Идея общечеловеческого воспитания Н.И. Пирогова

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 20:09, контрольная работа

Описание работы

В данной работе раскрыт смысл педагогической деятельности замечательного русского педагога, просветителя и организатора народного образования Н. И. Пирогова, творческое наследие которого вошло в сокровищницу отечественной педагогики.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………..3
Жизнь и деятельность Н. И. Пирогова …………………………………………….4
Педагогические взгляды Н.И Пирогова……………………………………………5
“Вопросы жизни”………………………………………………………………………………8
Основные положения педагогической системы Н. И. Пирогова……..11
Значение педагогического наследия Н.И. Пирогова……………………….13
Заключение……………………………………………………………………………………….14

Работа содержит 1 файл

Николай Иванович Пирогов.docx

— 47.75 Кб (Скачать)

Физическое  воспитания учащихся находится также  в сфере  внимания Пирогова. Вместо военной маршировки, введенной в период николаевской реакции в гимназиях (1850), Н.И. Пирогов добивается через министерство  народного просвещения замены ее гимнастикой, рассчитанной на улучшение физического развития учащихся.

Главное внимание в организации  школьного  дела Н.И. Пирогов уделял подготовке учительских кадров. Недооценку «науки учить и образовывать» он считал значительным упущением в организации дела образования и воспитания молодежи, последствия которого с каждым с каждым днем будут ощущаться все более и более. Пирогов большое внимание уделяет вопросам отбора и назначения профессоров и преподавателей,  обучающих будущих  учителей педагогической науке. Это должны быть ординарные профессора и доценты или же по крайней мере имеющие  степень кандидата и известный опыт преподавания в школе. Н.И. Пирогов значительно шире ставил вопрос о создании постоянных педагогических учреждений для подготовки учителей всех типов общеобразовательной школы (приходских и уездных училищ и гимназий)

Проблема  развития науки и образования  в университетах была особенно близка Н.И. Пирогову. «Общество видно в  университете, как в зеркале и  перспективе», - писал он.

Пирогов принадлежал к числу людей, которые  горячо верили в науку как в  одну из самых прогрессивных и  действенных сил, преобразующих  общество не только в научно-техническом, но и в нравственном и педагогическом отношениях. «В науке кроется такой  нравственно-воспитательный элемент, - писал Пирогов, - который никогда  не пропадет, какие бы ни были ее представители. Без всякого надзора и приготовления  к жизни, брошенные в жизнь, в  борьбе с лишениями и нуждами, они в одной науке находят утешение, и крепость, и мужество в борьбе».

Эти мысли  Пирогова актуальны и для нашего времени. Развивая их, он справедливо  считал, что если в университетах  нужны деятели, стоящие в уровень  с современной наукой, то «в гимназиях  необходимы наставники, владеющие кроме  сведений особенным педагогическим тактом».

Педагогическая  общественность высоко оценивала заслуги  Пирогова, считая его новатором в  деле организации народного образования. Удивительно точное определение  патриотических заслуг Пирогова среди  его современников мы находим  в словах А.И. Герцена, который называл  его «первым согражданином нашим». В посвященной ему статье Герцен писал в 1862 г., что Пирогов служил не лицу, а делу, своему отечеству, своей  науке. Этим он снискал огромную, заслуженную  популярность своего народа. Все свои силы он отдал борьбе за процветание отечественной науки и демократизацию народного образования.

Идеи  и мысли Николая Ивановича  Пирогова относительно задач подготовки учителей в университетах, других учебных  заведениях, содержания, средств и  методов обучения, многие другие вопросы, которые он поднимал еще в середине XIX в., актуальны, злободневны и в наше время.

 

 

 

 

 

 

“Вопросы жизни”

Прогрессивный педагог 60-х гг. XIXв. В.Я. Стоюнин в статье «Педагогические задачи Н.И. Пирогова» определил работу «Вопросы жизни» как «один из первых смелых голосов после долгого молчания.

        Поэтому рассмотрение педагогических  взглядов  Н.  И.  Пирогова  следует

начать со статьи “Вопросы жизни” опубликованной им в 1856 году. Это была первая педагогическая работа Пирогова. Благодаря ей имя  Пирогова  стало широко известным и обратило на себя внимание  общественности  передовыми идеями об общечеловеческом воспитании.

Гуманистическая идея воспитания «истинных людей», с развитыми умственными способностями, нравственной свободой мысли и убеждениями, искренне любящих правду и готовых  стоят за нее горою, способных  к самопознанию и самопожертвованию, вдохновению и сочувствию, обладающих волей, волновала Н.И.Пирогова давно. Но наиболее полное и яркое выражение  эта идея получила в его знаменитой статье «Вопросы жизни».

