Государственное управление

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 21:31, курсовая работа

Описание работы

Важнейшей целью исследования является проведение сравнительного анализа государственного управления в России и США, выявление сходств и отличий.
Данная цель определила постановку следующих задач:
• Создать матрицу сравнения на основе изучения теоретических аспектов государственного управления;
• Исследовать систему государственного управления в России;
• Исследовать систему государственного управления в США;
• Наметить направления реформирования государственного управления в России и США.
Объектом исследования выступает изучение государственного управления в целом.
Предметом исследования является сравнительный анализ форм правления США и России.

Содержание

Введение……………………………………………………………………....
3
1. Теория государственного управления……………………………….…...
7
1.1. Разделение властей……………………………………………………....
10
2. Государственное управление в США………………………………….…
19
2.1. Исполнительная власть…………………………………………………
19
2.2. Законодательная власть…………………………………………………
23
2.3. Судебная власть……………………………………………………….…
29
3. Государственное управление в России……………………………….….
35
3.1. Законодательная власть…………………………………………………
37
3.2. Исполнительная власть……………………………………………….…
39
3.3. Судебная власть……………………………………………………….…
43
4. Сравнительный анализ форм правления США и России……………….
46
Заключение……………………………………………………………………
51
Список литературы………………………

Работа содержит 1 файл

последний экземпляр1.docx

— 88.27 Кб (Скачать)

Исполнительная  ветвь власти в каждом штате возглавляется  губернатором. Во многих штатах власть губернатора несколько ограничена ввиду существования независимых  ведомств, чья деятельность ему (полностью  или частично) не подконтрольна. Большинство губернаторов избирается сроком на четыре года.

Судебная  система штатов обычно включает один или два типа судов первой инстанции, промежуточные апелляционные суды и суды последней инстанции (обычно их называют верховными судами штатов). Большинство судей штата избираются, а не назначаются главой исполнительной власти. Сроки их полномочий сильно варьируют. Так, члены верховных  судов могут избираться на два  года, как в Вермонте, или пожизненно, как в Массачусетсе или Род-Айленде.

 

 

3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ  В РОССИИ

 

Закрепление системы федеральных органов, осуществляющих государственную власть в РФ, является составной частью понятия основ  конституционного строя. Перечень таких  органов является исчерпывающим, то есть не допускается создание каких-либо других органов власти без изменения  главы 1 Конституции РФ. Это особенно важно для федеративного государства  с большим числом субъектов и  сложной системой разграничения  предметов ведения и полномочий между органами государственной  власти Федерации и её субъектов.

Согласно  Конституции федеральную государственную  власть в Российской Федерации осуществляют:

  1. Президент РФ;
  2. Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума);
  3. Правительство РФ;
  4. суды РФ.

Необходимо  отметить, что этот перечень соответствует  определенным главам Конституции, в  которых конкретно определяются порядок формирования и полномочия каждого из этих органов.18

Сопоставление статьи 10 и 11 Конституции, в первой из них государственная власть определена в трех форах, а во второй – в  четырех, можно сделать вывод что президентская власть обладает определенными чертами государственной власти, отличными от трех других. Статья 11 не раскрывает роль и полномочия главы государства – это отражено в главе 4.

Государственную власть в субъектах Федерации  осуществляют образуемые ими органы государственной власти. В статье 77 говорится, что система органов  государственной власти субъектов  Федерации устанавливается ими  самостоятельно. Эта сторона уже  усвоена субъектами Федерации, в  результате чего возникли самые разнообразные системы государственной власти – в одних республиках есть президенты, а в других нет, серьезно отличаются полномочия и взаимоотношения законодательной и исполнительной властей. Относительно единообразные системы могут возникнуть при реализации в полном объеме ч. 1 статьи 77, в которой требуется соответствие систем органов государственной власти субъектов Федерации двум положениям:

  1. основам конституционного строя Российской Федерации;
  2. общим принципам организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленных федеральным законом.

Роль  системы устанавливающей основные общие принципы системы органов  государственной власти в субъектах  РФ выполняет Федеральный закон  “Об общих принципах организации  законодательных (представительных) и  исполнительных органов государственной  власти субъектов Российской Федерации”.

