Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 20:36, курсовая работа
Целью курсового исследования является характеристика государственного строя Древнего Вавилона. Для достижения данной цели необходимо рассмотреть следующие задачи: 1. Охарактеризовать систему государственного управления в Древнем Вавилоне и определить социальную структуру общества Древнего Вавилона. 2. Охарактеризовать основные положения Законов Хаммурапи как источника формирования и закрепления государственной власти в Древнем Вавилоне.
3. Определить особенности государственного строя Древнего Вавилона. 4. Обозначить потребность государственной власти в праве обозначенном в законнике.
Введение ……………………………………………………………………………………….……2
Глава1:Государственный и общественный строй Древнего Вавилона……………………………………………………………………………………….……4
1.1Социальная структура Древнего Вавилона………………………………....14
1.2 Древневосточная деспотия как форма государственного строя в Древнем Вавилоне………………………………………………………………………………..……………19
1.3 Судебная система Древнего Вавилона ……..………………………………..24
1.4 Вооруженные силы Древнего Вавилона……………………….…………….27
Глава 2: Законник Хаммурапи как основной источник права государства Древнего Вавилона ,его общая характеристика…………….………………...28
2.1 Гражданское, процессуальное и уголовное право по законнику Хаммурапи …………………………………………………………………………….………….30
2.2.Брачно-семейное право……………………..……………………………………….34
Заключение…………………………………………..............................................38
Список используемой литературы…………………………………..……………….40
ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«МЕЖДУНАРОДНЫЙ
ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧКСКИЙ
Факультет заочного обучения
Кафедра уголовно и гражданско-правовых дисциплин
Курсовая работа
По дисциплине « История государства и права зарубежных стран»
на тему: «Государство и право Древнего Вавилона»
Студентка: Карпиевич Е.Л.
1 курс, гр. №203
Спец. «Политология»
Руководитель
Старший преподаватель: Прокопов Артем Александрович
Введение
………………………………………………………………………………
Глава1:Государственный
и общественный строй Древнего Вавилона…………………………………………………………
1.1Социальная структура Древнего Вавилона………………………………....14
1.2 Древневосточная
деспотия как форма государственного
строя в Древнем Вавилоне…………………………………………………………
1.3 Судебная система Древнего Вавилона ……..………………………………..24
1.4 Вооруженные силы Древнего Вавилона……………………….…………….27
Глава 2: Законник
Хаммурапи как основной источник
права государства Древнего Вавилона
,его общая характеристика…………….………………...
2.1 Гражданское,
процессуальное и уголовное
2.2.Брачно-семейное
право……………………..………………………………………
Заключение…………………………………………....
Список используемой
литературы…………………………………..……………
Введение
Вавилония - примитивно-рабовладельческое государство Древнего Востока, располагавшееся по среднему и нижнему течению рек Евфрата и Тигра. Название свое получила от города Вавилона, бывшего крупнейшим политическим и культурным центром государства, достигавшего своего расцвета дважды – в 18 и 7 веках до нашей эры. Собственно Вавилония занимала лишь среднюю часть Двуречья, от устья нижнего Заба (приток Тигра) на севере до города Ниппура на юге, то есть страну Аккад, которая в древних надписях часто противопоставлялась стране Шумер, расположенной в Южной Месопотамии. К востоку от Вавилонии простирались горные области, населенные эламитами и другими племенами, а к западу простиралась обширная пустынная степь, в которой кочевали в 3-2м тысячелетиях до нашей эры племена аморитов. Древневавилонское государство достигло расцвета в царствование Хаммурапи (1792-50 до нашей эры). Главным памятником этого периода является кодекс Хаммурапи. Резкое деление общества на классы рабовладельцев и рабов, выделение из общей массы свободных людей крупных богачей, владевших рабами, скотом и землей, появление промежуточных слоев населения в виде неполноправных жителей завоеванных территорий (мушкену), наконец, массовое разорение общинников характеризуют более сложную, чем ранее, структуру вавилонского общества, в котором развертывалась острая классовая борьба. Это в свою очередь приводило к централизации и укреплению государственного аппарата, необходимого рабовладельцам для подавления и эксплуатации трудовых масс рабов и бедняков. Так, в царствование Хаммурапи оформляется типичная для Древнего Востока деспотия .Особенности права стран Древнего Востока обусловлены историческими условиями его возникновения, культурой и цивилизацией этих стран. Древнейшие правовые системы были тесно связаны с обычаями и религиозными нормами той цивилизации. Поддержка религией и государством обычаев, сложившихся в период становления древних цивилизаций, привела к созданию одного из важнейших источников права древних государств - правового обычая и обычного права. Правовые обычаи содействовали и закреплению царской власть на основе ее божественного происхождения. Становление государственности требовало более прочного закрепления правовых норм. С появлением письменности эти нормы получают закрепление в первых законах верховной власть, которые были ориентированы предварительно только на защиту собственности, знати и ее неприкосновенности, власти высших каст либо сословий над низшими, рабовладельца над рабом либо наемным работником . Интересам богатых и знати служили нормы о праве наследования и некоторые другие. Такого рода правовые нормы нашли отблеск в широко известных исторических памятниках древнейших государств, в том числе и Законах царя Хаммурапи. Однако занятие права невозможно свести только к закреплению классового (кастового, сословного) господства, хоть для первых ступеней цивилизации разных народов такое закрепление бесспорно существовало. Наряду с социально-классовыми различиями и подчинением угнетенной личности господину, нормы юридического, санкционированного государством права были необходимы ради установления и поддержания порядка общественных отношений, ради обеспечения единого рынка, условий владения и распоряжения собственностью, обмена товарами, а также ради обеспечения единой власти в государстве .