Государственное управление

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 21:31, курсовая работа

Описание работы

Важнейшей целью исследования является проведение сравнительного анализа государственного управления в России и США, выявление сходств и отличий.
Данная цель определила постановку следующих задач:
• Создать матрицу сравнения на основе изучения теоретических аспектов государственного управления;
• Исследовать систему государственного управления в России;
• Исследовать систему государственного управления в США;
• Наметить направления реформирования государственного управления в России и США.
Объектом исследования выступает изучение государственного управления в целом.
Предметом исследования является сравнительный анализ форм правления США и России.

Содержание

Введение……………………………………………………………………....
3
1. Теория государственного управления……………………………….…...
7
1.1. Разделение властей……………………………………………………....
10
2. Государственное управление в США………………………………….…
19
2.1. Исполнительная власть…………………………………………………
19
2.2. Законодательная власть…………………………………………………
23
2.3. Судебная власть……………………………………………………….…
29
3. Государственное управление в России……………………………….….
35
3.1. Законодательная власть…………………………………………………
37
3.2. Исполнительная власть……………………………………………….…
39
3.3. Судебная власть……………………………………………………….…
43
4. Сравнительный анализ форм правления США и России……………….
46
Заключение……………………………………………………………………
51
Список литературы………………………

Работа содержит 1 файл

последний экземпляр1.docx

— 88.27 Кб (Скачать)

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУВПО «УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФИЛИАЛ В  ГОРОДЕ НИЖНЯЯ ТУРА

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

по дисциплине: «Система государственного и муниципального управления»

 

на тему: «Государственное управление»

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

2010

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………....

3

1. Теория государственного управления……………………………….…...

7

1.1. Разделение властей……………………………………………………....

10

2. Государственное управление в США………………………………….…

19

2.1. Исполнительная власть…………………………………………………

19

2.2. Законодательная власть…………………………………………………

23

2.3. Судебная власть……………………………………………………….…

29

3. Государственное управление в России……………………………….….

35

3.1. Законодательная власть…………………………………………………

37

3.2. Исполнительная власть……………………………………………….…

39

3.3. Судебная власть……………………………………………………….…

43

4. Сравнительный анализ форм правления  США и России……………….

46

Заключение……………………………………………………………………

51

Список литературы…………………………………………………………...

52

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

   С момента возникновения социальной организации вопрос об управлении стоит как один их наиболее важных. Для успешного функционирования социальной системы большинство ее участников делегирует часть своих полномочий тем представителям, которые могут обеспечить ее реализацию. При этом одним из основных условий подобного положения является гарантия того, что основные потребности других участников системы будут удовлетворены за счет способности управляющих организовать оптимальные формы совместной жизнедеятельности. Именно поэтому изучение способов управления вызывает у социально ориентированного человека постоянный интерес. Актуальность этой проблемы не зависит от определенного исторического периода и определенной отрасли деятельности человека. Вопросы управления напрямую связаны с его социальной природой.

Государственное управление – это практическое, организующее и регулирующее воздействие  государства на общественную жизнедеятельность  людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования.

Процессы  модернизации в современных России и США привели к переходу общественного  развития в постиндустриальную фазу, где в информационно открытом обществе роль государственного управления, затрагивающего все сферы общества, приобретает принципиально обновленное  понимание - его социальной обусловленности, масштабности и эффективности.

Политологам России и США важно изучать  современные политические процессы в соседних странах, что позволяет  находить правильные пути развития и  совершенствования добрососедского  сотрудничества.

США сегодня  активно сотрудничает с Россией, развивая стратегическое партнерство  в самых разных областях. Не смотря на то, что перед Россией и Америкой стоят разные политические цели, но пути их достижения и тактические  приемы на пути совершенствования государственной  политики и управления во многом совпадают, что обусловлено влиянием информационной революции, глобализацией и развитием  новых технологий управления. Все  это делает современный сравнительный анализ административных реформ в России и Америкой актуальным и необходимым. Актуальность исследования так же заключается в возможности заимствования опыта Америки для реформирования государственного управления в России.

