Государственное управление: объекты, субъекты, методы управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 17:16, курсовая работа

Описание работы

Все цивилизованные государства в современном мире, не зависимо от их естественных различий, сходятся сегодня в едином мнении, что достичь достойного качества жизни каждого члена общества можно только лишь за счет правильной и рациональной организации управления этим обществом. Это доказывает пристальное внимание любого здравомыслящего правительства к проблеме организации государственной службы. Россия в этом плане не является исключением. Однако, наше государство находится на начальном этапе своего развития, и для того, чтобы правильно и наиболее полно выполнить задачу построения и организации государственного управления в стране, необходимо, первую очередь, учитывать исторические особенности нашего государства.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
1. Общие положения государственного управления……………………3
1.1 Понятие и особенности государственного управления……………3
2. Государственное управление ……………………………………..….10
2.1 Объекты государственного управления …………………………...10
2.2 Субъекты государственного управления ……………………….....15
2.3 Методы государственного управления………………………….....17
Заключение…………………………………………………………….....25
Используемая литература……………

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 44.03 Кб (Скачать)
 
  1. Авторитарное  управление исходит из того, что средний человек изначально избегает труда, не честолюбив, уходит от ответственности, с удовлетворением принимает руководство над собой. Поэтому для повышения эффективности труда его надо принуждать, контролировать. А это может обеспечить власть, единоначалие при ограничении прерогатив объектов управления. При авторитарном управлении ответственность и контроль сосредоточены в основном на верхнем уровне; складывается режим личной власти в разных формах - от мягких, сочетающихся с элементами демократии, до диктатуры; элита демонстрирует преданность лидеру, все готовы выполнять его указания.
 
  1. Демократический стиль управления имеет тенденцию к анархизму, а авторитарный к тоталитаризму. При анархическом управлении никто не вмешивается в естественный ход событий, в свободную игру законов и факторов. Предполагается, что ответственность сама по себе распределяется целесообразно. У демократии и анархии один корень - свобода, но при демократии действуют законы, защищающие и гарантирующие свободу для всех. Государственное управление 90-х годов ХХ в. в России допускало симбиоз демократии, авторитаризма и анархизма. На качестве российской власти отражается ее переходное состояние: условия новые, а структурная и функциональная организация, менталитет во многом прежние; законы принятые с учетом достижений западного права, но действуют с большими отступлениями; изменяются выборы органов власти, а повседневного контроля общества за властью недостает.
  2. Антикризисное управление вводится для предупреждения и проведения процедуры банкротства предприятий; оно включает управление через арбитражных управляющих, а также управляющих предприятиями - должниками по договору подряда. Антикризисное управление является принудительным и внешним, т.к. осуществляется органами, входящими в иную, чем предприятие, систему. Для предупреждения банкротства при арбитражном управлении могут быть использованы селективные методы, т.е. выделения приоритетных направлений с применением ресурсной и других видов поддержки.
 

Государственное управление

Объекты государственного управления

Каждому виду управления соответствует определенный субъект и объект.

Объектами государственного управления могут выступать различные стороны административно-правового статуса граждан и их общественных объединений (действия, бездействие, права, обязанности, ответственность), а также различные стороны деятельности социально-культурных и иных учреждений, предприятий и их объединений (акционерные общества, холдинговые компании, финансово-промышленные группы, естественные монополии, закрытые административно-территориальные образования и др.).

Едиными очень крупными объектами государственного управления нередко выступают отраслевые и межотраслевые комплексы и  ассоциации предприятий, учреждений и  организаций; отрасли и сферы  государственного управления; комплексы  взаимосвязанных отраслей и целые  их области (например, область экономики  включает в себя промышленный, строительный, агропромышленный комплексы и комплекс обслуживающих отраслей).

В пределах полномочий, установленных законом, субъекты управления применяют различные  средства, имеющиеся в их распоряжении: экономические, политические, идеологические. С целью ускоренного развития какой-либо отрасли, определенного  объекта устанавливаются предпочтения для нее, предоставляются государственные  или муниципальные инвестиции.

Государство (путем судебного решения) может  запретить политическую партию, запретить  пропаганду экстремистской идеологии  и т. д. Используются различные способы поощрений, разрешений, требований, запретов, за невыполнение может быть установлена ответственность. Этими средствами направляется деятельность людей и их коллективов.

Те или  иные органы и должностные лица могут  применять только такие средства государственного управления, которые  разрешены им законом. Различные  виды органов и должностные лица используют неодинаковые способы государственного управления и каждый из них –  те способы и в тех рамках, которые  установлены соответствующим правовым актом. 

Свойства  объектов управления    

 Исходя  из человеческой сущности управляемых  объектов, можно выделить следующие  их свойства:  

a) самоактивность управляемых объектов – способность к самодвижению на основе внутренних побудительных причин. Самоактивность реализуется в разных формах: в преобразовании окружающих условий и взаимосвязей, установлении взаимодействия и в приспособлении к складывающейся ситуации.  

b) целенаправленность на конкретные предметы, явления, отношения и результаты.   

c) адаптивность (приспособляемость) к условиям и факторам природного и социального бытия, которая проявляется в привычной реакции, стереотипе поступков и действия.   

d) самоуправляемость - способность к самоуправлению, сознательному саморегулированию своей жизнедеятельности и своего развития, как ответная реакция на изменяющиеся общественные условия.  

e) объективизм - зависимость от объективных условий и факторов общественной жизни.     

