Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 16:32, реферат
Согласно сведениям «Цяньханьшу», усуни совместно с юэчжами обитали между Циляньшанем и Дуньхуаном (Китай), где граничили на востоке с хуннами, на северо-западе с Кангюем, на западе с Даванем, на юге с различными оседло-земледельческими владениями. «Хоуханьшу» сообщают, что владение Усунь находилось на западе от Луковых гор, а «Бэйши» дополняют, что усуньский владетель правил в городе Чигу, от Аксу на севере и после набегов жужаней он переселился в Луковые горы. В «Исторических записках» («Ши цзи») Сыма Цзяняуказано, что «Владение усунь находилось от Давани на расстоянии 2000 ли (1 ли – 576 м) на северо-восток».
Древнекитайские письменные источники об усунях...........................................3
Вопросы происхождения усуней...........................................................................3
Образование государства Усунь............................................................................4
Усунь и сопредельные страны: проблемы взаимоотношений............................5
Система управления усуней...................................................................................9
Памятники усуньской культуры (поселения и курганы)...................................13
Хозяйство. Домашние промыслы и керамика....................................................13
Религиозные верования.........................................................................................14
Список использованной литературы...................................................................16
Ханьский император понимал, что брачное родство с усуями позволит ему вмешаться во внутренние дела государства Усунь и более того, поддерживал проханьскую группировку в среде усуньского общества.
В результате этих интриг и угроз со стороны ханьского двора государство Усунь было разделено на две части, аналогично империи Хунну. Акт разделения власти между великим и малым гуньмо, изменивший политическое устройство Усунь, состоялся в первой половине 55 г. до н.э. Но в отличие от Хуннской империи, государство Усунь было разделено без войн и применения силы. Достаточно было демонстрации сил со стороны Хань и свергнуть сторонников прохуньской ориентации, которые признали старшим гуньмо Юаньгуйми из Дома Хань по женской линии, которому досталось 60 000 кибиток, а младшему гуньмо Уцзюту из Дома Хунну досталось 40 000 кибиток. Более того, китайцы привели 3 отряда и разметили их гарнизоном в Чигу, т.е. в столице государства Усунь.
После смерти обоих гуньмо, ханьский двор продолжал политику «кнута и пряника» в отношении государства Усунь, и тем самым оно практически оказалось под его протекторатом. Назначение гуньмо стало совершаться только с согласия императора. Неугодный гуньмо Цылими был убит в результате интриг младших гуньмо и с одобрения ханьского Китая. Постоянное вмешательство Китая путем дипломатических интриг в дела усуней привело к откочевке их части в Кангюй, к Сыр-Дарье.
Таким образом, в 55-54 гг. до н. э. царство Усунь по воле Хань оказалось поделенным на два внутренних владения. Ставка великого гуньмо Юаньгуйми осталась в г.Чигу, и земли, прилегающие к ней считались его владениями. Что касается ставки малого гуньмо Уцзюту и его владений, то они находились в северо-восточных землях Усунь, примыкавших к Хунну. Казалось бы, Хань установила свой протекторат над Усунь, однако последующие события показывают, что на самом деле это оказалась «пиррова» победа. Вскоре, в 53-52 гг. до н.э. наследники проханьской династии заболели и умерли, ханьцы покинули Усунь. Таким образом, династия Хань лишилась своей главной опоры при дворе Усунь. В 51 г. до н.э. государству Усунь удалось освободиться от засилия ханьцев при своем дворе и диктата Хань и вступить в новый этап в своей истории. Однако раздел государства на два владения сохранился, поскольку в этом были заинтресованы сложившиеся в предыдущий период две группировки усуньской знати – прохуннской и проханьской ориентации.
Выше было отмечено, что в середине I века до н.э на территории Центральной Азии произошел раскол хуннской державы на южную и северную. Однако, это не привело к миру и спокойствию, наоборот, между обеими сторонами обостряется противостояние. В конце концов вождь южных хуннов, опасаясь неожиданного нападения со стороны южных хунов и Китая, откочевал на запад, в Джунгарию, ближе к Усунь.
Чжичжи понимал, что он собственными силами не сможет одолеть врагов и восстановить мир во владениях хуннов, поэтому он отправил посла к усуням (49 год до н.э.), малому гуньмо Уцзюту. Последний зная, что ханьский двор поддерживает южных хуннов, а Чжичжи-шаньюй близок к гибели, обезглавив хуннского посланника и отправил восьмитысячное конное войско для нападения на Чжичжи. Таким образом, усуньский гуньмо подтвердил свою верность союзнику – ханьскому Китаю. Чжичжи разгромил усуньское войско, и, повернув на север, на Уйге (Уцзе). Чжичжи разбил Уйге на западе Гяньгуй; а на севере покорил динлинов. Завоевав три царства, он неоднократно посылал войска на Усунь и всегда одерживал верх. Тем не менее, Чжичжи не рискнул идти в похож на Усунь без союзника.
