Государственная деятельность Петра 1

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 09:57, реферат

Описание работы

Поглощению личности крепостническим государством способствовала церковная реформа, превратившая и церковь в часть государственного аппарата. Это означало для россиян потерю духовной альтернативы государственной идеологии. В то время как в Европе церковь, отделяясь от государства, сближалась с верующими, в России она отдалялась от них, переставала быть защитницей “униженных и оскорбленных”, становилась послушным орудием власти, что противоречило русским традициям, духовным ценностям, всему вековому укладу жизни. Закономерно, что Петра I многие современники называли царем-антихристом.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3


Глава 1. Причины образования абсолютной монархии в России…………


Глава 2. Реформы Петра I

§1. Предпосылки Петровских реформ…………………………………………….

§2. Военная реформа……………………………………………………………….

§3. Реформы органов власти и управления………………………………………

§4. Реформы в промышленности и торговле………………………………………

§5. Реформа сословного устройства русского общества………………………..

§6. Церковная реформа……………………………………………………………

§7. Реформы в области культуры и быта

§8. Итоги реформ………………………………………………………………….


Заключение……………………………………………………………………….


Литература…………………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Государственная деятельтность Петра.doc

— 182.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ  ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И  ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ  БЕДСТВИЙ 

АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ 
 

Кафедра истории и экономической теории 
 
 
 
 
 
 
 

     Р Е Ф Е Р А  Т

     по  курсу «История государственного управления в России»

     на  тему: «Государственная деятельность Петра I» 
 
 
 

                Выполнил:

                слушатель 1 курса отделения             заочного обучения ФРК

                майор внутренней службы

                Жолобова  Татьяна Николаевна

                заместитель начальника отдела организационного и кадров  ГУ «ЦУС ФПС  по Кемеровской области»

                зачетная  книжка № 31 

                Проверил:

                к.и.н, профессор  М.В.Петухова

                                          
 
 
 

Москва 2010 
 
 
 
 

План 
 

Введение……………………………………………………………………………3 

Глава 1. Причины образования абсолютной монархии в России…………  

Глава 2. Реформы Петра  I

§1. Предпосылки Петровских реформ…………………………………………….

§2. Военная реформа……………………………………………………………….

§3. Реформы органов власти и управления………………………………………

§4. Реформы в промышленности и торговле………………………………………

§5. Реформа сословного устройства русского общества………………………..

§6. Церковная  реформа……………………………………………………………

§7. Реформы в  области культуры и быта

§8. Итоги реформ…………………………………………………………………. 

Заключение………………………………………………………………………. 

Литература………………………………………………………………………… 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение 

    В исторической литературе существуют разноречивые оценки деятельности Петра I. Однако большинство  исследователей считают, что его  реформы имели выдающееся значение в истории России. Споры идут о том, являлась ли модернизация России насильственной реформацией страны или была подготовлена всем ходом предшествовавшего развития России. Разные суждения высказываются по поводу того, носила ли деятельность Петра целенаправленный характер или была импульсивной реакцией на внешний вызов со стороны передовых европейских государств. Со времен Ключевского утвердилось мнение о том, что все преобразования России в эпоху Петра были вызваны Северной войной.

    Преобразования  Петра I были ярким примером радикальных реформ, проведенных государством без поддержки и даже при сопротивлении широких слоев общества. Они во многом были подготовлены его предшественниками. Вековые традиции и длительное пребывание в состоянии войны сформировали основной метод их проведения — деспотическое насилие. Личное знакомство с Европой в период пребывания Петра в составе Великого посольства в конце XVII в. определили цель и направление преобразований.

    Идеалом государственного устройства для Петра I было “регулярное государство”, модель, подобная кораблю, где капитан — царь, его подданные — офицеры и матросы, действующие по Морскому уставу. Только такое государство, по мысли Петра, могло стать инструментом решительных преобразований, цель которых — превратить Россию в великую европейскую державу. Этой цели Петр достиг и потому вошел в историю как великий реформатор. Но какой ценой были достигнуты эти результаты?

    Многократное  увеличение налогов привело к  обнищанию и закабалению основной массы населения. Прикрепление каждого  россиянина к месту жительства и месту службы сократили пространство свободы, расширившееся в это время в Европе. Все были вмонтированы в систему, как винтики в часовой механизм. Проводя реформу государственного управления, Петр I руководствовался введением бюрократического начала. В России сложился культ учреждения, а погоня за чинами и должностями стала национальным бедствием.

    Особенностью  административной реформы было создание системы государственного контроля за деятельностью аппарата управления. Это привело к своеобразной “бюрократической революции”, последствием которой стала зависимость всех от госаппарата.

    Поглощению  личности крепостническим государством способствовала церковная реформа, превратившая и церковь в часть  государственного аппарата. Это означало для россиян потерю духовной альтернативы государственной идеологии. В то время как в Европе церковь, отделяясь от государства, сближалась с верующими, в России она отдалялась от них, переставала быть защитницей “униженных и оскорбленных”, становилась послушным орудием власти, что противоречило русским традициям, духовным ценностям, всему вековому укладу жизни. Закономерно, что Петра I многие современники называли царем-антихристом.

    Своеобразные  результаты дало желание Петра I догнать  Европу в экономическом развитии. Эту цель он пытался реализовать с помощью форсированной “мануфактурной индустриализации”, т. е. созданием государственных и частных мануфактур за счет мобилизации государственных средств и использования труда крепостных. Главной особенностью развития мануфактур было выполнение государственных, прежде всего военных, заказов, что избавляло их от конкуренции и лишало свободной экономической инициативы.

    В духовной жизни побеждала хозяйственная  этика протестантизма, утверждавшая, что богатство — не грех, а признак избранности Богом, при условии, что богатство идет не на роскошь, а на дальнейшие успехи в развитии производства. Центром новых общественных отношений, формирующихся в Европе, становился свободный человек.

