Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 20:36, курсовая работа
Целью курсового исследования является характеристика государственного строя Древнего Вавилона. Для достижения данной цели необходимо рассмотреть следующие задачи: 1. Охарактеризовать систему государственного управления в Древнем Вавилоне и определить социальную структуру общества Древнего Вавилона. 2. Охарактеризовать основные положения Законов Хаммурапи как источника формирования и закрепления государственной власти в Древнем Вавилоне.
3. Определить особенности государственного строя Древнего Вавилона. 4. Обозначить потребность государственной власти в праве обозначенном в законнике.
Введение ……………………………………………………………………………………….……2
Глава1:Государственный и общественный строй Древнего Вавилона……………………………………………………………………………………….……4
1.1Социальная структура Древнего Вавилона………………………………....14
1.2 Древневосточная деспотия как форма государственного строя в Древнем Вавилоне………………………………………………………………………………..……………19
1.3 Судебная система Древнего Вавилона ……..………………………………..24
1.4 Вооруженные силы Древнего Вавилона……………………….…………….27
Глава 2: Законник Хаммурапи как основной источник права государства Древнего Вавилона ,его общая характеристика…………….………………...28
2.1 Гражданское, процессуальное и уголовное право по законнику Хаммурапи …………………………………………………………………………….………….30
2.2.Брачно-семейное право……………………..……………………………………….34
Заключение…………………………………………..............................................38
Список используемой литературы…………………………………..……………….40
Отдельную социальную категорию в Древнем Вавилоне составляли воины, от которых в значительной степени зависела мощь государственной власти. Жизнь воина складывалась отнюдь не просто: в любом из боевых походов, которые следовали один за другим, его могли ранить, убить, захватить в плен. За отказ от участия в боевых действиях ему грозила смертная казнь, даже если он на свое место нанимал другого человека. Всегда по первому приказу царя воин должен был быть готов нести государственную службу с оружием в руках. Заинтересованность государства в поддержании боеспособной армии и соответственно в благосостоянии этой категории граждан отразилась в наделении их особыми правами.
Привилегиям и обязанностям воинов посвящался целый ряд статей Законов Хаммурапи — с 26-й по 41-ю. Из кодекса становилось ясно, что воин за службу получал от царя земельный надел, который в случае гибели воина передавали по наследству совершеннолетнему сыну. Если на руках у вдовы оставался малолетний сын, то она имела право на треть надела для воспитания будущего воина.
Наряду с мушкену — низшей категорией царских людей — в зависимости от царя находились куда более состоятельные люди средней и высшей категории: работники дворцового хозяйства, члены администрации, жрицы и другие. Эти категории также не являлись собственниками земельных наделов, которые в любой момент по желанию царя могли быть переданы другому лицу.
Однако постепенно, благодаря тому, что наследник часто оставался на должности отца, земельный участок все более закреплялся в собственности семьи и ее главы. Представителям высшей категории разрешалось продавать свою землю вместе с передачей должности. Кроме того, царские служащие могли покупать общинные земли. Сохранились сведения и о хозяйственной деятельности жриц, которые попали в категорию царских слуг после 1768 г. до н. э., когда царь подчинил храм своей власти. Они покупали в собственность земли, сады, дома, сдавали их внаем, занимались ростовщичеством, торговали. В отличие от других женщин, жрицы имели практически те же имущественные права, что и мужчины.
Идеологи древневавилонского общества утверждали, что царь получает власть из рук самих богов. Практически царская власть ничем не ограничивалась, бразды правления всех сфер жизни общества находились в руках представителей правящей династии. Руководство осуществлялось через сложный бюрократический аппарат во главе с наместниками царя, управлявшими отдельными областями и городами.
На имя царя приходило большое количество самых разнообразных жалоб. Однако сам царь не принимал решения, а направлял дело на рассмотрение в соответствующий орган.
От царского имени, хотя и автоматически, объявлялось помилование пойманному любовнику, при условии, что муж виновной прощал измену. Как свидетельствуют документы, царь собственноручно решал некоторые вопросы, связанные, в частности, с функционированием ирригационной системы.
Царская казна формировалась
не только из доходов, приносимых царским
хозяйством, практически в полном
распоряжении царя находилось и храмовое
хозяйство. Как первое, так и второе
функционировало благодаря
Со всей страны стекались в Вавилон различные налоги и специальные подати. Росту благосостояния царской династии способствовало и развитие обмена и торговли, которые находились под контролем государства. Тем более, что объединение в одном государстве огромных территорий Месопотамии оказало благоприятное воздействие на развитие торговых отношений.
