Государственное управление

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 21:31, курсовая работа

Описание работы

Важнейшей целью исследования является проведение сравнительного анализа государственного управления в России и США, выявление сходств и отличий.
Данная цель определила постановку следующих задач:
• Создать матрицу сравнения на основе изучения теоретических аспектов государственного управления;
• Исследовать систему государственного управления в России;
• Исследовать систему государственного управления в США;
• Наметить направления реформирования государственного управления в России и США.
Объектом исследования выступает изучение государственного управления в целом.
Предметом исследования является сравнительный анализ форм правления США и России.

Содержание

Введение……………………………………………………………………....
3
1. Теория государственного управления……………………………….…...
7
1.1. Разделение властей……………………………………………………....
10
2. Государственное управление в США………………………………….…
19
2.1. Исполнительная власть…………………………………………………
19
2.2. Законодательная власть…………………………………………………
23
2.3. Судебная власть……………………………………………………….…
29
3. Государственное управление в России……………………………….….
35
3.1. Законодательная власть…………………………………………………
37
3.2. Исполнительная власть……………………………………………….…
39
3.3. Судебная власть……………………………………………………….…
43
4. Сравнительный анализ форм правления США и России……………….
46
Заключение……………………………………………………………………
51
Список литературы………………………

Работа содержит 1 файл

последний экземпляр1.docx

— 88.27 Кб (Скачать)

Децентрализация означает закрепление законодательством  предметов ведения и полномочий за тем или иным органом (видом  органов), которые он должен осуществлять самостоятельно, без вмешательства  со стороны вышестоящих органов. При этом отсутствует расщепление  предметов ведения и полномочий по вертикали, что имеет место  при совместном ведении. При децентрализации  предметы ведения и полномочия как  бы отторгаются, обретают высокую степень  независимости от властных полномочий вышестоящих органов исполнительной власти.

Особой  разновидностью децентрализации является делегирование органом исполнительной власти части своих полномочий подчиненному органу в целях удобства управления на основе приближенности его к объектам; например федеральными органами исполнительной власти создаваемым ими территориальным органам.

Сочетание централизации и децентрализации  в осуществлении исполнительной власти позволяет реализовывать  ее единство в многообразии.

3. Принцип законности.

Этот  принцип проявляется в том, что  органы государственной власти, должностные  лица обязаны соблюдать КРФ и  иные законы. Данные требования распространяются и на субъекты РФ.

Одним из важнейших аспектов является вопрос о соотношении актов органов  государственной власти РФ и ее субъектов. В частности законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ не могут противоречить  федеральным законам, принятым в  соответствии с КРФ. В случае противоречия между Федеральным законом и  нормативно-правовых актов, созданных  в РФ, действует Федеральный закон. В случае противоречия Федерального закона и нормативно-правовых актов, созданных вне пределов ведения  РФ, и ее совместном ведении с субъектами РФ, действуют нормативно-правовые акты субъекта РФ.24

Исполнительная  власть на местах осуществляется посредством  либо назначения центром местных  органов исполнительной власти (местной  администрации), либо выборных органов  местного самоуправления. Руководство  местными делами поручается назначенному представителю центральной власти – губернатору. Он возглавляет аппарат  местного управления, который составляет часть аппарата государственного управления. В случае, когда управление реализуется  выборными органами, они имеют  определенную самостоятельность по отношению к центральному органу исполнительной власти.

Система органов местного самоуправления включает в себя как выборные органы самоуправления, так и административные службы, находящиеся  в их ведении. Эти службы образуют коммунальную (муниципальную), администрацию, содержание которой обеспечивается из местного бюджета.

 

3.3. Судебная власть

 

Особая  роль суда определяется тем, что он арбитр в спорах о праве. Только судебная власть и никакая другая отправляет правосудие. В этом гарантии и независимости  суда, и прав и свобод граждан, и  государственности в целом. Важно, что суд не только реализует принцип  справедливости в правоприменительной  практике, но и выступает как своеобразный арбитр в процессе законотворчества (чего не было в советское время). Тем самым суд выступает в  качестве "сдержки и противовеса" по отношению к двум другим ветвям власти. Причем у суда есть определенное преимущество по сравнению с законодательством в оперативности приведения правопорядка в соответствии с требованиями жизни. Суд, обращаясь к толкованию конституции и права, может принимать решения, руководствуясь не только буквой, но и духом закона, аксиомами и принципами права. Речь идет, прежде всего, об экстремальных, исключительных ситуациях, особенно в процессах, обеспечивающих такое распределение и баланс двух других ветвей власти, которые, в конечном счете, гарантировали бы господство права и справедливости в обществе. 25

Существенная  особенность судебной власти, которая  и определяет ее справедливость, состоит  в особой процедуре (методах) осуществления. Она сводится к тому, чтобы разобрать  права и требования каждой стороны  и окончательно поставить свой приговор. Отсюда такие признаки судебной власти, как гласность, состязательность независимость, коллегиальность.

