Идея общечеловеческого воспитания Н.И. Пирогова

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 20:09, контрольная работа

Описание работы

В данной работе раскрыт смысл педагогической деятельности замечательного русского педагога, просветителя и организатора народного образования Н. И. Пирогова, творческое наследие которого вошло в сокровищницу отечественной педагогики.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………..3
Жизнь и деятельность Н. И. Пирогова …………………………………………….4
Педагогические взгляды Н.И Пирогова……………………………………………5
“Вопросы жизни”………………………………………………………………………………8
Основные положения педагогической системы Н. И. Пирогова……..11
Значение педагогического наследия Н.И. Пирогова……………………….13
Заключение……………………………………………………………………………………….14

Работа содержит 1 файл

Николай Иванович Пирогов.docx

— 47.75 Кб (Скачать)

другой умственной   или душевной  способности.  Естественное  и должно именно служить  к  развитию  наблюдательной  способности  у  ребенка, начинающего знакомиться  с  окружающей  его  природой.  Надобно  приучить  с ранних лет и его глаз, и его осязание к  отчетливому  отыскиванию  различных признаков,   характеризующих   естественные   тела;   дайте   ему   в   руки минерал, растение, животное и  спрашивайте  его,  что  он  видит  и  что  он

находит особенного; заставьте его найти  и  описать  различие  между  тем  и

другим телом, и задача ваша будет разрешена, цель будет вполне  достигнута.”

        По традициям того времени, в программу начальной школы,  как и в

программу следующих  за ней высших ступеней, Пирогов  вносит и  основания  так называемого закона божия, т. е. изучения священной истории ветхого и  нового

завета.

             Придавая исключительное  значение  в воспитании  учащихся  науке и научному  образованию,   Пирогов   учитывал   роль   и   других   специально воспитательных воздействий на учащихся. И  почти  в  каждой  статье  его  мы находим глубокие, оригинальные мысли, советы и практические указания в  этом направлении.

        Главное в  воспитательной  работе,  чему  Пирогов  придает   решающее значение,  это  намерения,  жизненные  цели  и  задачи,  какие  ставят  себе воспитатели в семье и в школе,  согласованность  семьи, школы,  общества  и государства в этих целеустремлениях.

        Пирогов дал ряд ценнейших   соображений  по  методике  воспитательной

работы. Избранные  им вопросы и характер  их  разрешения  вводят  учителей  в наиболее важные и решающие стороны воспитательной работы в школе.

        На место разрозненных, неорганизованных  воздействий  на  учащихся  со стороны администрации школ (директора и инспектора) и  надзирателей  Пирогов выдвинул  в  качестве  основной  воспитательной  силы  коллективную   работу учителей  или,   как   он   их   называет,   наставников,   объединенных   в педагогических    советах   средних   учебных   заведений.  

Таким   образом единоличное, часто случайное и произвольное действие  учителей  получало  не

только  единство, но  и  естественно  большую  разносторонность  и   глубину

влияний на учащихся.

        Постановления педагогических советов  приобретали в  глазах  учащихся больший авторитет большую силу. «Опыт доказывает, -  пишет  Пирогов,  -  что заключения  и   определения   педагогического   совета   несравненно   более пользуются доверием между учащимися, чем решения одного лица, будет  ли  оно второстепенным в заведении, как учителя или надзиратели, - или главное,  как директор».

        Пирогов был озабочен развитием   у  учителей  внимательного,  чуткого отношения к учащимся.  Он  требовал  от  учителей «при  обсуждении  каждого поступка» учащегося не формально юридического отношения, а «хорошо  вникнуть в те обстоятельства», которыми вызывается поведение ученика.  В этих  целях Пирогов предлагал воспитателям завести у себя карманные журналы,  в  которых бы  они  отмечали,  с  надлежащей  подробностью  и  только  для  себя,   все замеченные ими поступки учеников, их образ мыслей и т. п.

Н.И. Пирогов  был прав, уделяя большое внимание изучению мнений учителей о том, как  они преподают, об их «практически-педагогических приемах для лучшего и сознательного восприятия учащимися сообщаемого им учителями»,  о том, какие  они применяют способы для «возбуждения умственно самостоятельной деятельности учеников».

        Требованиями такого рода Пирогов  ставил перед учителями сложнейшую  и

труднейшую, но в то же время самую основную задачу в искусстве воспитания  -

изучать своих  учеников и индивидуализировать  воспитательные  воздействия  на учащихся.7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Значение педагогического наследия Пирогова

        Чтобы судить об исторических  заслугах Пирогова, нам следует   помнить

слова В. И. Ленина: “Исторические заслуги судятся не по тому, чего не  дали

исторические  деятели сравнительно с современными требованиями, а по  тому ,

что они дали нового сравнительно с  своими  предшественниками  ”.  Никто  не

сомневается в том, что Пирогов оставил  богатейший  и  значительный  вклад  в

сокровищницу  нашей национальной культуры.  Общепризнан  гений  Пирогова  как

ученого, новатора, трудами которого,  начиная  с  его  ранней  молодости,

пользовались  не только его ученики, но и  его  учителя  во  всех  культурных

странах мира.

