Государство Маурьев в Индии

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 15:56, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – раскрыть особенности государственного и общественного строя Индии данного периода.

Содержание

Введение.......................................................................2
Глава I. Возникновение державы маурьев.........................................3
Глава II. Источники права......................................................6
Глава III. Правовое положение отдельных групп населения............... 10
Глава IV. Государственный строй...............................................16
Глава V. Устройство судебной системы. Армия...................................22
Заключение....................................................................26
Библиографический список......................................................27

Работа содержит 1 файл

Курсовая Государство Маурьев в Индии.doc

— 157.00 Кб (Скачать)

Главной отличительной особенностью философии и права древней Индии является

положение о четырех ступенях нравственного развития личности на пути к

совершенству и духовной свободе (артха, кама, дхарма и мокша) и

соответствующих этим ступеням четырех ашрамах, стадиях жизни индуса: брахма-

чарии — периода учебы и самодисциплины, грихастхи — стадии хозяина (главы

семьи), ванапрастхи — стадии лесной жизни аскета для очищения души от

греховности и обуздания чувств и санньясы — жизни в отречении для спасения

души, принципов, например о приоритетных средствах доказывания в суде,

состоящих из документов пользования вещью и свидетельских показаний, о

необходимости судебной проверки фактов, относящихся к рассматриваемой тяжбе.

Она оперирует понятием "тяжкое правонарушение", выделяет преступления против

царя, требует беспристрастности судей и пр.

Нарадсмрити предстает законченным юридическим произведением, целиком

посвященным вопросам права, которое свидетельствует о достаточно высоком

уровне развития правовой культуры. Составитель Нарады отходит от указаний на

конкретные наказания по каждому виду преступления, ограничиваясь абстрактными

рекомендациями в форме: "заслуживает штрафа", "пусть его накажет царь или

судья", отсылая в большинстве случаев к обычаю, к признанным на местах нормам

обычного права. Это обстоятельство — явный признак сугубо практического

назначения данной дхармашастры.

При большом разнообразии дхармашастр можно увидеть глубокое сходство между

ними, взаимовлияние, взаимозависимость, текстуальное совпадение, а главное —

единство религиозно-философских концепций, принципов, на которых они

основывались. Это прежде всего понятие самой дхармы, закрепление неравенства

варн, особого значения ритуала, ритуальной чистоты и нечистоты индуса,

системы искупления с целью очищения, в том числе и за совершенные

преступления.

К этим концепциям относится и традиционный религиозный взгляд на источники

права Древней Индии, согласно которому все его содержание, границы действия

норм предопределены ведами — священными источниками "всех знаний" Отсюда

делается вывод, что между дхармашастрами не может быть противоречий. Если же

они выявляются, а их в действительности было множество, то они должны быть

разрешены соответствующим толкованием. "Когда имеются противоречия в двух

отрывках священного откровения, они оба... объявлены правильной дхармой", —

записано в ЗМ [2, c. 155].

     Глава III. Правовое положение отдельных групп населения

Правовые памятники дают яркую картину сословно-кастового деления древнего

общества Индии, которое приобрело здесь наиболее законченные формы.

Процесс социального расслоения древнеиндийского общества начался в недрах

разрозненных племенных общин. В результате разложения родоплеменных отношений

выдвигались более сильные и влиятельные роды, которые сосредоточивали в своих

руках общественные функции управления, военной охраны, жреческие обязанности.

Это привело к развитию социального и имущественного неравенства,

рабовладения, к превращению племенной верхушки в родовую аристократию.

Способствовали развитию социального неравенства и войны, в ходе которых

возникали отношения зависимости, подчинения между отдельными племенами и

общинами.

Социальное расслоение в Древней Индии привело, однако, не к формированию классов

(рабовладельцев и рабов), а к возникновению особых сословных групп — варн:

брахманов (священнослужителей, жрецов), кшатриев (воинов,

правителей), вайшиев (земледельцев, ремесленников) и шудр

(слуг). Первое упоминание о брахманах, кшатриях, вайшиях и шудрах содержится в

самом раннем произведении ведической литературы — Ригведе. В более поздних

ведах указывается на наследственный характер религиозной и

военно-управленческой деятельности брахманов и кшатриев.

