Идея общечеловеческого воспитания Н.И. Пирогова

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 20:09, контрольная работа

Описание работы

В данной работе раскрыт смысл педагогической деятельности замечательного русского педагога, просветителя и организатора народного образования Н. И. Пирогова, творческое наследие которого вошло в сокровищницу отечественной педагогики.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………..3
Жизнь и деятельность Н. И. Пирогова …………………………………………….4
Педагогические взгляды Н.И Пирогова……………………………………………5
“Вопросы жизни”………………………………………………………………………………8
Основные положения педагогической системы Н. И. Пирогова……..11
Значение педагогического наследия Н.И. Пирогова……………………….13
Заключение……………………………………………………………………………………….14

Работа содержит 1 файл

Николай Иванович Пирогов.docx

— 47.75 Кб (Скачать)

Государственное общеобразовательное учреждение

Высшее профессиональное образование

Соликамский государственный педагогический институт

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине «История образования  и педагогической мысли»

Тема:  Идея общечеловеческого воспитания Н.И. Пирогова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Студентка заочного отделения, педагогического факультета, специальность «Социальная педагогика», 3 курс, Кузнецова Д.Г.

 

Проверила: Доцент кафедры педагогики и частных методик, Протасова Е.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание 

    1. Введение…………………………………………………………………………………………..3
    2. Жизнь и деятельность Н. И. Пирогова …………………………………………….4
    3. Педагогические взгляды Н.И Пирогова……………………………………………5
    4. “Вопросы жизни”………………………………………………………………………………8
    5. Основные положения педагогической системы Н. И. Пирогова……..11
    6. Значение педагогического наследия Н.И. Пирогова……………………….13
    7. Заключение……………………………………………………………………………………….14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

        Имя Николая  Ивановича   Пирогова  составляет  гордость  и  славу Отечественной педагогической  науки, народного   образования.   Своей выдающейся  деятельностью  как  в  области  медицины,  так  и  народного образования Н.  И.  Пирогов  заслужил  признательность  широких  масс  и педагогической  общественности.   Его   педагогические   идеи   являются

источником  научного творчества и практической деятельности.  Они  близки нам и сегодня актуальностью поставленных проблем,  таких,  как  единство школы и жизни, педагогической науки и практики; воспитывающее  обучение, “гармоническое  развитие  всех  врожденных  сил  народа  ”,   воспитание человека - гражданина, полезного своей стране. Великому русскому ученому, врачу, и хирургу, основоположнику военно-полевой хирургии Н.И.Пирогову принадлежит выдающаяся роль в истории педагогической мысли и народного образования дореволюционной России второй половины XIXв.

        В данном реферате я постараюсь  по возможности подробно  раскрыть смысл  педагогической  деятельности  замечательного  русского  педагога, просветителя  и  организатора  народного  образования  Н.  И.  Пирогова, творческое  наследие  которого  вошло   в   сокровищницу   отечественной педагогики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Жизнь и деятельность Н. И. Пирогова

Николай Иванович Пирогов (1810-1881) родился в Москве, в семье

казначейского   чиновника.   По   окончании   Московского   университета

(медицинский   факультет)  он  подготовлялся   в  Дерпте  (г.   Тарту)   к профессуре и после защиты диссертации  на  степень  доктора  медицинских наук в течении двух лет занимался в Германии  усовершенствованием  своих знаний.

В 1822 г. Н.И. Пирогов поступил в частный пансион  В.С. Кряжева, известного в то время  педагога.  Проучившись 2 года он вынужден оставить его из-за недостатка средств.

24 сентября 1824 г. был зачислен в Московский  университет на медицинский факультет,  который закончил в 1828 г. со  званием «лекаря первого отделения».

В 1837-1838 гг. Н.И.Пирогов издает большой научный  труд «Хирургическая анатомия артериальных стволов и фасции» на латинском  и немецком языках с атласом.1

В 1841 г. Пирогов  переезжает  в Петербург, где в  Медико-хирургической академии получает должность профессора кафедры госпитальной хирургии, патологической и хирургической  анатомии и главного врача хирургического отделения при 2-м военно-сухопутном госпитале.

        В 1854 году во время осады  Севастополя  Пирогов  по  его  личной просьбе был направлен  на фронт во главе  с  организованной  им  общиной “сестер милосердия”.

        В  1856  году  появилась  статья   Пирогова   “Вопросы   жизни”,

освещавшая  важные вопросы воспитания.  Она  обратила  на  себя  внимание

общественности  передовыми идеями об общечеловеческом воспитании, сделала

имя автора широко известным.

