формам, обусловившим социальную роль этой общности в процессе российской индустриализации.  
 
 
 

  3)Вторая  половина  XVIII  века.  Необозримые  пространства  русского

      государства   оставались  неосвоенными  и   слабозаселёнными.  В  Сибири

      вопрос  колонизации отдельных районов  настолько назрел, что  его   нужно

      было    решать    немедленно:    медеплавильным,    сереброплавильным,

      железоделательным   заводам,  возникшим  к  этому   времени  на  востоке

      страны, требовалось много рабочих, специалистов,  которых  нужно  было

      кормить.  В  продовольствии  нуждались   и  регулярные  войска,  казаки,

      производившие  мало хлеба.

        Правительство Екатерины II  усмотрело   в  старообрядцах  прекрасных

      колонистов, которые смогут хлеб и другие  сельскохозяйственные продукты

      там  где их не хватает.  Будучи  исконными  земледельцами   они  обладали

      такими  чертами,  как  предприимчивость,  трудолюбие,  были  отличными

      общинниками,  да и на западных границах  без  них  было  бы  спокойнее.

      Поэтому   возложить  на  них  дела  русской  земледельческой   культуры

      казалось  просто необходимым.

        Из Верхотурья потянулись неведомую  Сибирь  по  старому  Московскому

      тракту  подводы, сани, повозки,  телеги,  гружённые  самым  необходимым

      домашним  скарбом, стариками,  больными  да  малыми  детьми.  Младенцев

      везли  в берестяных люльках, подводы   конвоировали  солдаты  и   казаки.

      Путь  лежал за Байкал-море, куда были  направлены беглые старообрядцы  из

      пределов  Заднепровья. Природа Забайкалья  всегда вызывала восхищение  у

      путешественников.

        Но хлебопашество в Забайкалье  до середины XVIII  века  развивалось

      очень   медленно  и  не  везде   успешно.  Отдельные  островки  русского

      земледелия  не обеспечивали потребности  населения в хлебе. А количество

      крестьян, казаков, служилых и промышленных  из года в год возрастало. И

      надо  отметить,  что   с  появлением  русских  людей  в  Забайкалье,  к

      многоликости  природной  среды,  к  чересполосице   местных  ландшафтов

      прибавилось   и    разнообразие    этнических    культур,    усилилась

      антропологическая  и этнографическая пестрота в  крае,  появились  новые

      селения,  пополнялись  вновь  поселяемыми   людьми  старые  деревни   и

      слободы,  а вокруг  них  земля   принимала  обхоженный  вид.  Тщательно

      обработанные  огороды, полосы пашен и сенокосов   занимали  всё  большее

      пространство.  Две  цивилизации  бок   о  бок  начали  жить   в   крае:

      скотоводческая  и  земледельческая.  Началось  их  взаимное   влияние,

      культурный  обмен, усилилась торговля. Всё  это положительно   сказалось

      на  развитии производительных сил  в Забайкалье.

        Особый  колорит,  пестроту  и   яркость  в  этнографическую   картину

      Забайкалья  внесли поселённые здесь староверы,  выведенные  из  польских

      пределов.  С  их  водворением  началось  более  интенсивное   освоение

      девственных  мест этого края. Приведённые   сюда  в  значительном  числе

Информация о работе Исконно русское население Эстонии