Гражданская война в США

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 14:40, реферат

Описание работы

Цель работы: Рассказать об отражении гражданской войны в художественной литературе США. Актуальность работы в том, что рабство всегда будет волновать людей. И художественная литература показывает, то или иное событие с человеской точки зрение. Это всегда интересно и помогает рассмотреть проблему с разных сторон.

Содержание

Введение................................................................................................................
Глава1. Гражданская война..................................................................................
1.1. О гражданской войне и ее истоках.........................................................
1.2. О рабстве и гражданской войне.............................................................
Глава 2 .Художественная литереатура о гражданской войне..........................
2.1. Писатели о гражданской войне и книги.....................................................
Заключение...........................................................................................................
Список литературы...............................................................................................

Работа содержит 1 файл

гражданская война в США.doc

— 125.00 Кб (Скачать)

                    2.1   Писатели  о гражданской войне и книги

В период 40—50-х годов XIX века в США обостряется  движение за отмену рабства негров—  аболиционизм.Борьба за отмену рабства между промышленным Севером и рабовладельческим Югом имела глубоко принципиальное значение в процессе утверждения буржуазно-демократического строя в США. Аболиционизм встречал поддержку со стороны фермеров, боровшихся за землю с плантаторами-рабовладельцами, со стороны некоторой части буржуазии, видевшей в рабстве серьезное препятствие для развития промышленности.Движение аболиционистов вылилось в целый ряд крупных восстаний, имевших место в середине прошлого века: восстание рабов в Виргинии (1831), гражданская война в Канзасе, восстание под руководством фермера Джона Брауна (1859). Аболиционизм сыграл важную роль в идеологической подготовке гражданской войны 1861—1865 годов. Однако даже наиболее радикально настроенные представители аболиционизма, выступавшие за освобождение негров, не разделяли их революционных требований, не были сторонниками экспроприации рабовладельцев. Что же касается аболиционистов буржуазно-либерального толка, то они выступали с моральной критикой рабовладельцев, апеллировали к их совести и чувству долга, противопоставляли «злых» рабовладельцев «добрым». С этим связано то, что в творчестве многих американских писателей-аболиционистов гражданский пафос борьбы за свободу и равенство людей с «цветной кожей» переплетается теснейшим образом с идеями и предрассудками религиозного характера.С развитием буржуазно-демократического движения против рабства связана деятельность ряда значительных писателей середины XIX в. Их творчество, развивавшееся на основе достижений прогрессивного романтизма 20—30-х годов и испытавшее подъем в связи с усилением борьбы против рабства в период 40—50-х годов, было важным этапом в развитии реализма. Однако в американской литературе критический реализм утвердился гораздо позднее, чем в европейских странах. Лишь после гражданской войны 1861—1865 годов, в самые последние десятилетия XIX века, он стал основным методом прогрессивной литературы Америки. Его первым крупным представителем был Марк Твен, наиболее значительные произведения которого были созданы в 70—90-е годы. Деятельность многих выдающихся общественных деятелей, публицистов и писателей Америки связана с аболиционизмом. В защиту негров-рабов подняли свои голоса публицисты У. Филлипс и У. Гаррисон; с решительным протестомпротив рабства выступили талантливые писатели Генри Лонгфелло («Песни о рабстве», 1842), Гарриет Бичер-Стоу («Хижина дяди Тома», 1852), Уолт Уитмен (стихотворения сб. «Листья травы», 1855). О жестокости рабства и сопротивлении рабов писал в своем романе «Белый раб» (1852) писатель Р. Хильдрет. С аболиционизмом была связана деятельность поэтов Д. Лоуэлла и Г. Торо.Как бы ни будоражила воображение писателей-романтиков "индейская тема", сквозная в американской словесности, какими бы своеобразными ни были первые шаги художественного творчества коренных американцев, все же острейшей проблемой общественной жизни и литературы США второй трети XIX века выступала наболевшая проблема рабства. Не случайно столь обширными и эмоционально накаленными были аболиционистская публицистика, поэзия, проза, не случайно они обладали такой мощной силой воздействия на умы американцев. Романтики-аболиционисты почти не затрагивали вопрос о материальных, бытовых недостатках рабовладельческой системы. Их интересовали нравственные основы человеческого сознания. Они впервые громко заявили о развращающем влиянии узаконенного рабства и на рабов, и на рабовладельцев. Продажа негров и распад их семей не способствовали укреплению морали, полная зависимость от хозяев создавала питательную почву для лжи и лицемерия. В то же время дозволенность применения физических наказаний развивала в рабовладельцах чувство жестокости, а их безграничная власть над чернокожей собственностью вообще узурпировала суверенное право Господа распоряжаться жизнью своих творений. Именно эта идея пронизывает поэзию Джона Гринлифа Уиттьера 1833—1860 годов ("Песни труда", "Томятся в цепях наши братья" и др.), прозу Ричарда Хилдрета ("Белый раб, или Воспоминания беглеца",1852), Гарриет Бичер-Стоу ("Хижина дяди Тома", 1952, "Дред, история о проклятом болоте", 1856) и многие другие произведения. Весьма значительное влияние движение против рабства оказало на крупного американского поэта XIX века Г. Лонгфелло.