Государственная система ФРГ

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 11:05, курсовая работа

Описание работы

Целю данной курсовой работы является изучение и анализ государственного строя ФРГ по Конституции 1949 года.
В ходе курсового исследования нужно выполнить ряд задач:
- осветить историю развития государства до принятия Конституции 1949 года;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..2
Глава I: ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ГЕРМАНИИ………………………………………………………………………….3
Глава II: ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОЯ СОВРЕМЕННОЙ ГЕРМАНИИ………………………………………………………………………….7
1. Основной закон……………………………………………………………7
2. Высшие органы власти…………………………………………………..13
3. Политические партии…………………………………………………….19
4. Избирательная система…………………………………………………..27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…….31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………33

Работа содержит 1 файл

Государственная система ФРГ.doc

— 143.50 Кб (Скачать)

В судах более низкого ранга судопроизводство ведется независимыми судьями, которые, после назначения на должность, не могут быть отозваны из суда без их согласия. Правосудие в Германии отправляется пятью ветвями судебной власти: наряду с обычными судами (ведущими гражданские и уголовные дела) существуют также суды по рассмотрению трудовых споров, административные, по социальным вопросам и финансовые. Процессы по уголовным делам проводятся судьями, а не присяжными. За исключением судебного разбирательства по ряду конституционных вопросов, суды более низкого ранга не связаны в принятии решений постановлениями высших судебных инстанций (хотя на практике подобные прецеденты случаются часто).

Законодательная сфера в ФРГ разделена Основным законом на 3 части: исключительная законодательная компетенция Федерации (к ней относятся внешние сношения, гражданство Федерации, пр.); так называемая конкурирующая законодательная компетенция, распространяющаяся на гражданское право, право союзов и собраний и иные сферы; и часть вопросов, дающая Федерации право издавать лишь общие предписания (к ней относятся прописка и выписка, распределение земли и организация территории).

Область конкурирующей законодательной компетенции предусматривает принятие решений по вопросам, относящимся к ней, землями лишь тогда, когда Федерация не использует своих прав законодательства. Кроме того, финансовые полномочия федерального парламента ограничены статьей 113, которая допускает принятие им решений, изменяющих любую часть бюджета, лишь с согласия правительства. Полномочия парламента по изданию постановлений могут быть переданы им правительству, федеральному министру и правительству земель. Если в финансовой области полномочия парламента в общем-то довольно схожи с аналогичными правами парламентов в других западных странах, то его контрольные полномочия выглядят значительно слабее. «Конструктивный вотум недоверия» предусматривает избрание нового канцлера взамен смещаемого и за более чем 40-летнюю историю ФРГ не разу не был применен.

Не находят широкого применения и иные формы парламентского контроля (следственные комиссии, «большие», «малые» и устные запросы). Контрольные функции осуществляются Федеральным конституционным судом, 8 членов которого избираются в равном числе Бундестагом и Бундесратом. Он обладает широкой и разносторонней компетенцией: толкование основного закона, проверка соответствия федерального права и права земель основному закону, разрешение споров между федерацией и землями и др.

 

 

3.     Политические партии

 

Федеративная республика Германия принадлежит к числу тех немногих демократических государств, в которых положение, организационные принципы и задачи политических партий урегулированы конституцией и специальным законом о партиях (статья 21 Основного закона и Закон о партиях от 24 июля 1967 г.). Особое выделение политических партий в конституции имеет две причины:

а. Творцы конституции хотели, в противоположность Веймарской республике, создать возможность запрещать те политические партии, которые направляют свою активность на подрыв демократического строя и в конечном счете на его ликвидацию, как это делали национал-социалисты. Творцы конституции считали, что возможность запрета политических партий гарантирует развитие демократической партийной системы.

б. Кроме того, они полагали необходимым конституционно-правовым образом легитимировать партии в качестве органов формирования политической воли. Действительно, в годы Веймарской республики среди некоторых правоведов было распространено абсурдное представление, будто партии — это экстраконституционные учреждения, стоящие вне государственной конституции. Они видели противоречие в том, что партии пронизывают всю политическую жизнь, но не фигурируют в конституции. Дабы избежать этой типично немецкой дилеммы и признать лишь то, что несомненно урегулировано с правовой точки зрения, партии были (на языке юристов) «конституционализированы».

Закон о партиях, принятый в 1967 г., впервые в германской истории воплотил в юридически обязательные формы все аспекты партийной жизни.   Важнейшие разделы касаются их внутренней структуры и финансовой отчетности. Немецкие партии обязаны представлять отчет о происхождении своих финансовых средств. Он ежегодно направляется председателю Германского бундестага и публикуется им. Таким образом, общественности дается возможность получить некоторое представление о бюджете политических партий и об источниках их финансирования.