Важнейшей целью исследования является проведение сравнительного анализа государственного управления в России и США, выявление сходств и отличий.

Данная  цель определила постановку следующих  задач:

  • Создать матрицу сравнения на основе изучения теоретических аспектов государственного управления;
  • Исследовать систему государственного управления в России;
  • Исследовать систему государственного управления в США;
  • Наметить направления реформирования государственного управления в России и США.

Объектом  исследования выступает изучение государственного управления в целом.

Предметом исследования является сравнительный анализ форм правления США и России.

Исследование  основывается на массиве источников и литературы.

Во время  поиска информации для написания  курсовой работы проблемы отсутствия достаточного количества, как источников, так и литературы не возникло.

Для написания курсовой работы на тему «Государственное управление» необходимо проанализировать источники, с помощью которых будет глубже раскрыта данная тема.

По данной работе можно найти много различных  источников, это в первую очередь  и конституции США и России, и другие правовые акты, такие как указы президента, федеральные законы и другие.

Для наиболее продуктивного анализа источников необходимо их классифицировать. В  результате классификации источников на тему курсовой работы получились следующие  группы источников:

  • Нормативно - правовые акты
  • Интернет - источники (сайты, форумы, презентации и др.)

1) Нормативно-правовые акты  позволят рассмотреть особенности  государственного управления в  России и США. По ним можно  объективно судить о созданной  системе управления. Они имеют большое значение при решении исследовательских задач.

Уставы, приказы, конституция, статьи, выступления  содержат официальную информацию. В  частности мною были использованы Указы  президента, которые отражают основную концепцию руководства странной в сфере государственного управления, конституция РФ и США, различные  Федеральные Законы и т.д..

Данные  источники являются непременно очень  важными при раскрытии темы курсовой, так как являются обязательными  для исполнения. Проанализировав  их, мы сможем сделать вывод, в каком  состоянии государственное управление в России и США, его структуру, общее и отличное. Но недостатком  данных источников то, что реальное положение дел может не соответствовать  заявленным в документе нормам.

Среди современных  исследователей, развивающих концептуальные основы административно-государственного управления можно назвать российских и американских ученых: Графский В.Г., Марченко М.Н., Баглай М.В., Мухаева Р.Т., Атаманчука Г.В., Василенко И.А..

В основе методологии исследования лежит  компаративный метод, позволяющий  выделить общее и особенное в  процессе административных реформ в  Российской Федерации и Соединенных  Штатов Америки. Помимо этого использовалась совокупность общенаучных и специальных  политологических методов, среди которых  системный анализ, институциональный подход, конкретно-исторический подход, социокультурный метод, ситуационный анализ.

Системный анализ позволил представить процесс  административных реформ в России и  США в виде системной целостности, социокультурный метод дал возможность проследить культурные различия между странами, а институциональный подход позволил рассмотреть процесс реформ сквозь призму организации ведущих институтов власти.

Курсовая  работа состоит из введения, 4 глав, заключения, списка используемой литературы, включающего 28 источников (в том числе 5 - с интернет-сайтов) и одного приложения. Общий объем работы 53 страницы.

 

1. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

 

Первоначально необходимо дать определение понятию  государственное управление, это  практическое, организующее и регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей в целях  ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на властную силу. Определяющим фактором обеспечения рациональности, то есть целесообразности, обоснованности и эффективности государственного управления выступает социальность - наполненность государственного управления общественными запросами и ожиданиями, реальным бытием людей. Таким образом, при дальнейшем изучении моей проблематики мы будем сталкиваться с определенным образом сформированной системой государственного управления, характерной для рассматриваемых мной стран США и России, каким образом они упорядочивают, сохраняют или преобразовывают жизнь людей.

Определение теории государственного управления как  науки политической или политико-юридической  было бы неполным, если не учесть ее социальный аспект. Ведь государственное управление воплощает в себе воздействие  государства как ядра политической системы на общество в целом, т.е. на социум, а также взаимодействие его с различными элементами социальной системы. Поэтому государственное  управление по своему определению —  это деятельность и отношения  политико-правовые и социальные. Соответственно и теория государственного управления — это политико-правовая и социальная наука. Таково же свойство ее собственных  понятий. Они характеризуют явления  и процессы, в сущности которых  сплетены воедино признаки политического  и социального. Как это воплощается, например, в основополагающей категории  “государство”. Последнее представляет собой не только институт публичной (политической) власти, но также и  обозначает общественный институт, а  конкретнее, — высшую форму организации современного общества.1 Понятие “политическое управление” (руководство) также означает действие и взаимодействие, связанные с использованием государственной власти и власти общественной (в частности институтов гражданского общества).

Определение теории государственного управления как  науки политико-правовой и социальной и соответствующая характеристика ее собственных понятий ориентируют, во-первых, на понимание государственного управления как стороны и формы  проявления саморегуляции общественной системы, как ее самоуправления; во-вторых, на подход к данной научной дисциплине как комплексной, пограничной, сформировавшейся на базе политических, правовых и социальных областей научных знаний.

Таким образом, предметная область теории государственного управления слагается из совокупности политико-правовых и социальных явлений  и процессов, характеризующих сферу  взаимодействия государства и общества как субъекта и объекта управления и самоуправления.2

Теория  государственного управления — комплексная  наука. Ученые различных областей социально-политического  знания расчленяют политико-социальную действительность на разнообразные  элементы: области, аспекты, уровни и  пр. Данная теория решает задачу рассмотрения государственного управления как целостной, относительно самостоятельной сферы  деятельности государства и складывающейся в связи с ней системы политико-общественных и политико-правовых отношений. Именно — относительно самостоятельную  сферу, заключенную в более широкую  систему многогранной властной и  организующей деятельности государства, всей политической системы, и в еще  более широкую и общую систему  саморегуляции социума. Тем и объясняется комплексный характер изучаемой теории, вбирающей в себя элементы знания и подходы таких наук, как политология, политическая социология, теория государства и права и конфликтология. И конечно же, теории социального управления, раскрывающей общие закономерности управления социальными, в том числе политическими, процессами и отношениями.

В теории государственного управления существуют три основных подхода к формулированию основных принципов государственного управления:

1. Правовой  подход;

2. Политический  подход;

3. Менеджеристский (управленческий) подход.

Согласно  правовому подходу, ключевыми ценностями государственного управления являются ценности верховенства права, защиты прав граждан. Государственный служащий подчинён не столько своему руководству, сколько требованиям правового государства и Конституции.

Согласно  политическому подходу, основной задачей государственного управления является максимально лучшее воплощение воли народа. Государственные служащие должны быть политически ответственны (подотчётны), восприимчивы к текущим интересам граждан. Для того, чтобы воплотить это, иногда предлагается реализация концепции «представительной бюрократии», в рамках которой органы исполнительной власти должны быть социальной моделью общества в миниатюре. Предполагается, что в этой ситуации облегчится учёт ведомствами существующих в обществе интересов, будут снижены возможности для дискриминации отдельных групп.

Согласно  менеджеристскому подходу, основными ценностями государственного управления должны быть эффективность, экономичность и результативность, формулируемые, по возможности, в квантифицируемой (измеримой) форме. Основная проблема, которая ставится в этом подходе, состоит в том, как обеспечить нужный результат с наименьшими затратами или, как вариант, как получить максимальный результат при заданных затратах. Характерным признаком данного подхода является использование понятия «государственный менеджмент» (public management) в качестве синонима понятию «государственное управления».3

Информация о работе Государственное управление