Германский фашизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 16:31, реферат

Описание работы

На первых порах значительная часть средств шла от рейхсвера. Именно субсидии рейхсвера, наряду с пожертвованиями эмигрантских белогвардейских групп помогли малоизвестной и политически незначительной партии, во главе которой стоял Адольф Гитлер, развернуть активную пропаганду и приступить к изданию собственного печатного органа – газеты «Фелькишер беобахтер». Партия также не отказывалась принимать деньги и из иностранных источников, в частности поступали субсидии из Соединенных штатов, а именно от Генри Форда. В Баварии сложилась стабильная группа крупных промышленников, сделавших ставку на гитлеровскую партию.

Содержание

Фашизм и монополистические круги. 3
Союз фашизма и милитаризма. 10
Фашизм и рабочий класс. 15
Средний слой как массовая база фашизма. 20
Идеология национал – социализма. 26
Механизм фашисткой диктатуры. 32
Литература.

Работа содержит 1 файл

Германский фашизм.doc

— 156.00 Кб (Скачать)

Содержание

Фашизм и монополистические круги.               3 

    Союз фашизма  и милитаризма.                        10

    Фашизм и  рабочий класс.                                 15

    Средний слой как массовая база фашизма.      20

    Идеология национал – социализма.                  26

Механизм фашисткой диктатуры.                      32

   Литература.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фашизм и  монополистическая буржуазия.

Политические противники НСДАП отмечали, что они справляются  с финансовыми затруднениями  гораздо легче других.1

На первых порах значительная часть средств шла от рейхсвера. Именно субсидии рейхсвера, наряду с  пожертвованиями эмигрантских белогвардейских  групп помогли малоизвестной  и политически незначительной партии, во главе которой стоял Адольф Гитлер, развернуть активную пропаганду и приступить к изданию собственного печатного органа – газеты «Фелькишер беобахтер».  Партия также не отказывалась принимать деньги и из иностранных источников, в частности поступали субсидии из Соединенных штатов, а именно от Генри Форда. В Баварии сложилась стабильная группа крупных промышленников, сделавших ставку на гитлеровскую партию. Решающую роль сыграл мюнхенский промышленник фон Маффей, владелец «Электрохемише верке А.Г.» Альберт Питч и  богатый мюнхенский издатель Хуго Брукман.  Начиная с 1922г. руководство партии установило контакт со многими влиятельными лицами всей Германии. Начинается тесные отношения с владельцем берлинской фабрики пианино Карлом Бехштейном. Летом в число покровителей вошел председатель объединения немецких работодателей, крупный берлинский промышленник фон Борзинг. Все больший интерес проявляет влиятельный магнат стальной промышленности Фриц Тиссен. 2

По мере обострения политической и экономической обстановки круг монополий, которые поддерживали НСДАП, все расширялся. С 1927г. НСДАП привлекла внимание генерального директора и хозяина крупнейшей угледобывающей фирмы «Гельзенкирхнер бергверкс А.Г.», создателя немецкого угольного синдиката Эмиля Кирдофа. Он открыл доступ в высшие сферы германской тяжелой промышленности.

Не меньшую роль в  поддержке НСДАП сыграли банки. Их связь с партией была не менее  прочной. В числе сторонников  нацистов фигурировал член правления  Немецкого банка фон Штаус. В  декабре 1930г. Штаус свел своего коллегу  Ялмара Шахта, бывшего президента  Рейхсбанка, с Германом Герингом. С этого момента Шахт стал одним с самых ярых приверженцев национал - социализма. Видное место занимали кёльнские банкиры Генрих фон Штейн и барон  Курт фон Шредер, член правления Имперского кредитного общества Отто Христиан Фишер и Фридрих Рейнгарт из Коммерческого банка. Среди представителей крупного капитала можно отметить также Стиннеса и Круппа. 3

На протяжении всей своей  истории НСДАП пользовалась поддержкой промышленных кругов. Размеры поддержки зависели от общей политической и экономической обстановки, от степени влияния нацистской партии и многих других причин.

Особенно активной политическая поддержка партии началась на рубеже 20-30-х гг., когда идея привлечения  ее к власти стала приобретать среди буржуазии все большую популярность. В 1930г. НСДАП удалось добиться крупного успеха на выборах и образовать крупную фракцию в рейхстаге, что соответственно усилило ее вес в происходившей тогда парламентской игре. 4

Вскоре после выборов  в июле 1932г., продемонстрировавших падение влияния НСДАП, обеспокоенные сторонники фашистской формы правления приняли решение ускорить приход Гитлера к власти, обратившись непосредственно к президенту, Кепплер набросал проект письма, в котором излагалось мнение монополистов о характере правительства, необходимого Германии. Письмо призвало Гинденбурга без промедлений назначить рейхсканцлером Адольфа Гитлера, который, как утверждалось в письме, один может выполнить роль «спасителя страны» в сложившейся критической обстановке.5 21 ноября 1932г. Гинденбург  принял Гитлера и предложил ему создать правительство под его руководством, опирающееся на парламентское большинство. Гитлер потребовал предоставления ему чрезвычайных полномочий для формирования президентского кабинета. Гинденбург отказался сделать это и предложил Гитлеру подумать. 23 ноября он ответил Гинденбургу отказом. 24 ноября Майсснер сообщил Гитлеру, что двери для переговоров открыты. 6

