Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 15:56, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – раскрыть особенности государственного и общественного строя Индии данного периода.
Введение.......................................................................2
Глава I. Возникновение державы маурьев.........................................3
Глава II. Источники права......................................................6
Глава III. Правовое положение отдельных групп населения............... 10
Глава IV. Государственный строй...............................................16
Глава V. Устройство судебной системы. Армия...................................22
Заключение....................................................................26
Библиографический список......................................................27
кастовые суды сохранились в Индии до настоящего времени.
Судопроизводство по своему характеру процесса, что по уголовным, что по
гражданским делам, в основном совпадали. Судебное дело начиналось с подачи
заявления и показаний в суде истца, затем ответчика. В зависимости от
характера дела каждая из сторон выставляла поручителей, гарантирующих
исполнение решения суда. Ответчик при этом не имел права выдвигать встречного
иска (искл. дела о ссорах, кражах, соглашениях торговцев). Рассмотрение дела
прекращалось если ответчик признавал свою вину. В противном случае, ему
давалась отсрочка для ответа: первый раз – 3-7 дней, второй раз – 1,5 месяца
с целью поиска новых доказательств. Истец должен был оспорить показания
ответчика в тот же день, в противном случае, он подлежал штрафу. Бегство и
истца, и ответчика – признание вины.
Действовал общий принцип: свидетель должен быть равным по социальному статусу
той стороне, в процессе относительно которой он даёт показания. Эти
требования не действовали в случае тяжких преступлений. Лжесвидетельство
считалось преступлением, наказываемым штрафом равным 10и кратной сумме иска
или изгнанием из страны.
В древности применялся суд божий – ордалии (испытание весами, огнём, водой
простой и священной и ядом). К ним прибегали при согласии обоих сторон и при
отсутствии доказательств.
Преступления и наказания. Тесная связь права с религией и моралью
определила главную характерную черту древнеиндийского права, проявившуюся в
отсутствии четкой дифференциации преступлений и грехов. В основу их
разграничения в ЗМ положен не характер самого правонарушений, а наказание за
него. В одном случае это штраф, телесное наказание, в другом — искупление.
Так, к великим грехам в ЗМ отнесены такие деяния, которые влекли за собой
ритуальную нечистоту виновного и необходимость тяжкого искупления, в
частности убийство брахмана, пьянство, кража, прелюбодеяние с женой гуру
(учителя), а также сообщество с таким грешником. Эти же деяния отнесены в
другой главе к разряду деликтов-преступлений, следствием которых являлось
наказание вплоть до лишения всей собственности и изгнания из страны.
Характерно, что такой великий грех, как сообщество с великим грешником не был
отнесен к числу преступлений.
Само понятие преступления можно применять лишь условно при характеристике
права древнего мира, ибо в это время не проводилось еще четких различий между
частноправовым правонарушением (деликтом) и преступлением.
Шастры при рассмотрении конкретных преступлений исходят из неких общих
понятий, принципов: из признания форм вины (умысел или неосторожность),
необходимой обороны, рецидива, соучастия, обстоятельств, смягчающих и
отягчающих наказания, и пр. Так, хозяин не отвечал за нахождение в его доме
чужой женщины, если не .знал об этом или если она находилась там вопреки его
воле. Убийца освобождался от наказания, если убил, защищая себя, при охране
жертвенных даров и при защите женщин и брахманов. При этом не имело значения,
был ли убит гуру, ребенок, престарелый или даже брахман, весьма ученый в
ведах. Подстрекатели к грабежу наказывались двойным штрафом. Как смягчающее
обстоятельство учитывалось при оскорблении словом или действием отсутствие
умысла, состояние преступника, находившегося в опьянении, умопомрачении и пр.
Учитывалось иногда, что преступник действовал не по своей воле, а по прямому
указанию лица, от которого зависел. Штраф, налагаемый на него, был в этом
случае вдвое меньше штрафа, налагаемого на подстрекателя. Смягчающими
обстоятельствами признавались беда или несчастье, постигшее преступника.
Обстоятельствами, отягчающими ответственность, признавались групповой
характер преступления, рецидив и пр.
При вынесении наказания, как во всем древневосточном праве, учитывался личный
статус преступника и потерпевшего, пол, возраст, варна, родственные связи
сторон. Как правило, более высокий варновый статус преступника смягчал его
ответственность, более высокий варновый статус потерпевшего — отягчал ее,
кроме воровства, когда действовал обратный принцип. По ЗМ на брахмана в этом
случае накладывался больший штраф, чем на шудру. Оскорбление жены
наказывалось, например, вдвое меньшим штрафом, чем оскорбление чужой женщины.
Особо наказывались преступления, затрагивающие интересы царя и храма. Так,
например, ЗМ предписывают казнить без промедления взламывающих царский склад,
арсенал или храм.
Армия. Армия играла огромную роль в государствах Древней Индии. Войны и
грабеж других народов рассматривались как важный источник процветания
государства. Почитался царь — мужественный воин, добывающий силой "то, что он
не имеет". Царю переходила и большая часть награбленного имущества, в частности
земля, оружие, золото, серебро; остальное подлежало дележу среди солдат.
Армия комплектовалась из наследственных воинов, наемников, воинов,
поставляемых отдельными объединениями, в частности торговыми гильдиями,
зависимыми союзниками, вассалами. Армия была кастовой. В основном лишь
кшатрии могли носить оружие, другие "дважды рожденные" могли браться за
оружие лишь тогда, когда для них "наступает время бедствий".
Армия выполняла и функции охраны общественного порядка. Она бдительно должна
была стоять на защите государственной целостности. Воинские отряды помещались
в связи с этим среди "двух, трех, пяти, а также сотен деревень".
Принципиальные различия восточного и западного цивилизационных путей развития
заключались в том, что на востоке, в отличие от запада, где частная
собственность играла господствующую роль, частнособственнические отношения,
отношения частнотоварного производства, ориентированного на рынок, не
занимали значительного места. Это в свою очередь сказалось на застойном
характере восточных социальных структур, на отсутствии на востоке условий для
развития тех правовых и политических институтов, которые были призваны
обслуживать нужды общества: демократическое общественное самоуправление, с
правами и обязанностями каждого гражданина, правовые гарантии его частных
интересов, прав и свобод. По-видимому, именно это и явилось причиной
многовековой отсталости Индии – отсталости, не преодоленной и в настоящее
время.
1. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права: Учебное пособие / Под
ред. З. М. Черниловского. – М: Фирма Гардарика, 1996.
2. Всемирная история государства и права: Учебник / Под ред.
В. В. Лазерева. – М.: Юристъ, 1996.
3. Хропонюк В. Н. Всемирная история государства и права.: Учебное пособие для
высших учебных заведений. – М., 1995.
4. Бонгард-Левин Г.М. Древняя Индия. История и культура. М.: Санкт Алете, 2001.
5. К.А. Антонова, Г.М. Бонград-Левин, Г.Г. Котовский, История Индии М.:
Мысль, 1973.
6. Древний Восток Книга для чтения / Под редакцией Академика В. В. Страуве.
М., Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства
Просвещения РСФСР, 1951.