Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 09:57, реферат
Поглощению личности крепостническим государством способствовала церковная реформа, превратившая и церковь в часть государственного аппарата. Это означало для россиян потерю духовной альтернативы государственной идеологии. В то время как в Европе церковь, отделяясь от государства, сближалась с верующими, в России она отдалялась от них, переставала быть защитницей “униженных и оскорбленных”, становилась послушным орудием власти, что противоречило русским традициям, духовным ценностям, всему вековому укладу жизни. Закономерно, что Петра I многие современники называли царем-антихристом.
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Причины образования абсолютной монархии в России…………
Глава 2. Реформы Петра I
§1. Предпосылки Петровских реформ…………………………………………….
§2. Военная реформа……………………………………………………………….
§3. Реформы органов власти и управления………………………………………
§4. Реформы в промышленности и торговле………………………………………
§5. Реформа сословного устройства русского общества………………………..
§6. Церковная реформа……………………………………………………………
§7. Реформы в области культуры и быта
§8. Итоги реформ………………………………………………………………….
Заключение……………………………………………………………………….
Литература…………………………………………………………………………
Изменения в быту затрагивали массу населения. Старая привычная долгополая одежда с длинными рукавами запрещалась и заменялась новой. Камзолы, галстуки и жабо, широкополые шляпы, чулки, башмаки, парики быстро вытесняли в городах старую русскую одежду. Быстрее всего распространилась западноевропейская верхняя одежда и платье среди женщин. Запрещалось ношение бороды, что вызвало недовольство, особенно податных сословий. Вводились особый "бородовой налог" и обязательный медный знак о его уплате.
Петр
I учредил ассамблеи с обязательным
присутствием на них женщин, что
отражало серьезные изменения их
положения в обществе. Учреждение
ассамблей положило начало утверждению
в среде русского дворянства "правил
хорошего тона" и "благородного поведения
в обществе", употреблению иностранного,
преимущественно французского языка.
Изменения
в быту и культуре,
которые произошли
в первой четверти XVIII
в., имели большое
прогрессивное значение.
Но они еще больше подчеркивали
выделение дворянства
в привилегированное
сословие, превратили
использование благ
и достижений культуры
в одну из дворянских
сословных привилегий
и сопровождалось широким
распространением галломании,
презрительного отношения
к русскому языку
и русской культуре
в дворянской среде.
§8.
Итоги реформ
Особенность реформ Петра I состояла в
их обширности, в охвате своим влиянием
всех сторон жизни каждого подданного
и государства в целом: они внесли новшества
в экономику страны, в социальную структуру
общества, во внешнюю политику, в культурную
жизнь, в быт населения, в систему управления
государством, в строительство вооруженных
сил. Эта широта новшеств позволила некоторым
историкам, публицистам и журналистам
назвать Петровские преобразования революцией.
М.П. Погодин, например, так и писал: «…первый
император России был и первым ее революционером…».
Результат
реформаторских начинаний Петра I состоял
в превращении мало кому известной Московии
в Российскую империю. Становление Российской
империи сопровождалось внедрением многих
новшеств, позволивших России занять подобающее
ей место среди государств Западной Европы.
Детищем Петра
I по праву считается военно-морской флот,
ранее отсутствовавший в России, а также
регулярная армия, великолепно обученная
и столь же хорошо вооруженная. При Петре
I и под его командованием они навеки прославили
русское оружие, сокрушив первоклассную
шведскую армию.
Преобразования
осуществлялись государственной властью,
возглавляемой Петром I. Они еще раз подчеркивают
колоссальную роль государства в истории
нашей страны и специфические пути ее
развития, обусловленные размерами территории
и природными условиями.
Важнейшим итогом Петровских преобразований являлась европеизация страны. Под европеизацией следует понимать не только и не столько обрезание бород и укорачивание национального платья, а обширный комплекс мер, нацеленных на повышение культурного уровня населения, на его цивилизованное поведение в обществе, на внедрение современных форм промышленного производства.
К
европеизации России может быть отнесено
и создание мануфактурного производства.
Пересаженная на крепостную почву, мануфактура
в России функционировала на крепостном
труде, приобрела специфику, что, однако,
не мешало ей процветать в металлургии,
суконной и полотняной промышленности.
Под европеизацией
подразумевается и распространение светского
образования в форме Навигационной школы,
школ цифирных и гарнизонных в провинциальных
городах, открытой Морской академии, в
подготовке к открытию Академии наук.
В емкое понятие европеизации может быть
вложено и создание современного административного
аппарата, замена обветшалой и хаотичной
приказной системы коллегиями, каждая
из которых ведала точно очерченными функциями.
Вместо архаичной Боярской думы, комплектовавшейся
из родовитых людей, был учрежден Сенат:
критерием для сенатора являлось не знатное
происхождение, а способности, личные
качества.
С появлением новых
учреждений началось формирование в России
бюрократии, связанное с появлением уставов,
наставлений, инструкций, определяющих
унифицированные для всей страны функции
каждого учреждения и персонала, его обслуживающего.