Северохуннский шаньюй заключил договор с Кангюйем о совместном выступлении против усуней. Союзники нанесли им поражение. Кратковременные набеги хуннов на Усунь не могли решить главной задачи, т.е. окончательного его покорения и переселения туда хуннов. Вскоре произошел конфликт между Чжичжи и кангюйцами. В результате Чжичжи был вынужден покинуть пределы Кангюйя и переселиться в 38 г. до н.э. в верховья Таласа, рассчитывая на собственные силы. Здесь он начинает строить крепость, возможно, столицу будущего хуннского государства.
Тем временем опальный китайский офицер Чэнь Тан, собрав тысячное войско из числа усуней и представителей других подвластных владений, выступил против Чжичжи. Войска Чэнь Тана осадили крепость. Шаньюю Чжичжи ничего не оставалось, как принять бой, поскольку «бежать ему было некуда, где бы мог скрыться». 36 г. до н.э. после недолгой осады китайские войска ворвались в крепость захватили цитадель, сам Чжичжи был схвачен и ему отрубили голову, отправили в столицу Чаньань.
Таким образом, внешнеполитическая стратегия ханьского Китая на протяжении периода с середины II в. до н.э. по I в. до н.э. трансформировалась от жесткой политики в отношении с кочевниками к «миру и родству». Военно-политический союз между государством Усунь и Хань был направлен на вытеснение хуннов из Западного края и утверждение ханьского Китая в этом регионе. Решающую роль в разгроме хуннов сыграли усуни и тем самым усилилось могущество Усунь и её влияние на Западный край. Хань предложила огромные дипломатические усилия с целью подорвать престиж Усунь в этом регионе. В результате, военно-политический союз, заключенный между двумя государствами, позволил вмешиваться ханскому Китаю во внутренние дела государства Усунь при поддержке проханьской группировки, расколоть государство Усунь на два владения: великий и малый гуньмо.
Государство Усунь в своей внешнеполитической ориентации не очень было заинтересованно в усилении империи. Хань и державы Хунну в Западном крае, поскольку их активность снижала участие усуней в торгово-экономических и политических связях с землевладельческими оазисами Ферганы и Восточного Туркестана.
После поражения северные хунны постепенно мигрировали на запад и заняли большую часть Тянь-Шаня и, таким образом, усуни оказались под протекторатом хуннов, который продолжался до III в. н.э. В это же время хунны потерпели сокрушительное поражение от сяньбийцев (157 г. н.э.), а их земли были оккупированы ими, после этих событий часть хуннов вынуждены были мигрировать далее на Запад.
По данным письменных источников,
вначале усуни оказались
Система управления усуней. Китайский путешественник Чжан Цзянь сообщает, что он узнад от хуннов титул усуньского владения – гуньмо. Титул «гуньмо» «кун-бег (баг)» впервые был проанализирован японским ученным К.Ширатори и этимологически связывался с тюркским словом «кэн» или «кен», что означает «широкий», «просторный». Другое значение титула имеет иранский корень “хвар – баг,” соответствовал «Солнце - бог». Иными словами «сам гуньмо является земным воплощением бога Солнца».
Титул «гуньмо» у усуней появился задолго до образования их государства, когда, будучи в западных пределах хуннской империи усуни имели небольшое владение.
Гуньмо обладал обширной властью и представлял усуней во внешнеполитических связях с другими государствами и народами. Гуньмо выполнял также также обязанности верховного главнокомандующего. По его распоряжению организовывались походы, набеги и меры по охране собственной территории. Очевидно, в обязанности гуньмо входили дела верховного судьи и выполнял высшие жреческие функции.
Власть усуньского гуньмо, как и власть правителей других степных империй основывалась на внешних источниках. Будучи верховным военачальником усуньского государства, гуньмо имел монополию на внешнеполитические отношения с другими государствами и народами, организовывал военные кампании и в этом смысле он был посредником, который перераспределял «подарки», дань и полученную во время набегов добычу. Во внутренних делах своего государства гуньмо обладал меньшими полномочиями, поскольку все внутриполитические решения принимались племенными вождями и старейшинами родов.
Иногда гуньмо выносили на совет старейшин важные вопросы, затрагивающие интересы государства. В этом случае гуньмо на совете мог получить отказ, либо одобрение. На предложение китайского дипломата Чжан Цзяня о том, что усуни могут переселиться на восток в свои прежние владения, то на совете старейшин было ему отказано в этом, и гуньмо не мог изменить решения совета, несмотря на то, что китайский дипломат пытался прельстить гуньмо женитьбой на китайской принцессе. Таким образом, власть гуньмо в некоторых случаях ограничивается советом старейшин.
О существовании ставки гуньмо сообщают нам китайские источники, в частности Сюй Сун говорит: «Хотя усуни следовали за водой и травой (т.е. кочевали). Все же имели города и предместья, поэтому сумели построить дворцовые покои». Ставка гуньмо в триальной системе олицетворяет центр, где принимаются важные государственные решения, является средоточием всех властных структур, где расположен гуньмо со своим войском и аппаратом управления. В ставке гуньмо принимал иностранных послов, отсюда гуньмо отправлял послов в Ханьскую империю, Кангюй и в империю Хунну. Ставка выполняла функцию аппарата управления и была своеобразным правительством государства. Кроме того, ставка ведала двумя важнейшими сферами деятельности – имуществом правителя и его армией. При ставке существовал военный гарнизон численностью до 1000 человек, который был предназначен для охраны ставки, а также обслуживающий персонал, который был призван обеспечивать необходимыми потребностями самого гуньмо и его окружение.