В федеративном государстве принцип единства государственной  власти предполагает четкое распределение  компетенции (предметов ведения  и полномочий) между федерацией и  её субъектами. Все федеративные государства  придают этому принципу первостепенное значение. Хотелось бы отметить, что в ходе обсуждения проекта Конституции России данный вопрос приобрел особую важность, так как к этому времени между Российской Федерацией и её субъектами уже существовал Федеративный договор в виде трех отдельных договоров, определивший разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти её субъектов.

В Конституции  РФ к основам конституционного строя  отнесено не только признание необходимости  такого разграничения, но и указание оснований для него: настоящая  Конституция, а также Федеративный и иные договоры по этому вопросу. Конституция отвела вопросу о предметах ведения значительное место, статьи 71-73, установив предметы ведения РФ и предметы совместного ведения Российской Федерации и ей субъектов, а также определив полноту государственной власти субъектов Федерации вне этих предметов. Этим данный вопрос полностью себя исчерпывает. Так как по своей юридической силе Конституция выше Федеративного договора.

 

3.1. Законодательная власть

 

Законодательная власть – представительная. На основании  выборов народ передает власть своим  представителям и таким образом  уполномочивает представительные органы осуществлять государственную власть. В этом смысле можно говорить о  первичности представительных органов  в механизме государственной  власти, их приоритете и верховенстве. Как отмечал Дж. Локк «законодательная власть по необходимости должна быть верховной, и все остальные власти в лице каких-либо членов или частей общества проистекают из нее и подчинены ей».

Верховенство  – и это очень важно –  не должно означать полновластия законодательных  органов. Имеются сущностные и политико-юридические  ограничения этой власти. Сущностные проистекают из ее делегированности (только народ обладает всей полнотой государственной власти), определяются принципиальной зависимостью от воли избирателей. Политико-юридические ограничения связаны с тем, что любой закон, дабы не оставаться набором фраз на бумаге, должен соответствовать политическим и юридическим реалиям, а также фундаментальному праву – конституции, иначе органы конституционного надзора могут признать его недействительным.19

Законодательная власть – это делегированная коллегиальная  власть. Дж. Локк писал, что в хорошо устроенных государствах, где принимается  во благо целого, законодательная  власть передается в руки различных  лиц, которые, собравшись должным образом, обладают сами или совместно с  другими властью создавать законы. Название данной ветви «законодательная власть» не означает, что кроме законодательной деятельности, представительные органы не выполняют никакой другой. Не менее существенной функцией является финансовая, реализующаяся в праве ежегодно утверждать государственный бюджет страны. Есть и определенные распорядительные функции, связанные с формированием высших исполнительных и судебных органов. Немаловажную роль играет и осуществляемый ими контроль за работой правительства и иных должностных лиц исполнительной власти. В отличие от судебной, законодательная власть вправе давать лишь политическую оценку тем или иным представителям исполнительной власти и на этой основе привлекать их к ответственности.

Таким образом, законодательная власть – это  делегированная народом своим представителям государственная власть, реализуемая  коллегиально путем издания законодательных  актов, а также наблюдения и контроля за аппаратом исполнительной власти, главным образом в финансовой сфере.20

Законодательная власть реализуется избираемым парламентом  – высшим представительным органом  государства.

Парламент включает в себя две палаты: верхнюю  и нижнюю. Двухпалатная структура  предохраняет парламент от поспешных  решений нижней палаты. Срок полномочий верхней палаты более длителен, чем  нижней, ее депутаты имеют более  высокий возрастной ценз, она реже обновляется и формируется на основе косвенных (непрямых) выборов. Парламент  и каждая палата на весь срок своих полномочий образует комиссии (постоянные, временные и смешанные). Наиболее распространенной комиссией является согласительная, ее задача – выработка согласованных решений палат. Основное назначение комиссии состоит в предварительном рассмотрении законопроектов. Комиссии могут обладать правом законодательной инициативы, контроля за правительством и аппаратом государственного управления.

Порядок работы парламента определяется его  регламентом, в котором также  закрепляются основные стадии законодательного процесса: законодательная инициатива, обсуждение законопроектов на пленарных  заседаниях и в комиссиях, принятие и утверждение, опубликование.

 

3.2. Исполнительная власть

 

В отличие  от законодательной, исполнительная власть носит по сути вторичный (производный) характер. Исполнительная власть носит подзаконный характер. Все действия и акты соответствующих органов основаны на законе, не должны ему противоречить, направлены на исполнение закона.