Генри Лонгфелло (1807—1882). Творчество Генри Уодсворта Лонгфелло связано с романтическим направлением в американской литературе XIX века. [3;40]Он вступил в литературу в 30-е годы, однако в основном его литературная деятельность приходится на вторую половину XIX века. Подъем аболиционистского движения в стране в период 40—50-х годов, одним из сторонников и участников которого становится и Лонгфелло, способствовал его приобщению к животрепещущим проблемам общественной жизни Америки. И если в начале своего поэтического пути он создавал произведения, весьма далекие от реальной действительности, и во многом подражал английским романтикам (Вордсворт, Ките), то уже в 1842 году он писал свои знаменитые «Песни о рабстве», облетевшие всю страну и ставшие известными далеко за ее пределами. Горячий отклик поэта на современные ему политические события, глубокий интерес к жизни индейских племен и их фольклору, создание образа народного героя в написанной в форме национального эпоса поэме «Песнь о Гайавате» — все это значительно отличает Лонгфелло от американских романтиков Н. Готорна, Э. По с их пессимизмом и мрачным тоном их произведений.Романтическое по своему характеру творчество Лонгфелло представляет собой широкую картину жизни страны. Лонгфелло разделял иллюзии американских романтиков относительно исключительности США; во многих его произведениях содержится либеральная оценка буржуазной действительности, им написано большое количество стихов абстрактно-созерцательного характера. Но, как подлинный поэт-гуманист, Лонгфелло на протяжении всей своей жизни выступал за мир и счастье всех людей на земле. С большой любовью писал он о своей родной стране, ее природе и простых людях Америки.Генри Лонгфелло родился в 1807 году в семье адвоката в Портленде. Здесь, в приморском городке, центром жизни которого была большая гавань, протекало детство будущего поэта. Романтика моря, далеких морских путешествий увлекала его в детские годы. В 1822 году Лонгфелло поступил в колледж. Уже к этому периоду вполне определился круг его интересов. Лонгфелло влекла литература, поэзия. С 14 лет он начал печатать свои стихи в одном из бостонских журналов. С большим интересом и увлечением занимается он изучением новых европейских языков. Отец Лонгфелло мечтал о серьезном юридическом образовании для сына, хотел видеть его помощником в адвокатской практике. Но сразу же после окончания курса (1825) Лонгфелло был оставлен при колледже для преподавания европейских языков. В 1826—1829 годах он совершает свое первое путешествие по Европе с целью усовершенствоваться в своей специальности. Всего за свою жизнь писатель четыре раза приезжал в Европу. Он побывал в Италии и Испании, посетил Францию, Англию, Голландию и Швейцарию; ряд месяцев слушал лекции в Геттин-генском университете в Германии. Эти поездки имели большое значение для Лонгфелло. Непосредственное знакомство с культурной жизнью европейских стран, с историческими и культурными памятниками прошлых веков способствовало совершенствованию его знаний в области европейских языков и литературы.С 1835 года по 1854 год Лонгфелло — профессор кафедры европейской литературы и языков в одном из старейших высших учебных заведений в Америке — в Гарвардском университете. Круг научно-литературных интересов его и в эти, и в последующие годы, когда после 1854 года он всецело отдается литературному творчеству, очень широк и разнообразен. Очень важное место в литературной деятельности Лонгфелло принадлежит его переводам. Он познакомил американских читателей с лучшими образцами мировой классической поэзии. Составленная им антология «Поэты и поэзия Европы» (1845) представляет собой большую ценность. Эта книга сыграла важную роль в деле культурного сближения народов. Замечательное мастерство Лонгфелло-переводчика, его совершенные знания в области мировой поэзии позволили ему отобрать ее лучшие образцы и в законченной поэтической форме передать их художественное своеобразие.[5;100]В переводах Лонгфелло отражена история мировой поэзии, начиная с таких наиболее древних и наиболее прекрасных памятников ее, как французский героический эпос — «Песнь о Роланде», англосаксонская поэма «Беовульф» и скандинавские саги, «Божественная комедия» Данте.Оригинальное художественное творчество Лонгфелло весьма разнообразно в жанровом отношении. Он является автором многочисленных лирических стихотворений (сборник «Голоса ночи», 1839, и др.) и баллад (сборник «Баллады и другие стихотворения», 1841), а также романа «Гиперион» (1839). Им написан ряд поэм («Песнь о Гайавате», 1855, «Сватовство Майльса Стендиша», 1858) и драматических произведений (драматическая поэма «Микеланджело»).Начав свой творческий путь небольшими лирическими стихотворениями, далеко отстоящими от социальных проблем, выдвигаемых практикой общественной жизни, Лонгфелло в наиболее значительный период своего творчества (40—50-е годы) живо откликнулся на насущные вопросы действительности.В 1842 году были изданы его «Песни о рабстве». Объединенные в этом сборнике стихотворения были написаны под влиянием все усиливающегося в Америке движения за освобождение негров.«Песни о рабстве» проникнуты гуманистическим сочувствием к угнетенным. Поэт создает целую галерею образов невольников, человеческое достоинство которых тщетно пытаются уничтожить их белые хозяева. Он рисует страшные картины нечеловеческих условий жизни и труда негров-рабов. Продажа негров на невольничьих рынках, перевозка рабов в трюмах, непосильный изнуряющий труд на плантациях, жестокие истязания —; вот о чем пишет Лонгфелло р своих «Песнях о рабстве». Поэт возмущен тем, что

