Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 15:27, курсовая работа
Основные черты хозяйственной структуры государств-полисов Древней Греции свидетельствуют о формировании в середине первого тысячелетия до н.э. особой системы классовых отношений, которую исследователи античности определяют как развитое рабовладельческое общество. В наиболее законченном виде эта система сложилась в развитых торгово-промышленных полисах Греции, одним из которых были Афины.
Введение ……………………………………………………………………....4-5
Глава 1. Общая характеристика Афинского государства
1.1. Развитие Древней Греции и возникновение полисов………………..6-7
1.2. Возникновение, становление Афинского государства……………...7-12
Глава 2. Порядок формирования и функционирования основных органов
Афинского государства в V-IV вв. до н. э………………………………….13-18
Глава 3. Общая характеристика политического режима Афинского государства
1.3. Понятие, сущность политического режима, его виды……………...19-20
1.4. Основные черты рабовладельческой демократии в Афинах………20-27
2. Заключение………………………………………………………………28
3. Список использованных источников…………………………………..29
ГЛАВА 2. Порядок формирования и функционирования основных органов афинского государства в V-IV вв. до н.э.
Основными органами власти и управления Афинского государства в V-IV вв. до н.э. были Народное собрание, Совет пятисот, Гелиэя, Коллегия стратегов, Коллегия архонтов.
Верховным органом власти было Народное собрание – экклесия. Право участия в народном собрании имели только мужчины, достигшие двадцатилетнего возраста, полноправные афинские граждане – вне зависимости от их имущественного положения и рода занятий. С момента возникновения государства оно созывалось раз в месяц: затем его роль усилилась, собрание созывать два, три и, наконец, четыре раза в месяц. Кворум (не менее 6 тысяч человек) требовался только при решении особых вопросов, например об остракизме. Обычно же собирались в среднем 2-3 тыс. человек. Компетенция народного собрания охватывала все стороны жизни Афин. Экклесия принимала законы, решала вопросы войны и мира, избирала должностных лиц, заслушивала отчёты магистратов, решала дела по продовольственному снабжению города, обсуждала и утверждала бюджет, осуществляла контроль за воспитанием юношей и т.д. Но основным делом народного собрания было, конечно же, законотворчество. Каждый гражданин Афин имел право предложить проект нового закона и свободно участвовать в обсуждении законопроекта, выдвинутого другими. Инициатива эта существенно ограничивалась системой издержек:
1. автор законопроекта нёс уголовную ответственность (вплоть до смертной казни), если оказывалось, что его предложение противоречит существующим законам и об этом не было определённо заявлено;
2. всякий законопроект должен был предварительно рассматриваться Советом пятисот, собрание выслушивало мнение Совета;
3. окончательное решение принадлежало гелиэе, игравшей в таких случаях роль второй палаты. Обсуждение велось в форме обычного судебного процесса. Автор законопроекта выступал обвинителем старых законов. Их защитников назначало народное собрание. Решение принималось большинством присяжных посредством тайного голосования.
Наличие издержек легко объясняется стремлением воспрепятствовать законодательству «снизу», инициативе масс. Всякий раз, когда их инициатива пробивала себе дорогу, это происходило при исключительных обстоятельствах (война, смута). В обычное же время законодательная инициатива исходила, как правило, от Совета пятисот, коллегии стратегов или других органов власти.
В народном собрании мог выступить любой его участник, но ему запрещалось в своей речи повторяться, оскорблять оппонента и говорить не по существу. Голосование было открытым, поэтому далеко не всякий мог голосовать так, как на самом деле хотел.
Совет пятисот (буле) стал рабочим органом народного собрания. Членом буле мог быть полноправный афинский гражданин, представитель любого слоя населения, достигший тридцатилетнего возраста. Избирался совет на один год путём жеребьёвки, по 50 человек от каждой из 10 фил – территориальных единиц Афинского государства.
Каждый год совет обновлялся, причём повторное избрание гражданина было возможным лишь через несколько лет и только ещё один раз. Совет пятисот подготавливал все дела, которые выносились на обсуждение и решение народного собрания, составляя предварительное заключение для внесения в народное собрание, без которого народ не мог вынести постановления по рассматриваемому вопросу. Совет осуществлял дипломатические сношения с другими государствами, контролировал исполнение постановлений народного собрания, деятельность всех должностных лиц, заслушивал их отчёты. Весь финансовый и административный аппарат Афинского государства действовал под руководством и непосредственным наблюдением Совета пятисот.