         В статье  “Вопросы  жизни”  (впрочем,  как  и  в   других  своих педагогических  сочинениях)  Н.  И.  Пирогов резко выступил   против сословной школы и  ранней  утилитарно-профессиональной  выучки,  которую стремилось ввести царское правительство за счет снижения  уровня  общего

образования молодежи. Он противопоставил официальному курсу  образования

идею  общечеловеческого   воспитания, которое   должно   подготовить   к общественной жизни высоконравственного  человека  с  широким  умственным кругозором. 3 Эта статья поразила всех – и светлостью взгляда, и благородным направлением мысли автора, и пламенной, живой диалектикой, и художественным представлением  затронутого вопроса.

        Свою статью Пирогов начинает  с исторической  справки  о   поисках выдающимися мыслителями древней Греции ответов на вопросы  о  назначении человека в общественной жизни, о  смысле  человеческой  жизни.  Из  этой справки выясняется, что речь идет о вопросах общественной жизни, о жизни человека в  обществе,  об  его  взаимоотношениях  с  другими  людьми,  о неизбежности для каждого  из  нас  разрешения  вопроса  о  нашем  личном

отношении к  общественным потребностям и обязанностям.

        “В чем состоит цель нашей  жизни? Каково наше значение? к чему мы

призваны? Чего должны искать мы?”.

Таковы  первые  вопросы  жизни,  выдвигаемые Пироговым  в  его  статье.  В  самостоятельном  решении  этих   вопросов заинтересованы и общество с его господствующим  направлением,  и  каждая отдельная личность. С этим трудно не  согласиться.  Я  считаю,  что  для своего   времени   в   преддверии     серьезной    реформы    феодально-крепостнического государства, такая постановка вопроса  была  более  чем уместна. Более того, я думаю, что она  уместна  и  по  сей  день,  когда страну охватил жесткий экономический кризис.

        Казалось бы,  рассуждает  далее   Пирогов,  что  на  поставленные вопросы о цели и назначении нашей  жизни  члены  христианского  общества получат ответы в процессе воспитания в семье и в школе, и таким образом подготовлены к осуществлению христианской морали в общественной и личной жизни. Но в действительности такого господства  христианской  морали  не наблюдается.  В  противоположность  христианским  основам  воспитания,

полученным  в школе, во всех проявлениях общественной жизни  господствует

“резко выраженное материальное, почти торговое  стремление”.4

Что  же  остается  делать  при  таких  обстоятельствах?  -   вот естественно возникающий вопрос. Остается  глубже  взглянуть  в  существо окружающей  жизни.  С  исключительным   мастерством   излагает   Пирогов “философию” восьми мелких общественных групп.

        “ Взглядов, которым следуют эти  толпы, наберется  до  десяти,  а

может быть, и более.

        Вот, например, первый взгляд - очень  простой и  привлекательный.

Не размышляйте, не толкуйте о том, что необъяснимо. Это  по  малой  мере лишь потеря одного времени. Можно, думая, потерять  и  аппетит,  и  сон.

Время же нужно для трудов и наслаждений. Аппетит  -  для  наслаждений  итрудов. Сон -  опять для трудов и наслаждений. Труды и наслаждение  – для счастья.

        Вот второй взгляд - высокий. Учитесь, читайте,  размышляйте и извлекайте из  всего  самое  полезное.  Когда  ум  ваш  просветлеет,  вы узнаете, кто вы и что вы. Вы поймете все, что кажется  необъяснимым  для черни. Поумнев, поверьте, вы будете действовать как нельзя лучше.  Тогда

предоставьте  только выбор вашему уму, и вы никогда  не сделаете промаха.

        Вот третий взгляд - старообрядческий. Соблюдайте  самым точным образом все обряды и поверья. Читайте только благочестивые книги,  но  в смысл  не  вникайте.  Это  главное  для  спокойствия  души.  Затем,   не размышляя, живите так, как живется.

        Вот четвертый взгляд  - практический. Трудясь,  исполняйте  ваши служебные обязанности, собирая копейку на черный  день.  В  сомнительных случаях, если одна обязанность противоречит другой, избирайте то,  что вам выгоднее или по крайней мере что для вас  менее  вредно.  Впрочем, предоставляйте каждому спасаться на свой лад. Об убеждениях,  точно  так

же как  и о вкусах, не спорьте и не хлопочите. С  полным  карманом  можно

жить  и без убеждений.

        Вот пятый взгляд – также практический в своем роде. Хотите быть счастливыми, думайте о себе, что вам угодно и как вам угодно; но только строго соблюдайте все приличия и умейте с людьми уживаться. Про начальников и нужных вам людей  никогда худо не отзывайтесь и ни под каким видом  не противоречьте. При  исполнении обязанностей, главное, не горячитесь.

И прочее, и прочее, и прочее.

        Своим изложением “философии”  жизни  восьми  мелких  общественных групп Пирогов сформулировал господствовавшие в  русском  так  называемом образованном обществе язвы и пороки, служившие предметом изображения и в нашей   могучей,   исключительной   по   своим   моральным    тенденциям художественной литературе XIX в.

