Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 19:37, реферат
Творчество Платона по сегодняшний день остается в центре внимания исследователей различных направлений. Для историков и для антиковедов, в частности, его труды интересны, прежде всего, как отражение того времени, эпохи, когда они были написаны.
В нашем случае — это период классической Греции V – IV вв. до н. э., завершившийся кризисом полисной организации. Одной из причин этого кризиса, по–мнению исследователей, явились события Пелопонесской войны (431 – 404 гг.) (Иной точки зрения придерживается Фролов Э.Д., который считает, что “пелопонесская война не была причиной кризиса, она лишь ускорила его наступление” [25; c. 56].
Платон же писал: “...мы основываем
это государство, вовсе не имея в
виду сделать как-то особенно счастливым
один из слоев его населения но,
наоборот хотим сделать таким
все государство в целом” [20; IV,
420b–c]. Еще одно дополнение: “когда
один из граждан такого государства
испытывает какое-либо благо или
зло, такое государство ... скажет ...
что это его собственное
Также, греческим обществом
порицалось культивирование аполитических
настроений (то есть отрицающих полис)
— индивидуалистских и
1.3. Единое, неизменное, справедливое.
Платон определяет совершенное государство, как достаточное и единое. Естественно, что для него будет представлять “... большее зло... то, что ведет к потере его единства и распадению на множество частей”, а “... благо ... то, что связует государство и способствует его единству” [20; V, 462b]. Например, для сохранения единства, Платон считает необходимым ввести определенные условия жизни для стражей — общность жен и детей, лишение владения частной собственностью, в том числе золотом и серебром [V, 464b–d]. Соответственно, подвергается критике все, что может воспрепятствованию единению. Это богатство и бедность — “два враждебных между собой государства” [20; IV, 423a], которые “взаимно порождают друг друга” [20; V, 744d, e].
Во втором проекте, в «Законах»,
определяются пределы бедности и
богатства (излишки просто изымаются
в казну государства) [V, 744e–745a]. Можно
отметить, что концепция Платона
представляет собой достаточно жесткую
схему — изменения, перемены в
построенном совершенном
В «Законах» Платон декларирует — “никаких новшеств”, и в качестве примера приводит Египет с его многовековыми традициями [II, 659d, e]. “Перемены во всем – пишет автор – это самое ненадежное дело” [VII, 797d,e].
Философ придерживается идеи
единства, так как, по его мнению,
лишь она дает возможность называть
государство “целым” или “
Для мыслителя необходимо было сделать из толпы, существующей в реальности в IV в. до н.э. фундамент для своего идеального государства, то самое третье сословие. Это сословие будет слушаться, и управляться лучшими людьми — философами, Платон сочиняет миф, в котором можно увидеть преобразованную идею Гесиода о происхождении людей. После рассказа о порождении всего населения землей–матерью мыслитель поясняет: “хотя все члены государства братья, но бог, вылепивший вас, в тех из вас, кто способен править примешал при рождении золота, и потому они наиболее ценны, в помощников их — серебра, железа же и меди — в земледельцев и разных ремесленников” [IV, 414d–415b].
Платон определяет жизнь гражданина совершенного государства такими словами: “каждый человек должен мыслить обо всех без исключения людей так: не может стать достойным похвалы господином тот, кто не был раньше подвластным; поэтому более чем умением хорошо властвовать, должно хвалиться умением хорошо подчиняться: прежде всего — умением подчиняться законам, что будет означать подчинение богам; затем — умением юношей подчиняться старшим, честно прожившим всю свою жизнь” [21; VI, 762c].
В качестве вывода, можно
отметить, что, предусматривая серьезные
изменения в социальной структуре
полиса, Платон, тем не менее, остается
сторонником прежней системы
полисных ценностей, что, несомненно, было
обусловлено историческими
Объектами воспитания у Платона становятся граждане любого возраста, причем как мужчины, так и женщины. Мыслитель говорит об этом следующим образом: “законодателю следует позаботиться о … воспитании как мужчин, так и женщин, от ранних лет до зрелых — вплоть до старости” [21; I, 631d, e]. «Однако, — по меткому замечанию В.А. Гуторова — выдвигая столь революционную для своего времени идею полного равенства полов Платон, конечно, не выступал в роли “поборника женских прав”.
Роль государства сводится, в целом, к разработке основ единой идеологии. В «Государстве» это положение звучит следующим образом — “... только у граждан этого государства мощно звучало бы в один голос: “Мои дела хороши!” или “Мои дела плохи!” [V, 463e]. В «Законах» Платон обращается к законодателю и направляет его к тому, чтобы заставить “всех живущих совместно людей постоянно, всю свою жизнь выражать как можно более одинаковые взгляды ... как в песнях, так и в сказаниях и рассуждениях»
ПРОЕКТ «НАИЛУЧШЕГО
2.1. Греческий полис.
