Государственный строй в Афинах в V-IV вв. до н.э.

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 15:27, курсовая работа

Описание работы

Основные черты хозяйственной структуры государств-полисов Древней Греции свидетельствуют о формировании в середине первого тысячелетия до н.э. особой системы классовых отношений, которую исследователи античности определяют как развитое рабовладельческое общество. В наиболее законченном виде эта система сложилась в развитых торгово-промышленных полисах Греции, одним из которых были Афины.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………....4-5
Глава 1. Общая характеристика Афинского государства
1.1. Развитие Древней Греции и возникновение полисов………………..6-7
1.2. Возникновение, становление Афинского государства……………...7-12
Глава 2. Порядок формирования и функционирования основных органов
Афинского государства в V-IV вв. до н. э………………………………….13-18
Глава 3. Общая характеристика политического режима Афинского государства
1.3. Понятие, сущность политического режима, его виды……………...19-20
1.4. Основные черты рабовладельческой демократии в Афинах………20-27
2. Заключение………………………………………………………………28
3. Список использованных источников…………………………………..29

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 124.50 Кб (Скачать)

     Вторую группу составляли рабовладельцы, связанные с ремеслом и торговлей и, следовательно, заинтересованные в развитии товарно-денежного обращения. Это была наиболее динамичная часть господствующего класса, заинтересованная в проведении активной внешней политики и в реализации умеренной демократической программы внутри страны.

     Афинский демос состоял из мелких землевладельцев, ремесленников, поденщиков, матросов, бедного городского люда. Имущественное положение этой группы населения было довольно скромным, хотя многие, например, крестьяне или ремесленники вели собственное хозяйство, могли иметь рабов, участки земли от 3 до 5 га.

     Наименее устойчивым было имущественное положение свободных бедных горожан, и государство принимало меры для обеспечения прожиточного минимума этой прослойки своих граждан, стремясь обеспечить их работой.

     Политика афинского государства по отношению к малообеспеченным членам афинского общества в V в. до н.э. отличалась особой продуманностью: с крестьян-собственников не взимался земельный налог, беднота переселялась в колонии, где каждому предоставлялся участок земли. Так, V в. до н.э. только при Перикле – в результате введения клерухий – в колониях разного типа поселено около 10 тысяч малоземельных и безземельных афинских граждан.

     Кроме того, проводя социально-ориентированную политику, государство следило за ценообразованием, прежде всего на хлеб – как основной продукт питания. Лица, замеченные в нарушении ценовой политики, подвергались большому штрафу. Для граждан Афин был установлен также так называемый теорикон – выдача денег на посещение театра.

     Таким образом, власти Афин сознательно проводили политику, направленную на сглаживание имущественных противоречий и поддержание социальной стабильности. Доказательством могут служить мероприятия, направленные на относительное ограничение прав собственности. Так, среди богатых граждан Афин распределялись обязанности по выполнению особого рода повинностей в пользу государства – литургия. Разновидностями литургии являлись хорегия – обязанность создавать и содержать хор, обеспечивать его участие в празднествах, или триерархия – обязанность оборудовать торговое судно (государство в этих случаях обеспечивало лишь строительство деревянного каркаса судна, а гражданин – его оснастку, эксплуатацию, подготовку и содержание экипажа и т.п.). По большому счёту литургия представляла собой своеобразное ограничение частной собственности в интересах всех полноправных членов афинского общества.

     В результате подобной политики в Афинах не было придворной знати, государственной бюрократии, здесь не сформировался слой замкнутого военного сословия или могущественных жрецов, как это произошло в восточных деспотиях.

     Следует заметить, что возросшие в период правления Перикла расходы, связанные с проведением демократических реформ, во многом покрывались также за счёт имперской внешней политики Афин. Так, входившие в Афинский морской союз (архэ) союзные государства должны были регулярно выплачивать Афинам особый налог – форос.

     Метеки – проживающие в Афинах выходцы из других полисов и их потомки, в числе которых были как более, так и менее зажиточные лица – обладали ограниченной правоспособностью: они не могли приобретать в собственность землю и другую недвижимость, участвовать в работе народного собрания, избираться на должности. Метеки также вписывались в демовые списки, это служило основанием для их государственного налогообложения. В отличие от полноправных граждан метеки не имели прав на получение земель из общественных фондов, не приписывались к клерухиям, что давало право на землю в новоприобретённых областях или завоёванных. В филы и фратрии они не записывались, не принимали участия в полисных праздниках и театрализованных представлениях, не могли участвовать в спортивных состязаниях. Очень редко они призывались свидетелями в суды. Сами метеки были подсудны не обычным судам, а должностному лицу – архонту-полемарху. Хотя метеки и обладали правами на полную охрану законом их личности и имущества, преступления в отношении их расценивались как менее важные. Так, за убийство метека полагалась не смертная казнь, а каторжные работы. Браки метеков с гражданами Афин считались незаконными. У каждого метека должен был быть свой простат – посредник между метеком и правительственными учреждениями. С метеков взималась особая подать, они привлекались к военной службе, исполняли и другие повинности. В основном они занимались торговлей.