        Разоблачая   пошлость,   господствующую   в    привилегированном обществе, Пирогов вместе с тем показал бессилие школы и  воспитания  его времени в деле преобразования общества на каких бы то ни  было  разумных началах. А если так, то возникал следующий серьезный вопрос о  смысле  и назначении всей системы воспитания  и  образования.  Очевидно,  школа  и

воспитание ни в какой мере не  вел к усовершенствованию  общественной жизни на нравственных основах.

        «Существует,  -пишет  Пирогов  только  три  возможности  вывести человечество из ложного и опасного положения:

        Или  согласить  нравственно-религиозные   основы   воспитания   с настоящим направлением общества.

        Или переменить направление общества.

        Или, наконец, приготовить нас  воспитанием к  внутренней  борьбе, неминуемой  и  роковой,  доставив  нам  все  способы  и    всю   энергию выдерживать неравный бой».

        Пойти первым путем, рассуждает  далее  Пирогов,  это  значило   бы «искажать то, что нам осталось на земле Святого, Чистого и  Великого...»

«Изменить направление общества есть дело промысла и  времени».  Остается

третий  путь,  .т . е «приготовить   нас  воспитанием  к   внутренней борьбе..., доставив нам все способы и всю энергию  выдерживать  неравный бой».

Приготовить нас с юных лет к этой борьбе, значит именно  «сделать нас людьми, т. е. тем, чего не достигнет ни одна ваша реальная  школа  в мире, заботясь сделать из нас, с  самого  нашего  детства,  негоциантов, солдат, моряков, духовных пастырей или юристов».

        В   этом   рассуждении    выясняется    основная    общественно-педагогическая позиция  Пирогова.

Все готовящиеся  быть полезными гражданами должны сначала  научиться быть людьми.

        Подводя итог под вышесказанным,  можно  сделать,  что  наивысшая общественно-историческая заслуга  Пирогова заключалась уже в том, что он раскрыл и назвал своим именем «торговое» направление жизни, показал его противоречие со всем, что еще осталось  в жизни «святого»,  раскрыл разлагающее  влияние  “меркантильного   направления”   на   подрастающее

поколение и  поставил на очередь дня вопрос о  том, что же  можно  сделать путем  воспитания,  чтобы  преодолеть  развращающее  влияние  «торгового направления» в общественной жизни.

        Еще раз позволю себе заметить, что  данные высказывания Пирогова

(в частности  о дурном влиянии торгового  направления в  обществе)  крайне

точно характеризуют  сегодняшнее положение общества,  особенно положение

молодежи.5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные положения педагогической системы Н. И. Пирогова

        Изучение  педагогических сочинений,  биографических  и автобиографических данных, оставленных нам Пироговым,  показывает,  что на протяжении всей своей жизни он непреклонно осуществлял одну  основную  идею:

боролся с  сословно-крепостническим строем в  системе образования и  стремился

к тому, чтобы  поставить образование и воспитание подрастающих  поколений  на службу назревавшим потребностям нашей страны во  всех  областях  культуры  в пореформенное время.

        Пирогов вел борьбу с сословными  и национальными привилегиями  прежде

всего в деле народного образования и  распространения  культуры  и  науки  в нашей стране.

        Таким образом, педагогические позиции Пирогова  теснейшим образом

сплетались  с  политическими  стремлениями   демократического   либерализма,

отличавшего   его   и   от    представителей    бюрократов-реакционеров    и

консерваторов,  и   от   представителей   революционной   демократии   (в

политическом  смысле  Пирогов   не  был  революционером).  6

        В чем же заключается ценность  педагогической  системы  Пирогова?  Я считаю,  что  наибольший  интерес   и   ценность   представляет    система образования выдвинутая им.  Принцип этой системы заключается в переходе  из одной  ступени  в  следующую,  высшую  и  в  то  же  время  в  законченности образования в каждой ступени.

         В качестве первой ступени  образования идет  элементарная  начальная

двухгодичная  школа. Программа занятий в этой школе рассчитана на развитие  у

учащихся  первоначальных основ мышления  и  наблюдательности  путем  обучения

родному  языку,  счету  и,  в  частности,  развитие  наблюдательности  путем

наглядного  обучения в духе Песталоцци.  Кстати,  Пирогов  придавал  огромное

значение  наглядному обучению и считал,  наиболее  важно  применять   принцип

наглядности в как можно раннем возрасте. Приведу  по этому поводу  цитату  из статьи Пирогова “О наглядном обучении”. В  этой  статье  Пирогов  говорит  о способе  преподавания  естественных  наук.  “Вообще,   главная   обязанность педагога заключается преимущественно в  том,  что бы  науку излагать  не столько для самой науки, сколько для  развития, посредством  науки  той  или

Информация о работе Идея общечеловеческого воспитания Н.И. Пирогова