Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 16:32, реферат
Согласно сведениям «Цяньханьшу», усуни совместно с юэчжами обитали между Циляньшанем и Дуньхуаном (Китай), где граничили на востоке с хуннами, на северо-западе с Кангюем, на западе с Даванем, на юге с различными оседло-земледельческими владениями. «Хоуханьшу» сообщают, что владение Усунь находилось на западе от Луковых гор, а «Бэйши» дополняют, что усуньский владетель правил в городе Чигу, от Аксу на севере и после набегов жужаней он переселился в Луковые горы. В «Исторических записках» («Ши цзи») Сыма Цзяняуказано, что «Владение усунь находилось от Давани на расстоянии 2000 ли (1 ли – 576 м) на северо-восток».
Древнекитайские письменные источники об усунях...........................................3
Вопросы происхождения усуней...........................................................................3
Образование государства Усунь............................................................................4
Усунь и сопредельные страны: проблемы взаимоотношений............................5
Система управления усуней...................................................................................9
Памятники усуньской культуры (поселения и курганы)...................................13
Хозяйство. Домашние промыслы и керамика....................................................13
Религиозные верования.........................................................................................14
Список использованной литературы...................................................................16
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
КЫРГЫЗСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ. Ж. БАЛАСАГЫНА
ФАКУЛЬТЕТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ
РАБОТА СТУДЕНТА
По дисциплине: История Отечества
На тему: Государство Усунь
Выполнила: Токтосунова Наргиза
ФМО 19-11
Проверил:____________________
Бишкек – 2012
Содержание
Древнекитайские письменные
источники об усунях........................
Вопросы происхождения усуней..........
Образование государства
Усунь.........................
Усунь и сопредельные страны:
проблемы взаимоотношений...............
Система управления усуней........................
Памятники усуньской культуры
(поселения и курганы)......................
Хозяйство. Домашние промыслы
и керамика....................
Религиозные верования.....................
Список использованной
литературы....................
Древнекитайские письменные источники об усунях. Согласно сведениям «Цяньханьшу», усуни совместно с юэчжами обитали между Циляньшанем и Дуньхуаном (Китай), где граничили на востоке с хуннами, на северо-западе с Кангюем, на западе с Даванем, на юге с различными оседло-земледельческими владениями. «Хоуханьшу» сообщают, что владение Усунь находилось на западе от Луковых гор, а «Бэйши» дополняют, что усуньский владетель правил в городе Чигу, от Аксу на севере и после набегов жужаней он переселился в Луковые горы. В «Исторических записках» («Ши цзи») Сыма Цзяняуказано, что «Владение усунь находилось от Давани на расстоянии 2000 ли (1 ли – 576 м) на северо-восток».
По данным китайских источников, в период возвышения хуннов первоначальное владение усуней находилось между Циляньшанем и Дуньхуаном, там же, вместе с усунями, и обитали юэчжи. Однако большинство современных исследователей считают местом первоначального расселения усуней близ озера Баркуль, отсюда они переселились в Джунгарию, а затем к долине реки Или, что относится к 160 г. до н.э.
Китайские династийные исторические хроники дают противоречивые сведения об этих событиях, по одной версии усуням было нанесено поражение хуннами (шаньюй Модэ) 176 г. до н.э., по другой – усуни потерпели поражение от юэчжей, после чего бежали к хуннами. Так или иначе, усуни став вассалом хуннов, совместно выступали в завоеваниях, в которых отличился сын погибшего усуньского владетеля – гуньмо, за что ему было поручено охранять границу при «Западной стене».
Таким образом, усуни нанесли поражение юэчжи и вышли из вассальной зависимости от хуннов, о чем свидетельствует отказ усуньского гуньмо явиться в хунскую ставку, так называемого «объезда леса» обязательного для вассальных князей.
Вопросы происхождения усуней. По поводу происхождения усуней среди ученых нет единого мнения это связано со скудостью письменных источников, а также противоречивостью имеющихся сведений об усунях. Существуют различные версии или предположения, основанные на косвенных иатериалах, в некоторых случаях привлекались данные археологии. Хотя следует отметить, что приводимые аргументы и доказательства в исследованиях ученых недостаточны и неубедительны, поэтому многие из них остаются на уровне предположения. Так, Н.А.Аристов на основе китайских источников, лингвистических, антропологических и других данных, происхождение усуней относит к тюркоязычным народам, более того он утверждает, что усуни есть предки нынешних кыргызов, занимающих западный Тянь-Шань, и первоначально составляли часть обитавших на Енисее кыргызов. Главным аргументом автора выступает исторический факт переселения кыргызов из глубин Центральной Азии, что переселение такого масштаба нигде не упоминается и по имеющимся историческим данным такие переселения невероятны. Некогда енисейские и тянь-шаньские кыргызы были единым народом и после VI в., т.е. после прекращения известий об усунях, до настоящего времени они существовали под названием кыргызов и находились в западном Тянь-Шане. Кроме того, названия некоторых родов и племен, находившихся под властью западных тюрков доныне сохранились среди современных кыргызов. И, наконец, последний аргумент – это антропологическая схожесть усуней и кыргызов, о которой неоднократно сообщали китайские хронисты. Некоторые авторы предлагают, что все эти три асии – усуни – кушан являются тохарской передачей этнонима усунь. Тогда становится понятным, почему «асии – усуни – кушан» стали царями тохаров. Попав под господство усуней на Тянь-Шане еще во II в. до н.э., будучи вытеснены из своих восточных пределом хуннами, тохары приняли над собой власть племен усуней, которых они называли, согласно своему произношению, кушанами, и с ними во главе в 160-140 гг. до н.э. разгромили Греко-Бактрийское государство.