...На  рынки вывозят людей;

Их шеи, и руки, и ноги

Избиты  железом цепей.

Убийства, страдания, пытки,

Позор, и гоненье, и гнет,

И все, что на душу и тело

Печать  отраженья кладет,—

То доля невольников бедных.

В стихотворении  «Сон негра» рассказывается о гибели замученного, истерзанного побоями  негра. В предсмертном сне он видит  свой дом, жену, детей, свою родину. И  вновь, хотя только на один миг, он чувствует себя свободным:

Измучен зноем и трудом,

Он наземь бросился ничком.

Недвижно  рис над ним стоял.

Палимый зноем, он дремал...

То был  ли бред, то был ли сон —

Родимый край увидел он.

С возмущением  и болью пишет Лонгфелло о  положении невольников. Но значение «Песен о рабстве» заключается не только в правдивом изображении тяжелой судьбы негров-рабов. Поэт предсказывает приближающуюся развязку событий; он пишет не только о страданиях, но и о сопротивлении рабов. Особое место в «Песнях о рабстве» принадлежит стихотворению «Предостережение», в котором Лонгфелло прямо говорит о том моменте, когда негр-раб «поднимет руку в скорби исступленной и пошатнет, кляня свой тяжкий плен, столпы и основанья наших стен». Нельзя не отметить, что в творчестве многих американских писателей-аболиционистов гражданский пафос борьбы за свободу и равенство людей с «цветной кожей» теснейшим образом переплетается с идеями и предрассудками религиозного характера. Это было присуще и поэзии Лонгфелло.Из всех стихов Лонгфелло его «Песни о рабстве» были особенно популярны. Широкой известностью пользовались они и у нас, в России, особенно в период 60-х годов прошлого века. К поэзии Лонгфелло обращались многие крупные русские поэты и переводчики. Она привлекала их своим гуманизмом, высоким художественным мастерством в изображении красоты и величия природы, поэтическим изображением жизни и труда простого человека.

Гарриет Бичер-Стоу (1811—1896). В литературе, порожденной  движением аболиционистов, важное место  принадлежит американской писательнице Гарриет Бичер-Стоу.