В вопросе о внутренней структуре партий закон тоже вынужден был следовать предписанию Основного закона. Оно породило столь же оживленную дискуссию, как вопрос о значении их конституционализации. Статья 21 конституции предписывает, что внутренняя структура партий должна соответствовать демократическим принципам. Это положение, естественно, вызвало вопрос, при каких именно условиях организация той или иной партии может считаться демократической. Дискуссия проходила между широко распространенным тезисом, что партия тогда является демократической, когда формирование ее воли идет снизу вверх, и противоположной точкой зрения, что внутрипартийная демократия гарантирована уже тогда, когда руководство партии (как это принято вообще в представительной демократии) несет ответственность перед своими членами, т.е. избирается ими. Правда, сам закон не смог разрешить этот теоретический спор. Но он принял некоторые меры, чтобы руководящие органы партий легитимировались посредством внутрипартийных демократических выборов н лишь в небольшой части со­стояли из назначенных лиц. Кроме того, позаботились о том. чтобы партийные третейские суды, призванные решать споры между партией и ее членами, дабы обеспечить большую независимость судей, не имели в своем составе членов правления или функционеров этих партий.

Хотя Закон о партиях и не полностью оправдал ожидания тех, кто хотел сделать из него действенный инструмент обеспечения демократических отношений внутри партий, он все же представляет собой такой юридический документ, который значительно больше, чем прежде, затрудняет применение партиями антидемократических методов и действий.

Согласно Основному закону, функция политических партий – содействовать формированию политической воли народа.

Выдвижение кандидатов на политические посты и организация предвыборной борьбы приобретают таким образом ранг конституционной задачи. По этой причине государство компенсирует партиям расходы, понесенные во время избирательной кампании. Возмещение партиям расходов, понесенных в ходе предвыборной борьбы, впервые реализованное в Германии, стало сегодня обычным явлением в большинстве демократических государств. Согласно Основному закону, политические партии должны строиться на демократических принципах. От них ожидается приверженность демократическому государству.

Партии, чья демократическая направленность находится под сомнением, могут быть запрещены по ходатайству федерального правительства. Однако они могут, но не должны быть запрещены. Если федеральное правительствo считает такой запрет необходимым в силу того, что такие партии представляют опасность для демократической системы, оно может лишь ходатайствовать о запрете. Сам запрет налагает исключительно Федеральный конституционный суд. Таким образом предотвращается возможность того, чтобы правящие партии в рамках политической конкуренции могли запретить какую-либо «неудобную» для них партию. Правящие партии предпочитают бороться с недемократическими партиями в рамках регулярной политической борьбы. В истории Федеративной Республики было немного случаев, когда в суде рассматривался вопрос о запрете партии, и еще меньше случаев, когда партию запрещали. Основной закон, правда, создает привилегии для партий. Однако партии в сущности остаются формами выражения общества. Они несут на себе весь риск, связанный с провалом на выборах, с оттоком членов и отсутствием единого мнения по кадровым и политическим вопросам.

Германский партийный ландшафт имеет четкие контуры. До 1983 г. в Бундестаге были представлены исключительно партии, которые попали в парламент еще во время первых выборов в 1949 г.: ХДС/ХСС, СДПГ и СвДП. «Союзные партии», относящиеся к европейской семье христианских демократов, повсюду в Германии – за исключением Баварии – действуют как Христианско-демократический союз (ХДС).

Христианские демократы очень правильно назвали свою партию союзом. Хотя идея его первоначально предполагала объединение христиан обеих конфессий (протестантов-евангелистов и католиков) в единую политическую партию, союз христианских демократов стал в качестве правительственной партии прежде всего объединением важнейших устоявшихся групп, представляющих отчасти противоположные интересы, но тем не менее способных мирно сосуществовать друг с другом в рамках данной партии. Партия-союз, ХДС (в противоположность жестко организованной социал-демократической партии) всегда был слабо сколоченной организацией земельных союзов, политиков всех уровней и стоящих за ними групп интересов, которые удерживались в его рамках не столько общей идеологией, сколько своей заинтересованностью в сохранении статус-кво, созданного в 50-е годы германского общественного и экономического строя.

Идея политики в духе открытого всему миру христианства и связь с обеими церквями были еще довольно сильны в годы основания этой партии, однако в дальнейшем отошли на задний план. ХДС стал партией умеренного консерватизма, которая, чем дольше она оставалась у руля правления, тем сильнее поддавалась тенденции считать себя германской государственной партией. В федеральной земле Бавария ХДС не выступает, оставляя поле деятельности тесно связанному с ним Христианско-социальному союзу (ХСС).

Христианско-социальный союз — это ХДС Баварии, но он как партия самостоятелен и организационно совершенно независим от ХДС. Оказалось, что особое положение баварской партии приносит ей относительно большие выгоды прежде всего внутри фракционного сообщества с ХДС в боннском бундестаге. ХСС, если его сравнивать с ХДС, не только является во многих спорных вопросах германской политики консервативной силой, но и пользуется, благодаря своей земляческой сплоченности, исключительным влиянием внутри общей фракции ХДС/ХСС. ХСС сегодня — это самым эффективным образом организованная, сильнее всего сросшаяся с обществом земельная партия во всей Федеративной республике. В Бундестаге депутаты обеих партий прочно образуют единую фракцию.