Таким образом, судебная власть – это независимая  специфическая ветвь государственной  власти, осуществляемая путем гласного, состязательного, как правило, коллегиального рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях спора о праве.

Роль  судебной власти в механизме разделения властей состоит в сдерживании  двух других властей в рамках конституционной  законности и права, прежде всего, путем  осуществления конституционного надзора  и судебного контроля за этими ветвями власти. Систему органов судебной власти могут составлять судебные органы, действующие в сфере конституционной, общей, хозяйственной, административной и другой юрисдикции.

 Судебная власть осуществляется «посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства»26. В системе государственных органов, осуществляющих судебную власть в конституционном порядке, выделяются следующие:

  1. Конституционный Суд РФ, выступающий как судебный орган конституционного контроля;
  2. Верховный Суд РФ, являющийся высшим судебным органом по гражданским, административным, уголовным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции;
  3. Высший Арбитражный Суд РФ – высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами.

 

 

4. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ФОРМ ПРАЛЕНИЯ США и РОССИИ

Суммируя  весь вышеизложенный материал, я провела сравнительный анализ форм правления США и России.

Итак, одна из самых главных особенностей форм правления России заключается в том, что авторитарные начала обнаруживаются сегодня в значительной концентрации власти в руках главы государства - президента. Авторитарный режим способен обеспечивать концентрацию ресурсов на стратегических направлениях развития общества, эффективно реагировать на возникающие проблемы. Тенденция особенно характерна для стран, переходящих к рынку. Однако авторитарный режим в России имеет и существенные недостатки. Прежде всего, концентрация власти в руках президента в таких объемах, которые превышают полномочия президентов Франции и США вместе взятых, делают общество весьма зависимым от его субъективной воли. Слабая степень разделения политических ролей и функций говорит о неразвитости политического механизма в целом. Чем выше степень дифференциации и специализации функций политических институтов, тем выше их способность реагировать на возникающие в обществе новые интересы и потребности. Следовательно, пирамидальная структура власти, характерная для современной России, в отличие от правительственной власти США, обладает высокой степенью инерционности, субъективизма. Это обстоятельство обуславливает и недостаточно высокую эффективность режима России. Прежде всего, имеется в виду его неспособность надежно гарантировать все конституционные права и свободы граждан, реагировать на возникающие у них потребности. Недостаточная, а в некоторых случаях и просто низкая эффективность режима постоянно ставит перед ним вопрос о его легитимности, необходимости её поддержания.

В условиях чрезмерной концентрации власти в руках  президента РФ и исполнительных органов  фактически отсутствуют возможности  постоянного действенного контроля за их деятельностью как со стороны общества, так и со стороны законодателей. Это создает возможности для бесконтрольного расходования федеральных средств, для коррупции. Инструментами контроля в этих условиях могут выступать средства массовой информации и зрелая партийная система. Но, к сожалению, в России, в отличие от США, конкурентная партийная система, способная выявить и выразить интересы социальных групп, еще не завершила своего формирования. А средства массовой информации в условиях рынка сами оказываются зависимыми от власти. Единственный, на мой взгляд, выход из создавшейся ситуации в России - это более рациональное разделение функций и полномочий между различными ветвями власти, что позволит защитить общество от субъективизма политических лидеров, элит.

На основе изложенного материала проведем сравнительный анализ форм правления России и США, где четко увидим сходства и различия:

Россия

США

Законодательная власть

Федеральное собрание, состоящее из Совета Федерации и Государственной  Думы.

Дума - 450 депутатов, сроком на 4 года. Может быть избран любой гражданин  старше 21 года.

Совет Федерации - два представителя  от каждого субъекта. Председатели палат - выборные.

Конгресс, состоящий из Сената и Палаты Представителей.

Палата  Представителей: выборы каждые два  года. Представительство штата пропорционально  населению (не более 1 от 30 000). Граждане не моложе 25 лет, проживающие не менее 7 лет в США. Спикер - выборная должность.

Сенат - два сенатора от штата. Одна треть переизбирается каждые два  года. Председательствует вице-президент, без права голоса.

Законодательный процесс

Законопроект вносится в Думу, принимается  большинством голосов, передается на утверждение  Совета Федерации. Отклонение Советом  Федерации может быть преодолено двумя третями голосов Думы. Вето президента может быть преодолено двумя  третями голосов каждой из палат.