Формированию варны жреческой верхушки брахманов способствовала монополизация

ими на определенном этапе исторического развития отправления религиозных

церемоний, знание ведических гимнов. Особая воинская верхушка, военная

аристократия — кшатрии начала складываться в процессе завоевания ариями

речных долин Северной Индии. В эту категорию первоначально входили только

арии, но в ходе ассимиляции завоеванных племен варна кшатриев пополнялась и

местными вождями, главами сильных родовых групп, на что, в частности,

указывает существование в Древней Индии особой категории "вратья-кшатриев",

т.е. кшатриев по обету, а не по рождению.

Название третьей варны "вайшии" произошло от слова "виш" — народ, племя,

поселение. Это основная масса трудового люда, земледельцев и ремесленников.

Обособлению кшатриев среди своих соплеменников — вайшиев-простолюдинов

способствовали представления, что кшатрии — полновластные распорядители

богатства, приобретаемого войной, в том числе и рабов-военнопленных.

В основе этой первой, трехчленной дифференциации древнеиндийского общества

лежало разделение труда, та глубокая социально действенная ступень

разделения, когда труд физический отделялся от умственного, материальный от

духовного, производительный от управленческого. В таком разделении труда уже

были заложены основы социально-экономического неравенства, эксплуатации

родовой аристократией простого народа.

По мере консолидации высших варн — брахманов и кшатриев складывался особый

порядок регулярных отчислений от сельскохозяйственного продукта доли,

получившей название боли (налог). Налог шел на содержание брахманов и

кшатриев. Он все время возрастал, став со временем своеобразной формой

государственной эксплуатации рядовых общинников-крестьян.

С формированием самой многочисленной и эксплуатируемой варны шудр связаны

процессы завоевания аборигенных племен, но не меньшую роль играло и развитие

социального неравенства внутри самого арийского общества; разряд шудр

пополнялся представителями не только коренного населения, но и беднейшей

части арийской общины, тех ее членов, которые отрабатывали долги, находились

в услужении, попадали в зависимость, иногда и в рабскую.

В Законах Ману указаны семь разрядов рабов (а соответственно и семь

источников рабства): захваченный под знаменем (военный плен), раб за

содержание, рожденный в доме, купленный, подаренный, доставшийся по

наследству, и раб в силу наказания. Право хозяина распоряжаться жизнью и

смертью раба было общепризнанным в Древней Индии. Раб был неправоспособен,

заключенные им сделки считались недействительными. Рабов продавали, уплачивая

при этом пошлину, равную 20—25% их цены, как при продаже других товаров,

сдавали внаем, закладывали и пр. Потомство рабыни считалось собственностью

хозяина.

В дхармашастрах в одних случаях проводятся различия между рабами и шудрами,

между рабами и лицами, находящимися в услужении, в других — эти различия

отсутствуют. Слово "даса" в Законах Ману одновременно обозначает и раба, и

лицо, находящееся в услужении. Связано это было с тем, что рабство в Древней

Индии было одной из форм зависимости, но далеко не единственной. Здесь широко

были представлены многочисленные переходные социальные формы, промежуточные

социальные состояния (от свободных, но неполноправных беднейших слоев

населения — к рабам).

Дхармашастры закрепляют четкие религиозно-правовые границы между брахманами,

кшатриями, вайшиями и шудрами, основанные на многочисленных

религиозно-ритуальных ограничениях, запретах, предписаниях. Шудры устраняются,

например, от участия в жертвоприношениях, ритуалах — "самскарах", за

исключением самскары брака. За каждой варной строго закрепляется наследственный

круг занятий. Изучение священных книг— привилегия брахманов, кшатриев и

вайшиев, которые получают название дважды рожденных (в отличие от шудр —

единожды рожденных). Второе рождение и было связано с ритуалом особого

посвящения в связи с началом изучения священных книг. Целые главы дхармашастр

посвящены жесткой регламентации поведения людей, их общения друг с другом, с

представителями так называемых неприкасаемых каст, стоящих вне варн индийского

общества, ритуалам "очищения" от "загрязнения" при таком общении и пр. Тяжесть

наказания за совершение тех или иных преступлений определяется в дхармашастрах

в строгом соответствии с принадлежностью к той или иной варне.

Закрепляемые правом границы варн чаще всего отражали фактическое положение

индивида в системе общественного производства и распределения,

непосредственно связанного с его отношением к собственности на землю:

государственной и общинной. Это и дает основания говорить с определенной

долей условности о варнах как о сословиях-классах.