 Значение  этих свойств заключается в  том, что они определяют  меру управляющих воздействий со стороны государства. Чем развитее совершеннее управляемые объекты, тем меньше они нуждаются в государственном управлении, тем само управление должно быть «мягче» и сводиться только координирующему, а не силовому воздействию со стороны государства.    

 Различные  социальные роли людей обуславливают  их объединение в многообразные  коллективы, которые в свою очередь  интегрируются в более широкие  общности: социальные (классы, слои, нации  народности, профессиональные группы  и т.п.); территориальные (города, районы, области, республики и  т.п.); общественные (политические партии, общественные объединения, движения  и т.п.); производственные коллективы  и др.    

 Исходя  из этого в структуре управляемой  общественной системы можно выделить  три основных уровня управляемых  объектов:  

1) Человек  в проявлениях его сознания, поведения,  деятельности. На этом уровне  реализуются социальные роли.  

2) Коллективы  и объединения людей, выступающие  первичной формой общения и  совместной деятельности. Уровень  реализации видов деятельности. 

3) Общество  в целом, его социальные образования,  отношения, связи и процессы, возникающие  в нем вследствие общественной  активности людей и их объединений.  На данном уровне реализуются  формы общественных отношений.    

 Классификация  объектов управления может быть  по различным основаниям и  признакам:

  • по сфере деятельности (экономические, политические, социальные, духовные);
  • по форме собственности объектов (например: местные, республиканские, федеральные и др.);
 

     Среди объектов  управления, прежде всего, можно  выделить устойчивые объекты-организации:  предприятия производственной сферы,  научно-технические учреждения, организации  сферы услуг и быта, социально-культурные  учреждения и т.п. Для них  характерно органическое соединение  управленческих производственных  функций, статус таких объектов-организаций  закреплен законодательно.  

 Другой  разновидностью объектов-организаций  являются государственные органы, действующие на правовой основе  и находящихся в отношениях  соподчиненности между собой.    

 Отдельно  можно выделить объекты, не  оформленные в организационном  отношении, такие как социальные  общности: народ, нации и народности, слои, коллективы и личность. Особым  объектом управления является  гражданин, который находится  внутри каждого отношения «субъект-объект»  с обеих сторон.   

 Усиливающееся  взаимодействие внутренней и  внешней политики, широкий круг  лиц, участвующих во внешнеэкономической  деятельности, позволяет считать  международную сферу своего рода  внешним объектом управления. Это  связано в частности и с  тем, что государство определяет  правила поведения и круг полномочий  разных субъектов в этом вопросе  путем издания законов и иных нормативных актов.  Государство и другие субъекты политической системы активно развивают сотрудничество с различными странами в рамках международных организаций и объединений. Расширяются международные экономические и культурные связи отдельных районов и городов.    

 Многообразие  и качественная специфика управляемых  объектов создает объективную  основу для формирования различных  видов государственно-управляющего  воздействия (видов управления).   

  Взаимовлияние субъекта и объекта в процессе управления всегда неизбежно приводит к изменениям как объекта, так и субъекта. Объект выступает определяющим фактором для субъекта, влияя на его структурное построение, форму поведения и целенаправленность деятельности и выбор средств и способов.   

 Рассмотрение  природы и видов систем управления  в обществе, входящих в них  субъектов и объектов управления  дает возможность уяснить их  взаимодействие, которое является  движущей силой самого управления. Отношения субъектов и объектов  имеют несколько аспектов, среди  которых: 

социальный – использование политики и власти, их институтов для выражения интересов публичного характера;

познавательный – расширение возможности для научного обоснованного и планомерного воздействия;

организационный – установление новых структурных видов субъектов и объектов и их связей;

правовой – совершенствование систем управления, субъектов и объектов в рамках закона для дальнейшего развития демократических основ общества.

 

Субъекты  государственного управления    

  Субъект управления есть структурно-организованная социальная общность, выполняющая функции руководства и воздействующая на объект с целью перевода его в новое состояние. Субъектами государственного и муниципального управления являются соответствующие органы, должностные лица. К ним относятся органы управления от Парламента и Правительства, министерств и ведомств на федеральном уровне до отдела местной администрации, а среди должностных лиц от Президента России до начальника паспортного стола.     

 Органы  управления можно классифицировать  по различным признакам: по  назначению и функциям, по характеру  социальной общности и отражения  ее интересов, по полномочиям,  по отраслевому признаку, по структурному  содержанию и т.п.    

 Различные  виды управляющих субъектов используют  разные полномочия, способы и  методы управления. Эти различия  в правовом государстве вытекают  из закона. Деятельность субъектов  управления разных видов и  уровней регулируется законодательными  и правовыми актами органов  местного самоуправления. Субъекты  управления в рассматриваемом  контексте обладает рядом общих  признаков:

  1. Любой субъект управления обеспечивает выражение интересов определенной социальной общности;
  2. Каждому субъекту присущи определенные функции, отражающие общесистемное разделение труда по их выполнению;
  3. Субъекты управления системно организованы и им присущи черты системы, общие функции, цели, единство принципов их образования и деятельности, структурное единство и др.;
  4. Каждый субъект управления приобретает общесистемные качества, находясь в рамках системы управления и взаимодействуя с соответствующим объектом, другими субъектами своей системы с субъектами других систем.
 

     С учетом  сказанного государственное и  муниципальное управление - это особого  рода социальная профессиональная  деятельность людей по целенаправленному  на правовой основе использованию  публичной власти.   

Информация о работе Государственное управление: объекты, субъекты, методы управления