Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 15:56, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – раскрыть особенности государственного и общественного строя Индии данного периода.
Введение.......................................................................2
Глава I. Возникновение державы маурьев.........................................3
Глава II. Источники права......................................................6
Глава III. Правовое положение отдельных групп населения............... 10
Глава IV. Государственный строй...............................................16
Глава V. Устройство судебной системы. Армия...................................22
Заключение....................................................................26
Библиографический список......................................................27
органы государственного управления. Это были монархии, в которых главенствующую
роль играли брахманы, или олигархические кшатрийские республики, в которых
политическое господство осуществлялось непосредственно военной силой кшатриев.
Правители первых государственных образований (протогосу-дарств) раджи
выполняли простейшие функции управления, обеспечивали внешнюю безопасность,
вершили суд, распоряжались как военачальники фондом земель, наделяя землей
храмы, брахманов, знать, собирали ренту-налог.
В некоторых государственных образованиях власть раджи была выборной, лишь со
временем утвердился наследственный принцип получения царственности. При
выборных монархах вся полнота власти сосредотачивалась в руках совета
старейшин. По мере укрепления власти правителя, формирования административных
органов совет старейшин теряет свои былые полномочия, превращается в
совещательный орган при монархе — паришад. Но зависимость правителей от
брахманской ученой верхушки и военной кшатрийской аристократии, как и
соперничество между представителями правящих варн, была неизменной.
Непосредственно до рассматриваемой эпохи в Древней Индии на базе старых
племенных государств, растущих вместе с развитием ремесла и торговли
городских центров, складываются первые более или менее крупные государства,
которые ведут между собой непрекращающиеся войны, истощая друг друга. Эти
государства, кроме воспетых в древнеиндийских эпических сказаниях войн, не
оставили заметного следа в индийской истории.
С этого времени и ведет свое начало традиция слабых и кратковременных
государственных образований, возникающих, возвышающихся и быстро приходящих в
упадок, как и невостребованность централизации, сильной государственной
власти, ставшая характерной чертой древнеиндийской цивилизации.
Данная цивилизационная особенность Древней Индии связана с рядом исторических
причин, главнейшие из которых заключались в варново-кастовом строе и крепости
общинной организации. Жесткая варново-кастовая система срази навсегда
определенным местом человека в ней, с кастовым конформизмом, неукоснительным
следованием, соблюдением религиозно-нравственных установок поведения человека
была своеобразной альтернативой принудительного характера государственной
власти. Бесспорно, способствовала этому замкнутость, автономность индийской
общины с ее натуральным хозяйством, с патриархально-патронажными межкастовыми
взаимосвязями земледельческой части общины с ее ремесленниками, слугами,
получившая название "джаджмлни". Самодостаточная устойчивость и
одновременная адаптивность, вариабельность индийской общины сделали ее в
определенном смысле внеисторичной.
Дальнейшие процессы политической консолидации, ускоренные внешней угрозой,
привели в V в. к возникновению относительно сильных древнеиндийских
государств Кошалы и Магадхи, соперничество между которыми привело в IV в. до
н.э. к победе. Магадхи, занимающей выгодные географические, стратегические и
Система внутриобщинных, межкастовых экономических взаимосвязей "джаджмани",
консервирующая относительно высокую степень застойности социальной жизни в
индийской деревне, продолжает существовать в отдаленных от городов и
индустриальных центров районах в современной Индии.
Торговые позиции в северо-восточной части страны. Упрочение позиций новой
правящей династии в Магадхе после разгрома ставленника Александра
Македонского привело к созданию обширной империи Маурьев.
Империя Маурьев достигла наивысшего расцвета в III в. до н.э. в период
правления Ашоки, когда в Индии складывается относительно централизованная
восточная монархия. Ее границы простирались от Кашмира и Гималаев на севере
до Майсура на юге, от областей современного Афганистана на западе до
Бенгальского залива на востоке.