Ю.А.Зуев признает тюркоязычность усуней и рассматривает этноним «усунь», расшифровывая китайскую транскрипцию у-ши, которя имеет значение «поколение воронов», аналогичное со значением у-сунь – «потомство ворона», хотя этимология слова «у-сунь» до конца не расшифрована, но наличие ворона как родового тотема у древних усуней несомненно. Согласно усуньским преданиям, родоначальником усуней были «ворона и волк». Он приходит к выводу, что вопрос о происхождении усуней тесно связан с этногенезом не восточно-иранских, а в первую очередь, «кунских» (или хуннских), тюркоязычных народов.
Принадлежность усуней к тюркоязычным народам была отмечена японским ученым К.Ширатори, дешифровавшим некоторые усуньские титулы и имена, сохранившиеся в китайских исторических сочинениях. Проведенный сравнительный анализ усуньских слов, зафиксированных китайскими источниками с конца III в. до н.э., т.е. со времени их появления на исторической арене, ставит под серьезное сомнение как их сопоставление с ираноязычными асиянами – осетинами, так и распространенный тезис о тюркизации усуней сюнну-хуннами в конце I в. до н.э.
Таким образом, признавая или опровергая те или иные точки зрения, нам следует обратиться к археологическим данным. Типы захоронения, антропологические данные и письменные источники усуньского времени позволяют определить расовый и этнический состав населения Усуньского государства. Согласно письменным источникам, население Семиречья и Тянь-Шаня в этническом отношении было разнородным. Здесь обитали три народности: саки, юэчжи и усуни, принадлежавшие к европеоидной расе с монгольской примесью.
Образование государства Усунь. Расширяющаяся в политическом и экономическом отношении усуньская конфедерация, а также ее экстенсивный тип скотоводческого хозяйства постоянно требовали новых пастбищных угодий, территорий для удовлетворения растущей потребности кочевников. Молодой усуньской конфедерации приходилось сталкиваться с более мощными в военно-политическом отношении государствами, как хуннским, юэчжи и, наконец, могущественной Ханьской империей, в окружении которых выстоять было непросто. Все эти факторы обуславливали массовую миграцию усуней на запад, в Семиречье, где были окончательно завершены их политическая консолидация и создание государственности в середине II в. до н.э.
По данным китайских письменных источников государство Усунь представляло собой одно из сильнейших владетелей, в частности, по количеству населения (630 000 человек) и войск (180 000); занимало территорию протяженностью с востока на запад около 3 000 км. Усуни занимали практически всю территорию Притяньшанья (Восточную, Центральную и Западную). Столица Усуньского государства под названием Чигучен («Город красной долины») была расположена в юго-восточной части Иссык-Кульской котловины.
Согласно археологическим данным усуньский период хронологически делится на три этапа: ранний этап (III-II вв. до н.э.), средний или переходный (I в. до н.э.-I в. н.э.) и поздний этап (II-V вв. н.э.). каждый из этих этапов характеризуется событиями политического и этнического характера, особенностями взаимоотношений усуней с империями Хань, Хунну и другими кочевыми народами.
Государство Усунь и сопредельные страны: проблемы взаимоотношений. Отношения между государствами Усунь и империей Хунну поначалу были дружественными, даже был заключен брачный союз. Хунну имело политическое влияние на усуней, и они требовали, чтобы эти отношения сохранились и не вступали в антихуннскую коалицию. Но китайская дипломатия и интрига сделали свое дело, и эти отношения испортились, впоследствии отношения между ними стали враждебными.
Созданная китайцами антихуннская коалиция в конце II в. до н.э. была направлена на вытеснение хуннов за пределы Восточного Туркестана и Ордоса с помощью других кочевых племен. Прибывшее китайское посольство во главе с Чжан Цянем в 115 г. до н.э. в государство Усунь заключило с ним договор, основанный на политике «мира и родства» (хэцинь). Однако хунны потребовали от усуней разрыва дипломатических отношений с Китаем и выдачи им китайской принцессы. После отказа усуни подверглись нападению со стороны хуннов.
Во время похода императора У-ди на Давань, он направил своего посланника к усуням с требованием выслать войско для совместного действия против государства Давань. В качестве подтверждения верностью союзу усуньский гуньмо должен был выставить войско китайскому императору. Усуньский гуньмо выслал всего 2000 единиц конницы, которая особо не спешила вступать в бой, ожидая подходящих обстоятельств. Таким образом, усуни не примкнули ни к одной из воюющих сторон, более того, отказались преследовать даваньцев.
