Государственное управление: объекты, субъекты, методы управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 17:16, курсовая работа

Описание работы

Все цивилизованные государства в современном мире, не зависимо от их естественных различий, сходятся сегодня в едином мнении, что достичь достойного качества жизни каждого члена общества можно только лишь за счет правильной и рациональной организации управления этим обществом. Это доказывает пристальное внимание любого здравомыслящего правительства к проблеме организации государственной службы. Россия в этом плане не является исключением. Однако, наше государство находится на начальном этапе своего развития, и для того, чтобы правильно и наиболее полно выполнить задачу построения и организации государственного управления в стране, необходимо, первую очередь, учитывать исторические особенности нашего государства.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
1. Общие положения государственного управления……………………3
1.1 Понятие и особенности государственного управления……………3
2. Государственное управление ……………………………………..….10
2.1 Объекты государственного управления …………………………...10
2.2 Субъекты государственного управления ……………………….....15
2.3 Методы государственного управления………………………….....17
Заключение…………………………………………………………….....25
Используемая литература……………

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 44.03 Кб (Скачать)

 Но  субъектом управления являются  не только специальные органы  управления и должностные государства  и муниципального образования.  На основе взаимовлияния объект-субъект  можно сделать вывод о том,  что сам объект управления  при определенных условиях становится  субъектом управления. Это в первую  очередь относится к социальным  общностям. Такой вывод позволяют  выделить следующие проявления  жизнедеятельности социальных общностей:

  • основанное на конституционных положениях непосредственное волеизъявление людей (общностей) для установления государственных структур, систем управления (всеобщие выборы, референдум сельский сход и т.п.);
  • интересы и воля социальных общностей является основополагающими в деятельности всех звеньев управления. Демократическое правовое государство отражает волю и интересы народа;
  • социальные общности активно участвуют в обсуждении политических решений, законопроектов;
  • общественное мнение оказывает ощутимое влияние на деятельность системы управления и ее звенья (пр. - средства массовой информации).
 
 
 

Методы государственного управления

Методы  государственного управления – это способ осуществления его функций. 
Сущность методов государственного управления определяется его социальной природой. Знание методов говорит о функционировании механизмов государства.

Методы  государственного управления – способы, средства практического осуществления функций государственного управления, достижение его целей.

Среди методов изучения государственного и муниципального управления можно  назвать следующие.  

  ≈  Административный метод характеризуется «властью-подчинением», в них наиболее ярко выражается властная природа управленческой деятельности. Однако это не исключает при использовании административных методов воздействия на управляемых учета интересов последних, напротив, научное управление предполагает учет их интересов. Административные методы иногда ошибочно отождествляются с волюнтаризмом, произволом, голым администрированием, которые являются в сущности антиподами административных методов.Административные методы управления классифицируются по форме выражения, юридическим свойствам, способу воздействия на поведение объектов управления, форме предписания.По форме выражения административные методы подразделяются на административно-правовые, выраженные в правовой форме, и административно-организационные, выраженные в совершении субъектом управления организационных действий.По юридическим свойствам административные методы управления могут быть нормативными и индивидуальными. К нормативным относятся правовые акты, содержащие нормы, которые регулируют управленческие отношения, деятельность управляемых; к индивидуальным — предписания в виде прямых распоряжений, адресуемых конкретным исполнителям.По способу воздействия на поведение субъектов управления административных методы подразделяются на: обязывающих к совершению определенных действий; уполномочивающие совершать определенные действия; поощряющие совершение социально полезных действий; запрещающие совершение тех или иных действий.По форме предписания административные методы могут быть подразделены на категорические (императивные), поручительные (например, вышестоящий орган исполнительной власти поручает выполнение нижестоящему органу функций, которые не входят в его компетенцию) и рекомендательные.  

≈  Исторический метод. На основе исторического опыта можно выявить определенные тенденции государственного управления.   

Сравнительный метод. Позволяет выяснить возможности, преимущества и недостатки различных видов публичного управления используемых в различных регионах и странах, выработать рекомендации для совершенствования управленческого аппарата.  

Прогнозирование. Данный метод дает возможность предвидеть и обосновать необходимость совершенствования той или иной сферы управления, последствия реорганизации управленческих структур.   

  ≈ Социологический метод. Позволяет путем анкетирования, опросов и других способов выяснять общественное мнение о деятельности органов управления. Здесь же может использоваться наблюдение за деятельностью органов управления и должностных лиц. К социологическим методам управления относятся методы управления:

— социально-массовыми  процессами (например, регулирование движения кадров, распределение кадров, повышение престижа профессий и др.);

— коллективами, органами, группами, внутригрупповыми явлениями и процессами (планирование развития коллектива, повышение социальной и групповой активности, преемственность славных традиций и др.);

— индивидуально-личностным поведением (создание благоприятных условий труда для работников, формирование оптимальной системы управления, наличие элементов творчества в труде, воспитание у работников чувства ответственности за выполнение служебных обязанностей и др.).  

Анализ и синтез. С их использованием выделяются отдельные ветви власти, определяется понятие государственного аппарата, муниципального образования и местного самоуправления.   

Логический метод. Позволяет определить основные принципы управления.  

Метод формализации. С его помощью, например, проводят классификацию управления, его объектов и субъектов по видам.  