Империя складывалась не только в результате войн, покорения ряда племен и
народов, установления вассальных отношений между Магадхой и отдельными
княжествами, но и в результате так называемого морального завоевания —
распространения религиозно-культурного влияния развитых областей северо-
восточной Индии на другие части страны. Относительная централизация в империи
держалась не только на военной силе Маурьев, но и на проводимой ими гибкой
политике объединения страны. В пестрый состав империи был включен ряд
полуавтономных государств, сохранивших свои органы управления, обычаи. Это
вассальные княжества, обязанные Маурьям выплатой дани и военной помощью,
республиканские государства-общины, ганы и сангхи, которые, по свидетельству
Артхашастры, "в силу своей сплоченности неодолимы для других" [2, c. 187],
родоплеменные объединения.
В империи Маурьев — сложном политическом образовании — не прекращалась борьба
двух тенденций: к установлению единодержавного правления и к сепаратизму,
раздробленности. Последняя в конечном счете во II в. до н.э. побеждает. В
силу этого нельзя преувеличивать ни централизации, ни бюрократизации
государства, несмотря на картину "идеального" всеохватывающего правления,
нарисованную в Артхашастре.
Центральный административно-военный аппарат в Индии был относительно слаб по
сравнению с другими государствами Древнего Востока, что было тесно связано с
сохранением важной роли в государстве органов общинного самоуправления. Все
это дает основания утверждать, что в монархических государствах Индии в
периоды значительного их усиления, как, например, в империи Маурьев, власть
древнеиндийских царей не была деспотической в прямом смысле этого слова. Она
сдерживалась не только самоизоляцией общин, но и положением в государстве
господствующей наследственной знати, установившимися традиционными
религиозно-этическими нормами. Религия, в частности, исключала
законодательные функции индийских царей, утверждала незыблемость и
неизменность норм права, заключенных якобы в ведах. Веды же должны были
толковаться только мудрецами-брахманами. Эта традиция была поколеблена лишь
при Ашоке, когда правительственный указ стал включаться в число источников
права.
Индусская политико-религиозная концепция "богоугодного царя" (девараджи)
предписывала ему выполнение особой дхармы (обязанностей). Одна из главных
обязанностей — охрана подданных (Законы Ману, VII, 2—3). "Защищая" народ, царь
мог заставить его платить налог — бали. Наряду с основным налогом,
рассматриваемым как плата царю за охрану подданных, существовали другие
многочисленные поборы в пользу центральной власти: торговые пошлины,
"приношения плодов" и пр. О широте налоговых полномочий древнеиндийских царей,
которые могли по своему усмотрению увеличивать налоговую ставку,
свидетельствуют содержащиеся во всех дхармашастрах безуспешные призывы к царям
соблюдать умеренность в сборе налогов.
Царю вверялось также осуществление правосудия с помощью опытных брахманов. Он
считался опекуном всех малолетних, больных, вдов, должен был возглавлять
борьбу со стихийными бедствиями, голодом. Важнейшей функцией царей была
организация публичных работ, освоение и заселение царских земель,
строительство ирригационных сооружений.
Согласно религиозным воззрениям, как и во всех странах Древнего, Востока,
царская власть обожествлялась. Однако древнеиндийские государства, в том
числе и государство Маурьёв, нельзя рассматривать как теократические
монархии. Ашока называл себя не богом, а "милым богам". В Законах Ману (VII,
8) обожествляется скорее царская власть, а не царь-человек, который может
быть "глупым, жадным, необразованным", "приверженным к порокам" [2, c.191].
Лишь свободная воля индийских царей давала им, согласно дхармашастрам,
возможность реализовать заключенные в них божественные начала, и тогда все
подданные процветали, если были верны царю, если следовали за ним. Но та же
самая воля позволяла царю уклоняться от выполнения своей дхармы, следовать
греховным человеческим целям, что вело к гибели и его самого, и управляемый
им народ. "От отсутствия смирения погибали многие цари вместе с достоянием, —
предостерегали Законы Ману (7, 10), — благодаря смирению даже отшельники
наследовали царство". Царю-человеку предписывается почитать брахманов,
знающих веды, поступать по их совету.
Царь являлся главой административного аппарата. От него зависели назначения
должностных лиц и контроль за их деятельностью. Все царские чиновники, согласно
Артхашастре, делились на группы центрального и местного управления. Особое
место занимали советники царя — высшие сановники (мантрины, махаматры).
