Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 12:32, курсовая работа
В XV и XVIII столетиях во Франции складываются абсолютные монархии. Наступает последний период истории феодализма. Предпосылки абсолютизма - зарождение и развитие буржуазных отношений. Промышленность вступила в эпоху технического перевооружения. Мелкое производство сменяется более крупным. На смену мастеру, создающему изделие от начала до конца, приходит мануфактурное производство - техническое разделение труда.
Целью данной работы является уяснение основных этапов и особенности абсолютизма во Франции.
Введение………………………………………………………………… 2
I. Возникновение абсолютизма во Франции………………………….. 5
II. Государственное устройство Франции В XVII в………………….. 11
2.1 Государственный строй………………………………………………… 11
2.2. Органы государственной власти ……………………………………….. 14
2.3 Судебная система………………………………………………………. 15
2.4 Армия и полиция…………………………………………………….. .. 16
III. Кардинал Ришелье………………………………………………….. 18
3.1 Административные и экономические реформы при Ришелье…………….. 19
3.2 Войны Франции при Ришелье………………………………………….. 19
3.3 Достижения кардинала Ришелье…………………………………………. 20
Заключение……………………………………………………………… 23
Список литературы…………………………………………………….. 24
Представление о том, что абсолютизм зиждется на божественном праве, не означало восприятия идеи личной власти короля, тем более отождествления ее с деспотизмом. Королевские прерогативы не выходили за рамки законного порядка, и считалось, что "король трудится для Государства".
Вообще
французский абсолютизм основывался
на концепции неразрывной связи
короля и государства, поглощения первого
вторым. Считалось, что сам король,
его имущество, его семья принадлежат
французскому государству и нации.
Юридически король признавался источником
любой власти, которая не подлежала
какому-либо контролю. Это, в частности,
привело к закреплению полной
свободы короля в сфере законодательства.
При абсолютизме
Создание
централизованного аппарат
Французское
государство XVII в., построенное на принципе
абсолютной власти короля, по своей
классовой природе было диктатурой
дворянства. Главным назначением
абсолютистского государства
Основной
антифеодальной силой являлось крестьянство.
Сила крестьянского сопротивления
в течение позднего средневековья
все нарастала, и только централизованный
орган принуждения —
Но из
факта покровительства
II. Государственное устройство Франции В XVII в.
2.1 Государственный строй.
Изменение
в социально-экономической
Важную
роль в становлении абсолютизма
сыграл кардинал Ришелье. В течении
почти двадцати лет (1624-1642) он, подчинив
своему влиянию короля Людовика XIII
фактически безраздельно управлял страной.
Его политика была направлена на защиту
интересов дворянства. Под его
руководством была резко усилена
централизация
При Людовике XIV абсолютизм достиг высшей степени своего развития.
Значение абсолютизма для страны не было однозначным. С XVI в. и первую половину XVII в. абсолютная монархия играла относительную роль. Она вела борьбу против раскола страны, создавая тем самым благоприятные условия для её последующего социально-экономического развития. Нуждаясь в новых дополнительный средствах, абсолютизм содействовал росту капиталистической промышленности и торговли. Получили развитие экономическая политика и соответствующее экономическое учение, ставшее известным как меркантилизм. Его основные последователи считали основным источником богатства область денежного обращения. Одним из вариантов меркантилизма явилась экономическая политика, проводимая фактическим главой государства Кольбером. Правительство поощряло строительство новых мануфактур, вводило высокие таможенные пошлины на ввозимые в страну иностранные товары, вело войны против иностранных держав - конкурентов в торговле, основывало колонии 10
Чиновники,
«люди мантии», составляли как бы
аристократию по отношению к классу
буржуазии, из рядов которого они
вышли. Также и в системе вооруженных
полицейских сил абсолютизма
в XVII в. городская буржуазия, поголовно
получавшая оружие и организованная
по городам в «буржуазную гвардию»
Французское феодальное дворянство, за исключением отдельных его представителей, являлось верной опорой абсолютизма. Следовательно, буржуазия, встав на путь оппозиции, была бы принуждена идти с одним лишь народом, и движение неминуемо приобрело бы демократический характер. Но для такой политики французской буржуазии в XVII в. еще не было объективных условий. Это и было причиной того, что «буржуазная гвардия» поддавалась обычно влиянию одворянившейся части буржуазии и поднимала оружие в защиту феодально-абсолютистского порядка.