Для ведения текущих дел Совет был разделён на 10 комиссий (пританий), состоящих из 50 представителей одной филы. Комиссии по очереди выполняли обязанности Совета, ежедневно избирая по жребию нового председателя Совета, который во время работы народного собрания являлся и его председателем. В IV в. до н.э. этот порядок был изменён: председатель стал избираться перед каждым заседанием Совета (собрания). По окончании срока службы каждый член Совета пятисот отчитывался в своей деятельности народу и мог быть привлечён к ответственности.
Высшим судебным органом была гелиэя – суд присяжных, действовавшая под руководством коллегии архонтов. Гелиэя состояла из 5 000 судей и 1 000 запасных: по 600 человек от каждой из 10 территориальных фил. Члены гелиэи избирались по жребию на один год из граждан, достигших 30 лет. В составе гелиэи функционировали 10 коллегий, в каждой из которых было по 500 судей и 100 запасных. В целях предотвращения возможных злоупотреблений коллегиями было неизвестно, когда их призовут к исполнению обязанностей. Это решалось жеребьёвкой в день суда. Гелиэя была судом первой инстанции по делам о государственных преступлениях и о злоупотреблениях должностных лиц и аппеляционной инстанцией по делам, рассмотренными другими судами. Гелиэя решала вопрос о наделении правами гражданства, утверждала международные договоры, разбирала спорные вопросы, возникавшие между союзниками, и все важные дела граждан союзных государств. Она также осуществляла некоторые контрольные функции и обладала важным правом отвергать законопроекты, принятые народным собранием.
Иными судебными органами в Афинах были коллегии, каждая из которых разбирала лишь определённые дела: ареопаг – суд по делам о тяжких умышленных преступлениях, коллегия эфетов – суд по делам о неосторожных убийствах, суд диэтетов – гражданско-правовая юрисдикция по большинству дел, коллегия сорока – ограниченная гражданско-правовая юрисдикция, коллегия одиннадцати – суд по делам, связанным с участием рабов. Иногда, когда речь шла об особо тяжком преступлении, в качестве суда выступало само народное собрание.
Важную роль в управлении Афинским государством играли должностные лица. Основные принципы замещения должностей – выборность, срочность, возмездность, подотчётность и коллегиальность.
Выборы должностных лиц осуществлялись ежегодно или открытым голосованием в народном собрании, или по жребию. Перед вступлением в должность все избранные подвергались особой проверке – докимасии, во время которой выяснялись их право на занятие должности, политическая благонадёжность и необходимые личные качества. Нельзя было занимать должность, кроме военных, дважды или две должности одновременно. Исполнение должностей оплачивалось, исключение составляли только стратеги. После истечения срока должностные лица представляли отчёты о своей деятельности Совету пятисот и гелиэе. В период расцвета Афинского государства подавляющее большинство должностей было коллегиальным.
Главными должностными лицами в Афинах были стратеги и архонты – представители исполнительной власти.
Коллегия стратегов состояла из 10 членов, избираемых открытым голосованием, поднятием руки, народным собранием из числа женатых и имевших недвижимость граждан. Т.е. коллегия стратегов избиралась из числа наиболее богатых и влиятельных граждан государства. Основными функциями коллегии стратегов были верховное руководство и командование всеми вооружёнными силами Афин. Но в действительности стратеги ведали и многими другими делами, относящимися к внутренней и внешней политике. Обладали полномочиями в области дипломатических сношений: они принимали капитуляцию противника, заключали перемирие. Кроме того, вели следствие и председательствовали в судах по делам о воинских преступлениях. Наконец, стратеги имели право требовать созыва внеочередных заседаний Совета пятисот или народного собрания и принятия неотложных мер. Иногда из стратегов выделялся автократор, командовавший армией, а в чрезвычайных обстоятельствах получавший всю власть в государстве.
Коллегия архонтов состояла из 9 членов, избираемых с помощью жребия по одному из каждой территориальной филы, и секретаря. Все архонты, кроме секретаря, проходили две проверки на соответствие должности – в Совете пятисот, так называемую докимасию, и в гелиэе. Первым архонтом считался архонт-эпоним, за которым сохранялись судебные функции по семейным делам и делам о наследстве. Вторым архонтом был архонт-базилевс. Он ведал вопросами религиозного культа и рассматривал в суде дела об уголовных преступлениях. Далее шёл архонт-полемарх, занимавшийся в основном делами, связанными с метеками и другими иностранцами. Остальные 6 архонтов-фесмофетов руководили отправлением правосудия в афинских судах: готовили дела для слушания в суде присяжных, производили жеребьёвку судей, председательствовали в коллегиях. Фесмофеты должны были ежегодно докладывать народному собранию о противоречиях и пробелах в законах. Им же подавались заявления о злоупотреблениях должностных лиц. Они имели право ставить вопрос о смещении последних.