Со стороны монополий  началась обработка Папена. Его переход  и стоящей за ним группы промышленников и аристократов из так называемого «Клуба господ» на позиции союза с Гитлером при гегемонии НСДАП послужил важным толчком, побудившим Гинденбурга принять решение. Гитлер согласился войти в кабинет вместе с Папеном и другими  «национальными» политиками. На этой базе была согласована совместная программа, предусматривавшая усиление борьбы против «большевизма», перестройку управления промышленности с учетом необходимости предоставления промышленности с учетом необходимости предоставления большого влияния союзам промышленников, оживление экономической конъюнктуры, разрыв с Версалем и укрепление экономической и военной мощи Германии.7

Назначение Гитлера  канцлером было лишь первым актом  установления фашистской диктатуры. Консолидация фашистского режима и установление тоталитарного господства национал - социалистической партии требовали определенного переходного периода. На его протяжении позиции нацистского руководства были весьма непрочными. Это соответственно определяло особую заинтересованность гитлеровцев в поддержке со стороны промышленников. И эта поддержка была оказана. Очень много в этот период зависело от президента. В то время он обладал не только формальной властью -–правом назначать и смещать главу кабинета. В его руках была и реальная власть: в качестве президента он был главнокомандующим рейхсвера. Представители монополий сделали все, чтобы убедить президента, что Гитлер и его партия незаменимы, что без них в Германии будет хаос. Результатом их действий был «день Потсдама» - демонстрация единства канцлера и президента под знаком «национальной идеи» (5 марта 1933г.)8

В первом кабинете НСДАП  получила меньшинство. Для легализации  диктаторского режима Гитлеру был  необходим парламентский вотум. Ему нужны были чрезвычайные полномочия, с помощью которых он мог провести фашистскую унификацию. Они были даны ему без возражений. При поддержке буржуазии ему удалось в кратчайшие сроки провести унификацию государственного аппарата и общественной жизни. Было дано согласие на проведение унификации предпринимательских организаций. 1 апреля состоялась встреча Гитлера с Круппом и Стиннесом. После этой встречи Крупп в качестве президента Имперского союза санкционировал чистку его организации от «неарийских элементов» и включение в состав президиума нацистских эмиссаров.9

7 апреля 1933г. заместитель  фюрера НСДАП Рудольф Гесс  издал приказ, в котором членам  национал-социалистическим производственных  организаций, штурмовикам и эсэсовцам,  а также любым другим членам  НСДАП запрещалось вмешиваться  во внутренние дела  хозяйственных предприятий, заводов, банков и т.д. 10

15 июля 1933г. Гитлером  был издан указ, в соответствии  с которым при имперском правительстве  создавался специальный орган  «Генеральный совет экономики». Предполагалось, что он будет  иметь решающее слово в определении экономической политики Германии. Однако в дальнейшем он не играл никакой роли.

Имперский союз был преобразован в Имперское сословие немецкой промышленности. В июне 1933г. к нему была присоединена другая крупная организация –  Объединение немецких предпринимательских союзов. Руководителем Имперского сословия был назначен Крупп. В феврале 1934г. был принят закон о подготовке к органическому преобразованию немецкой экономики. Закон предоставлял право министру создавать и распускать предпринимательские союзы, изменять и дополнять их уставы. Были созданы имперские группы промышленности, ремесла, торговли, банков и т.д.11

Получив в свои руки политическую власть, фашистский фюрер стремился  сделать ее абсолютной, и поэтому  ликвидировал любые проявления самостоятельности, как только представлялась возможность.

Что же дал монополистической  буржуазии приход к власти Гитлера? С самого начала она получила ряд  прямых выгод, которые утвердили  ее в «правильности» сделанного выбора. Прежде всего, была консолидирована государственная власть, преодолен кризис верхов, создана власть «твердой руки». Важнейшим достижение был разгром политического авангарда  рабочего класса. Резкое сокращение забастовочной борьбы. После прихода Гитлера собственность на средства производства осталась у тех же лиц, что и во времена Веймарской республики. Изменилось соотношение сил внутри самой монополистической верхушки. Курс на милитаризацию помог выдвинуться на первый план монополиям, связанным с военным производством. Установление фашистского режима ознаменовалось резким возрастанием роли государства и самым широким применением мер по государственно-монополистическому регулированию.12

С приходом к власти фашистов стала проводиться конкретная экономическая  политика, нацеленная на преодоление кризиса, на «оздоровление» германской экономики, укрепление позиций монополистического капитала. Новые методы в области руководства экономикой было ни чем иным, как формой реализации этой политики. Можно выделить несколько видов воздействия на экономику:

  1. Косвенное воздействие. Одним из важных проявлений возрастания роли государственно-монополистического регулирования после прихода фашистов к власти явилось резкое увеличение так называемых «общественных» инвестиций. Львиную долю в этих инвестициях составляли расходы на военные цели. С 1932г. по 1938г. они возросли на 14,8 млрд. марок (15,5 млрд. марок). Второе по значению место среди государственных мероприятий по косвенному регулированию экономики занимали фискальные меры, направленные на оживление частной предпринимательской деятельности. Были предприняты шаги по увеличению ликвидности промышленных и торговых предприятий. Для этого были выпущены специальные боны. Это означало отказ  государства от налогообложения капиталистических предприятий в будущем при погашении задолжности в настоящем. 13
  2. Административные методы регулирования. Добиваясь всеобъемлющего, тотального государственно-монополитического регулирования экономики, нацистское правительство установило непосредственный административный контроль над хозяйственным развитием. Одним из первых мероприятий было введение жесткого контроля над расходованием иностранной валюты. В сентябре 1934г. нацистскими властями был принят «новый план», предусматривавший введение всестороннего регламентирования внешнеторговых и валютных отношений. В основу плана были положены три идеи: 1) переход от многосторонней к двусторонней внешней торговле и соответственно к двусторонней системе взаимных расчетов; 2) количественное ограничение ввоза и определение централизованным путем общего объема импорта, соответствующего «народнохозяйственным интересам»; 3) форсирование экспорта путем осуществления компенсационных сделок, введение дифференцированного обменного курса, предоставление экспортным отраслям определенных привилегий и т.д. Административные формы государственно-монополистического регулирования экономики были использованы при решении проблемы цен и заработной платы. Осенью 1934г. был учрежден специальный пост комиссара по контролю над ценами. В ноябре 1936г. был введен запрет на повышение цен, который в той или иной форме сохранялся до 1945г.14

Начиная с 1934г. гитлеровское правительство перешло к новому этапу, начав практиковать административное вмешательство непосредственно  в производственную сферу. Проявлением  такого вмешательства было принудительное синдицирование. Была создана Организация промыслового хозяйства. Она представляла собой видоизмененную форму предпринимательских союзов, наделенных административными и контрольными функциями. Организация делилась на шесть (затем семь) промысловых групп: промышленности, торговли, банков, страхового дела и  энергетического хозяйства. Организация промысловой промышленности имела возможность контролировать все стороны экономического развития страны, навязывать всем отраслям хозяйства, всем предприятиям волю небольшой группы возглавлявших ее людей.15

Механизм государственнно-монополистического регулирования экономики позволил фашистскому руководству в сравнительно короткие сроки перевести экономику  страны на военные рельсы, создать заново или существенно расширить важные в стратегическом отношении отрасли промышленности, ослабить зависимость германии от импорта, создать военные запасы.16

Особенностью развития государственно - монополистических  отношений в Германии всегда был  высокий удельный вес в экономике государственной собственности. Расширение государственного сектора в экономике, и прежде всего в промышленности, было связано в фашистский период с массовой «ариизацией» промышленных предприятий, принадлежавших еврейскому капиталу.17

Фашистский режим устраивал  монополистическую буржуазию тем, что его политика создавала условия  для возрождения могущества империалистической Германии и наступления нового этапа  борьбы за экономический и политический передел мира. Монополии усердно  работали на войну и не менее усердно собирали богатую жатву. Одним из главных источником монополистических барышей в период войны были государственные заказы. Также монополии участвовали в ограблении захваченных земель.

В целом экономическая  система, созданная фашистами устраивала крупную буржуазию, но это было до тех пор, пока нацистский корабль не пошел ко дну.18

Союз фашизма  и милитаризма.

В «чистом виде», без  переплетения с милитаризмом, фашизм вообще не существует. Ни зарождение фашизма, ни установление фашистской диктатуры невозможно, если в этом не принимают участия милитаристские силы. В случае если в союзе задают тон милитаристы, возникают военно-фашистские режимы. Если же определяющую роль играют политические фашистские силы, режимы носят «классический» фашистский характер. Преобладание тех или иных элементов определяется многочисленными политическими и экономическими факторами. Сказанное относится к любой национальной форме фашизма. Но особенно применимо оно к германской разновидности фашизма – нацизму. Это объясняется тем, что благодаря ряду обстоятельств милитаризм на протяжении многих десятилетий играл в германии особенно заметную роль.19

В 20-е годы в Германии существовали различные военные  соединения. Одним из наиболее известных  среди них была так называемая «организация К» («Консул»). Это была крайне правая заговорщическая организация террористического типа. Наибольшим влиянием пользовались такие военизированные формирования, как «Стальной шлем», «Таненнбергбунд», «Вервольф» и т.д.

Информация о работе Германский фашизм