Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 19:03, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение характера государственных реформ Петра l.
Основные задачи:
• реформирование в области власти и государственного управления;
• положения военной реформы;
• судебная система.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3
Глава 1. РЕФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ………4
Глава 2. ОБЛАСТНАЯ РЕФОРМА……………………………………..12
Глава 3. ВОЕННАЯ РЕФОРМА……………………………………...…17
Глава 4. СУДЕБНАЯ РЕФОРМА…………………………………….…21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..…27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………..……28
1.4 Фискалат
Указами от 2 и 5 марта 1711 года Петр I создал фискалат (от лат. fiscus- государственная казна), предназначенный для контроля над деятельностью государственного аппарата. Фискалат являлся «особой отраслью государственного управления». Во главе фискалов стоял обер-фискал, назначавшийся царем, приносивший ему присягу и ему подчинявшийся. Обер-фискал входил в состав Сената и поддерживал связь с подчиненными фискалами через фискальный стол канцелярии Сената.
Указ от 17 марта 1714 г. определил деятельность фискалов: проведывать про все, что «ко вреду государственному интересу быть может»; докладывать «о злом умысле против персоны его величества или измене, о возмущении или бунте», «не вкрадываются ли в государство шпионы», а также борьба со взяточничеством и преследование казнокрадства. Также принимались доносы от частных лиц. Доносы рассматривала и ежемесячно докладывала Сенату Расправная палата – особое судебное заседание из четырёх судей и двух сенаторов (существовала в 1712—1719 гг.).
Сеть фискалов расширялась, и вскоре выделились два принципа формирования фискальства: территориальный и ведомственный. Указом 17 марта 1714 г. Предписывалось, что в каждой губернии «быть по 4 человека, в том числе провинциал-фискалам из каких чинов достойно, также и из купечества». В обязанности провинциал-фискала входило наблюдение за городовыми фискалами. В духовном ведомстве во главе фискалов стоял протоинквизитор, в епархиях – провинциал-фискалы, в монастырях – инквизиторы.
Со временем предполагалось ввести фискальство во всех ведомствах. После учреждения Юстиц-коллегии фискальские дела перешли в ее ведение и попадали под контроль Сената. После учреждения должности генерал-прокурора фискалы стали подчиняться ему. В 1723 году был назначен генерал-фискал, который был высшим органом для фискалов. Его помощником был обер-фискал.
Надежды, возлагаемые Петром I на фискалов, оправдались не полностью. Кроме того, оставался без постоянного контроля высший государственный орган – Правительствующий Сенат. Необходимо было создать новое учреждение, стоящее выше Сената и всех других государственных учреждений. Таким органом стала прокуратура. Первым законодательным актом о прокуратуре был указ от 12 января 1722 г.: «быть при Сенате генерал-прокурору и обер-прокурору, также во всякой коллегии по прокурору». А указом от 18 января 1722г. учреждены прокуроры в провинциях и надворных судах.
Если фискалы находились частично в ведении Сената, то генерал-прокурор и обер-прокуроры отчитывались только перед императором. Прокурорский надзор распространялся даже на Сенат. Указ от 27 апреля 1722г. «О должности генерал-прокурора» устанавливал его компетенцию, в которую входило: присутствие в Сенате и осуществление контроля над фискалами. Генерал-прокурор имел право: ставить вопрос перед Сенатом для выработки проекта решения, представляемого императору на утверждение, выносить протест и приостанавливать дело, сообщая об этом императору.
Прокурор коллегии должен был присутствовать на заседаниях коллегий, осуществлял надзор за работой учреждения, контролировал финансы, рассматривал донесения фискалов, проверял протоколы и другую документацию коллегии.
Дополняла
систему надзирающих и
Глава 2. ОБЛАСТНАЯ РЕФОРМА
В 1708-1715 годах была проведена областная реформа с целью укрепления вертикали власти на местах и лучшего обеспечения армии снабжением и рекрутами.
В
отличие от XVII века, когда уезды,
отдельные города и отдельные
слободы непосредственно
Указом
от 18 декабря 1708г. вводится новое административно-
Во главе губерний стояли губернаторы, генерал-губернаторы, наделенные всей полнотой военной, административной и судебной власти. Губернаторы назначались царскими указами из числа близких к Петру I дворян (Меншиков, Апраксин, Стрешнев). У губернаторов были помощники, контролирующие отдельные отрасли управления: обер-комендант – военное управление, обер-комиссар и обер-провиантмейстер – губернские и прочие сборы, ландрихтер – губернская юстиция, финансовые межевые и розыскные дела, обер-инспектор – сборы налогов с городов и уездов.
Губерния
делилась на провинции (во главе – обер-комендант),
провинции – на уезды (во главе - комендант).
Коменданты были подчинены обер-коменданту,
комендант – губернатору, последний –
Сенату.
В
1710 году появились новые
В 1713 г. в областное управление было введено коллегиальное начало: при губернаторах учреждены коллегии ландратов (советников от дворян от 8 до 12 человек на губернию), избираемых местным дворянством.
Смысл
реформы заключался в том, чтобы
перенести центр тяжести в
управлении на места. При огромных расстояниях
в нашей стране и очень медленных
средствах сообщения, невозможно было
оперативно управлять такой большой
территорией непосредственно из
центра. Необходима была децентрализация
власти. Но на первом этапе реформа
не решила поставленных задач. Назначая
губернаторами крупных
В 1719-1720 годах была проведена вторая областная реформа, ликвидировавшая доли. Вторая областная реформа должна была дополнить уже совершенные преобразования. В 1718 г. Сенат установил штаты и номенклатуру должностей для губернских учреждений, а в мае 1719 г. было дано четкое расписание губерний, провинций и городов по губерниям и провинциям. С этого периода деление на провинции вводится на территории всей страны. Провинция становится основной единицей областного управления.
Губернии
стали делиться на 50 провинций. В
пограничные провинции
Воеводы подчинялись губернаторам только по военным делам, в остальном они были независимы от них. Воеводы занимались розыском беглых крестьян и солдат, строительством крепостей, сбором доходов с заводов, заботились о безопасности провинций, а с 1722 года осуществляли судебные функции. Воеводы и администрация провинций назначались Сенатом и подчинялись непосредственно коллегиям. Четыре коллегии (Камер, Штатс-контор, Юстиц и Вотчинная) располагали на местах собственным аппаратом из камеристов, комендантов и казначеев.
Провинции в свою очередь были разделены на дистрикты, управлявшиеся земскими комиссарами.
Количество губерний постоянно росло как за счет присоединения к России новых земель, так и за счет разукрупнения чрезмерно больших губерний. В результате к моменту проведения новой губернской реформы Екатериной II к 1775 году в империи насчитывалось уже 23 губернии, а к концу века их число достигло 50. Увеличение числа губерний и уменьшение их территорий привели к упразднению провинций, созданных в начале века. Однако некоторых губерниях провинции сохранились.
Началом
реформы городского управления можно
считать 1699 год, когда Петр I приказал
учредить Бурмистерскую палату (Ратушу)
с подведомственными земскими избами.
Главной задачей было предоставление
городскому сословию полного самоуправления
по европейскому типу. В губернских городах
были созданы магистраты, а в уездных –
ратуши. В их ведении находилась торгово-промышленное
население городов по части сбора податей,
повинностей и пошлин. Тем самым посадское
население было временно выведено из ведения
воевод.
Целью реформы являлось улучшение условий развития торговли и промышленности. Создание Ратуши способствовало обособлению городского управления от органов местной администрации, в городах стали формироваться органы самоуправления: посадские сходы, магистраты.
В 1720 г. в Санкт-Петербурге был учрежден Главный магистрат, которому было поручено «ведать все городское сословие в России». По регламенту Главного магистрата, учрежденному в 1721 г., городское сословие стало делиться на регулярных граждан и «подлых» людей. Регулярные граждане, в свою очередь, делились на две гильдии:
Гильдии
управлялись гильдейскими сходами
и старшинами. Низший слой городского
населения выбирал своих
Все остальные горожане в гильдии не вошли и подлежали проверке с целью выявления среди них беглых крестьян и возвращения их на прежние места проживания.
Деление на гильдии оказалась чистейшей формальностью, так как проводившие его военные ревизоры, прежде всего заботившиеся об увеличении числа плательщиков подушной подати, произвольно включали в члены гильдий и лиц, не имеющих к ним отношения.
Появление гильдий и цехов означало, что корпоративные начала противопоставлялись феодальным принципам хозяйственной организации.
Вместе с тем, деятельность органов городского управления в значительной степени контролировалась государственными органами. Магистраты подчинялись им в вопросах суда и торговли. Провинциальные магистраты и магистраты городов, входящих в провинцию, представляли собой одно из звеньев бюрократического аппарата с подчинением низших органов высшим. Выборы в магистраты бурмистров и ратманов были возложены на губернатора. Иногда принцип выборности нарушался, и назначение проводились царскими или сенатскими указами. В обязанности магистратов входили вопросы полицейской службы, благоустройство городов, продажа отписного имущества, окладные и неокладные сборы, обеспечение мануфактур компанейщиками, учреждение полиции, контроль над правосудием.
Глава 3. ВОЕННАЯ РЕФОРМА
При
вступлении на царство Пётр получил
в распоряжение постоянное стрелецкое
войско, склонное к анархии и мятежам,
не способное сражаться с
Преображенский
и Семёновский полки, выросшие из
детских потех юного царя, стали
первыми полками новой
Готовясь к войне со Швецией, Пётр велел в 1699 году произвести общий рекрутский набор и начать обучение солдат по образцу, заведённому у преображенцев и семёновцев. Этот первый рекрутский набор дал 29 пехотных полков и два драгунских.