Количественные методы. Например,  статистики, который используют при исследовании эффективности работы государственного аппарата с позиций его количественного состава.  

Сравнительно-правовой метод. Сравнение правовой базы в организации отечественного управления с законодательным закреплением управленческих вопросов за рубежом, сопоставление организации управленческих процессов в различных регионах страны позволяет выявлять наиболее эффективные и прогрессивные направления в государственном и муниципальном управлении.

В систему экономических методов входят: прибыль, налог, кредит и др. Особая роль в повышении эффективности производства на уровне первичной государственной или муниципальной производственной организации (предприятия, объединения) принадлежит экономическому стимулированию, хозяйственной самостоятельности, политике налогообложения и др.

Психологические методы управления направлены на создание в коллективе органа исполнительной власти благоприятного и устойчивого морально-психологического климата, способствующего успешному решению стоящих задач, установлению взаимопонимания между субъектом управления и объектом управления.

К психологическим  методам управления относятся, например, методы:

 — комплектования  малых групп и коллективов  на основе Психологической совместимости работников;       — гуманизация труда;

 — психологического  побуждения, формирование мотивов  труда, оказание доверия;

— профессионального  отбора работников, обладающих такими психологическими характеристиками, которые наиболее соответствуют занимаемой должности.

Прямые методы непосредственно воздействуют на объекты, например, через приказ, распоряжение или прямое финансирование (централизованные инвестиции), финансовую поддержку (дотации) и т.д.

Косвенные методы свое воздействие оказывают опосредованно, например, через налоги, кредитование.    

 При  исследовании государственного  и муниципального управления  каждый метод имеет свои особенности,  поскольку манипулирование (экспериментирование)  управленческими процессами бывает  просто невозможно (например, назначить  еще одного президента для  сравнения их работы).  Методы моделирования, экстраполяции и некоторые другие не могут сопровождаться созданием новых органов и процедур, с особыми ограничениями может применяться метод эксперимента.

Применение методов  управления зависит от цели управления. Если цель управления обуславливает  специфику использованных методов, то правильный выбор метода обеспечивает реальное достижение цели.

Все перечисленные  методы тесно взаимосвязаны между  собой и взаимно дополняют  друг друга.

Характерные черты методов:

  • 1.Выражают связь субъекта или объекта.
  • 2.Обеспечивает достижение целей определённым способом воздействия.
  • 2.Обладает определённой организационной формой (приказ, правило поведения)
  • 4.Обладает временной характеристикой (краткие и долгосрочные)
 

 

Виды  методов:

  • Убеждение – представляет собой законопослушное поведение всех субъектов, способствует профилактики правонарушений.

Меры: 

  • Разъяснение  
  • Обоснование  
  • Обсуждение  
  • Поощрение

По характеру воздействия:

1.Прямое воздействие  – административные методы управления.

  • Одностороннее властное воздействие субъекта управления на поведение управляемых.
  • Обязательность исполнения управленческой стороной решений стороны управляющей.
  • Возможность наступления правовой ответственности за невыполнение управляемой стороной законно – отданных распоряжений.

2.Косвенное воздействие.  Цели достигаются по средствам  воздействия на интересы управляемой  стороны, т.е создаются такие  условия, когда управляемая сторона  сама без властного воздействия  выбирает вариант поведения. 
Социально психологические методы управляющего воздействия: 
Все методы тесно взаимосвязаны, и применяются косвенно.

  • Принуждение – разновидности государственного принуждения и являются средствами обеспечения правопорядка.
    • Вне судебное применение предусмотренных законными либо подзаконными административно - правовыми нормами принудительных мер административно – властного органа.
    • Направленность на выполнение общеобязательных правил поведения в сфере государственного управления.

Виды  административного  принуждения:

1. Административное предупреждение 
2. Меры административного пресечения 
3. Меры административной ответственности.

1 - Профилактический характер, принудительный порядок в виде ограничений и запретов. 
2 - Пресечение правонарушений и наступления вредных последствий.

  • Правовые акты управления

Это основная правовая форма реализации задач органов  государственной власти.

  • Юридическая природа
  • Государственно-властный характер
  • Обязательность исполнение адресатами
  • Односторонность волеизъявления компетентного субъекта
  • Установление обязательных правил поведения

Правовой акт  управления – это официальное  подзаконное решение принятое ОИВ  в одностороннем властном порядке, и с соблюдением определённых процедур по вопросу, отнесённому к  его компетенции, имеющий определённую законом форму и порождающий  юридические последствия.

 

 

Заключение 

Список  используемой литературы:

1. Атаманчук  Г.В.

Теория государственного управления. Курс лекций. Изд. 2-е, дополн. - М.: Омега - Л, 2004.

2. Афанасьев  В.Я., Глазунова Н.И.

Система государственного управления: Кн. 1. Управление и право. - М.: ГУУ, 2000.

3. Глазунова  Н.И.

Система государственного управления: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2003.

4. Гуторова А.Л.

Система государственного управления: В 5 кн. Кн. 2. Государство  и политика. - М., ГУУ, 2000.

5. Пикулькин  А.В.

Система государственного управления: Учебник для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

6. Российская  Федерация сегодня, № 19, октябрь  2005 г.

Информация о работе Государственное управление: объекты, субъекты, методы управления