Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 15:56, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – раскрыть особенности государственного и общественного строя Индии данного периода.
Введение.......................................................................2
Глава I. Возникновение державы маурьев.........................................3
Глава II. Источники права......................................................6
Глава III. Правовое положение отдельных групп населения............... 10
Глава IV. Государственный строй...............................................16
Глава V. Устройство судебной системы. Армия...................................22
Заключение....................................................................26
Библиографический список......................................................27
Главной отличительной особенностью философии и права древней Индии является
положение о четырех ступенях нравственного развития личности на пути к
совершенству и духовной свободе (артха, кама, дхарма и мокша) и
соответствующих этим ступеням четырех ашрамах, стадиях жизни индуса: брахма-
чарии — периода учебы и самодисциплины, грихастхи — стадии хозяина (главы
семьи), ванапрастхи — стадии лесной жизни аскета для очищения души от
греховности и обуздания чувств и санньясы — жизни в отречении для спасения
души, принципов, например о приоритетных средствах доказывания в суде,
состоящих из документов пользования вещью и свидетельских показаний, о
необходимости судебной проверки фактов, относящихся к рассматриваемой тяжбе.
Она оперирует понятием "тяжкое правонарушение", выделяет преступления против
царя, требует беспристрастности судей и пр.
Нарадсмрити предстает законченным юридическим произведением, целиком
посвященным вопросам права, которое свидетельствует о достаточно высоком
уровне развития правовой культуры. Составитель Нарады отходит от указаний на
конкретные наказания по каждому виду преступления, ограничиваясь абстрактными
рекомендациями в форме: "заслуживает штрафа", "пусть его накажет царь или
судья", отсылая в большинстве случаев к обычаю, к признанным на местах нормам
обычного права. Это обстоятельство — явный признак сугубо практического
назначения данной дхармашастры.
При большом разнообразии дхармашастр можно увидеть глубокое сходство между
ними, взаимовлияние, взаимозависимость, текстуальное совпадение, а главное —
единство религиозно-философских концепций, принципов, на которых они
основывались. Это прежде всего понятие самой дхармы, закрепление неравенства
варн, особого значения ритуала, ритуальной чистоты и нечистоты индуса,
системы искупления с целью очищения, в том числе и за совершенные
преступления.
К этим концепциям относится и традиционный религиозный взгляд на источники
права Древней Индии, согласно которому все его содержание, границы действия
норм предопределены ведами — священными источниками "всех знаний" Отсюда
делается вывод, что между дхармашастрами не может быть противоречий. Если же
они выявляются, а их в действительности было множество, то они должны быть
разрешены соответствующим толкованием. "Когда имеются противоречия в двух
отрывках священного откровения, они оба... объявлены правильной дхармой", —
записано в ЗМ [2, c. 155].
Глава III. Правовое положение отдельных групп населения
Правовые памятники дают яркую картину сословно-кастового деления древнего
общества Индии, которое приобрело здесь наиболее законченные формы.
Процесс социального расслоения древнеиндийского общества начался в недрах
разрозненных племенных общин. В результате разложения родоплеменных отношений
выдвигались более сильные и влиятельные роды, которые сосредоточивали в своих
руках общественные функции управления, военной охраны, жреческие обязанности.
Это привело к развитию социального и имущественного неравенства,
рабовладения, к превращению племенной верхушки в родовую аристократию.
Способствовали развитию социального неравенства и войны, в ходе которых
возникали отношения зависимости, подчинения между отдельными племенами и
общинами.
Социальное расслоение в Древней Индии привело, однако, не к формированию классов
(рабовладельцев и рабов), а к возникновению особых сословных групп — варн:
брахманов (священнослужителей, жрецов), кшатриев (воинов,
правителей), вайшиев (земледельцев, ремесленников) и шудр
(слуг). Первое упоминание о брахманах, кшатриях, вайшиях и шудрах содержится в
самом раннем произведении ведической литературы — Ригведе. В более поздних
ведах указывается на наследственный характер религиозной и
военно-управленческой деятельности брахманов и кшатриев.