Существенные  признаки исполнительной власти –  это ее универсальный и предметный характер. Первый признак отражает тот факт, что исполнительная власть, ее органы действуют непрерывно и  везде, на всей территории государства. Этим она отличается и от законодательных  и от судебных органов. Другой признак  означает, что исполнительная власть, также в отличие от законодательной и судебной, имеет другое содержание, поскольку опирается на людские, материальные, финансовые и другие ресурсы, использует инструмент служебных продвижений и систему поощрений. В руках исполнительной власти находится весьма грозная сила в лице ее чиновников, армии, администрации, судей, органов безопасности, милиции.

Указанные признаки, особенно предметный, "силовой" характер исполнительной власти, составляет объективную основу для возможной узурпации всей полноты государственной власти именно исполнительными органами. Здесь чрезвычайно важны действенные механизмы "сдержек и противовесов", эффективные рычаги политической ответственности как со стороны законодательной, так и со стороны судебной власти.

Таким образом, исполнительная власть – это вторичная  подзаконная ветвь государственной  власти, имеющая универсальный, предметный, организующий характер и направленная на обеспечение исполнения законов и других актов законодательной власти.

Исполнительная  власть реализуется через Правительство (Президента) РФ и его органы на местах. Правительство (Президент) осуществляет верховное политическое руководство и общее управление делами общества. Правительство призвано обеспечивать охрану существующего публичного порядка, защиту внешних интересов государства, осуществление экономических, социальных и иных функций в сфере государственного управления. Правительство (Президент) назначает на высшие военные и гражданские должности, в его ведении находится административный аппарат.

Наиболее  значимые решения, порождающие юридические  последствия и ответственность  за их исполнение, Правительство издает в форме регламентарных актов.

За проводимый курс и осуществляемую управленческую деятельность Правительство несет  солидарную политическую ответственность, отказ Правительству в доверии  выражается в строгой юридической  форме и путем специальной  парламентской процедуры. Вотум  недоверия приводит к отставке правительства  и к замене его новым.21

Принципы  построения системы органов исполнительной власти:

  1. Принцип федерализма.

Принцип федерализма обусловлен государственным  устройством Российской Федерации. Согласно ст. 77 КРФ структура органов  государственной власти будет следующей:

- федеральные органы исполнительной власти РФ;

- органы исполнительной власти субъектов РФ – республик, краев, областей, автономных округов, автономных областей, городов федерального значения.

В юридическом  аспекте принцип федерализма  проявляется в том, что:

1) компетенция органов исполнительной власти и взаимоотношения между ними определяются на основе нормативно-правовых актов, закрепляющих предметы ведения и полномочия между РФ и ее субъектами;

2) КРФ  регламентирует соотношение правовых  актов органов государственной  власти РФ и ее субъектов.  В главном концепция сводится  к тому, что акты федеральных  органов исполнительной власти  обязательны для аналогичных  органов субъектов РФ; акты органов  исполнительной власти субъектов  РФ подлежат соблюдению федеральными  органами исполнительной власти;

3) одной  из правовых форм регулирования  взаимоотношений между федеральными  органами исполнительной власти  и органами исполнительной власти  субъектов РФ становится административный  договор. Федеральные органы исполнительной  власти по согласованию с органами  исполнительной власти субъектов  РФ могут передавать им осуществление  части своих полномочий, если  это не противоречит КРФ и  федеральным законам, и наоборот.22

2. Принцип сочетания централизации и децентрализации.

Этот  принцип оказывает большое влияние  на функционирование всей системы исполнительной власти. Централизация вытекает из единства этой системы, обусловленной наличием предметов и полномочий, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти и их совместного ведения с органами исполнительной власти субъектов РФ. Централизованное осуществление исполнительной власти может сосредотачиваться в руках федеральных органов и субъектов РФ в пределах, определенных законодательством. В общегосударственном масштабе более высокая степень централизации проявляется по предметам ведения РФ, она несколько ослаблена в отношении предметов совместного ведения. За пределами этих видов ведения субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти.23 В последнем случае соотношение централизации и децентрализации в осуществлении исполнительной власти определяется самими субъектами РФ.

Информация о работе Государственное управление