Формированию государственных земель способствовали арийские завоевания,

войны. Одна часть земель завоеванных племен по мере укрепления

государственной власти и расширения государственной территории

непосредственно переходила в царские владения (сита), судя по Артхашастре,

здесь применялся труд рабов и зависимых арендаторов; другая — очень рано

стала передаваться знати, лицам управленческого аппарата в виде служилых

временных пожалований, в "кормление". Они приобретали право сбора налогов с

общин, целых областей, деревень одного или нескольких домохозяйств.

С государственной собственностью на землю была связана эксплуатация

общинников-крестьян господствующей правящей верхушкой, состоящей из лиц

управленческого аппарата, царских чиновников, военачальников и пр.,

осуществляемая путем взимания ренты-налога. Другая система эксплуатации

существовала в рамках самих полуавтономных изолированных общин с присущим им

органическим соединением земледелия и ремесла. Общинная верхушка

эксплуатировала труд рабов и других неполноправных жителей общины.

Владельческие права общин в Индии отличались исключительной прочностью.

Община имела почти неограниченное право распоряжения общинной землей:

продавать, сдавать в аренду, дарить ее, особенно храмам. В общинной

собственности были пастбища, ирригационные сооружения, дороги. Коллективно

ответственная за сбор ренты-налога община в лице своей управляющей верхушки

получала часть поборов с общинников-крестьян в свою пользу.

Общинное землевладение сосуществовало с частным крестьянским землевладением

или землевладением большой семьи, которое также было связано с широкими

правомочиями — продажей, сдачей в аренду, дарением земли. Основное

ограничение землевладения свободного общинника-крестьянина выражалось в

обязанности платить налог в пользу государства и частных лиц, если

государство передавало им свои права.

Полноправный общинник-землевладелец, чаще всего вайший, сам мог быть

эксплуататором. В хозяйствах богатых общинников трудились безземельные

наемные работники, представители "неприкасаемых" каст, которые в основном и

создавали прибавочный продукт, присваиваемый различными категориями

эксплуататоров, рабы. Рабский труд, однако, не был преобладающим в Древней

Индии даже в царском хозяйстве. В наиболее распространенном мелконатуральном

хозяйстве общинника в использовании труда рабов не было нужды. Невелико было

число рабов и в ремесле.

Усиление имущественной дифференциации с течением времени все чаще стало

проявляться в расхождении варнового статуса и фактически занимаемого

человеком места в обществе. В Законах Ману можно найти упоминание о

брахманах, пасущих скот, брахманах-ремесленниках, актерах, слугах, к которым

предписывается относиться "как к шудрам".

В маурийский период к кшатриям, сосредоточившим в своих руках военную,

политическую и экономическую власть, стали относить в основном тех, кто

принадлежал непосредственно к царскому роду и к категории привилегированных

наемных воинов. Расцвет городов и расширение торговли вызвали появление

зажиточной торгово-ремесленной верхушки среди вайшиев, включающей крупных

купцов, ростовщиков, преуспевающих ремесленников. Они объединялись в

корпорации, выполняли роль торговых агентов царя, сборщиков налогов и пошлин.

В буддийской и джайнистской литературе древности описывается высокое

положение богатых купцов, которые, вопреки предписаниям дхармашастр,

причислялись к варне кшатриев, пользовались большой властью, в том числе и в

суде. Затронуло имущественное расслоение и варну шудр. Об этом

свидетельствуют Законы Ману: "Шудра не должен накапливать богатство, даже

имея возможность (сделать это), так как шудра, приобретая богатство,

притесняет брахманов" [2, c.145]. О неоднородности варны шудр свидетельствует

и то, что к шудрам по мере усиления кастового деления стали относить

отверженные, "неприкасаемые" касты париев, выполняющих самую унизительную

работу. В Законах Ману упоминаются лица, "презренные даже для отверженных".

Таким образом, внутри каждой варны развивалось социальное неравенство,

деление на эксплуатируемых и эксплуататоров, но кастовые, общинные,

большесемейные границы, скрепленные правом, религией, сдерживали их слияние в

единую классовую общность. Этот аспект и создавало особую пестроту сословно-

классовой социальной структуры Древней Индии.

    

     

Глава IV. Государственный строй

 

Примитивные государственные образования складывались в Древней Индии в 1

тысячелетии до н.э. на основе отдельных племен или союза племен в форме так

называемых племенных государств. Они представляли собой небольшие

государственные образования, в которых племенные органы перерастали в

Информация о работе Государство Маурьев в Индии