Формированию варны жреческой верхушки брахманов способствовала монополизация
ими на определенном этапе исторического развития отправления религиозных
церемоний, знание ведических гимнов. Особая воинская верхушка, военная
аристократия — кшатрии начала складываться в процессе завоевания ариями
речных долин Северной Индии. В эту категорию первоначально входили только
арии, но в ходе ассимиляции завоеванных племен варна кшатриев пополнялась и
местными вождями, главами сильных родовых групп, на что, в частности,
указывает существование в Древней Индии особой категории "вратья-кшатриев",
т.е. кшатриев по обету, а не по рождению.
Название третьей варны "вайшии" произошло от слова "виш" — народ, племя,
поселение. Это основная масса трудового люда, земледельцев и ремесленников.
Обособлению кшатриев среди своих соплеменников — вайшиев-простолюдинов
способствовали представления, что кшатрии — полновластные распорядители
богатства, приобретаемого войной, в том числе и рабов-военнопленных.
В основе этой первой, трехчленной дифференциации древнеиндийского общества
лежало разделение труда, та глубокая социально действенная ступень
разделения, когда труд физический отделялся от умственного, материальный от
духовного, производительный от управленческого. В таком разделении труда уже
были заложены основы социально-экономического неравенства, эксплуатации
родовой аристократией простого народа.
По мере консолидации высших варн — брахманов и кшатриев складывался особый
порядок регулярных отчислений от сельскохозяйственного продукта доли,
получившей название боли (налог). Налог шел на содержание брахманов и
кшатриев. Он все время возрастал, став со временем своеобразной формой
государственной эксплуатации рядовых общинников-крестьян.
С формированием самой многочисленной и эксплуатируемой варны шудр связаны
процессы завоевания аборигенных племен, но не меньшую роль играло и развитие
социального неравенства внутри самого арийского общества; разряд шудр
пополнялся представителями не только коренного населения, но и беднейшей
части арийской общины, тех ее членов, которые отрабатывали долги, находились
в услужении, попадали в зависимость, иногда и в рабскую.
В Законах Ману указаны семь разрядов рабов (а соответственно и семь
источников рабства): захваченный под знаменем (военный плен), раб за
содержание, рожденный в доме, купленный, подаренный, доставшийся по
наследству, и раб в силу наказания. Право хозяина распоряжаться жизнью и
смертью раба было общепризнанным в Древней Индии. Раб был неправоспособен,
заключенные им сделки считались недействительными. Рабов продавали, уплачивая
при этом пошлину, равную 20—25% их цены, как при продаже других товаров,
сдавали внаем, закладывали и пр. Потомство рабыни считалось собственностью
хозяина.
В дхармашастрах в одних случаях проводятся различия между рабами и шудрами,
между рабами и лицами, находящимися в услужении, в других — эти различия
отсутствуют. Слово "даса" в Законах Ману одновременно обозначает и раба, и
лицо, находящееся в услужении. Связано это было с тем, что рабство в Древней
Индии было одной из форм зависимости, но далеко не единственной. Здесь широко
были представлены многочисленные переходные социальные формы, промежуточные
социальные состояния (от свободных, но неполноправных беднейших слоев
населения — к рабам).
Дхармашастры закрепляют четкие религиозно-правовые границы между брахманами,
кшатриями, вайшиями и шудрами, основанные на многочисленных
религиозно-ритуальных ограничениях, запретах, предписаниях. Шудры устраняются,
например, от участия в жертвоприношениях, ритуалах — "самскарах", за
исключением самскары брака. За каждой варной строго закрепляется наследственный
круг занятий. Изучение священных книг— привилегия брахманов, кшатриев и
вайшиев, которые получают название дважды рожденных (в отличие от шудр —
единожды рожденных). Второе рождение и было связано с ритуалом особого
посвящения в связи с началом изучения священных книг. Целые главы дхармашастр
посвящены жесткой регламентации поведения людей, их общения друг с другом, с
представителями так называемых неприкасаемых каст, стоящих вне варн индийского
общества, ритуалам "очищения" от "загрязнения" при таком общении и пр. Тяжесть
наказания за совершение тех или иных преступлений определяется в дхармашастрах
в строгом соответствии с принадлежностью к той или иной варне.
Закрепляемые правом границы варн чаще всего отражали фактическое положение
индивида в системе общественного производства и распределения,
непосредственно связанного с его отношением к собственности на землю:
государственной и общинной. Это и дает основания говорить с определенной
долей условности о варнах как о сословиях-классах.