        В 1856 году Пирогов был назначен  попечителем Одесского  учебного округа. Александр II  отрицательно  относился  к  Пирогову,  считая  его “красным” (хотя он был только либералом), но, назначая его на этот пост, хотел  создать  видимость  заботы  царского  правительства  о   народном образовании. В течении двухлетнего управления Одесским  учебным  округом

Пирогов стремился  поднять  значение  педагогических  советов  гимназии, внушал директорам и учителям учебных  заведений  мысль  о  необходимости гуманного отношения к детям, подготовил открытие университета в  Одессе. Либеральная деятельность  его  в  качестве  попечителя  учебного  округа вызвала у одесского генерал-губернатора  подозрение  в  свободомыслии  и подрыве авторитета властей. Пирогов был переведен в  Киев  на  должность

попечителя Киевского учебного округа. Здесь продолжал улучшать  работу

школ,  рекомендовал  учителям  посещать  уроки   друг   друга,   поощрял

методические  искания  учителей  ввел  в  практику  гимназий  внеклассные

литературные  беседы, способствовал открытию в  Киеве одной  из  первых  в

России воскресных школ для взрослых.

        Когда в 1861 году Порогов был   уволен  с  должности  попечителя,

прогрессивная общественность Киева устроила ему  торжественные проводы.

        Правительство сделало вид, что  оно  намерено  использовать  опыт

Пирогова  как педагога, и  назначило  его  руководителем  молодых  людей,

подготовлявшихся  за границей к профессуре, но в 1866 году лишило  его  и

этой должности. Великий хирург, крупнейший ученый,  видный  общественный

деятель и  педагог, Пирогов должен был удалиться, еще полный сил, в  свое

небольшое имение на Украине, где скончался в 1881 году2

Педагогические взгляды Н.И Пирогова.

В своих  педагогических взглядах,  общественной и административной деятельности Пирогов  подходил к задачам воспитания и  образования как к задачам  государственной важности, как человек, глубоко любящий свое отечество, желающий видеть его процветающим в  научной, культурной и общественной жизни. Н.И. Пирогов убедительно доказал  неразрывную связь воспитания с  жизнью современного общества, его  влияние на будущее страны. Идея общечеловеческого воспитания в педагогическом наследии Н.И. Пирогова развивается в тесной взаимосвязи с критикой сословно-специального образования в России. Глубоко веря в могущество науки, образования и воспитания, он видит в них главное средство преобразования общества. Вместе с тем, являясь активным сторонником распространения просвещения среди народа, Пирогов явно переоценивал роль воспитания и школы в преобразовании общества. Это отчетливо просматривается в его научно-педагогическом наследии.

Н. И.Пирогов  считал самым большим пороком  воспитания своего времени его сословную  и узкоспециальную направленность. Сословная школа преграждала путь к образованию и тем самым развитию склонностей и способностей широких народных масс. Поэтому в своей педагогической деятельности он постоянно ведет борьбу с сословными предрассудками и провозглашает идею всеобщего образования, независимо от сословной принадлежности. Он справедливо отстаивает мысль, что основанием специально-профессионального образования и обучения должно быть  общечеловеческое воспитание, которое «несравненно существеннее всех практических принадлежностей». По его мнению, прежде следует полнее развить умственные способности в человеке, а потом уже на этой основе строить специальное образование (реальное или прикладное).

Рассматривая  два направления в учении, реальное и классическое, Н.И. Пирогов считает, что «основанием классификации  училищ не должно служить сословное  начало. Одна степень получаемых в них сведений должна служить основанием к разделению их на различные разряды. Не сословие со свойственными ему убеждениями и предубеждениями, а способности, склонности и материальные средства каждого учащегося должны определить выбор училища и направление в учении».

Среди важнейших  задач воспитания  Н.И. Пирогов  формулирует и такую: «приготовить нас воспитанием к внутренней борьбе», «вступив в борьбу с собою  и окружающими». Речь здесь идет о воспитании человека, обладающего  многими положительными качествами, волевого, способного устоять от многочисленных  пороков  современного ему общества.

Сформулировав цели воспитания, подвергнув критике  сословную школу, Н.И. Пирогов в  противовес ей предложил  проект новой  школьной  системы, ее структуру и содержание.

Н.И. Пирогов  резко критикует государственный  проекты реформы школы за отсутствие исходных принципов («главных начал»), организации школьного образования.  Анализируя  учебные планы, предлагаемые  проектом,  критикуя их за многопредметность, «поверхность в образовании, которая иногда хуже незнания», Н.И.Пирогов  формулирует  важнейший принцип  истинно демократического образования -  преемственность образования  и школ разных типов,  начиная с элементарной и доходя до университета.

Пирогов разрабатывает план создания единой школы, включающей школу элементарную (2 года), реальную и классическую прогимназии  (4 года), реальную (3 года)  и классическую (5 лет) гимназии, университет или другие высшие специальные учебные заведения.

Элементарная  школа как первая ступень обучения открывает путь или в жизнь, или  же в прогимназию. Где можно, эти  школы соединяются с ремесленными училищами.

Прогимназия – вторая ступень обучения.  Школа  разделяется на реальную и классическую, каждая из которых состоит из 4 классов  и резко разделяется направлениями  учения, что, по мнению Н.И. Пирогова, необходимо.

Гимназия  – третья ступень обучения –  с резко обозначенными направлениями: реальные и классические.

Классические  гимназии (срок обучения- 5 лет) имеют  главной и исключительной целью  подготовку к университетскому образованию. С этой целью их учащиеся должны изучать языки (русский, два древних  – латинский и греческий и  один новый иностранный), историю  и математику. Ссылаясь на вековой  опыт Пирогов именно этим учебным предметам отводил «высшую образовательную силу». При этом Н.И. Пирогов считал не только возможным, но и необходимым резко отделить классическое направление образования  от реального, учредив «два совершенно отдельных рода средних учебных заведений, предоставив проводить всецело одному одно, а другому другое…».

По сравнению  с организацией дела народного образования,  существовавшей в России в то время, проект Н.И. Пирогова  ставил вопрос о необходимости  коренного изменения  взаимоотношений в учительских  коллективах средних учебных  заведений, отдавая предпочтение коллегиальному началу  в управлении  учебными заведениями и народным образованием  в целом, пытаясь по-новому подойти к определению обязанностей директора и педагогического совета гимназий, подвергая критике формализм в работе чиновников-надзирателей и чиновников-инспекторов. Он уделял особое внимание повышению уровня педагогического мастерства учителей начальных школ, прогимназий и гимназий во вопросах обучения и воспитания.

Значителен вклад Н.И. Пирогова в разработку проблем теории обучения и воспитания. В соответствии с развиваемой им идеей общечеловеческого воспитания, формирования истинных людей как главной цели воспитания. Пирогов разрабатывал вопросы содержания, принципов и методов обучения, форм его организации и контроля.

В ряде работ  Н.И Пирогов развил новые подходы  к процессу, принципам и методам  обучения. Развивая свой взгляд на сущность процесса обучения, Пирогов связывает  его с возрастом и способностями  ученика.

Н.И. Пирогов, наряду с вопросами содержания и  методов обучения, большое внимание уделял формам его организации. Речь идет прежде всего об уроке, о классно-урочной  форме  организации обучения. Здесь  в центре внимания Пирогова  постоянно  находилась одна из важнейших проблем -  характер взаимоотношений учащихся и их наставников на уроках.

Не мог  Пирогов согласится и с бытовавшим в то время в учебных заведениях формальным, чисто арифметическим способом выведения средней оценки (балла) знаний учащихся при вступительных и переводных экзаменах. Н.И. Пирогов предлагал свой, более точный способ словесной, а не цифровой оценки знаний учащихся, состоящий из трех степеней, при котором  отмечались «сведения достаточные» (нормальная оценка, обозначающая необходимый minimum); вторая, отрицательная,  обозначающая сведения, недостаточные для перевода в следующую ступень обучения (ниже minimum);  наконец, третья – означает избыток знаний, похвальный для учащегося, но не обязательный. В целом же Пирогов был противник переводных экзаменов, хотя и решал этот вопрос противоречиво. Он полагал, что окончательное слово здесь за учителями, педагогическим советом, директором, которые «без всяких формальностей, судят по одним годичным успехам учеников… решают про каждого из них, может ли он быть переведен в следующий класс или нет».

Вопросы воспитания дисциплины учащихся постоянно  находились в сфере внимания Н.И. Пирогова. Его волновали фундаментальные  вопросы воспитательной работы в  школе – роль учителя, учащихся, сложившееся в школах отношения  между учителями и учениками. Он считает их недостаточно «органическими». Пирогов считает не правомерным, что от воспитательной  работы фактически отстранены учителя, которые, кроме уроков и экзаменов, «ничем не связаны с учениками».

Информация о работе Идея общечеловеческого воспитания Н.И. Пирогова