    Какие же конкретные преобразования Петра 1 были проведены в период его правления?

  • В 1711 году вместо Боярской Думы был учрежден Сенат, который являлся высшим государственным органом страны, осуществлял руководство и контроль над всеми учреждениями.
  • В 1717-1718 годах проведена реформа центральных учреждений: вместо почти 50 приказов были созданы 10 коллегий, ведавшими всеми областями жизни страны.
  • В 1721 году в результате церковной реформы должность патриарха была упразднена, а во главе церкви поставлен святейший Синод, т.е церковь поставили под контроль царя.
  • В результате военной реформы были созданы регулярная армия и военно-морской флот.
  • В 1722 году был издан указ о престолонаследии, по которому император сам назначал наследника.

    В итоге административных преобразований в России было завершено оформление абсолютной монархии. 

    Приступая к написанию данного реферата, я ставлю пред собой задачу, опираясь на исторические и литературные источники ответить на вопрос - является или нет Петр I гениальным преобразователем русского государства?  
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Причины образования абсолютной монархии в России

     
         Для абсолютной монархии характерно максимальное сосредоточение власти в руках одной личности, наличие сильного разветвленного бюрократического аппарата, сильной регулярной армии, ликвидация всех сословно-представительных органов и учреждений. Кроме того, необходима также ситуация перехода от феодальной к капиталистической системе. Этот период в разных странах происходил в разные исторические периоды, сохраняя при этом общие черты.

    Тенденция перехода от сословно-представительной монархии к монархии абсолютной начинает развиваться в Русском государстве со второй половины XVII века. В первой четверти XVIII века переход к абсолютизму был ускорен Северной войной и получил свое завершение.

    Для российского абсолютизма были характерны следующие особенности: 
- если абсолютная монархия в большинстве стран Европы складывалась в условии развития капиталистических отношений и отмены старых феодальных институтов, особенно крепостного права, то абсолютизм в России совпал с развитием крепостничества;

    - если социальной базой западноевропейского  абсолютизма был союз дворян  с городами (вольными, имперскими), то  российский абсолютизм опирался  в основном на крепостническое  дворянство и служилое сословие.

    Со второй половины XVII века в России постепенно прекращается созыв Земских соборов. В 1651 и 1653 годах земские соборы созываются в последний раз в полном составе. После этого они вырождаются в совещания царей с представителями сословий по тем или иным вопросам.

    Усиливалась власть царя, а Боярская дума теряла свое значение. Падение значения Боярской думы также происходило постепенно и, прежде всего, отразилось на численном  росте Думы. Если при Иване Грозном  в Думе сидел 21 человек, то при Алексее  Михайловиче - уже 59, а при Федоре Алексеевиче - 167. И если раньше Дума могла собираться каждый день и весьма оперативно, то теперь это сделать было затруднительно.

    Постепенно  изменялась даже традиционная формула  законов как источника права: «царь указал, и дума приговорила». Акты стали издаваться от имени одного царя. Разрастается приказный бюрократический аппарат, появляются первые солдатские и драгунские полки из «охочих людей» - ростки будущей регулярной армии как важнейшего атрибута абсолютизма. 
Особое положение боярства уже в конце XVII в. резко ограничивается, а затем и ликвидируется. Важным шагом в этом направлении стал акт об отмене местничества (1682 года). Аристократическое происхождение утрачивает значение при назначении на руководящие государственные посты. Его заменяют выслуга, квалификация и личная преданность государю и системе. Позже эти принципы будут оформлены в Табели о рангах (1722 года). 
         Окончательное оформление абсолютизма и его идеологическое обоснование приходится уже на начало XVIII века, когда Петр I в толковании к артикулу 20 Воинского устава (1716 года) написал, что «…его величество есть самовластный Монарх, который никому на свете о своих делах ответу давать не должен; но силу и власть имеет свои Государства и земли, яко Христианский государь, по своей воле и благомнению управлять».

    Одним из основных факторов установления абсолютизма  в Российском государстве являлся  внешнеполитический фактор: внешняя  опасность со стороны Турции и  Крымского Ханства, Польши и Швеции. 
          Необходимые материальные ресурсы для становления абсолютистской монархии и решения внутренних социально-политических и внешнеполитических задач, стоявших перед Россией в период конца XVII - первой четверти XVIII веков, появились в результате экономического подъема и развития внутреннего общероссийского рынка и рынка внешней торговли. 
Несмотря на то, что сельское хозяйство с трехпольной системой земледелия и относительно отсталыми орудиями производства (соха, бороны, серп, коса) оставалась основной отраслью экономики России, начинается достаточно интенсивное освоение новых посевных территорий на юге страны.  
          Наблюдается развитие промыслового хозяйства и ремесленного производства. Углубляется разделение труда. С конца XVII в. в развитии ремесленного производства явно прослеживается тенденция превращения его в мелкотоварное производство (увеличивается число ремесленников, работающих на рынок). Развитие мелкотоварного ремесла и рост товарной специализации готовил почву для возникновения мануфактур. Их создание ускорялось государственными потребностями. Однако быстрому развитию мануфактур мешало отсутствие рынка вольнонаемного труда. 
          Начинает интенсивно развиваться торговля, несмотря на наличие существенных препятствий: у России на западе и юге отсутствовал выход к морям. Кроме того, иностранный капитал стремился захватить российские рынки, что вело к столкновению интересов иностранных торговцев с интересами русских купцов. Купечество России нуждалось в государственной защите своих интересов. В итоге был принят новоторговый устав (1667 года), по которому иностранным купцам была запрещена розничная торговля на территории России.

Информация о работе Государственная деятельность Петра 1