Из советников царя состоял и совещательный коллегиальный орган —
мантрипаришад, своеобразный пережиток органов племенной демократии. Членство
в мантрипари-шаде не было четко установлено, наряду с сановниками в него иногда
приглашались представители городов. Этот орган сохранял некоторую
независимость, но лишь по ряду второстепенных вопросов мог принимать
самостоятельные решения.
Сохранение государственного единства требовало твердого государственного
управления. Маурьи в период централизации пытались держать все нити
управления в своих руках, опираясь на различные категории чиновников,
составляющих разветвленную сеть органов исполнительного и судебного аппарата.
Специальная группа царских чиновников была связана, например, с организацией
управления царским хозяйством, с деятельностью по пополнению царской казны.
Артхашастра упоминает чиновников, призванных надзирать за царскими пастбищами,
за гаванями, за судоходством, ведавших морской торговлей, судостроением и пр. С
регулированием экономической жизни страны была связана деятельность специальных
категорий чиновников (адхъяк-ша), среди которых важное место занимали
чиновники финансового ведомства, ведавшие сбором налогов, государственной
казной: Эти чиновники, согласно Законам Ману, должны были обладать "честностью,
умом и твердостью" (VII, 60). Выделялась также особая группа чиновников,
следившая за снабжением армии. В зависимости от рода своей деятельности они
подчинялись или главному сборщику налогов, или главному казначею, или
главнокомандующему армией (сенапати). Среди других высших чиновников
особое место занимали главный судья, юридический советник царя и советник царя
по делам культа, воспитатель его сыновей, верховный придворный жрец
(пурохита).
Наряду с назначением чиновников царской властью существовала практика
передачи чиновничьих должностей по наследству, чему способствовала кастовая
система. Для придания должной эффективности государственному аппарату Маурьи
создали сеть контрольных, надзорных должностей, инспектирующих чиновников —
шпионов, царских тайных агентов, которых царь "принимал и днем и ночью"
(Артхашастра, 1, 19).
Местное управление. Особой сложностью в империи Маурьев отличалось
административное деление и связанная с ним система местного управления.
Лишь часть территории империи находилась под непосредственным управлением
царя и его двора. Самой крупной административной единицей была провинция.
Среди них выделялись пять наиболее крупных провинций, управляемых царевичами,
и пограничные провинции, управляемые другими членами царской семьи. В функции
правителя провинции входила защита ее территорий, охрана порядка, сбор
налогов, обеспечение строительных работ.
Менее крупной административной единицей был округ, возглавляемый окружным
начальником, "думающим о всех делах", в его обязанности входил контроль над
сельской администрацией. Он получал доход "с города".
Артхашастра выделяет четыре вида сельских областей, состоящих из 800, 400, 200 и
10 селений, и соответствующих Им в органах местного управления управителей.
Характерно, что жалованье давалось управителю начиная с 10 деревень. Это
свидетельствует о том, что староста деревни-общины, "главный житель" деревни
(грамика) не был царским чиновником. В обязанности старосты входили сбор
налогов, наблюдение за порядком в общине и пр. Наиболее важные вопросы
внутриобщинной жизни — ирригация, отправление общинных культов, охрана от
разбойников и прочие — решались на общинных сходках. В решении вопросов,
связанных с продажей земли, границами земельных участков, важная роль
принадлежала общинному совету старейшин.
Суд. В Древней Индии существовали две системы судов — царские и внутриобщинные.
Высшей судебной инстанцией был суд, в котором участвовал сам царь "вместе с
брахманами и опытными советниками" или замещающая его судебная коллегия
(сабха), состоящая из назначенного царем брахмана, "окруженного тремя
судьями" [2, c. 198]. Толковать в суде нормы права, дхармы мог брахман, в
крайнем случае кшатрий или вайший. Как высшему судье царю принадлежало право
ежегодно объявлять амнистии.
Судя по Артхашастре, во всех административных единицах, начиная с 10
деревень, должна была назначаться судебная коллегия из трех судейских чинов.
Кроме того, специальные судьи разбирали уголовные дела, осуществляли "надзор
за ворами". Особенно большая ответственность в борьбе с преступлениями лежала
на городских властях, которые с помощью своих агентов проводили обыски,
задерживали неизвестных, устраивали облавы в мастерских, кабаках, игорных
домах.
Большинство дел рассматривалось общинными кастовыми судами. Неофициальные