Государство Маурьев в Индии

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 15:56, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – раскрыть особенности государственного и общественного строя Индии данного периода.

Содержание

Введение.......................................................................2
Глава I. Возникновение державы маурьев.........................................3
Глава II. Источники права......................................................6
Глава III. Правовое положение отдельных групп населения............... 10
Глава IV. Государственный строй...............................................16
Глава V. Устройство судебной системы. Армия...................................22
Заключение....................................................................26
Библиографический список......................................................27

Работа содержит 1 файл

Курсовая Государство Маурьев в Индии.doc

— 157.00 Кб (Скачать)

органы государственного управления. Это были монархии, в которых главенствующую

роль играли брахманы, или олигархические кшатрийские республики, в которых

политическое господство осуществлялось непосредственно военной силой кшатриев.

Правители первых государственных образований (протогосу-дарств) раджи

выполняли простейшие функции управления, обеспечивали внешнюю безопасность,

вершили суд, распоряжались как военачальники фондом земель, наделяя землей

храмы, брахманов, знать, собирали ренту-налог.

В некоторых государственных образованиях власть раджи была выборной, лишь со

временем утвердился наследственный принцип получения царственности. При

выборных монархах вся полнота власти сосредотачивалась в руках совета

старейшин. По мере укрепления власти правителя, формирования административных

органов совет старейшин теряет свои былые полномочия, превращается в

совещательный орган при монархе — паришад. Но зависимость правителей от

брахманской ученой верхушки и военной кшатрийской аристократии, как и

соперничество между представителями правящих варн, была неизменной.

Непосредственно до рассматриваемой эпохи в Древней Индии на базе старых

племенных государств, растущих вместе с развитием ремесла и торговли

городских центров, складываются первые более или менее крупные государства,

которые ведут между собой непрекращающиеся войны, истощая друг друга. Эти

государства, кроме воспетых в древнеиндийских эпических сказаниях войн, не

оставили заметного следа в индийской истории.

С этого времени и ведет свое начало традиция слабых и кратковременных

государственных образований, возникающих, возвышающихся и быстро приходящих в

упадок, как и невостребованность централизации, сильной государственной

власти, ставшая характерной чертой древнеиндийской цивилизации.

Данная цивилизационная особенность Древней Индии связана с рядом исторических

причин, главнейшие из которых заключались в варново-кастовом строе и крепости

общинной организации. Жесткая варново-кастовая система срази навсегда

определенным местом человека в ней, с кастовым конформизмом, неукоснительным

следованием, соблюдением религиозно-нравственных установок поведения человека

была своеобразной альтернативой принудительного характера государственной

власти. Бесспорно, способствовала этому замкнутость, автономность индийской

общины с ее натуральным хозяйством, с патриархально-патронажными межкастовыми

взаимосвязями земледельческой части общины с ее ремесленниками, слугами,

получившая название "джаджмлни". Самодостаточная устойчивость и

одновременная адаптивность, вариабельность индийской общины сделали ее в

определенном смысле внеисторичной.

Дальнейшие процессы политической консолидации, ускоренные внешней угрозой,

привели в V в. к возникновению относительно сильных древнеиндийских

государств Кошалы и Магадхи, соперничество между которыми привело в IV в. до

н.э. к победе. Магадхи, занимающей выгодные географические, стратегические и

Система внутриобщинных, межкастовых экономических взаимосвязей "джаджмани",

консервирующая относительно высокую степень застойности социальной жизни в

индийской деревне, продолжает существовать в отдаленных от городов и

индустриальных центров районах в современной Индии.

Торговые позиции в северо-восточной части страны. Упрочение позиций новой

правящей династии в Магадхе после разгрома ставленника Александра

Македонского привело к созданию обширной империи Маурьев.

Империя Маурьев достигла наивысшего расцвета в III в. до н.э. в период

правления Ашоки, когда в Индии складывается относительно централизованная

восточная монархия. Ее границы простирались от Кашмира и Гималаев на севере

до Майсура на юге, от областей современного Афганистана на западе до

Бенгальского залива на востоке.