Таким образом, Афинское государство в V-IV вв. до н.э. представляло собой хорошо продуманную, тщательно разработанную политическую систему. Замещение государственных должностей осуществлялось на принципах выборности, срочности, коллегиальности, подотчётности, первоначальной безвозмездности. Законодательный процесс Древних Афин имел следующие стадии:
1. внесение законопроекта в народное собрание в порядке законодательной инициативы, которой обладал каждый полноправный афинский гражданин;
2. предварительное рассмотрение законопроекта Советом пятисот и дача по нему заключения для народного собрания;
3. принятие законопроекта народным собранием;
4. принятый законопроект мог быть, отвергнут гелиэей.
Демократическая система была полностью подчинена гражданскому контролю. Сохранялась абсолютная суверенность народных собраний. Все эти черты афинской демократии делали ее уникальным культурным явлением не только тогдашнего мира, но и последующих времён.
ГЛАВА 3. Политический режим Афинского государства в V-IV вв. до н.э.
3.1. Сущность политического режима, его виды
По сути, история Древней Греции представляет собой историю отдельных государственных образований, самостоятельных в политическом отношении полисов. Форма государственного устройства в полисах не была одинаковой. Наряду с прообразами монархий, существовали и республики. При монархии, власть в государстве принадлежит одному лицу, которое обычно передаёт её по наследству. При республике все власти являются выборными, причём республики бывали аристократическими (власть находится в руках наивысшего сравнительного меньшинства) и демократическими (власть находится в руках народа).
Политический режим представляет собой совокупность способов и методов осуществления власти государством.
Платон, выделял
- «наилучшее государство»;
- тимократию (господство благородных воинов);
- олигархию (правление богатых семей);
- демократию;
- тиранию; последняя, если пользоваться современной терминологией, есть тоталитаризм.
Основу политического режима составляют следующие типы:
1. Демократический (народовластие) складывается в правовых государствах. Выражается в следующем: свобода личности в экономической сфере; реальная гарантированность прав и свобод граждан; создание эффективной системы прямого воздействия населения страны на характер государственной власти; личность защищена от произвола, беззакония, так как ее права находятся под постоянной охраной правосудия; власть в одинаковой степени обеспечивает интересы большинства и меньшинства;
основным принципом деятельности демократического государства является плюрализм; государственный режим базируется на законах, которые отражают объективные потребности развития личности и общества.
2. Недемократический (антидемакратический, деспотический, тиранический, тоталитарный, фашистский, авторитарный) характеризуются следующими признаками: полный контроль государства над всеми сферами жизни; огосударствление всех общественных организаций; личность фактически лишена каких-либо субъективных прав, хотя формально они могут провозглашаться даже в конституциях; реально действует примат государства над правом, что является следствием произвола, нарушением законности, ликвидации правовых начал в общественной жизни; игнорируются интересы государственных образований, особенно национальных меньшинств; не учитываются особенности религиозных убеждений населения.
Антидемократический режим может устанавливаться как при монархической, так и при республиканской форме правления, однако, будучи отрицанием принципов.
3.2. Основные черты рабовладельческой демократии в Афинах
Афинское государство в период расцвета являлось политической организацией свободных граждан, обеспечивавшей защиту их интересов и повиновение рабов. По форме правления оно представляло собой полисную рабовладельческую демократическую республику с разделением властей, в которой афинские граждане-мужчины пользовались равными правами и могли принимать активное участие в политической жизни. Полис характеризовался небольшой замкнутой территорией; сравнительно малой численностью населения; наличием института гражданства, дающего земельный участок в черте полиса. В любом полисе имелись органы самоуправления – народные собрания и выборные магистратуры.
Социальная структура афинского общества в V-IV вв. до н.э. была представлена четырьмя основными категориями населения:
1. зажиточные граждане-рабовладельцы;
2. демос – полноправное в политическом отношении, но бедное или среднее по своему имущественному положению население;
3. метеки – свободное, но политически неполноправное население неафинского происхождения;
4. рабы.
Класс рабовладельцев, состояния которых в V в. до н.э. в целом были довольно скромными, складывался из собственников земельных владений, ремесленных мастерских, торговых кораблей и т.п. По своей политической ориентации класс рабовладельцев не был однородным и делился на несколько фракций. Первую из них составляли представители старинной земельной аристократии, хранившие родовые традиции и в политической жизни стремившиеся к сохранению олигархических порядков. Они пользовались значительным социальным престижем и политическим авторитетом, избирались на должности высших магистратов.
Информация о работе Государственный строй в Афинах в V-IV вв. до н.э.