Формированию государственных земель способствовали арийские завоевания,
войны. Одна часть земель завоеванных племен по мере укрепления
государственной власти и расширения государственной территории
непосредственно переходила в царские владения (сита), судя по Артхашастре,
здесь применялся труд рабов и зависимых арендаторов; другая — очень рано
стала передаваться знати, лицам управленческого аппарата в виде служилых
временных пожалований, в "кормление". Они приобретали право сбора налогов с
общин, целых областей, деревень одного или нескольких домохозяйств.
С государственной собственностью на землю была связана эксплуатация
общинников-крестьян господствующей правящей верхушкой, состоящей из лиц
управленческого аппарата, царских чиновников, военачальников и пр.,
осуществляемая путем взимания ренты-налога. Другая система эксплуатации
существовала в рамках самих полуавтономных изолированных общин с присущим им
органическим соединением земледелия и ремесла. Общинная верхушка
эксплуатировала труд рабов и других неполноправных жителей общины.
Владельческие права общин в Индии отличались исключительной прочностью.
Община имела почти неограниченное право распоряжения общинной землей:
продавать, сдавать в аренду, дарить ее, особенно храмам. В общинной
собственности были пастбища, ирригационные сооружения, дороги. Коллективно
ответственная за сбор ренты-налога община в лице своей управляющей верхушки
получала часть поборов с общинников-крестьян в свою пользу.
Общинное землевладение сосуществовало с частным крестьянским землевладением
или землевладением большой семьи, которое также было связано с широкими
правомочиями — продажей, сдачей в аренду, дарением земли. Основное
ограничение землевладения свободного общинника-крестьянина выражалось в
обязанности платить налог в пользу государства и частных лиц, если
государство передавало им свои права.
Полноправный общинник-землевладелец, чаще всего вайший, сам мог быть
эксплуататором. В хозяйствах богатых общинников трудились безземельные
наемные работники, представители "неприкасаемых" каст, которые в основном и
создавали прибавочный продукт, присваиваемый различными категориями
эксплуататоров, рабы. Рабский труд, однако, не был преобладающим в Древней
Индии даже в царском хозяйстве. В наиболее распространенном мелконатуральном
хозяйстве общинника в использовании труда рабов не было нужды. Невелико было
число рабов и в ремесле.
Усиление имущественной дифференциации с течением времени все чаще стало
проявляться в расхождении варнового статуса и фактически занимаемого
человеком места в обществе. В Законах Ману можно найти упоминание о
брахманах, пасущих скот, брахманах-ремесленниках, актерах, слугах, к которым
предписывается относиться "как к шудрам".
В маурийский период к кшатриям, сосредоточившим в своих руках военную,
политическую и экономическую власть, стали относить в основном тех, кто
принадлежал непосредственно к царскому роду и к категории привилегированных
наемных воинов. Расцвет городов и расширение торговли вызвали появление
зажиточной торгово-ремесленной верхушки среди вайшиев, включающей крупных
купцов, ростовщиков, преуспевающих ремесленников. Они объединялись в
корпорации, выполняли роль торговых агентов царя, сборщиков налогов и пошлин.
В буддийской и джайнистской литературе древности описывается высокое
положение богатых купцов, которые, вопреки предписаниям дхармашастр,
причислялись к варне кшатриев, пользовались большой властью, в том числе и в
суде. Затронуло имущественное расслоение и варну шудр. Об этом
свидетельствуют Законы Ману: "Шудра не должен накапливать богатство, даже
имея возможность (сделать это), так как шудра, приобретая богатство,
притесняет брахманов" [2, c.145]. О неоднородности варны шудр свидетельствует
и то, что к шудрам по мере усиления кастового деления стали относить
отверженные, "неприкасаемые" касты париев, выполняющих самую унизительную
работу. В Законах Ману упоминаются лица, "презренные даже для отверженных".
Таким образом, внутри каждой варны развивалось социальное неравенство,
деление на эксплуатируемых и эксплуататоров, но кастовые, общинные,
большесемейные границы, скрепленные правом, религией, сдерживали их слияние в
единую классовую общность. Этот аспект и создавало особую пестроту сословно-
классовой социальной структуры Древней Индии.
Примитивные государственные образования складывались в Древней Индии в 1
тысячелетии до н.э. на основе отдельных племен или союза племен в форме так
называемых племенных государств. Они представляли собой небольшие
государственные образования, в которых племенные органы перерастали в