Империя складывалась не только в результате войн, покорения ряда племен и

народов, установления вассальных отношений между Магадхой и отдельными

княжествами, но и в результате так называемого морального завоевания —

распространения религиозно-культурного влияния развитых областей северо-

восточной Индии на другие части страны. Относительная централизация в империи

держалась не только на военной силе Маурьев, но и на проводимой ими гибкой

политике объединения страны. В пестрый состав империи был включен ряд

полуавтономных государств, сохранивших свои органы управления, обычаи. Это

вассальные княжества, обязанные Маурьям выплатой дани и военной помощью,

республиканские государства-общины, ганы и сангхи, которые, по свидетельству

Артхашастры, "в силу своей сплоченности неодолимы для других" [2, c. 187],

родоплеменные объединения.

В империи Маурьев — сложном политическом образовании — не прекращалась борьба

двух тенденций: к установлению единодержавного правления и к сепаратизму,

раздробленности. Последняя в конечном счете во II в. до н.э. побеждает. В

силу этого нельзя преувеличивать ни централизации, ни бюрократизации

государства, несмотря на картину "идеального" всеохватывающего правления,

нарисованную в Артхашастре.

Центральный административно-военный аппарат в Индии был относительно слаб по

сравнению с другими государствами Древнего Востока, что было тесно связано с

сохранением важной роли в государстве органов общинного самоуправления. Все

это дает основания утверждать, что в монархических государствах Индии в

периоды значительного их усиления, как, например, в империи Маурьев, власть

древнеиндийских царей не была деспотической в прямом смысле этого слова. Она

сдерживалась не только самоизоляцией общин, но и положением в государстве

господствующей наследственной знати, установившимися традиционными

религиозно-этическими нормами. Религия, в частности, исключала

законодательные функции индийских царей, утверждала незыблемость и

неизменность норм права, заключенных якобы в ведах. Веды же должны были

толковаться только мудрецами-брахманами. Эта традиция была поколеблена лишь

при Ашоке, когда правительственный указ стал включаться в число источников

права.

Индусская политико-религиозная концепция "богоугодного царя" (девараджи)

предписывала ему выполнение особой дхармы (обязанностей). Одна из главных

обязанностей — охрана подданных (Законы Ману, VII, 2—3). "Защищая" народ, царь

мог заставить его платить налог — бали. Наряду с основным налогом,

рассматриваемым как плата царю за охрану подданных, существовали другие

многочисленные поборы в пользу центральной власти: торговые пошлины,

"приношения плодов" и пр. О широте налоговых полномочий древнеиндийских царей,

которые могли по своему усмотрению увеличивать налоговую ставку,

свидетельствуют содержащиеся во всех дхармашастрах безуспешные призывы к царям

соблюдать умеренность в сборе налогов.

Царю вверялось также осуществление правосудия с помощью опытных брахманов. Он

считался опекуном всех малолетних, больных, вдов, должен был возглавлять

борьбу со стихийными бедствиями, голодом. Важнейшей функцией царей была

организация публичных работ, освоение и заселение царских земель,

строительство ирригационных сооружений.

Согласно религиозным воззрениям, как и во всех странах Древнего, Востока,

царская власть обожествлялась. Однако древнеиндийские государства, в том

числе и государство Маурьёв, нельзя рассматривать как теократические

монархии. Ашока называл себя не богом, а "милым богам". В Законах Ману (VII,

8) обожествляется скорее царская власть, а не царь-человек, который может

быть "глупым, жадным, необразованным", "приверженным к порокам" [2, c.191].

Лишь свободная воля индийских царей давала им, согласно дхармашастрам,

возможность реализовать заключенные в них божественные начала, и тогда все

подданные процветали, если были верны царю, если следовали за ним. Но та же

самая воля позволяла царю уклоняться от выполнения своей дхармы, следовать

греховным человеческим целям, что вело к гибели и его самого, и управляемый

им народ. "От отсутствия смирения погибали многие цари вместе с достоянием, —

предостерегали Законы Ману (7, 10), — благодаря смирению даже отшельники

наследовали царство". Царю-человеку предписывается почитать брахманов,

знающих веды, поступать по их совету.

Царь являлся главой административного аппарата. От него зависели назначения

должностных лиц и контроль за их деятельностью. Все царские чиновники, согласно

Артхашастре, делились на группы центрального и местного управления. Особое

место занимали советники царя — высшие сановники (мантрины, махаматры).

