Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 12:23, реферат
Огромная территория и "непохожесть" России на западные страны сразу бросались в глаза иностранцам, побывавшим в России.
Однако реальной
экономической свободы
Контроль над отечественной
промышленностью осуществляли Берг-
и Мануфактур-коллегии, обладавшие исключительными
правами: они давали разрешение на открытие
заводов, устанавливали цены на продукцию,
имели монопольное право на покупку товаров
у мануфактур, осуществляли административную
и судебную власть над владельцами и работниками.
Правительство Петра
I весьма внимательно относилось к
становлению собственной
Активное вмешательство
государства в сферу экономики
деформировало социальные отношения.
Прежде всего, это проявилось в характере
использования рабочей силы. Во время
Северной войны государство и
владельцы мануфактур использовали
как вольнонаемную рабочую
В 1718-1724 гг. была проведена
подушная перепись. Единицей налогообложения
вместо крестьянского двора стала
"душа мужского пола", которой
мог быть и грудной младенец, и
дряхлый старик. Умершие числились
в списках ("сказках") вплоть до
проведения очередной ревизии. Подушную
подать платили крепостные и казенные
крестьяне, посадские люди. От уплаты
подушной подати освобождались дворяне
и духовенство. В 1724 г. была учреждена
паспортная система. Без паспорта крестьянам
запрещалось удаляться от места
жительства далее 30 верст. В 1721 г. Петр
подписал указ, разрешавший покупать
к заводам крепостных. Такие крестьяне
стали называться посессионными (владельческими).
Петр I отчетливо понимал, что одной
только казне не под силу решить
грандиозные задачи. Поэтому политика
правительства была направлена на вовлечение
в промышленное строительство частных
капиталов. Ярким примером такой
политики стала передача в 1702 году только
что построенного казной Невьянского
завода на Урале в частные руки.
К этому времени Никита Демидов
уже был известным и крупным
предпринимателем Тульской оружейной
слободы. Оправданность такого шага
подтверждают обоюдовыгодные условия
сделки: заводчик должен был значительно
увеличить производство, по льготным
ценам поставлять в казну военные
припасы, "построить деткам школы,
а больным - больницы" и многое
другое, а взамен ему дозволялось
на обширной территории Урала искать
руды "и всякие заводы строить".
Демидовы выполнили обязательства,
создали грандиозное хозяйство.
Строить заводы ринулись сотни людей.
Многие потерпели крах, но к середине
XVIII века на Урале было уже более
40 частных заводов, сложились и
крупные "железоделательные - комплексы
Строгановых, Демидовых, Мосоловых, Осокиных,
Твердышевых и Мясниковых".
Особенностью развития
русской промышленности в первой
половине XVIII века стало широкое
применение подневольного труда. Это
означало превращение промышленных
предприятий, на которых мог зародиться
капиталистический уклад, в предприятия
крепостнической экономики. В первой
четверти XVIII века была создана сравнительно
мощная экономическая база - около 100
мануфактурных предприятий, а в
начале царствования их было 15. К 1740-м
годам страна выплавила чугуна в
1,5 раза больше, чем Англия.
Придя к власти в
1689 г., Петр унаследовал традиционную
систему управления XVII века с Боярской
думой и приказами как
Образование Сената
в 1711 г. стало следующим шагом
в организации нового аппарата управления.
Сенат создавался как высший орган
управления, сосредоточивший в своих
руках административно-
Реформа административной
системы была продолжена на рубеже
10-20-х гг. XVIII века. В ее основе лежали
принципы камерализма - учения о бюрократическом
управлении, которое предполагало: функциональный
принцип управления, коллегиальность,
четкую регламентацию обязанностей чиновников,
специализацию канцелярского труда, единообразные
штаты и жалованье.
В 1718 г. был принят
"Реестр коллегиям". Вместо 44 приказов
учреждались коллегии. Их число составляло
10-11. В 1720 г. был утвержден Генеральный
регламент коллегий, согласно которому
каждая коллегия состояла из президента,
вице-президента, 4-5 советников и 4 асессоров.
Помимо четырех коллегий, ведавших иностранными,
военными и судебными делами (Иностранная,
Военная, Адмиралтейская, Юстиц-коллегия),
группа коллегий занималась финансами
(доходами - Камер-коллегия, расходами
- Штатс-контор-коллегия, контроль за сбором
и расходованием средств - Ревизион-коллегия),
торговлей (Коммерц-коллегия), металлургией
и легкой промышленностью (Берг-мануфактур-коллегия,
позже разделенная на две). В 1722 г. был создан
важнейший контрольный орган - прокуратура.
Неофициальной главой Сената стал генерал-прокурор
П. И. Ягужинский. Явный государственный
надзор был дополнен тайным надзором путем
введения системы фискалов, которые осуществляли
негласное наблюдение за деятельностью
администрации на всех уровнях. Петр освободил
фискалов от ответственности за ложный
донос. Феномен доносительства прочно
утвердился в государственной системе
и в обществе.
Особой коллегией
стал Святейший Синод, созданный
в 1721 г. Должность патриарха была
упразднена. Во главе Синода был
поставлен государственный
Генеральный регламент,
другие указы Петра I закрепляли идею
о службе русского дворянства как
важнейшую форму исполнения обязанностей
перед государем и
Одно из центральных
мест в реформах Петра занимало создание
мощных вооруженных сил. В конце
XVIII века русское войско состояло из
полков солдатского строя (в 1689 г. - 70
% общей численности), стрелецких полков
и дворянского ополчения. Солдатские
полки были лишь зачатком регулярной
армии, так как казна не могла
их взять полностью на свое содержание,
и в свободное от службы время
солдаты занимались ремеслом и торговлей.
Стрельцы все больше превращались в
полицейскую силу и орудие дворцовых
интриг. Дворянская конница уже к
середине XVII века в значительной степени
утратила свою боеспособность. Наиболее
боеспособной частью войска были так
называемые "потешные" полки - Преображенский
и Семеновский - основа будущей гвардии.
Не имея выходов к незамерзающим
морям, Россия не имела и флота. Центральным
вопросом создания регулярной армии
был вопрос о новой системе
ее комплектования. В 1705 г. была введена
рекрутская повинность: с определенного
числа дворов податных сословий в
армию должен был поставляться рекрут.
Рекруты пожизненно зачислялись
в сословие солдат. Дворяне начинали
служить с чина рядового в гвардейских
полках. Так была создана регулярная
армия, обладавшая высокими боевыми
качествами. Армия была перевооружена,
с учетом зарубежного и отечественного
опыта, была изменена стратегия и
тактика, введены Воинский и Морской
уставы. К концу правления Петра Россия
обладала сильнейшей в Европе армией численностью
до 250 тыс. человек и вторым в мире военным
флотом (более 1000 кораблей).
Однако оборотной
стороной реформ стала набиравшая темпы
милитаризация имперской
Из вышесказанного
видно, что в России в первой четверти
XVIII века сформировалась мощная военно-бюрократическая
система. Наверху громоздкой пирамиды
власти находился царь. Монарх был
единственным источником права, имел необъятную
власть. Апофеозом самодержавия стало
присвоение Петру I титула императора.
Серьезные преобразования
в духовной сфере начались еще
в XVII веке под влиянием Запада. Эти
преобразования значительно ускорились
в эпоху Петра Великого.
Существовало два
пути приобщения к цивилизации Запада:
приглашение иностранных ученых
(а это обходилось очень дорого)
и отправка русской молодежи для
учебы за границу (более дешевый
путь). До Петра общение с иностранцами
не поощрялось и разрешение на выезд
получали лишь две категории людей:
члены посольства и гости (то есть
верхушка купечества). Теперь выезд
за границу не только не запрещался,
но даже стал поощряться, а к некоторым
применялся в принудительном порядке.
В 1696 г. был принят специальный указ
о направлении в разные государства
на учебу 61 человека, из них 23 принадлежали
к княжеским фамилиям.
Сближение с Западом
проявлялось в заботах