Излагая свое учение об идеальном строе, философ, прежде всего, исходит из того, что в этом учении не содержится ничего неосуществимого. Предпосылками создания образцового, наилучшего полиса, согласно Аристотелю, является определенное количество населения, определенные размеры территории, удобное положение относительно моря. Теоретическое построение идеального полиса - конечная задача, которую ставит перед собой Аристотель в "Политике". Вполне оправданными были бы поиски нитей, связывающих идеальный полис Аристотеля с греческими полисами IV в. до н.э., внешними и внутренними условиями их существования. Разумеется, этим не исчерпывается связь содержания трактата Аристотеля с эпохой, в которую он жил. Рассуждения о совершенном, с точки зрения автора, полисе занимает в "Политике" много места (седьмая и восьмая книги; к этому следует добавить анализ теорий его предшественников и современников во второй книге). Этому рассуждению предпослано занимающее гораздо больше места учение о полисе вообще. Здесь мы находим обоснование мысли, что полис является высшей формой объединения, способствующей достижению счастливой жизни, т.е. жизни добродетельной; понятие полиса подвергается расчленению на его простейшие элементы.
2.2. Понятие «гражданин»
Проблема рабства занимает
большое место в “Политике” Аристотеля.
Для нашего философа главный
вопрос состоит в том, является ли
рабство продуктом природы или
же общества: “Действительно ли кто-нибудь
раб по своей природе или нет;
действительно ли для кого-нибудь
лучше и справедливее быть рабом,
или должно думать, что всякое рабство
есть явление несогласное с
Господин тот, “кто может
мыслить и предусматривать”, и
кто нуждается в орудиях для
реализации своих замыслов. По отношению
к господину раб — его
Политически полноправными гражданами, по Аристотелю, являются далеко не все подданные государства, но лишь лица, способные к политической жизни, благодаря своему благосостоянию и духовным качествам - лишь гражданам принадлежит земля. Гражданин - тот, кто участвует в совете и в суде. Отсюда следует, что гражданами не могут быть лица, занимающиеся физическим и вообще производительным трудом, так как им свойственны низкий образ жизни и низкий образ мыслей, не способствующий развитию добродетели, а счастливой жизнью может быть только жизнь в соответствии с добродетелью. Организация землевладения должна обеспечить гражданам пропитание и в то же время возможность дружески предоставлять свою собственность в пользование другим гражданам. Всему гражданскому населению следует участвовать в сисситиях, т.е. общественных трапезах.
Философ анализирует понятие
гражданина, время от времени
обращаясь к практике греческих
полисов. Свое заключение Аристотель
формулирует так: существует несколько
разновидностей гражданина. Гражданином
преимущественно является тот, кто
обладает гражданскими правами. Этическая
точка зрения, играющая большую
роль в построениях Аристотеля,
побуждает его сразу же заняться
вопросом об отношении добродетели
подлинного гражданина к добродетели
хорошего человека. Вывод Аристотеля
таков: эти добродетели
тождественны в одном государстве
и различны в другом. И здесь,
таким образом, дает себя знать
общая установка философа:
решать теоретические вопросы
неоднозначно, руководствуясь не соображениями
отвлеченного характера, а с оглядкой
на сложность и многообразие
действительности, в частности
политической реальности. Мыслитель
подробно описывает элементы, необходимые
для существования государства,
различая элементы качества и элементы
количества: под элементами качества
он разумеет свободу, воспитание и благородство
рождения, а под элементами количества
— численное превосходство
Аристотель определяет гражданина как того, кто участвует в суде и в управлении. Это абсолютное понятие гражданина. Называя это понятие гражданина абсолютным, Аристотель, по-видимому, хочет сказать, что это истинно для всех форм политического устройства и разница между ними не столько в понятии гражданина, сколько в том, на какие слои населения распространяется там право участвовать в управлении государством и в суде. Так что когда он говорит, что есть столько же видов граждан, сколько форм политического устройства, то это не следует понимать буквально, ибо все дело в том, кого сочтут за гражданина: “Кто гражданин в демократическом государстве, тот часто не считается за гражданина в олигархическом”, ибо “в демократиях… все граждане безразлично участвуют во всех делах государства, а в олигархиях напротив”. Кроме того, граждане несут военную службу и служат богатым. Итак, граждане — это те, кому доступны четыре функции: воинская, административная, судейская и жреческая. Под “управлением” Аристотель имеет в виду, по-видимому, и законодательную и исполнительную власть. Гражданин пользуется гражданскими почестями.
Информация о работе Идеальное государство Платона и Аристотеля