Абсолютизм нуждался в буржуазии еще и потому, что ему нужны были деньги как для раздачи дворянам, так и для увеличения собственного политического могущества. В XVII в., как правило, армии были наемными, и реальная сила королевской власти внутри Франции и за ее пределами зависела прежде всего от состояния финансов, т. е. сумм, собранных в виде налогов, а собирать со страны больше налогов можно было только при условии роста денежного обращения. Поэтому государству, задачей которого была защита феодализма, приходилось самому же и подстегивать развитие буржуазии, покровительствовать торговле и промышленности. Чтобы постоянно и во все большем объеме стричь «зажиточных» в пользу фиска, требовалось, чтобы эти «зажиточные» не переводились, чтобы мелкая буржуазия превращалась в среднюю буржуазию, средняя буржуазия — в крупную и т. д. В противном случае государству пришлось бы забирать все большую долю из совокупного прибавочного продукта крестьян, следовательно, отнимать часть доходов у самого же дворянского класса, хотя бы и для защиты его общих интересов. Перенесение абсолютизмом центра тяжести обложения на город и вместе с тем покровительство буржуазии отвечали в конечном счете интересам того же дворянства.11
Разумеется, рост королевской власти ущемлял права и независимость каждого отдельного сеньора. Но общие классовые интересы заставляли их, несмотря на все частные конфликты и проявления недовольства, сплачиваться вокруг королевской власти XVII век — время консолидации французского дворянства.
Отдельные
обиженные вельможи возглавляли
время от времени оппозиционные
политические движения, направленные
против правительства, но вельможи преследовали
при этом чисто личные цели (получение
пенсий, губернаторских должностей, того
или другого духовного сана и
т. д.).12 Порой вельможи во имя тех
же корыстных целей вступали во временный
союз даже с движениями народной, в особенности
плебейской, оппозиции. Некоторые
должности давали
право носить дворянский
титул. Правительство Франции шло
на это, так как постоянно
нуждалось в средствах. Король
передает значительную часть
налоговых поступлений привилегированным
сословиям в виде жалований, субсидий,
пенсий. Королевский фиск
становится важнейшим
инструментом эксплуатации
крестьянства. И дворянство, желая увеличить
доходы, постоянно требует от
короля увеличения налогообложения.
2.2. Органы государственной власти
Раскрывая суть абсолютной монархии, сложившейся во Франции в период с XVI-XVIII вв., необходимо дать характеристику государственному механизму, позволившему на протяжении более двух веков управлять многоукладным и динамично-развивающимся государством.
Концентрация всей государственной власти в руках короля привела к прекращению деятельности обще-французского собрания сословий - Генеральных штатов (образованного в 1302 году, где каждое сословие: - духовенство, дворянство и «третеесословие» были представлены отдельной палатой и решение выносилось простым большинством голосов). В этот период также ограничиваются права парламентов. Парламентам запрещалось брать в ведение дела, касающиеся государства, администрации и правительства.
Светская власть, в лице короля, подчиняет своему контролю и церковь, и именно у него через некоторое время появляется исключительное право назначать кандидатов на высшие посты во французской церкви.
Укрепление
власти короля сопровождалось усилением
влияния бюрократического аппарата.
Во-первых, государственному аппарату
французского абсолютизма были присущи
особенности, к числу которых
можно отнести продажу
Проблемы, возникшие при формировании старого государственного аппарата, были решены путем создания новой системы государственных органов. Важнейшие посты в новой системе занимали лица, назначаемые правительством, и которые в любое время могли быть отозваны. Как правило, это были люди незнатные, образованные и преданные монархии. В итоге в стране одновременно функционировали государственные органы, которые условно делились на две категории. К первой относились учреждения, унаследованные от продаваемых должностей, контролируемых знатью. В их ведении находилась второстепенная сфера государственного управления. Вторую категорию представляли органы, созданные абсолютизмом, где чиновники назначались правительством, и именно они составляли основу управления 14