Хунны, обеспокоенные активностью усуней, вступили на территорию Чеши (Турфан) и заключили с ними военный союз. Хуннам также стало известно о возраставшем влиянии проханьской группировки при дворе гуньмо и пытались вырвать корень ханьского влияния мирными средствами, но в этом они потерпели неудачу. Тогда хунны решили добиться своего силой оружия и захватили усуньские земли Чэяньэши, потребовали от усуней разрыва дипломатических отношений с ханьским Китаем. По этой причине, усуни отправили письмо в Китай, в котором сообщалось, что Усунь подвергается нападениям и захватам земель со стороны хуннов, и в связи с этим усуньский гуньмо готов выставить половину своего войска (50 000) и предложил ханьскому императору совместно выступить против хуннов с востока и запада одновременно.
Весной 71 г. до н.э Нань и Усунь начали войну против державы Хунну. Усуньский гуньмо с 50 000 войском направился в сторону озера Баркуль, чтобы всеми силами нанести удар хуннам. Тем временем ханьский Китай выставил 160 000 армию, предварительно разделив ее на пять корпусов, во главе каждого из которых стоял полководец. Хунны, узнав о продвижении китайских войск на их земли, они организованно отступили. Китайцам не удалось настигнуть основные силы хуннского войска.
Усуньскому войску также не удалось настичь хуннов. В целом, этот совместный поход завершился ничем, поскольку некоторые китайские полководцы отказались преследовать хуннов.
Второе наступление усуней было более удачным. В районе озера Баркуль они нанесли поражение хуннам, взяли в плен до 40 000 человек, получив добычу свыше 700 000 голов скота. Ханьский двор отправил богатые подарки отличившимся усуньским вельможам. Хунны оставили Чеши, где опять водворился китайский гарнизон. Потеря Чеши для хуннов имела серьезные последствия – они лишались поставки хлеба, а также от хуннов отмежевались авсе пожвластные им владения и даже некоторые хуннские роды.
Хуннский шаньюй в целях отмщения усуням зимой 71/70 гг. до н.э. внезапно напал и нанес им поражение. Однако, на обратном пути хуннское войско попало в большой снегопад, после которого ударил мороз и дорогу сковал снежный покров. Всадники гибли от холода и голода, а лошади от бескормицы, и десятая часть войска не возвратилась. Этим обстоятельством воспользовались динлины, нанеся удар хуннам с севера, ухуаньцы вступили в их земли с востока, усуни – с запада и нанесли хуннам жестокое поражение, захватив массу скота. Хунны были крайне обессилены, и трехтысячный отряд китайцев, довершил их разгромом. Вскоре после этих событий Хуннская империя раскололась на две части.
Престиж государства Усунь возрос в глазах ханьского двора и в сопредельных государствах. Тем временем, усуни все более активизируются, пытаясь подчинить некоторые владения Восточного Туркестана, сын гуньмо по имени Ваньнян стал владетелем Яркенда, а старшая дочь – Дишы была женой кучаского владетеля Гяньбина. Заключение в 68 г. до н.э династического брака между Усунь и Гуйцы (Куча), возведение в том же году на трон Шаче (Яркенд) усуньского царевича свидетельствовали о необычайном росте влияния Усунь во всем Западном крае (Восточный Туркестан).
Сложившаяся внешнеполитическая ситуация не отвечала интересам империи Хань. В связи с этим, Хань разработала стратегию по ослаблению влияния Усунь, в частности, в царствах Гуйцы и Шаче убрать усуньских ставленников путем интриг и заговоров. Так, в царстве Шаче был убит усуньский царевич, ставший его правителем, чуть позже на тронбыл возведен ставленник династии Хань. Таким образом был внесен раскол среди союзников Усунь-го, а затем при поддержке проханьской группировки – расколото само усуньское общество.
Именно в эти годы (70 – 64 гг. до н.э.) отношения между Усунь и Хань осложнились. Очевидно, в самом государстве Усунь внутриполитическая обстановка была сложной, возможно, прохуннски настроенная группировка была достаточно сильна и конфронтация с империей для него была неприемлема. В конечном итоге, проханьской группировке удолась путем различных интриг ослабить влияние Усунь на царства Западного края, последнее оказалось в сфере влияния Хань, и оттеснить на задний план Хунну.
После разгрома Хуннской державы усуньско-китайские отношения вступили в новую фазу, чему способствовало укрепление брачных уз между потомками гуньмо и императорского двора. Брачное родство было заключено из корыстных соображений, каждая из сторон преследовала свои интересы. Так усуньский гуньмо окончательно решил прервать связь с хуннами и женить своего внука на китайской принцессе, предполагая таким образом иметь сильного покровителя в лице ханского императора. В свою очередь, «Сын Неба» не возражал против предложения гуньмо, учитывая услуги усуней в разгроме хуннов и не желая ослабить родственные связи с ними. Однако некоторые китайские сановники противились этому.