Государство Усунь

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 16:32, реферат

Описание работы

Согласно сведениям «Цяньханьшу», усуни совместно с юэчжами обитали между Циляньшанем и Дуньхуаном (Китай), где граничили на востоке с хуннами, на северо-западе с Кангюем, на западе с Даванем, на юге с различными оседло-земледельческими владениями. «Хоуханьшу» сообщают, что владение Усунь находилось на западе от Луковых гор, а «Бэйши» дополняют, что усуньский владетель правил в городе Чигу, от Аксу на севере и после набегов жужаней он переселился в Луковые горы. В «Исторических записках» («Ши цзи») Сыма Цзяняуказано, что «Владение усунь находилось от Давани на расстоянии 2000 ли (1 ли – 576 м) на северо-восток».

Содержание

Древнекитайские письменные источники об усунях...........................................3
Вопросы происхождения усуней...........................................................................3
Образование государства Усунь............................................................................4
Усунь и сопредельные страны: проблемы взаимоотношений............................5
Система управления усуней...................................................................................9
Памятники усуньской культуры (поселения и курганы)...................................13
Хозяйство. Домашние промыслы и керамика....................................................13
Религиозные верования.........................................................................................14
Список использованной литературы...................................................................16

Работа содержит 1 файл

ГОСУДАРСТВО УСУНЬ.docx

— 52.66 Кб (Скачать)

Одним из существенных моментов в структуре политической власти усуней является сосуществование дуальной системы и института соправительства. Источники сообщают о наличии в государстве разделения территории государства, а также наличие особого титула у младшего соправителя м принадлежность последнего к одному роду с главным правителем.

В структуре политической власти усуньского общества значительную роль играли главы народов и племен, которые имели политический вес в государстве. В иерархии политической власти главы родов и племен занимали низшую ступень и называли их князьями (кит. хоу) или низшими князьями, и еще именуют их малыми предводителями, вассальными правителями. Вожди племен и старейшины обладали определенными полномочиями и функциями, которые традиционно подразделялись на военные и гражданские. В военное время вожди выполняли функции офицерского корпуса в зависимости от того места, которое они занимали в военно-политической иерархии, занимались комплектованием войск, обороной охот, регулированием конфликтов между подданными, перераспределением пастбищных угодий, наказанием провинившихся и т.д.

В политической структуре  кочевых обществ особое место  занимал совет старейшин, который представляли в основном из числа родственников гуньмо, возглавлявшие крупные подразделения и принимавшие участие на совете, когда решалась судьба народа или вопросы войны и мира.

Совет не был постоянным органом, но не менее трех раз в  год собирался. Естественно, он не обладал  полномочиями издавать постановления, тем более законотворческого  характера. Очевидно, обсуждение проходило  в устной форме и, соответственно, решения принимались устно. Зарождение совета как органа управления связано  с родом, затем ставшим органом  власти племени и конфедерации. Он отвечал необходимой потребности  и должен был существовать до тех  пор, пока существовало родовое общество. В функционировании совета были заинтересованы, прежде всего, племенные вожди и  родовые старейшины, и их соплеменники, и сородичи, поскольку в нем  выражались элементы племенной демократии, одновременно являясь их представителями. Последние были призваны блюсти и  охранять общие интересы племени, рода. Их благосостояние  само существование зависели от мудрости и дальновидности совета.

В прерогативу совета входили  обсуждение вопросов войны и мира, и престолонаследия, назначение и  прием послов, заключение союзов с  каким-либо государством, а также  рассматривал другие вопросы, которые  касались интересов и безопасности государства.

Таким образом, совет старейшин  играл значительную роль в политической жизни государства, в прерогативу  которого входили обсуждение и решение  государственных вопросов, и занимал  важное место в структуре политической власти усуньского общества, а также совет ограничивал власть гуньмо.

Памятники усуньской культуры (поселения и курганы). По археологическим данным и сведениям письменных источников усуни проживали в жилищах двух типов: кирпичных и каменных домах. Зимние жилища строились из сырцового кирпича и плитнякового камня на глиняном растворе. Каждый жилой дом состоял из большой комнаты, подсобных мелких пристроек и загонов для скота. Все помещения пристраивались друг к другу. Четыре-пять семейных домов составляли поселок. В летнее время при перекочевках усуньские семьи жили в юртах. Усуньские поселения располагались в горных долинах Тянь-Шаня, Алая, Таласа, в предгорьях Чуйской долины и Иссык-кульской котловины.