     Главное, чего лишалось некоренное население Афин, составлявшее 15-20 % от общего числа их жителей – так это статуса полноправного гражданина. Подобное положение сковывало экономическую и социальную активность этой группы населения, создавало напряжённость. Однако государство имело возможность периодически предоставлять – в виде исключения права гражданства отдельным метекам за особые заслуги. Так, после свержения господства олигархов и восстановления демократии в Афинах в 403 г. до н.э. часть метеков, активно помогавшая сопротивлению так называемой тирании 30, по решению Народного собрания получила права афинского гражданства.

     Таким образом, свободное население Афин было неоднородно. По Закону о гражданстве Перикла всей совокупностью прав и привилегий пользовались только мужчины, родители которых были природными полноправными гражданами Афин. Гражданство устанавливалось с 18-летнего возраста. В течение двух лет юноша проходил военную службу и оставался военнообязанным до 60 лет. Полноправными афинскими гражданами признавались лишь те лица, у которых и мать, и отец были гражданами Афин.

     Гражданская правоспособность у мужчин наступала с возраста 18 лет, когда гражданин наделялся определёнными правами и обязанностями.

     К основным правам гражданина Древних Афин относились права на

свободу и личную независимость; земельный участок на полисной территории; экономическую помощь от государства в случае материальных затруднений; ношение оружия и службу в ополчении, участие в государственных делах; почитание и защиту отеческих богов; защиту и покровительство со стороны афинских законов.

     Совокупность гражданских прав составляла честь гражданина. За преступления он мог быть осуждён «судом бесчестья», т.е. ограничен в правах. Физический труд, кроме земледелия, для свободного гражданина считался недостойным.

     Афинские граждане были обязаны беречь своё имущество и трудиться на земельном участке; приходить на помощь полису в чрезвычайных обстоятельствах; защищать полис от врагов с оружием в руках; повиноваться законам и избранным властям; принимать активное участие в общественной жизни; почитать отеческих богов.

     Богатые граждане несли также повинность в пользу государства – литургию, отчасти ограничивавшую безраздельность их частной собственности.

     За совершённые против полиса преступления, религиозные или семейные проступки граждане могли подвергнуться и пожизненной атимии – лишению прав гражданства без изгнания. Наиболее часто атимия была следствием проявленной в бою трусости, лжесвидетельства, растраты общественных средств, подкупа в отношении должностных лиц. Атимия выражалась в лишении прав доступа на рынок, в святилище, в органы власти. Кроме полной, также могла быть и частичная атимия – лишение части прав, например, вчинять иски.

     Наконец, рабы, составлявшие 33-35 % всего населения Афин, были абсолютно бесправными членами афинского государства. Рабами становились по рождению, по приговору суда в отношении неблагодарного метека или вольноотпущенника, захваченные в плен. Одним из источников античного рабства служила долговая зависимость, поскольку несостоятельные должники отвечали перед кредиторами не только своим имуществом, но и личной свободой, а также свободой членов своей семьи.

Рабы могли принадлежать как полису, так и частным лицам. К IV в. до н.э. большинство афинских граждан обладало 3-4 рабами. Рабский труд широко использовался в работах по дому, в сельском хозяйстве, строительстве, морских перевозках и т.п. Раб стоил достаточно дорого – цена доходила до размеров годовой платы ремесленника. Основной контингент афинских рабов в V в. до н.э. составляли люди негреческого происхождения – фракийцы, скифы, лидийцы, сицилийцы и т.п.

     Раб был живой вещью, которую можно было купить, продать, отдать внаём. Чаще всего рабов сдавали в аренду, получая плату за их труд. Наиболее деловитых сообразительных рабов господа нередко поселяли отдельно – выделяли им самостоятельное хозяйство, снабжали инструментами и небольшими средствами. Такие рабы в основном занимались ремесленными работами и выплачивали своему хозяину определённую ренту – оброк. В целом же эксплуатация рабского труда по тем временам приносила довольно большой доход: в среднем до 2 оболов в день – средства, на которые можно было прокормить семью из 2-3 человек.

     Хоть рабы и считались живой вещью, но законом запрещалось беспричинно убивать рабов, истязать их, поскольку считалось, что это наносит ущерб общественному спокойствию. Однако в случае убийства раба хозяина не наказывали.