Гарриет Бичер-Стоу родилась в городе Личфилде в штате Коннектикут, в семье  священника и богослова Лаймена  Бичера. Будущая писательница была воспитана в духе строгих религиозных  традиций. Воспринятые в детстве  религиозные догматы и предрассудки всю жизнь тяготели над ней и наложили неизгладимый отпечаток на ее творчество. В то же время взгляды отца, старших братьев и сестер, бывших убежденными противниками рабства, способствовали тому, что с ранних лет Гарриет Бичер разделяла взгляды аболиционистов.[3;115]

Еще будучи девочкой-подростком, Гарриет Бичер  начала свою трудовую жизнь, работая  учительницей в женской школе. В 1832 году семья Бичеров переселилась в штат Огайо, граничивший с рабовладельческим  Югом. Здесь будущая писательница уже на основе собственных наблюдений убедилась в бесчеловечности и несправедливости рабства. Взгляды Гарриет Бичер вполне разделял и ее муж — профессор богословия Кальвин Стоу.Литературная деятельность Бичер-Стоу началась в 30-х годах. Ее первые рассказы, очерки, записки автобиографического характера печатались в весьма распространенном в те годы «Дамском журнале Годи». Ранние рассказы и очерки Бичер-Стоу, дидактические по своему содержанию, мало выразительны в художественном отношении. Они посвящены или описанию и прославлению пуританских нравов и морали, или осуждению пороков (пьянства и т. п.). В некоторых рассказах писательница обращается к проблеме воспитания.

«Хижина дяди Тома». Со всей силой дарование  писательницы проявилось в ее лучшем произведении — романе «Хижина дяди Тома». Этот роман был создан в 1851 —1852 годах по заказу аболиционистского журнала «Национальная эра». На страницах «Национальной эры» и была впервые опубликована «Хижина дяди Тома», задуманная писательницей как небольшая повесть, но затем, в процессе работы над ней, выросшая в большой роман. Отдельным изданием книга вышла в 1852 году. Роман Бичер-Стоу был встречен с восторгом в передовых кругах общества. Успех его был громаден. Имя автора «Хижины дяди Тома» стало известно далеко за пределами Америки.

И объясняется  это тем, что Бичер-Стоу с горячей  убежденностью и страстностью трактовала в своем романе одну из самых актуальных тем своего времени — тему рабства.

«Хижина дяди Тома» относится к числу  первых реалистических социальных романов в американской литературе XIX века. Впервые жизнь негров-рабов, потрясающий драматизм судеб тысяч невольников получили правдивое отражение в художественном произведении. Правда, Бичер-Стоу отнюдь не задавалась целью раскрыть эксплуататорскую сущность рабства. Писательницу волновал прежде всего вопрос о моральной, нравственной деградации рабовладельцев и рабов. Однако сам материал книги, переданный с большой эмоциональной силой и взволнованностью, говорит о большем, чем ее замысел.[3;220]

Рассказывая о трагической судьбе своего центрального героя, негра Тома, Бичер-Стоу создает потрясающие картины произвола белых по отношению к неграм, картины бесчеловечных истязаний и унижений рабов. Разрушаются семьи, детей отрывают от родителей и продают; женщин рассматривают как самок, приносящих приплод, а тем самым и доход для хозяев, которые стремятся уничтожить в рабах сознание человеческого достоинства.

Бичер-Стоу создала в своем романе целый  ряд замечательных образов негров-рабов, которые, несмотря ни на что, сохранили лучшие черты характера и качества своего народа. Мулат Джордж Гаррис ненавидит своих хозяев; для него, талантливого изобретателя, невозможна жизнь в рабстве. Его жена Лиззи, с поразительным мужеством ведущая борьбу за своего ребенка, маленькая, своевольная, искрящаяся весельем и юмором Топси, величественная в своих страданиях и скорби Касси — все эти образы принадлежат к числу лучших в романе.

Сама  жизнь предстает перед читателями романа, и логика ее такова, что заставляет сделать вывод о необходимости решительного уничтожения рабства.

Бичер-Стоу не принадлежала к числу радикально настроенных аболиционистов. Выход  из противоречий действительности она  видела в христианской религии, которая, по ее мнению, могла примирить рабов  и хозяев. Этим объясняется религиозно-примирительная направленность романа, сказавшаяся прежде всего в образе героя романа — Тома.В глазах Бичер-Стоу Том — идеальный человек. Перенесенные им унижения и страдания отнюдь не порождают в нем гнева и возмущения. Умирая, старый Том молится за своих хозяев и просит простить им их заблуждения и грехи.Непоследовательность критики и ошибочность позиций писательницы проявились в том, что она противопоставляет в своем, романе «злым» рабовладельцам (бесчеловечный в своей жестокости Легри, жена Сен-Клера) «добрых» (Сен-Клер, Ева, молодой Джордж Шельби). Дружба старого Тома и маленькой Евы выражает собой идею о возможности полного примирения «цветных» и белых в лоне христианской религии.