       На протяжении всей своей жизни, Пирогов непрестанно прилагал  все

усилия к  тому, чтобы создать для  высшей  и  средней  школы  такие  условия,

которые всемерно воздействовали бы росту науки и  культуры  и  устраняли  бы

все, что  мешало развитию самостоятельной русской  науки.

        Он искренне стремился  к   осуществлению  в  нашей   стране  всеобщего

обучения, он защищал право на  полноценное  образование  не  только  русских

людей, но и  самых угнетенных наций населявших Россию.

        Наряду с большими принципиальными  педагогическими вопросами  Пирогов

в  своих  литературных  трудах  и  в  практической  деятельности  на   посту

попечителя  учебного  округа  постоянно  ставил  и   разрешал   методические

вопросы,  развивал  и  поддерживал   деятельность   учителей   и   школ   по

развертыванию  кабинетов,  лабораторий   и   других   учебно-вспомогательных

средств для  усовершенствования преподавания и  обучения.  8

        Из всего вышесказанного можно  сделать следующие выводы.

        1. Пирогов  внес  значительные  улучшения  в  работу  педагогических

советов гимназий, расширил содержание обсуждаемых вопросов, ввел  в  систему

доклады  и  обмен  мнениями  по  дидактическим  вопросам,  всячески  поощрял

методические  изыскания учителей, рекомендовал взаимное посещение уроков.

        2. Основными дидактическими принципами  Пирогов считал  осмысленность

обучения, активность и наглядность.

        3.Требуя, чтобы учителя и руководители  прогимназий и гимназий хорошо

изучали учащихся и их успеваемость, Пирогов предлагал  перевод  из  класса  в

класс  производить  по  результатам  годовой  успеваемости  учащихся  .   Он

отрицательно  относился к  переводным  экзаменам  ,  отмечая  наличие  в  них

значительного элемента случайности и формализма.

К преподаванию в высшей школе Пирогов предлагал  привлечь крупных ученых,

рекомендовал  усилить  беседы  профессоров  со   студентами,   проводить

семинары, просеминары  и практические  занятия  и  всячески  развивать  у

студентов навыки углубленной самостоятельной  работы. ⁶

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

        Своей   оживленной,   глубоко   плодотворной    административно-педагогической  и научно-  литературной   деятельностью   Пирогов  привлек внимание всех передовых,  прогрессивных сил нашей страны  и поднял педагогические проблемы на уровень важнейших вопросов  нашей  культурной

жизни.

        По справедливости  и  единодушному  признанию  Пирогов  вошел   в историю русской культуры не  только  как  выдающийся  гениальный  ученый анатом и талантливейший  врач-хирург,  но  и  как  классик  оригинальной передовой русской педагогической мысли. И можно быть  уверенным  в  том, что подлинные заслуги Пирогова перед культурой нашей  страны  и  глубоко плодотворная  значимость  его  педагогических  идей   и   педагогической

деятельности  будут еще долго находить высокую  оценку и вызывать глубокое

уважение  со стороны всех людей.

 

 

 

 

 

 

1 А.Н. Алексюк, Г.Г. Савенок Избранные сочинения Пирогов Н.И., -М.: Педагогика, 1985.-496с.- (педагогическая  библиотека).

2 /Константинов  Н.А.,  Медынский Е.  Н.,  Шабаева   М.  Ф.   История   педагогики.   -М.:

Просвещение, 1982. - C.200-201/.

 

 

 

3 Н. А. Константинов Е. Н. Медынский М.  Ф.  Шабаева История педагогики. -М.: Просвещение, 1982.-С. 201 /.

4 Пирогов Н. И. Вопросы жизни cоч., т.I, Киев 1910. -C.  37-72/. 

Красновскийм  А. А. Педагогические идеи Н. И. Пирогова. - М.: Учпедгиз, 1949. -C.  33-

34/ .

 

5 /Красновский А. А. Педагогические  идеи

Н. И. Пирогова .- М.: Учпедгиз, 1949. -С. 37-38/.

 

6 Красновский А.А. Педагогические идеи Н. И. Пирогова .- М.: Учпедгиз, 1949.-С. 92-93/.

Пирогов Н. И. Избранные педагогические сочинения. - М.:  Педагогика,  1985.

-C. 143-144/.

 

7 А.Н. Алексюк, Г.Г. Савенок Избранные сочинения Пирогов Н.И., -М.: Педагогика, 1985.-496с.- (педагогическая  библиотека).

 

8 Красновский А.А. Педагогические идеи Н. И. Пирогова .- М.: Учпедгиз, 1949.-С. 175-182/.

Константинов  Н.А.,  Медынский  Е.  Н.,  Шабаева   М.  Ф.   История   педагогики.   -М.:

Просвещение, 1982. - C.202-203/.

 


Информация о работе Идея общечеловеческого воспитания Н.И. Пирогова