Социал-демократическая партия Германии (СДПГ)– вторая крупная сила в германском партийном ландшафте. Она относится к европейской семье социал-демократов и демократических социалистов. ХДС/ХСС и СДПГ считаются народными партиями; это означает, что в прошлом они смогли привлечь на свою сторону широкие слои электората.

В противоположность Христианско-демократическому союзу, СДПГ была после 1945 г. не новообразованием, а восстановлением партии, к руководству которой пришли социал-демократические политики веймарских времен. Крах нацистского режима позволил зародиться в этой энергично руководимой Куртом Шумахером партии надежде, что именно она и есть та политическая сила, которая призвана сформировать новую Германию.

Среди немецких левых непосредственно по окончании войны ожила идея слияния коммунистов и социал-демократов в одну партию. Однако зависимость германских коммунистов от руководства Советской державы очень быстро вызвало резкое, непримиримое разделение между социал-демократами и коммунистами. Поскольку коммунисты в западных зонах едва ли могли рассчитывать на поддержку населения, это не нанесло ущерба СДПГ на Западе Германии. В восточной же зоне СДПГ вынуждена была подчиниться установленным Москвой властным отношениям и согласиться на свое подчинение КПГ в форме Социалистической единой партии Германии (СЕПГ).

Свободная демократическая партия (СвДП) относится к семье либеральных европейских партий. Ее политическое кредо – минимальное (насколько это возможно) вмешательство государства в дела рынка. СвДП не является народной партией. Ее поддерживают, прежде всего, лица со сравнительно высокими доходами и высоким уровнем образования.

Немецкие либералы, у которых еще при бисмарковском режиме отсутствовало единство, а число постоянных избирателей в веймарские времена еще более сократилось, охотно называют себя третьей силой в германской политике. Хотя им и удавалось почти всегда играть важную роль необходимого младшего партнера по коалиции, положение третьей малой величины среди двух крупных было идеологически трудным и политически неблагодарным. Поскольку идейный багаж либералов был воспринят и обеими крупными партиями, СвДП в основном оставалось выступать против возможной конфессионализации политики со стороны ХДС или против коллективистской планово-экономической тенденции в СДПГ. Но все же, в первую очередь в средних слоях и в массе мелких ремесленников, имелось достаточно людей, которые по этим или аналогичным причинам не желали поддерживать ни СДПГ, ни ХДС, а отдавали предпочтение СвДП.

Основанная в 1980 г. партия «Союз 90/Зеленые», коротко «Зеленые», были первой новой партией после 1949 г., которая смогла успешно закрепиться на политической арене. «Зеленые» относятся к европейской семье экологических партий. Характерной чертой их программы является сочетание рыночной экономики с необходимостью охраны природы и окружающей среды под контролем государства. Их сторонниками также являются скорее хорошо зарабатывающие и образованные (уровень выше среднего) избиратели.

С воссоединением Германии на политическую арену Федеративной Республики вышла Партия демократического социализма (ПДС). Она была образована в 1989 г. на базе СЕПГ, социалистической государственной партии в бывшей Германской Демократической Республике. ПДС превратилась в демократическую партию. Политическим успехом поначалу она пользовалась исключительно в пяти восточных землях Федеративной Республики, которые до 1990 г. входили в состав ГДР. На выборах в Бундестаг в 2005 г. кандидаты от недавно образованной и до этого выступавшей только в ходе одних земельных выборов партии «Избирательная альтернатива. Труд и социальная справедливость» проходили по списку ПДС, которая переименовала себя в Левую партию/ПДС. Планируется создание единой партии.

Неонацистская Социалистическая имперская партия (СИП) в 1952 г. была запрещена Федеральным конституционным судом. Последующие праворадикальные партии пытались постоянно создать впечатление, будто они больше не имеют ничего общего с национал-социалистической идеологией и политикой. Это относится как к Национал-демократической партии (НДПГ), поднявшейся вверх в середине 60-х годов в связи с первым экономическим спадом и возникновением нового левого радикализма в виде студенческого бунта, так и к основанной в 1983 г. партии республиканцев под руководством журналиста Франца Шёнхубера. Накануне германского объединения и несколькими годами позже она стала сборным пунктом дли ориентирующихся вправо голосующих всегда «против». НДПГ на выборах в бундестаг 1969 г., положивших начало социал-либеральной коалиции, чуть было не прошла в бундестаг, получив 4,3% голосов, но затем быстро потеряла свое значение и сегодня никакой роли уже не играет.

Информация о работе Государственная система ФРГ