Недалеко от поселения  находились родовое и семейное кладбища. Кладбища состояли из земляных и каменных курганов, каменных выкладок или оград. На Тянь-Шане и в Семиречье выделяются две основные группы памятников. Для  первой группы были типичны могильники с захоронениями в грунтовых  ямах, а для второй – памятники  с захоронениями в подбоях  и катакомбах. Состоят они из курганов диаметром от 6 до 12 м. Курганы располагались  цепочкой с севера на юг, в каждом из них насчитывались пять-десять курганов с кольцевидными выкладками из камней на насыпи и вокруг неё.

Хозяйство. Домашние промыслы и керамика. Древние усуни Семиречья разводили все виды домашних животных: овец, лошадей, коров, двугорбых верблюдов, коз и ослов. У усней было развито коневодство. Богатые владетели содержали до пяти тысяч голов лошадей, разводили высокопородных скакунов.

Полукочевое скотоводничество хозяйство являлось основной формой хозяйства усуней. В дальнейшем оно сохранило свою ведущую роль в экономике; совершенствовалась система его ведения и использования пастбищ.

Наряду со скотоводством  развивалось и земледелие. Об этом свидетельствуют находки, найденные  при раскопке зимовки-поселения: орудия для обработки земли, каменные зернотерки. В окрестностях поселения открыты  следы существования у усуней примитивного орошаемого земледелия. В основном выращивались зерновые культуры ячмень и пшеница. Вероятно, также  выращивались огородно-бахчевые культуры, но, в небольших объемах и в  качестве подсобного хозяйства. Можно предполагать, что в Семиречье, помимо поливного земледелия развивалось сухое или богарное земледелие, где почвы были пропитаны грунтовыми водами.

Наряду со скотоводством  и земледелием у усуней были развиты  домашние промыслы и ремесла. Особенно широко было развито изготовление керамической и деревянной посуды. Керамические сосуды изготавливались на гончарном  круге, а также лепились от руки. Основной тип посуды усуней – полусферические  миски и чашки, кубки с ручками, грушевидные кувшины, котелки и  котлы с налепленными ручками.

Важное место в хозяйстве  древних усуней занимала добыча, плавка и обработка железа, меди и драгоценных  металлов. Из железа и бронзы изготовлялись  орудия труда, оружие и предмет украшения, а из золота и серебра – браслеты, серьги, нашивные бляхи и бляшки различных форм и размеров, украшавшие одежду, головной убор и оружие  мужчин и женщин.

Религиозные верования. Наиболее ярко религиозные представления у людей проявились в погребальном обряде, в своеобразии надмогильных и могильных сооружений. Обряд погребения проявлялся в сопровождении покойника инвентарем – предметами домашнего обхода и пищей. Это говорит о том, что усуни верили в загробную жизнь, бессмертие души. В веровании усуней существовала магия, тесно переплетенная с шаманизмом, магический культ очищения огнем, который обнаружен в усуньских памятниках как раннего (III – II вв. до н.э.), так и позднего (I-II вв. н.э.) периодов. Культ огня совершался в могильной яме, и такое очищение преследовало две цели – изгнание злых духов, как из самого покойника, так и с его ложа. Наряду с существованием обряда очищения огнем распространяется и культ жертвоприношения, последний составной элемент магии был характерен для усуньских племен. Обнаруженные в могильниках выкладки с сосудами следует рассматривать как символические атрибуты культа жертвоприношения мертвым, злым духам и сверхъестественным силам.

Среди усуней были распространены развитые формы религиозных представлений-культ предков и культ природы. Кольца-оградки, обнаруженные в насыпи большинства курганов, - это символическое выражение культа небесных светил – солнца, луны, звезд, игравших  важную роль в мировосприятии и духовной жизни усуней. Небесные светила были основой летоисчисления, по ни определяли время перекочевки с пастбища на пастбище, находили дорогу, регулировали проведение религиозных обрядов. Кольца-оградки это одновременно отражение космогонических представлений и элементов табу, т.е. неприкосновенности погребений и памятника.

Наиболее распространенной формой религиозных представлений  у усуней был культ предков, который  создается на основе почитания духов  умерших членов рода-родовых вождей, старейшин, воинов, которые пользовались славой при жизни. Материальным объектом, основой этого культа являются останки умерших или места их погребения.

Широкое распространение  его в обществе усуней может быть объяснено их верой в магическую силу предков, способных не только оберегать  своих живых родичей, но и быть покровителем душ умерших сородичей.

 

Список использованной литературы

 

1. В. Воропаева, Д. Джунушалиев, В. Плоских «История Отечества», 2008 год

2. Н. Аристов «Усуни и кыргызы или кара-кыргызы», 2001 год

3. Т. Джуманалиев «История Кыргызстана с древности и до середины XVIII века», 2009 год

 


Информация о работе Государство Усунь