Важным следствием формирования единого ради разных племен права на территории возникающего государства явилось то, что стало возможным дозволение споров, и благодаря этому преодоление возникающих междоусобиц, имевших часто губительные последствия. Вавилон был одной из первых человеческих цивилизаций на земле. Здесь же намного раньше других стран древности возникли и политические общества, объединившие людей системой властных, правовых и административных отношений. Уже один этот факт привлекает к себе внимание, рождает интерес к исследованию этой цивилизации, этого государства. Вавилонская государственность не сформировалась сразу в окончательно готовом виде. От века к веку она все больше совершенствовалась. Но в то же время она все время видоизменялась, как изменялись и условия существования вавилонского государства. Поэтому, несомненно, развитие вавилонской государственности во времени представляет интерес для исследователя.
Таким образом, целью курсового исследования является характеристика государственного строя Древнего Вавилона. Для достижения данной цели необходимо рассмотреть следующие задачи:
1. Охарактеризовать
систему государственного
2. Охарактеризовать
основные положения Законов
3. Определить
особенности государственного
4. Обозначить
потребность государственной
Глава 1: Государственный и общественный строй Древнего Вавилона
Вызванной серьезными экономическими процессами, прежде всего приватизацией, социальный кризис в Двуречье сопровождали заметными ослаблением политической власти и децентрализацией, под знаком которой прошли два века. Это было время ожесточенной борьбы соперничавших друг с другом государств и династий различного происхождения –
аморейских,
эламистских и собственно месопотамских.
На юге обособилось царство с центром
в городе Ларсе, севернее его возникло
независимое государство с центром в Иссине.
На севере Месопотамии большую роль играли
государства: Мари на Евфрате и Ашшур на
Тигре, в районе реки Диялы – государство
Эшнунна. В XX – XIX вв. до н.э. эти государства
вели изнурительные междоусобные войны.
Постепенно в ходе этой борьбы приобретает
независимость и возвышается город Вавилон
(Баб или «ворота бога»), где воцарилась
I Вавилонская, или Аморейская, династия,
время правления которой называют старовавилонским
периодом (1894 – 1595 гг. до н.э.).Наметился
новый подъем ирригационного земледелия,
оживилась торговля и городская жизнь.
Этим тенденциям препятствовали политическая
раздробленность и междоусобные войны.
На повестке дня снова встал вопрос о создании
единого централизованного государства.
В этих условиях постепенно возрастает
роль и значение нового центра – Вавилона.
Его местоположение в центральной
части долины, там, где Тигр сближается
с Евфратом, было стратегически удобным
и для нападения, и для обороны; уже
оно естественно выдвигало этот город
на роль политического центра страны.
Здесь сходились основные звенья ирригационной
сети - основы жизни всей жизни Южной
Месопотамии, проходили важнейшие сухопутные
речные пути всей Передней Азии. Расцвет
Вавилона приходится на время правления
шестого царя Вавилонской династии –
Хаммурапи (1792 – 1750 гг. до н.э.), который
был выдающимся государственным деятелем,
прозорливым и изворотливо-хитрым дипломатом,
крупным стратегом, мудрым законодателем,
расчетливым и умелым организатором. За
долгие
годы успешного
правления Хаммурапи сумел
Заново на
развалинах далекого прошлого правитель
Вавилонии создал могущественное и процветающее
централизованное государство. И хотя
оно просуществовало не слишком долго
и уже при преемниках Хаммурапи появилась
тенденция к некоторому упадку, но именно
Вавилонию царя Хаммурапи можно считать
первым в Западной Азии развитым государством
в полном смысле этого слова. Речь идет
не о централизованной эффективной администрации
на большой территории – это было в Двуречье
со временем Саргона Аккадского. Суть
в ином: вавилонское государство уже представляло
собой ту сложную структуру, которая в
дальнейшем была характерна (в многочисленных
вариантах) для всех достаточно развитых
обществ традиционного Востока, да и не
только Востока. В государстве Хаммурапи
свойственные ранним структурам клановые
и родственные связи уже были заметно
оттеснены связями административно-
1.1. Социальная структура Древнего Вавилона
Нет сомнения в том, что Законы Хаммурапи отстаивали интересы рабовладельцев, защищали их от «строптивого» раба. В средней древневавилонской семье могло быть от двух до пяти рабов. Значительно реже их число доходило до нескольких десятков. Частноправовые документы свидетельствуют, что рабы могли продаваться, обмениваться, их передавали по наследству, дарили, одним словом, полностью распоряжались их жизнью по своему усмотрению, не учитывая при этом их семейного положения. Средняя цена раба составляла 150—250 г. серебра, что равнялось наемной плате за вола.
