Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 16:32, реферат
Согласно сведениям «Цяньханьшу», усуни совместно с юэчжами обитали между Циляньшанем и Дуньхуаном (Китай), где граничили на востоке с хуннами, на северо-западе с Кангюем, на западе с Даванем, на юге с различными оседло-земледельческими владениями. «Хоуханьшу» сообщают, что владение Усунь находилось на западе от Луковых гор, а «Бэйши» дополняют, что усуньский владетель правил в городе Чигу, от Аксу на севере и после набегов жужаней он переселился в Луковые горы. В «Исторических записках» («Ши цзи») Сыма Цзяняуказано, что «Владение усунь находилось от Давани на расстоянии 2000 ли (1 ли – 576 м) на северо-восток».
Древнекитайские письменные источники об усунях...........................................3
Вопросы происхождения усуней...........................................................................3
Образование государства Усунь............................................................................4
Усунь и сопредельные страны: проблемы взаимоотношений............................5
Система управления усуней...................................................................................9
Памятники усуньской культуры (поселения и курганы)...................................13
Хозяйство. Домашние промыслы и керамика....................................................13
Религиозные верования.........................................................................................14
Список использованной литературы...................................................................16
Одним из существенных моментов
в структуре политической власти
усуней является сосуществование дуальной
системы и института
В структуре политической власти усуньского общества значительную роль играли главы народов и племен, которые имели политический вес в государстве. В иерархии политической власти главы родов и племен занимали низшую ступень и называли их князьями (кит. хоу) или низшими князьями, и еще именуют их малыми предводителями, вассальными правителями. Вожди племен и старейшины обладали определенными полномочиями и функциями, которые традиционно подразделялись на военные и гражданские. В военное время вожди выполняли функции офицерского корпуса в зависимости от того места, которое они занимали в военно-политической иерархии, занимались комплектованием войск, обороной охот, регулированием конфликтов между подданными, перераспределением пастбищных угодий, наказанием провинившихся и т.д.
В политической структуре кочевых обществ особое место занимал совет старейшин, который представляли в основном из числа родственников гуньмо, возглавлявшие крупные подразделения и принимавшие участие на совете, когда решалась судьба народа или вопросы войны и мира.
Совет не был постоянным
органом, но не менее трех раз в
год собирался. Естественно, он не обладал
полномочиями издавать постановления,
тем более законотворческого
характера. Очевидно, обсуждение проходило
в устной форме и, соответственно,
решения принимались устно. Зарождение
совета как органа управления связано
с родом, затем ставшим органом
власти племени и конфедерации. Он
отвечал необходимой
В прерогативу совета входили обсуждение вопросов войны и мира, и престолонаследия, назначение и прием послов, заключение союзов с каким-либо государством, а также рассматривал другие вопросы, которые касались интересов и безопасности государства.
Таким образом, совет старейшин играл значительную роль в политической жизни государства, в прерогативу которого входили обсуждение и решение государственных вопросов, и занимал важное место в структуре политической власти усуньского общества, а также совет ограничивал власть гуньмо.
Памятники усуньской культуры (поселения и курганы). По археологическим данным и сведениям письменных источников усуни проживали в жилищах двух типов: кирпичных и каменных домах. Зимние жилища строились из сырцового кирпича и плитнякового камня на глиняном растворе. Каждый жилой дом состоял из большой комнаты, подсобных мелких пристроек и загонов для скота. Все помещения пристраивались друг к другу. Четыре-пять семейных домов составляли поселок. В летнее время при перекочевках усуньские семьи жили в юртах. Усуньские поселения располагались в горных долинах Тянь-Шаня, Алая, Таласа, в предгорьях Чуйской долины и Иссык-кульской котловины.