О местонахождении ставки усуньского гуньмо сообщают нам другие китайские хронисты, которые располагают ее в юго-восточной части Иссык-кульской котловины. Многие исследователи также согласны с вышеуказанным месторасположением ставки гуньмо.
Таким образом, ставка гуньмо олицетворяла центральную власть в триальной системе и выполняла важную государственную фнкцию внешнего и внутриполитического характера.
В кочевом обществе престолонаследие не имело еще строгих законов, оно должно быть еще признано всеми членами царского рода и старейшинами родов. Престолонаследие имело черты старой родовой системы, родовой традиции, по которой престол переходил от брата к брату, от старшего из них к младшему в последовательном порядке. Нелигитимность вопроса престолонаследия в структуре власти вызывала ряд конфликтных ситуаций в среде высших сановников, а это в свою очередь обуславливалось вмешательством, как внутренних центробежных сил, так и внешних.
В управлении государством гуньмо помогали его великие сановники, которые непосредственно подчинялись правителю. Переход к более централизованному, надплеменному состоянию не озночал разложения родовых и племенных связей. Политическое устройство усуней было многоуровневой военно-иерархической системой и переплетавшейся со сложной иерархией родов, племен и племенных группировок, входивших в состав государства.
Администрация, которая управляла государством усуней, подразделялась на военные и гражданские чины и должности. Одновременно они могли носить военную и гражданскую титулатуру. У усуней распространялась титулатура на правое и левое крылья. Структура власти согласно триальной системе состояла из трех частей: центр, левое и правое крылья. Центр возглавлял гуньмо, ему подчинялись все остальные крылья, и олицетворял собой единство империи, представлял наивысший уровень административно политической иерархии. Согласно традиции древних кочевников Центральной Азии, правители сидели на престоле лицом к югу, спиной к северу, а его сановники размещались слева от него, оборотясь к северу, т.е. к правителю.
Административно-политическая иерархия делилась на высшие (левое) и низшие (правое) звенья, высшими признавали четырех князей, т.е. Сян-далу, Ю-далу (правый), Цзо-далу (левый) великий военачальник и да-гян великий предводитель. Остальные считались низшими государственными рангами. В свою очередь, каждый из вышеперечисленных высших должностей имели своих помощников, военачальников, подразделяющиеся на левое, правое крылья. Высшие должности левого крыла назначались из числа родичей гуньмо. Дело в том, что левая (восточная) сторона у усуней считалась почетной. Символами власти у усуней были золотая печать с пурпурными шнурками или печать и пояс от Срединного государства. Очевидно, эти символы были заимствованы у китайцев. Каждая из перечисленных высших должностей занимали территорию (округ), при них имелось десятитысячное войско.
Далу занимал определенную территорию в государстве, при нем находилось войско в 10 000 человек, он имел свою ставку отдельно от гуньмо, ему подчинялись кочевья во главе старейшин родов. Далу обладал широкими полномочиями функциональными обязанностями после гуньмо, далу непосредственно принимать активное участие в управлении государством, обязан был содержать войско в хорошем состоянии, вверенный ему чиновничий аппарат должен выполнять поручения гуньмо и его распоряжения. При назначении наследника требовалось согласие далу.
В пределах своих владений далу, подобно гуньмо, назначал тысячников, сотников, десятников и мелких князей и др. и обладал теми же прерогативами власти, что и гуньмо, но только в меньших масштабах. Далу обладал Золотой тамгой с пурпурными кистями.
Сян-далу - главный министр, имел двух помощников – левого и правого, управлявших северными и южными землями. Да-лу не является именем, а высшей должностью в военной политической иерархии усуньского общества, обладающий широкими полномочиями, имевший свою резиденцию и войско.
Усуни назначили на должность сян-далу официального наследника престола, так же как у хунну на должность левого сянь-вана назначался сын шаньюя. Однако позже в I в. до н.э. у хуннов и на рубеже I в. н.э. у усуней в результате братоубийственных войн за престол между претендентами была введена так называемая удельно-лествичная система.
В усуньском, как и в хуннском государстве, командующими войсками левого и правого крыльев стояли так называемые дацзяны или дяганы (левого и праваго крыла), при них имелись 10 000 всадников. Усуньские дацзяны признавались высшими сановниками государства, им вручали золотую печать пурпурными шнурами.
В структуре власти усуньского общества значительное место занимали должности дувэй (дадувэй у хуннов), т.е. главнокомандующие, коменданты округов, либо командир рода войск и хоу – княжеский титул более низкого княжеского достоинства. На должность дувэя назначался из числа близких родственных гуньмо, в функциональную обязанность которого входило обеспечение и содержание войска в округе.