Законопроект готовится Конгрессом и поступает на утверждение к  Президенту, вето Президента может  быть преодолено двумя третями голосов  каждой из палат Конгресса.

 

Компетенция парламента

Совет федерации:

Изменения границ

Чрезвычайное и военное  положение

Использование вооруженных  сил за пределами России

Назначение судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Генерального прокурора.

Государственная дума:

Назначение председателя Центробанка

Объявление амнистии

Государственные займы

Регулирование внешней торговли Эмиссия денег

Стандартизация

Формирование судебных органов, кроме Верховного суда

Борьба с нарушениями  закона

Объявление войны и  заключение мира

Формирование и содержание армии и флота

Разработка законопроектов

Разрешение конфликтов между  штатами

Принятие новых штатов в состав США

Исполнительная  власть

Президент избирается сроком на 4 года прямым всеобщим тайным голосованием.

Не моложе 35 лет, постоянно  проживающий в России не менее 10 лет.

Не более двух сроков подряд.

В случае невозможности исполнения обязанностей Президентом или отставки, обязанности исполняет Председатель Правительства.

Председатель Правительства  назначается Президентом с согласия Думы.

Президент и вице-президент избираются сроком на четыре года коллегией выборщиков от каждого штата.

Не моложе 35 лет, постоянно  проживающий в США не менее 14 лет

Не более двух сроков.

В случае невозможности исполнения обязанностей Президентом, их берет  на себя вице-президент, затем должностное  лицо по решению Конгресса.

Полномочия  Президента и его обязанности

Глава государства

Верховный главнокомандующий

Охрана суверенитета России

Определение основных направлений  политики

Представление интересов  страны в международных отношениях

Назначение  Председателя Правительства, высшего  военного командования, послов.

Отставка правительства

Формирование Совета Безопасности

Роспуск Думы

Глава государства.

Главнокомандующий вооруженными силами.

Заключение договоров  с иностранными государствами

Назначение послов, министров, членов Верховного суда

Судебная  власть

Конституционный Суд — 19 судей: соответствие законов Конституции, споры о  компетенции между государственными органами.

Верховный Суд — гражданские, уголовные, административные дела, подсудные  судам общей юрисдикции.

Высший Арбитражный Суд  — экономические споры

Верховный суд, суды штатов

Верховный суд имеет прямую юрисдикцию в процессах, где какой-либо из сторон выступает штат в целом, или высшее должностное лицо. В  остальных случаях прямую юрисдикцию осуществляют суды другого уровня. Верховный суд рассматривает  апелляции.

Решения выносит жюри присяжных.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Итак, подведем итоги по проделанной работе. Целью  нашего исследования было провести сравнительный  анализ государственного управления в  России и США, который был проведен на протяжении четырех глав.

При написании  первой главы, теоретических основ  государственного управления, я определила основную матрицу для дальнейшего  исследования, для проведения собственно сравнительного анализа.

Вторая  глава содержит в себе основные элементы для сравнительного анализа, то есть, подразделена на исполнительную, законодательную и судебную власть в США, как основных элементов государственного управления.

В третьей  главе мы рассмотрели также основные элементы государственного устройства России. Что уже позволило провести сравнение непосредственно с  государственным управлением в  США.

В четвертой  главе я провела краткий сравнительный анализ форм правления США и России.

Безусловно, хотелось бы отметить, что такие два великие державы как Российская Федерация и Соединенные Штаты Америки не могут не содержать общих черт, так как зачастую исторические события сталкивали их пути, как в позитивных ситуациях, так и в негативных. Так же, исследуя их современное государственное устройство можно сказать что во многом они весьма схожи. Так например, в обоих державах исполнительная власть конституционно закреплена за Президентом, в обоих государствах отмечается соединение функции главы государства и главы исполнительной власти.

Поставленная  перед нами цель была, безусловно достигнута, используя очень четко поставленную матрицу, легко можно выделить и сравнить необходимые аспекты.

 

Список литературы

 

1. Атаманчук Г.В.”Теория государственного управления”, “Омега-Л”, Москва, 2004 г.

2. Азаркин Н.М. "Монтескье", “Юридическая литература”, Москва, 1988 г.

3. Аверьянов В.Б. "Содержание  деятельности аппарата государственного  правления и его организационные  формы ", “Советское государство и право”, Москва, 1988 г.

4. Баглай М.В. “Конституционное право РФ”, 6ое издание, “Норма”, Москва, 2007 г.

5. Баглай М.В. “Конституционное право зарубежных стран”, 2ое издание, “Норма”, Москва, 2005 г.

6. Василенко И.А. “Государственное и муниципальное управление”, 2ое издание, “Логос”, Москва, 2001 г.

Информация о работе Государственное управление