     Рабы в Афинах разделялись на принадлежавших частным лицам и государственных. Рабы частных лиц в правовом отношении приравнивались к вещи, поэтому не могли иметь собственности. За государственными рабами признавалось ограниченное право приобретать собственность и распоряжаться ею. Государственные рабы были главным образом заняты на общественных ремесленных работах, на полицейской службе, в качестве помощников писцов и администраторов в разных конторах.

     В суде раб мог представать только по требованию гелиэйи при рассмотрении обвинений в политических преступлениях, показания в этих случаях брались обязательно под пыткой.

     Встречались случаи отпуска рабов на волю, либо их выкупа. Ставший вольноотпущенником раб приравнивался по своему положению к метекам.

     Помимо метеков и рабов из политической и общественной жизни афинского государства были полностью исключены женщины. Они не имели политических прав и были сильно ограничены в правах гражданских.

     Таким образом, в Древних Афинах, подаривших миру опыт первой прямой политической демократии, под народом понимались только взрослые свободные мужчины, которые обязательно должны были принимать участие в политической и общественной жизни. Гражданским долгом было участие в общегосударственных праздниках, военная служба, литургии (повинности) для богатых граждан: содержание за свой счет военного суда, подготовка театральных представлений и тому подобное. В афинском обществе существовало формальное политическое равенство, которое сочеталось с имущественным неравенством. Это была демократия для немногих. Хотя для граждан даже в праве была закреплено равенство, эта демократия держалась на рабстве.

 


                                          ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Государственное устройство Древних Афин подарило миру опыт первой прямой политической демократии. Под народом понимались только взрослые свободные мужчины, которые обязательно должны были принимать участие в политической и общественной жизни. Гражданским долгом было участие в общегосударственных праздниках, военная служба, литургии (повинности) для богатых граждан. Складывание этой системы сопровождалось ожесточённой борьбой между родовой аристократией и демосом, завершившейся победой демоса. В V-IV вв. до н.э. Афины представляло собой хорошо продуманную, тщательно разработанную политическую систему. Замещение государственных должностей осуществлялось на принципах выборности, срочности, коллегиальности, подотчётности, первоначальной безвозмездности. Демократическая система была полностью подчинена гражданскому контролю. Сохранялась абсолютная суверенность народных собраний. Законодательный процесс Древних Афин имел следующие стадии:

1.      внесение законопроекта в народное собрание в порядке законодательной инициативы, которой обладал каждый полноправный афинский гражданин;

2.      предварительное рассмотрение законопроекта Советом пятисот и дача по нему заключения для народного собрания;

3.      принятие законопроекта народным собранием;

4.      принятый законопроект мог быть, отвергнут гелиэей.

Все эти черты афинской демократии делали её уникальным культурным явлением не только тогдашнего мира, но и последующих времён.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Батыр К.И., Исаев И.А., Г.С. Кнопов История государства и права зарубежных стран, 5-е издание – Проспект, 2011 – с.576.

2. Графский В.Г. Всеобщая история права и государства: учебник для вузов / В.Г. Графский – Москва: НОРМА, 2002 – с.744.

3. Ильинский Н.И. История государства и права зарубежных стран – Минск, «Харвест», 2010 – с.624.

4. История государства и права зарубежных стран: учебник для студентов юридических вузов и факультетов. В 2 ч. Ч. 1 / под общ. ред. О. А. Жидкова, Н. А. Крашенинниковой - Москва : НОРМА-ИНФРА, 1996 - 480 с.

5. История государства и права зарубежных стран: хрестоматия / автор состав. Н.Н. Ягур – Минск, Тесей, 2004 – с.432

6. Калина В.Ф., Колоколов Н.А., Михайлова Н.В. История государства и права зарубежных стран. Том 1 – Проспект, 2011 – с.392.

7. Космач В. А. История государства и права зарубежных стран: учебное пособие. Ч. 1. Древние цивилизации / В. А. Космач – Минск, Беларуская навука, 2000 – с.744.

8. Саломатин А.Ю. История государства и права зарубежных стран – Норма, 2009 – с.496.

9. Стадуб И.Д, История государства и права зарубежных стран / И.Д. Стадуб – Минск, НО ООО «БИП-С», 2003 – с.345.

10. Тагунов Д.Е., Сажина В.В. Всеобщая история государства и права зарубежных стран. Курс интенсивной подготовки – Минск, «ТетраСистемс», 2007 – с.384.

11. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права / З.М. Черниловский – Москва, Юристь, 1996 – с.576

 



Информация о работе Государственный строй в Афинах в V-IV вв. до н.э.