Создание бюрократии отнюдь не является
абсолютным злом - без бюрократии не может
существовать ни одно цивилизованное
государство. Петр I знал об изъянах бюрократии
и пытался преодолеть их доступными ему
средствами: вместо общественного контроля
он ввел практически бюрократический
принцип надзора за деятельностью должностных
лиц, поручив осуществлять его отдельным
персонам - фискалам. Систему контроля
венчал созданный царем институт прокуратуры:
чиновник контролировал деятельность
другого чиновника. Однако следует признать,
что система контроля Петра I оказалась
малоэффективной, а пороки бюрократии
-неуязвимыми. Оказалась неудачной и предпринятая
Петром I попытка отделить суд от административных
органов.
Негативным следствием петровских преобразований стал очередной виток в развитии крепостного права. Оно действовало растлевающим образом не только на крестьян, но и на дворян. Петр принуждал дворян служить в казармах и канцеляриях, проливать кровь на поле брани. Но после его смерти дворяне шаг за шагом освобождались от повинностей, превращались из служилого в земледельческое сословие. Живя плодами чужого труда, дворянство приучалось к лености, лишалось предприимчивости, стремления к овладению знаниями. Особенно же пагубно крепостное право отражалось на крестьянстве, приучая его к рабскому повиновению, безропотности, лишая способности отличить свое от чужого. Веками формировавшийся менталитет русского человека дает о себе знать и в наши дни.
Преобразовательная
деятельность Петра I отличалась неукротимой
энергией, невиданным размахом
и целеустремленностью, смелостью в ломке
отживших учреждений, законов, устоев
и уклада жизни и быта. Прекрасно понимая
важное значение развития торговли и промышленности,
Петр I осуществил ряд мероприятий, удовлетворявших
интересы купечества. Но он же укреплял
и закреплял крепостные порядки, обосновывал
режим самодержавного деспотизма. Действия
Петра I отличались не только решительностью,
но и крайней жестокостью. По меткому определению
Пушкина, его указы были "нередко жестоки,
своенравны и, кажется, писаны кнутом".
История России до Петра I и после него знала немало реформ. Главное отличие Петровских преобразований от реформ предшествующего и последующего времени состояло в том, что Петровские носили всеобъемлющий характер, охватывали все стороны жизни народа, в то время как другие внедряли новшества, касавшиеся лишь отдельных сфер жизни общества и государства.
Созданное в России Петром I пережило и следующие поколения. Например, последний рекрутский набор состоялся в 1874 году, т.е. спустя 170 лет после первого (1705).Сенат просуществовал с 1711 по декабрь 1917 года, т.е. 206 лет; синодальное устройство православной церкви оставалось неизменным с 1721 по 1918 годы, т.е. в течение 197 лет, система подушной подати была отменена лишь в 1887 году, т.е. 163 года спустя после ее введения в 1724 году.
Иначе
говоря, в истории
России мы найдем
немного сознательно
созданных человеком
институтов, которые
просуществовали
бы так долго, оказав
столь сильное
воздействие на все
стороны общественной
жизни. Более того,
некоторые принципы
и стереотипы политического
сознания, выработанные
или окончательно закрепленные
при Петре, живучи до
сих пор, подчас в новых
словесных одеждах они
существуют как традиционные
элементы нашего мышления
и общественного поведения.
Я думаю, что смогла ответить на поставленный во введение вопрос: Петр I являлся великим реформатором своего времени и, одновременно, узурпатором.
Главным итогом всей совокупности Петровских реформ стало установление в России режима абсолютизма, венцом которого стало изменение в 1721 году титула российского монарха - Петр I объявил себя императором, а страна стала называться Российской Империей. Таким образом, было оформлено то, к чему шел Петр все годы своего царствования - создание государства со стройной системой управления, сильной армией и флотом, мощной экономикой, оказывающего влияние на международную политику.
В результате Петровских реформ государство не было связано ничем и могло пользоваться любыми средствами для достижения своих целей. В итоге Петр I пришел к своему идеалу государственного устройства - военному кораблю, где все и вся подчинено воле одного человека - капитана, и успел вывести этот корабль из болота в бурные воды океана, обходя все рифы и мели.
Россия стала самодержавным, военно-бюрократическим государством, центральная роль в котором принадлежала дворянскому сословию. Вместе с тем отсталость России не была полностью преодолена, а реформы осуществлялись в основном за счет жесточайшей эксплуатации и принуждения.
Роль Петра I в истории России трудно переоценить. Как бы ни относиться к методам и стилю проведения им преобразований, нельзя не признать - Петр I является одной из самых заметных фигур мировой истории.
В заключение хочу привести слова современника Петра I - Нартова:
«..
и хотя нет более Петра I с нами, однако
дух его в душах наших живет, и мы,
имевшие счастие находиться при сем монархе,
умрем верными ему и горячую любовь нашу
к земному богу погребем вместе с собой.
Мы без страха возглашаем об отце нашем
для того, что благородному бесстрашию
и правде учились от него».
Литература: