Государство и право Древнего Вавилона

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 20:36, курсовая работа

Описание работы

Целью курсового исследования является характеристика государственного строя Древнего Вавилона. Для достижения данной цели необходимо рассмотреть следующие задачи: 1. Охарактеризовать систему государственного управления в Древнем Вавилоне и определить социальную структуру общества Древнего Вавилона. 2. Охарактеризовать основные положения Законов Хаммурапи как источника формирования и закрепления государственной власти в Древнем Вавилоне.
3. Определить особенности государственного строя Древнего Вавилона. 4. Обозначить потребность государственной власти в праве обозначенном в законнике.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………………….……2
Глава1:Государственный и общественный строй Древнего Вавилона……………………………………………………………………………………….……4
1.1Социальная структура Древнего Вавилона………………………………....14
1.2 Древневосточная деспотия как форма государственного строя в Древнем Вавилоне………………………………………………………………………………..……………19
1.3 Судебная система Древнего Вавилона ……..………………………………..24
1.4 Вооруженные силы Древнего Вавилона……………………….…………….27
Глава 2: Законник Хаммурапи как основной источник права государства Древнего Вавилона ,его общая характеристика…………….………………...28
2.1 Гражданское, процессуальное и уголовное право по законнику Хаммурапи …………………………………………………………………………….………….30
2.2.Брачно-семейное право……………………..……………………………………….34
Заключение…………………………………………..............................................38
Список используемой литературы…………………………………..……………….40

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 78.69 Кб (Скачать)

Отдельную социальную категорию  в Древнем Вавилоне составляли воины, от которых в значительной степени  зависела мощь государственной власти. Жизнь воина складывалась отнюдь не просто: в любом из боевых походов, которые следовали один за другим, его могли ранить, убить, захватить  в плен. За отказ от участия в  боевых действиях ему грозила  смертная казнь, даже если он на свое место  нанимал другого человека. Всегда по первому приказу царя воин должен был быть готов нести государственную службу с оружием в руках. Заинтересованность государства в поддержании боеспособной армии и соответственно в благосостоянии этой категории граждан отразилась в наделении их особыми правами.

Привилегиям и обязанностям воинов посвящался целый ряд статей Законов Хаммурапи — с 26-й по 41-ю. Из кодекса становилось ясно, что воин за службу получал от царя земельный надел, который в случае гибели воина передавали по наследству совершеннолетнему сыну. Если на руках  у вдовы оставался малолетний сын, то она имела право на треть  надела для воспитания будущего воина.

Наряду с мушкену — низшей категорией царских людей — в зависимости от царя находились куда более состоятельные люди средней и высшей категории: работники дворцового хозяйства, члены администрации, жрицы и другие. Эти категории также не являлись собственниками земельных наделов, которые в любой момент по желанию царя могли быть переданы другому лицу.

Однако постепенно, благодаря  тому, что наследник часто оставался на должности отца, земельный участок все более закреплялся в собственности семьи и ее главы. Представителям высшей категории разрешалось продавать свою землю вместе с передачей должности. Кроме того, царские служащие могли покупать общинные земли. Сохранились сведения и о хозяйственной деятельности жриц, которые попали в категорию царских слуг после 1768 г. до н. э., когда царь подчинил храм своей власти. Они покупали в собственность земли, сады, дома, сдавали их внаем, занимались ростовщичеством, торговали. В отличие от других женщин, жрицы имели практически те же имущественные права, что и мужчины.

Идеологи древневавилонского общества утверждали, что царь получает власть из рук самих богов. Практически  царская власть ничем не ограничивалась, бразды правления всех сфер жизни  общества находились в руках представителей правящей династии. Руководство осуществлялось через сложный бюрократический  аппарат во главе с наместниками царя, управлявшими отдельными областями  и городами.

На имя царя приходило  большое количество самых разнообразных  жалоб. Однако сам царь не принимал решения, а направлял дело на рассмотрение в соответствующий орган.

От царского имени, хотя и  автоматически, объявлялось помилование пойманному любовнику, при условии, что муж виновной прощал измену. Как свидетельствуют документы, царь собственноручно решал некоторые вопросы, связанные, в частности, с функционированием ирригационной системы.

Царская казна формировалась  не только из доходов, приносимых царским  хозяйством, практически в полном распоряжении царя находилось и храмовое хозяйство. Как первое, так и второе функционировало благодаря многочисленному отряду рабов, постоянно пополнявшемуся благодаря естественному приросту и непрекращающемуся притоку военнопленных.

Со всей страны стекались  в Вавилон различные налоги и  специальные подати. Росту благосостояния царской династии способствовало и развитие обмена и торговли, которые находились под контролем государства. Тем более, что объединение в одном государстве огромных территорий Месопотамии оказало благоприятное воздействие на развитие торговых отношений.

 

1.2 Древневосточная деспотия как форма государственного строя в Древнем Вавилоне

При изучении Месопотамии источником могут служить, в частности законы Хаммурапи, с  их помощью мы должны более ли менее  представить политическую, экономическую  и социальную ситуацию в Вавилоне времён этого царя-законодателя. Необходимо находить в них факты, помогающие осмыслить и осознать всю систему  общества того времени. Источниками  служат также хозяйственные и  юридические документы более  позднего Вавилона. Выделение из этих документов всего наиболее важного  и есть основная задача работы с  источником.  Древняя Месопотамия  находилась в передней Азии, на юге  между двумя великими реками - Тигром и Евфратом. Причиной заселения этой области было большое плодородие почв в пойме этих рек, земля настолько  богата иловыми отложениями, что  давала два урожая в год. Месопотамия - классический пример гидравлического  общества. Население находилось в огромной зависимости от рек - основы жизни в этой области. Основным занятием населения было, естественно, земледелие. Скотоводство и ремесленничество было менее развито, хотя, недалеко находились горы Загрос с большими залежами меди. Примерно с 6000 по 3000 г. до. н.э проходит, так называемый, додинастический период в истории древней Месопотамии. Тогда же возникают первые крупные религиозные и экономические центры - города. Крупнейшими из них были Киш, Урук, Ур, Лагаш. Эти города имели между собой дипломатические отношения, однако нередки были и конфликты, перерастающие в междоусобные войны. Власть правителей в этих городах была устойчивой, это были первые примеры деспотии в этой области. Деспотическое правление было неизменным, несмотря на то, что внешние условия изменялись. Образовалось Аккадское царство Саргона I,(около 2400 г. до н.э), позже было нашествие кутиев(23-22вв.),потом появление Шумеро - Аккадской державы Ура. Рассмотрим причины устойчивости деспотии в этой области. Первым мощным ресурсом власти была экономика. Население находилось в полной экономической зависимости от государства. Государство организовывало проведение ирригации, владела всеми землями, а во время третьей династии Ура вообще образовало   единое государственное хозяйство с чёткой организацией труда.  Основным историческим источником по экономической и социальной жизни Месопотамии являются законы Хаммурапи(около 1792 - 1750 г. до н.э). было. Много статей в законах Хаммурапи было посвящено земледелию (ответственность за нанесение ущерба дамбам и каналам), торговле (торговля была полностью государственной), ремеслу (ремесленники также находились под крылом государства). Очень важными являются статьи о системе землевладения и землепользования (очень развитой была аренда, которая была строго регламентирована и осуществлялась только на основе договора). Законы затрагивали и социальные стороны жизни - рабство(которое было близко к патриархальному), общинную жизнь (общины несли коллективную ответственность за каждого из своих членов).Из этих законов можно также узнать и о сакрализации власти. В частности вступление перед первой статьёй звучит так: "Когда Мардук направил меня, чтобы справедливо руководить людьми и дать стране счастье, я вложил в уста страны истину и справедливость и улучшил положение людей". Из законов Хаммурапи явствует, что царь считался сыном бога, или его наместником на земле. Поэтому следует признать, что такой ресурс власти как сакрализация был сильно развит в Месопотамии. Много информации нам дают также хозяйственные и юридические документы более позднего времени. Например о роли общины "Когда раб был в доме схвачен, община его выслушала и допросила" . Множество документов об аренде дают понять в том числе огромную роль правителей (документы в Позднем Вавилоне датировались годами правления царя). Из этих документов можно сделать вывод, что под ведением царя находились фактически все стороны общественной жизни. Кроме двух ресурсов власти сакрализации и контроля над экономикой существовал ещё и третий - внешние войны. На протяжении всей истории Месопотамии их было немало, однако основной целью было грабительство, а не завоевание новых земель. Но существовал и четвёртый - ключевой ресурс власти на который опирались три других - это традиции. Вся власть в Месопотамии - это традиция, что впрочем других её (власти) ресурсов. Ментальность людей того времени была такова, что традиции занимали все стороны жизни общества. Именно опора на традиции позволила деспотии в Месопотамии быть столь устойчивой на протяжении многих сотен лет.

Древневосточная деспотия - это монархия особого  типа, система государственного управления, при которой абсолютная власть правителя - это традиция, рамками которой, деспотия, однако не ограничена: индивидуальные особенности каждого государства в отдельности позволяют контролировать власть или за счёт ирригационного земледелия, или внешних войн, и следовательно сильной армии.  Причина её устойчивости в том, что при условии соблюдения вековых традиций, она не встречает никакого противодействия со стороны населения

    Как правило, на Древнем Востоке государства имели форму деспотий, то есть сильной, единоличной власти одного лица. «Деспот» - слово греческое и в переводе означает господин, хозяин. Это означает, что деспот относился к государству как к своей личной собственности. Деспот был не просто верховным законодателем, правителем и судьей, а самим воплощением государства! Этим и объясняется обожествление личности деспота. Он обладал не только высшей светской, но и духовной властью, то есть носил титул верховного жреца или живого Бога. Таким образом, по форме правления деспотия была теократической монархией. Древней важнейшей чертой деспотии выступает наличие огромного бюрократического аппарата, в котором условно выделяется три ведомства:

· финансовое ведомство по сбору налогов;

· ведомство  военное;

· ведомство  общественных работ.

Существование этого ведомства объясняется  тем, что государство в лице деспота  выступало в качестве организатора этого орошаемого земледелия. По форме государственно-территориального устройства деспотии представляли из себя территориальные державы. Это объясняется тем , что, как правило, деспотия охватывала долину той или иной реки. Прямая зависимость ФГ и географического положения подтверждается тем, что, к примеру, отсутствие у реки Нил крупных притоков во многом объясняет высокую степень централизации власти в Древнем Египте, тогда как длительные периоды политической раздробленности в Междуречье объясняются тем, что реки Тигр и Евфрат имеют множество больших притоков, что позволяло отдельным регионам создавать свои местные ирригационные системы. Социальной основой восточной деспотии выступала замкнутая азиатская община. Каким образом самоуправляющаяся социальная ячейка может быть основой сильной деспотической власти? Это объясняется тем, что социально-экономическая причина древневосточных обществ была противоречивой. С одной стороны основная масса населения проживала в пределах общины, которые жили своей внутренней жизнью, а с другой стороны - все эти общины должны были принимать участие в одной совместной работе по ведению единого ирригационного земледелия. Выходом из этого противоречия и было установление над общинами единой централизованной власти в лице деспота, указания которого строго обязательно для всех общин.

В исторической науке существует проблема универсальности  деспотии для всех древневосточных  государств. В вышеуказанном смысле типичными деспотиями являлись Древний  Египет и Древний Китай. В Вавилоне деспот не обладал высшей духовной властью. 

На Востоке  переход от первобытности к цивилизации  сопровождался развитием ирригационного земледелия. Создание ирригационных  систем требовало организации коллективного  труда большого числа людей, усилий всей страны в целом. Сложно было и поддерживать в порядке систему каналов. Все эти работы невозможно было осуществить без жесткой организации, без сильной централизованной власти. В результате во всех древних восточных цивилизациях сложилась особая форма государства - деспотия. Деспотия - в переводе с греческого - «неограниченная власть»; форма самодержавной власти. В разных цивилизациях она могла иметь некоторые различия, но суть ее была единой: во главе государства стоял правитель, обладавший всей полнотой власти и считавшийся собственником всей земли. Такой тип власти реализовался за счет разветвленной административной системы, т. е. аппарата чиновников, который охватывал всю страну. Чиновники не только взимали налоги с населения, но и организовывали совместные сельскохозяйственные работы, строительство, следили за состоянием каналов. Набирали рекрутов для военных походов, осуществляли суд. Такое государственное устройство было очень долговечным и устойчивым: даже когда большие империи распадались на части, каждая из них воспроизводила деспотию в миниатюре.

 

1.3 Судебная система Древнего Вавилона

 Судебный  процесс был упрощенным и в  основном носил состязательный  характер: возбуждение процесса  в суде считалось частным делом  и начиналось, как правило, по  требованию потерпевшей стороны:  активность суда в собирании  доказательств была ограничена, это делали сами стороны; даже  исполнение решения суда в  большинстве случаев ставилось  в зависимость от усмотрения  выигравшей стороны. Строго определенный  порядок разрешения дел в суде  еще не выработался. Однако  ряд правил, прежде всего в оценке доказательств, уже существовал. Доказательствами в Вавилоне наиболее часто служили свидетельские показания. Клятва требовалась при наличии сомнения в истине и при отсутствии других доказательств. Весьма распространенным средством установления вины были ордалии - «суд божий». «Если кто не докажет обвинения в чародействе, - говорилось в Законнике Хаммурапи, - то тот, на кого было брошено подозрение в чародействе, пойдет к Реке и опустится в нее. Если Река овладеет им, то тот, кто его обвинил, получит его дом, а если Река объявила этого человека невиновным и он остался невредим, тот, кто бросил на него обвинение в чародействе, предается смерти, а опустившийся в Реку получает дом своего обвинителя» . правление государственными делами осуществлялось через сложный централизованный чиновничье-бюрократический аппарат, назначаемый царской властью и ответственный перед ней. Центром административного управления являлся царский дворец, и чиновники, ведавшие дворцовым хозяйством, одновременно являлись высшими должностными лицами государства. Они руководили ирригационными работами, финансовыми, военными и другими государственными делами. Высшим царским чиновником являлся управитель царского дворца, именуемый нубанда. Под его руководством находился огромный штат чиновников. Водным хозяйством ведал чиновник, называвшийся "управителем реки". Ему подчинялись надзиратели за людьми, несшими повинности в пользу царя. В огромном царском хозяйстве был многочисленный штат различных надсмотрщиков, контролеров, кладовщиков, счетоводов и др.Все государство было разделено на области, во главе которых были поставлены царские наместники. Главной заботой наместников было поддержание в порядке ирригационных сооружений и прорытие новых каналов, для чего они могли привлекать на работы местное население. Кроме того, они следили за сбором царских доходов и отправкой их царю, собирали пошлины с купцов, осуществляли полицейские функции по поддержанию общественного порядка, командовали отрядами из воинов, сидевших на царской земле, собирали военное ополчение и т.п. Для контроля над деятельностью местных правителей и проведения в жизнь царской воли на места посылались специальные гонцы или "царские посланцы", наделявшиеся царем огромными полномочиями. В древневавилонском государстве сохранились и органы общинного управления. Органом общинного управления являлся общинный совет, однако его глава - рабианум  назначался царем. К ведению общинного совета относилось управление неразделенной общинной землей, разрешение земельных споров и споров о пользовании водой, сбор налогов, наблюдение за исполнением царских повинностей, а также исполнение судебно-полицейских функций, в частности поддержание общественного порядка. Судебная власть, как и в других древневосточных государствах, не была отделена от административной власти. Царь и царские чиновники одновременно ведали и административными, и судебными делами. Высшей судебной инстанцией являлся царь. Он мог и сам рассматривать важнейшие дела, но чаще всего направлял их в нижестоящие судебные органы. Царь пользовался правом помилования преступников. Судебные функции находились также в руках "наместника" и "рабианума", которые председательствовали в судебных коллегиях. В первом случае коллегия состояла из чиновников, подчиненных "наместнику", а во втором либо из членов общинного совета, либо из общинного совета в полном составе в небольших общинах. В больших городах судебные функции осуществляли специальные "царские судьи", подчинявшиеся непосредственно царю и действовавшие в соответствии с его инструкциями. Хаммурапи сохранил храмовые суды, однако их функции были весьма ограниченными: они приводили стороны к клятве и засвидетельствовали ее. Предполагается, что они разбирали также дела, сторонами в которых являлись жрецы. Наряду с профессиональными царскими судьями, как свидетельствуют источники, существовали особые судебные должности глашатаев, полицейских или судебных исполнителей, судебных гонцов и писцов. Не потеряли полностью судебных полномочий и храмы. Им принадлежала важная роль в принятии клятв, в засвидетельствовании законности сделок, в процедуре ордалий – «божьего суда», который считался важным средством установления истины.

В Вавилоне судебные решения в сознании людей  издавна связывались с представлениями  о справедливости. Богиня справедливости Китту считалась дочерью всемогущего бога Солнца Шамаша, ей посвящались специальные храмы. Однако вавилонские судьи нередко злоупотребляли своим положением. Об этом свидетельствует, в частности, ст. 5 Законов Хаммурапи, предусматривающая наказание для судьи, изменившего свое решение после того, как оно было записано в специальном документе на глиняной табличке с печатью. Характерно, что такой провинившийся судья должен был быть «поднят со своего судейского кресла» и лишен права отправлять правосудие не царем, а общинным собранием. В нововавилонском обществе в храмовый совет, осуществляющий судебные функции, включались представители народных собраний городов, на территории которых находились святилища.

1.4 Вооруженные силы Древнего  Вавилона

Усилению  царской власти в шумерских городах-государствах способствовало наличие у их правителей определенной военной силы, которая  первоначально состояла из лиц, зависимых  от храма или от его правителя  лично. Создание постоянной армии, противопоставление ее общинному ополчению было важным свидетельством усиления царской власти. При Хаммурапи происходит окончательный отрыв постоянной армии от общинного землевладения. Воин получает надел царской земли, обеспечивающий не только его, но и его семью. Воинские наделы полностью исключались из оборота, всякая сделка относительно земли воина считалась ничтожной. Даже попав в плен, воин сохранял право на земельный надел, на часть участка сохранялось право его малолетнего сына (ст. 27-29). Если воин ради избавления от службы бросал надел, он не терял право на него в течение года при условии возвращения к своим обязанностям [3].В целях укрепления боеспособности, дисциплины в армии Законы Хаммурапи предписывали жестко карать воинов, нарушивших царский приказ о выступлении в поход, а также воинских начальников, использовавших в своих целях имущество солдата или отдавших его внаем. Служба воина считалась «вечной». Профессиональные воины выполняли полицейские функции в Вавилоне. Не потеряло окончательного значения и общинное ополчение, создаваемое во время крупных военных походов. Помимо лучников и тяжеловооруженной пехоты в армии особое место занимали отряды колесниц. Древневавилонские источники, например, сообщают о том, что их командиры за воинские доблести вознаграждались царем землями, освобождались от налогов и несения других повинностей

Глава 2: Законник Хаммурапи как основной источник права государства Древнего Вавилона, его общая характеристика

Информация о работе Государство и право Древнего Вавилона