В рассмотренном выше случае
с обрушившимся домом, если жертвой
становился раб, то строитель должен
был выплатить хозяину
Закон всячески защищал интересы рабовладельца, имевшего право обратиться к властям с просьбой вернуть убежавшего раба и наказать вора, которому угрожала смертная казнь. Если убегал нанятый раб, то материальная ответственность возлагалась на его временного хозяина. Виновные в укрывательстве беглого раба наказывались самым строгим образом, им грозила смертная казнь.
Как становится ясным из
Законов Хаммурапи, рабы обычно имели
клеймо, сообщавшее о принадлежности
тому или иному владельцу. Изменение
или уничтожение этого
В Древнем Вавилоне существовало несколько источников пополнения рабской силы. В первую очередь, это многочисленные непрекращающиеся войны. Менее значимыми были внутренние источники. Свободный человек мог быть обращен в рабство за ряд преступлений, например, за нарушение правил содержания системы ирригации. Не исключалась и самопродажа в рабство. Следует заметить, что превращение в рабов свободных граждан, как мы увидим дальше, противоречило интересам самого государства. В зависимости от владельца рабы делились на государственных, храмовых, частновладельческих и рабов, принадлежащих мушкену.
Несмотря на исключительно подневольное положение, рабам представлялась трудноосуществимая возможность изменить свой социальный статус. Еще при III династии Ура раб в судебном порядке имел право оспаривать свое рабское положение. Сохранялась такая возможность и во времена Хаммурапи. Правда, прежде чем решиться на такой шаг человеку следовало серьезно подумать о последствиях: в случае проигрыша зазнавшегося раба ожидали большие неприятности. Рабам разрешалось создавать семью со свободными женщинами, при этом и сами жены и дети от этого брака оставались свободными. Сын рабыни, если на то была воля хозяина, мог стать его наследником. Указанные моменты скорее свидетельствуют не об определенных правах подневольной части населения, а о привилегированном положении свободных людей.
Свободные граждане в Древневавилонском царстве не составляли единого класса. Они делились на полноправных, так называемых «мужей» или «сыновей мужей», с одной стороны, и неполноправных, с другой. За последними утвердился уже упоминаемый при рассмотрении законов Эшнунны термин мушкену («покорный», «склоняющийся ниц»). По поводу значения этого термина у современных ученых нет единого мнения. Высказывались предположения, что так называли жителей покоренных Вавилоном территорий и городов. Возможно, это были представители кочевых племен, различные пришельцы.
Некоторые историки считают, что мушкену не являлись свободными, а составляли особую социальную категорию. По-видимому, это слишком категорично: хотя, как свидетельствуют исторические источники, на социальной лестнице мушкену действительно занимали более низкое положение по сравнению с полноправными гражданами. Наиболее вероятной представляется точка зрения, что мушкену — социальная категория, представители которой утратили связь с общиной и не являлись собственниками наделов земли, а получали их в пользование как вознаграждение за выполнение определенной царской службы. Таким образом, это были царские служащие, занимавшие в государстве самое низкое положение.
О неравноправии мушкену со свободными мужчинами говорит, например, такой факт: если виновный в нанесении телесных повреждений «мужу» карался по принципу талиона, то пострадавшему мушкену в той же ситуации выплачивался только штраф. При этом лечение мушкену оценивалось вдвое меньше чем лечение «мужа».
С другой стороны, мушкену мог владеть имуществом. которое охранялось законом наравне с дворцовым и храмовым, и рабов, за похищение которых преступнику, как и в других случаях, угрожала смертная казнь.
Безусловно, и среди полноправных граждан, свободных общинников, глав патриархальных семей существовали различия, прежде всего экономические. Одни, наиболее зажиточные, подчиняли своему влиянию экономически слабых, механизмом для этого являлось весьма распространенное ростовщичество и долговая кабала. Взаимоотношениям между богатыми и обедневшими общинниками Законы Хаммурапи уделили достаточно большое внимание. Процессу расслоения общины, а в дальнейшем и ее постепенному разрушению, безусловно, способствовала возможность членов общины распоряжаться собственностью по своему усмотрению, многие земли переходили в семейное владение. Они могли продавать свои земельные наделы, сдавать их в аренду, передавать по наследству.
Не способствовало укреплению общины и то, что руководство ее деятельностью теперь возлагалось на царских чиновников, которые отнюдь не защищали самих общинников, как прежде это делали выборные авторитетные старейшины. С другой стороны, «местность», т. е. община, по-прежнему несла ответственность за преступления своих членов, которых властям не удалось поймать.