Однако  примирительные тенденции, проявившиеся столь ярко в романе Бичер-Стоу, не заслонили основного — раскрытия бесчеловечности рабовладельческого строя.[1;30]

Роман «Хижина дяди Тома» стал одной  из наиболее популярных и любимых  книг и в Америке, и в Европе. В большой степени этому способствовали художественные достоинства произведения. Драматизм в изложении событий захватывает читателей. С большим реалистическим мастерством написаны сцены аукциона, бегства Лиззи с ребенком на руках через реку, покрытую движущимся льдом. Бичер-Стоу умеет передать своеобразную прелесть негритянского фольклора. Введенные в роман песни во многом способствуют этому. Но в то же время в романе много картин и сцен мелодраматического, сентиментального характера (смерть Евы, смерть Тома и другие), в которых особенно ясно сказались религиозные убеждения писательницы.

В 1853 году Бичер-Стоу выпустила книгу «Ключ  к хижине дяди Тома», в которой  она приводит обширный документальный материал, послуживший непосредственным источником при написании романа «Хижина дяди Тома». Появление этой книги было вызвано необходимостью доказать несправедливость выступлений многочисленных сторонников рабства, обвинявших Бичер-Стоу в том, что ее роман является плодом вымысла.

Тема  рабства была продолжена Бичер-Стоу в романе «Дред, повесть о Проклятом  Болоте» (1856). Это произведение гораздо слабее в художественном отношении, чем «Хижина дяди Тома»; значение его заключается в том, что в нем Бичер-Стоу попыталась изобразить организованную борьбу рабов против рабовладельцев. Но, будучи убежденной противницей революционных выступлений, писательница выступила здесь с предложением компромиссного разрешения противоречий.

В 60—70-е  годы Бичер-Стоу написала ряд романов, воспроизводящих быт и нравы  небольших городков Новой Англии начала XIX века («Ольдтаунские старожилы», 1869, и другие). Однако в историю мировой литературы Бичер-Стоу вошла как автор своего лучшего произведения — «Хижины дяди Тома».

Уолт  Уитмен (1819—1892). Борьба против рабства  и крепнущий протест широких  народных масс, в первую очередь  рабочих, против усиливающегося гнета капитализма вызвали к жизни творчество крупнейшего американского писателя-демократа Уолта Уитмена.[7;130]

Творчество  Уитмена способствовало утверждению  реалистического направления в  американской поэзии. Одним из первых в американской литературе он воспел простых людей — тружеников, поднял свой голос в защиту угнетенного народа. Обращаясь в своих стихах к широким народным массам, Уитмен вел борьбу за подлинную народность искусства, за создание произведений, близких и доступных народу по своему содержанию и форме.

В своих  стихах поэт воспел освободительную  борьбу с рабовладельцами, отразил  свободолюбие народа. В то же время  Уитмен выступил как суровый критик американской буржуазной демократии.

Уолт  Уитмен родился в семье бедного  фермера. С ранних лет начал он работать, сначала наборщиком и печатником в редакции газеты, а с восемнадцати лет — сельским учителем. Проблемы воспитания волновали молодого Уитмена, и уже в период своей педагогической деятельности одно из сильнейших орудий воспитания он видел в искусстве.[1;20]

В конце 30-х годов Уитмен начинает работать в качестве журналиста. Он сотрудничает в журнале «Демократик ревью», на страницах которого выступали  наиболее известные американские поэты  и писатели: Лонгфелло, Уитьер, Торо, Брайент. В ранних статьях Уитмена вполне отчетливо проявились его демократические симпатии. Уитмен выступает против поклонения доллару; он пишет о том, что американское общество заражено страстью к наживе, что погоня за деньгами приводит к опустошению человеческой личности («Болезненный аппетит к деньгам», 1846). В своей ранней поэзии (40-е годы) Уитмен воспевает героическую борьбу народа в период войны за независимость («Песни колумбийца») и выражает настроения простых людей, разочарованных и не удовлетворенных теми порядками, которые были установлены в стране в результате победы в этой войне. Критикуя буржуазную Америку, Уитмен пытается противопоставить существующему порядку вещей свой утопический идеал фермерской демократии.[5;60]

Информация о работе Гражданская война в США