Недалеко от поселения находились родовое и семейное кладбища. Кладбища состояли из земляных и каменных курганов, каменных выкладок или оград. На Тянь-Шане и в Семиречье выделяются две основные группы памятников. Для первой группы были типичны могильники с захоронениями в грунтовых ямах, а для второй – памятники с захоронениями в подбоях и катакомбах. Состоят они из курганов диаметром от 6 до 12 м. Курганы располагались цепочкой с севера на юг, в каждом из них насчитывались пять-десять курганов с кольцевидными выкладками из камней на насыпи и вокруг неё.
Хозяйство. Домашние промыслы и керамика. Древние усуни Семиречья разводили все виды домашних животных: овец, лошадей, коров, двугорбых верблюдов, коз и ослов. У усней было развито коневодство. Богатые владетели содержали до пяти тысяч голов лошадей, разводили высокопородных скакунов.
Полукочевое скотоводничество хозяйство являлось основной формой хозяйства усуней. В дальнейшем оно сохранило свою ведущую роль в экономике; совершенствовалась система его ведения и использования пастбищ.
Наряду со скотоводством развивалось и земледелие. Об этом свидетельствуют находки, найденные при раскопке зимовки-поселения: орудия для обработки земли, каменные зернотерки. В окрестностях поселения открыты следы существования у усуней примитивного орошаемого земледелия. В основном выращивались зерновые культуры ячмень и пшеница. Вероятно, также выращивались огородно-бахчевые культуры, но, в небольших объемах и в качестве подсобного хозяйства. Можно предполагать, что в Семиречье, помимо поливного земледелия развивалось сухое или богарное земледелие, где почвы были пропитаны грунтовыми водами.
Наряду со скотоводством и земледелием у усуней были развиты домашние промыслы и ремесла. Особенно широко было развито изготовление керамической и деревянной посуды. Керамические сосуды изготавливались на гончарном круге, а также лепились от руки. Основной тип посуды усуней – полусферические миски и чашки, кубки с ручками, грушевидные кувшины, котелки и котлы с налепленными ручками.
Важное место в хозяйстве древних усуней занимала добыча, плавка и обработка железа, меди и драгоценных металлов. Из железа и бронзы изготовлялись орудия труда, оружие и предмет украшения, а из золота и серебра – браслеты, серьги, нашивные бляхи и бляшки различных форм и размеров, украшавшие одежду, головной убор и оружие мужчин и женщин.
Религиозные верования. Наиболее ярко религиозные представления у людей проявились в погребальном обряде, в своеобразии надмогильных и могильных сооружений. Обряд погребения проявлялся в сопровождении покойника инвентарем – предметами домашнего обхода и пищей. Это говорит о том, что усуни верили в загробную жизнь, бессмертие души. В веровании усуней существовала магия, тесно переплетенная с шаманизмом, магический культ очищения огнем, который обнаружен в усуньских памятниках как раннего (III – II вв. до н.э.), так и позднего (I-II вв. н.э.) периодов. Культ огня совершался в могильной яме, и такое очищение преследовало две цели – изгнание злых духов, как из самого покойника, так и с его ложа. Наряду с существованием обряда очищения огнем распространяется и культ жертвоприношения, последний составной элемент магии был характерен для усуньских племен. Обнаруженные в могильниках выкладки с сосудами следует рассматривать как символические атрибуты культа жертвоприношения мертвым, злым духам и сверхъестественным силам.
Среди усуней были распространены
развитые формы религиозных
Наиболее распространенной формой религиозных представлений у усуней был культ предков, который создается на основе почитания духов умерших членов рода-родовых вождей, старейшин, воинов, которые пользовались славой при жизни. Материальным объектом, основой этого культа являются останки умерших или места их погребения.
Широкое распространение его в обществе усуней может быть объяснено их верой в магическую силу предков, способных не только оберегать своих живых родичей, но и быть покровителем душ умерших сородичей.
Список использованной литературы
1. В. Воропаева, Д. Джунушалиев, В. Плоских «История Отечества», 2008 год
2. Н. Аристов «Усуни и кыргызы или кара-кыргызы», 2001 год
3. Т. Джуманалиев «История Кыргызстана с древности и до середины XVIII века», 2009 год