Из советников царя состоял и совещательный коллегиальный орган —

мантрипаришад, своеобразный пережиток органов племенной демократии. Членство

в мантрипари-шаде не было четко установлено, наряду с сановниками в него иногда

приглашались представители городов. Этот орган сохранял некоторую

независимость, но лишь по ряду второстепенных вопросов мог принимать

самостоятельные решения.

Сохранение государственного единства требовало твердого государственного

управления. Маурьи в период централизации пытались держать все нити

управления в своих руках, опираясь на различные категории чиновников,

составляющих разветвленную сеть органов исполнительного и судебного аппарата.

Специальная группа царских чиновников была связана, например, с организацией

управления царским хозяйством, с деятельностью по пополнению царской казны.

Артхашастра упоминает чиновников, призванных надзирать за царскими пастбищами,

за гаванями, за судоходством, ведавших морской торговлей, судостроением и пр. С

регулированием экономической жизни страны была связана деятельность специальных

категорий чиновников (адхъяк-ша), среди которых важное место занимали

чиновники финансового ведомства, ведавшие сбором налогов, государственной

казной: Эти чиновники, согласно Законам Ману, должны были обладать "честностью,

умом и твердостью" (VII, 60). Выделялась также особая группа чиновников,

следившая за снабжением армии. В зависимости от рода своей деятельности они

подчинялись или главному сборщику налогов, или главному казначею, или

главнокомандующему армией (сенапати). Среди других высших чиновников

особое место занимали главный судья, юридический советник царя и советник царя

по делам культа, воспитатель его сыновей, верховный придворный жрец

(пурохита).

Наряду с назначением чиновников царской властью существовала практика

передачи чиновничьих должностей по наследству, чему способствовала кастовая

система. Для придания должной эффективности государственному аппарату Маурьи

создали сеть контрольных, надзорных должностей, инспектирующих чиновников —

шпионов, царских тайных агентов, которых царь "принимал и днем и ночью"

(Артхашастра, 1, 19).

     Местное управление. Особой сложностью в империи Маурьев отличалось

административное деление и связанная с ним система местного управления.

Лишь часть территории империи находилась под непосредственным управлением

царя и его двора. Самой крупной административной единицей была провинция.

Среди них выделялись пять наиболее крупных провинций, управляемых царевичами,

и пограничные провинции, управляемые другими членами царской семьи. В функции

правителя провинции входила защита ее территорий, охрана порядка, сбор

налогов, обеспечение строительных работ.

Менее крупной административной единицей был округ, возглавляемый окружным

начальником, "думающим о всех делах", в его обязанности входил контроль над

сельской администрацией. Он получал доход "с города".

Артхашастра выделяет четыре вида сельских областей, состоящих из 800, 400, 200 и

10 селений, и соответствующих Им в органах местного управления управителей.

Характерно, что жалованье давалось управителю начиная с 10 деревень. Это

свидетельствует о том, что староста деревни-общины, "главный житель" деревни

(грамика) не был царским чиновником. В обязанности старосты входили сбор

налогов, наблюдение за порядком в общине и пр. Наиболее важные вопросы

внутриобщинной жизни — ирригация, отправление общинных культов, охрана от

разбойников и прочие — решались на общинных сходках. В решении вопросов,

связанных с продажей земли, границами земельных участков, важная роль

принадлежала общинному совету старейшин.

             

Глава V. Устройство судебной системы. Армия

             

     Суд. В Древней Индии существовали две системы судов — царские и внутриобщинные.

Высшей судебной инстанцией был суд, в котором участвовал сам царь "вместе с

брахманами и опытными советниками" или замещающая его судебная коллегия

(сабха), состоящая из назначенного царем брахмана, "окруженного тремя

судьями" [2, c. 198]. Толковать в суде нормы права, дхармы мог брахман, в

крайнем случае кшатрий или вайший. Как высшему судье царю принадлежало право

ежегодно объявлять амнистии.

Судя по Артхашастре, во всех административных единицах, начиная с 10

деревень, должна была назначаться судебная коллегия из трех судейских чинов.

Кроме того, специальные судьи разбирали уголовные дела, осуществляли "надзор

за ворами". Особенно большая ответственность в борьбе с преступлениями лежала

на городских властях, которые с помощью своих агентов проводили обыски,

задерживали неизвестных, устраивали облавы в мастерских, кабаках, игорных

домах.

Большинство дел рассматривалось общинными кастовыми судами. Неофициальные

Информация о работе Государство Маурьев в Индии