1.2 Древневосточная деспотия как форма государственного строя в Древнем Вавилоне
При изучении Месопотамии источником могут служить, в частности законы Хаммурапи, с их помощью мы должны более ли менее представить политическую, экономическую и социальную ситуацию в Вавилоне времён этого царя-законодателя. Необходимо находить в них факты, помогающие осмыслить и осознать всю систему общества того времени. Источниками служат также хозяйственные и юридические документы более позднего Вавилона. Выделение из этих документов всего наиболее важного и есть основная задача работы с источником. Древняя Месопотамия находилась в передней Азии, на юге между двумя великими реками - Тигром и Евфратом. Причиной заселения этой области было большое плодородие почв в пойме этих рек, земля настолько богата иловыми отложениями, что давала два урожая в год. Месопотамия - классический пример гидравлического общества. Население находилось в огромной зависимости от рек - основы жизни в этой области. Основным занятием населения было, естественно, земледелие. Скотоводство и ремесленничество было менее развито, хотя, недалеко находились горы Загрос с большими залежами меди. Примерно с 6000 по 3000 г. до. н.э проходит, так называемый, додинастический период в истории древней Месопотамии. Тогда же возникают первые крупные религиозные и экономические центры - города. Крупнейшими из них были Киш, Урук, Ур, Лагаш. Эти города имели между собой дипломатические отношения, однако нередки были и конфликты, перерастающие в междоусобные войны. Власть правителей в этих городах была устойчивой, это были первые примеры деспотии в этой области. Деспотическое правление было неизменным, несмотря на то, что внешние условия изменялись. Образовалось Аккадское царство Саргона I,(около 2400 г. до н.э), позже было нашествие кутиев(23-22вв.),потом появление Шумеро - Аккадской державы Ура. Рассмотрим причины устойчивости деспотии в этой области. Первым мощным ресурсом власти была экономика. Население находилось в полной экономической зависимости от государства. Государство организовывало проведение ирригации, владела всеми землями, а во время третьей династии Ура вообще образовало единое государственное хозяйство с чёткой организацией труда. Основным историческим источником по экономической и социальной жизни Месопотамии являются законы Хаммурапи(около 1792 - 1750 г. до н.э). было. Много статей в законах Хаммурапи было посвящено земледелию (ответственность за нанесение ущерба дамбам и каналам), торговле (торговля была полностью государственной), ремеслу (ремесленники также находились под крылом государства). Очень важными являются статьи о системе землевладения и землепользования (очень развитой была аренда, которая была строго регламентирована и осуществлялась только на основе договора). Законы затрагивали и социальные стороны жизни - рабство(которое было близко к патриархальному), общинную жизнь (общины несли коллективную ответственность за каждого из своих членов).Из этих законов можно также узнать и о сакрализации власти. В частности вступление перед первой статьёй звучит так: "Когда Мардук направил меня, чтобы справедливо руководить людьми и дать стране счастье, я вложил в уста страны истину и справедливость и улучшил положение людей". Из законов Хаммурапи явствует, что царь считался сыном бога, или его наместником на земле. Поэтому следует признать, что такой ресурс власти как сакрализация был сильно развит в Месопотамии. Много информации нам дают также хозяйственные и юридические документы более позднего времени. Например о роли общины "Когда раб был в доме схвачен, община его выслушала и допросила" . Множество документов об аренде дают понять в том числе огромную роль правителей (документы в Позднем Вавилоне датировались годами правления царя). Из этих документов можно сделать вывод, что под ведением царя находились фактически все стороны общественной жизни. Кроме двух ресурсов власти сакрализации и контроля над экономикой существовал ещё и третий - внешние войны. На протяжении всей истории Месопотамии их было немало, однако основной целью было грабительство, а не завоевание новых земель. Но существовал и четвёртый - ключевой ресурс власти на который опирались три других - это традиции. Вся власть в Месопотамии - это традиция, что впрочем других её (власти) ресурсов. Ментальность людей того времени была такова, что традиции занимали все стороны жизни общества. Именно опора на традиции позволила деспотии в Месопотамии быть столь устойчивой на протяжении многих сотен лет.
Древневосточная деспотия - это монархия особого типа, система государственного управления, при которой абсолютная власть правителя - это традиция, рамками которой, деспотия, однако не ограничена: индивидуальные особенности каждого государства в отдельности позволяют контролировать власть или за счёт ирригационного земледелия, или внешних войн, и следовательно сильной армии. Причина её устойчивости в том, что при условии соблюдения вековых традиций, она не встречает никакого противодействия со стороны населения
Как правило, на Древнем Востоке государства имели форму деспотий, то есть сильной, единоличной власти одного лица. «Деспот» - слово греческое и в переводе означает господин, хозяин. Это означает, что деспот относился к государству как к своей личной собственности. Деспот был не просто верховным законодателем, правителем и судьей, а самим воплощением государства! Этим и объясняется обожествление личности деспота. Он обладал не только высшей светской, но и духовной властью, то есть носил титул верховного жреца или живого Бога. Таким образом, по форме правления деспотия была теократической монархией. Древней важнейшей чертой деспотии выступает наличие огромного бюрократического аппарата, в котором условно выделяется три ведомства:
· финансовое ведомство по сбору налогов;
· ведомство военное;
· ведомство общественных работ.
Существование
этого ведомства объясняется
тем, что государство в лице деспота
выступало в качестве организатора
этого орошаемого земледелия. По форме
государственно-
В исторической науке существует проблема универсальности деспотии для всех древневосточных государств. В вышеуказанном смысле типичными деспотиями являлись Древний Египет и Древний Китай. В Вавилоне деспот не обладал высшей духовной властью.
На Востоке
переход от первобытности к цивилизации
сопровождался развитием
1.3 Судебная система Древнего Вавилона
Судебный
процесс был упрощенным и в
основном носил состязательный
характер: возбуждение процесса
в суде считалось частным
В Вавилоне
судебные решения в сознании людей
издавна связывались с
1.4 Вооруженные силы Древнего Вавилона
Усилению
царской власти в шумерских городах-
Глава 2: Законник Хаммурапи как основной источник права государства Древнего Вавилона, его общая характеристика