Французский абсолютизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 12:32, курсовая работа

Описание работы

В XV и XVIII столетиях во Франции складываются абсолютные монархии. Наступает последний период истории феодализма. Предпосылки абсолютизма - зарождение и развитие буржуазных отношений. Промышленность вступила в эпоху технического перевооружения. Мелкое производство сменяется более крупным. На смену мастеру, создающему изделие от начала до конца, приходит мануфактурное производство - техническое разделение труда.

Целью данной работы является уяснение основных этапов и особенности абсолютизма во Франции.

Содержание

Введение………………………………………………………………… 2
I. Возникновение абсолютизма во Франции………………………….. 5
II. Государственное устройство Франции В XVII в………………….. 11
2.1 Государственный строй………………………………………………… 11
2.2. Органы государственной власти ……………………………………….. 14
2.3 Судебная система………………………………………………………. 15
2.4 Армия и полиция…………………………………………………….. .. 16
III. Кардинал Ришелье………………………………………………….. 18
3.1 Административные и экономические реформы при Ришелье…………….. 19
3.2 Войны Франции при Ришелье………………………………………….. 19
3.3 Достижения кардинала Ришелье…………………………………………. 20
Заключение……………………………………………………………… 23
Список литературы…………………………………………………….. 24

Работа содержит 1 файл

Реферат Французский Абсолбтизм.docx

— 55.42 Кб (Скачать)

Представление о том, что абсолютизм зиждется на божественном праве, не означало восприятия идеи личной власти короля, тем более  отождествления ее с деспотизмом. Королевские  прерогативы не выходили за рамки  законного порядка, и считалось, что "король трудится для Государства".

Вообще  французский абсолютизм основывался  на концепции неразрывной связи  короля и государства, поглощения первого  вторым. Считалось, что сам король, его имущество, его семья принадлежат  французскому государству и нации. Юридически король признавался источником любой власти, которая не подлежала  какому-либо контролю. Это, в частности, привело к закреплению полной свободы короля в сфере законодательства. При абсолютизме законодательная  власть принадлежит только ему одному по принципу: "один король, один закон". У короля было право назначения на любую государственную и церковную  должность, хотя это право могло  быть делегировано им нижестоящим чиновникам. Он являлся окончательной инстанцией во всех вопросах государственного управления. Король принимал важнейшие внешнеполитические решения, определял экономическую  политику государства, устанавливал налоги, выступал высшим распорядителем государственных  средств. От его имени осуществлялась судебная власть.

Создание  централизованного аппарат управления. При абсолютизме центральные  органы разрослись и усложнились. Однако сами феодальные методы управления препятствовали созданию стабильной и четкой государственной администрации. Нередко королевская власть создавала по своему усмотрению новые государственные органы, но затем они вызывали ее же неудовольствие, реорганизовывались или упразднялись.

Французское государство XVII в., построенное на принципе абсолютной власти короля, по своей  классовой природе было диктатурой дворянства. Главным назначением  абсолютистского государства была защита феодального строя, феодального  экономического базиса от всех антифеодальных сил.

Основной  антифеодальной силой являлось крестьянство. Сила крестьянского сопротивления  в течение позднего средневековья  все нарастала, и только централизованный орган принуждения — государство  имело возможность успешно противостоять  ей. Важным союзником крестьян было городское плебейство. Но только присоединение  буржуазии к народным массам и  руководство с ее стороны могли  превратить стихийную борьбу антифеодальных сил в революцию. Важнейшей задачей  абсолютизма было препятствовать образованию  такого блока буржуазии, крестьянства и плебейства. Королевское абсолютистское правительство, с одной стороны, путем некоторого покровительства  отвлекало буржуазию от союза  с народными антифеодальными  силами, а с другой стороны, беспощадно подавляло выступления крестьянства и плебейства.

Но из факта покровительства буржуазии  со стороны абсолютизма отнюдь не вытекает, что правы те буржуазные историки, которые утверждают, будто  абсолютизм был двуклассовым, «дворянско-буржуазным»  государством или даже просто «буржуазным». Абсолютизм действительно сложился в ту эпоху, когда потенциальная  мощь буржуазии (при условии ее союза  с народом) начала в известной  степени сравниваться с мощью  дворянства, и королевская власть в определенный период вела политику, безусловно дружественную по отношению  к буржуазии. Однако, как и подчеркивал  Энгельс, абсолютизм был только «кажущимся»  посредником между дворянством  и буржуазией (См. Ф. Энгельс, Происхождение  семьи, частной собственности и  государства, К. Маркс).6 Абсолютизм активно стремился привлечь буржуазию на сторону дворянского государства, откалывая тем самым буржуазию от ее демократических союзников, отвлекая ее от борьбы против феодализма на путь приспособления к феодализму. Еще Ришелье разъяснял, что тот, кто вложил свои деньги в существующий политический режим, не станет содействовать его ниспровержению, поэтому и важно предоставлять буржуазии возможность, выгодно вкладывать капиталы в должности и откупа. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

II. Государственное устройство Франции В XVII в.

2.1 Государственный строй.

Изменение в социально-экономической структуре  французского общества обусловили и  трансформацию государства. К началу ХVII в. абсолютная монархия в основном оформилась. В ходе своего развития она приобрела во Франции наиболее законченную форму. Абсолютизм характеризовался прежде всего тем, что вся полнота  законодательной, исполнительной, военной  и судебной власти сосредоточились  в руках наследного главы государства - короля. Ему подчинялся весь централизованный государственный механизм - армия, полиция, административно-финансовый аппарат, суд. Все французы рассматривались  как подданные короля, обязанные  ему беспрекословно подчиняться7Важным фактором, во многом способствовавшим усилению относительной независимости королевской власти, явилось особое соотношение классовых сил, сложившееся во Франции. В стране утвердилось своеобразное равновесие двух классов - дворянства, начавшего ослабевать, и буржуазии, все более набиравшей силу. Используя в своей политике противоречия между этими двумя классами, королевская власть добилась значительной относительной самостоятельности 8

Важную  роль в становлении абсолютизма  сыграл кардинал Ришелье. В течении  почти двадцати лет (1624-1642) он, подчинив своему влиянию короля Людовика XIII фактически безраздельно управлял страной. Его политика была направлена на защиту интересов дворянства. Под его  руководством была резко усилена  централизация административного  аппарата, суда, финансов 9

При Людовике XIV абсолютизм достиг высшей степени  своего развития.

Значение  абсолютизма для страны не было однозначным. С XVI в. и первую половину XVII в. абсолютная монархия играла относительную роль. Она вела борьбу против раскола страны, создавая тем самым благоприятные  условия для её последующего социально-экономического развития. Нуждаясь в новых дополнительный средствах, абсолютизм содействовал росту капиталистической промышленности и торговли. Получили развитие экономическая политика и соответствующее экономическое учение, ставшее известным как меркантилизм. Его основные последователи считали основным источником богатства область денежного обращения. Одним из вариантов меркантилизма явилась экономическая политика, проводимая фактическим главой государства Кольбером. Правительство поощряло строительство новых мануфактур, вводило высокие таможенные пошлины на ввозимые в страну иностранные товары, вело войны против иностранных держав - конкурентов в торговле, основывало колонии 10

Чиновники, «люди мантии», составляли как бы аристократию по отношению к классу буржуазии, из рядов которого они  вышли. Также и в системе вооруженных  полицейских сил абсолютизма  в XVII в. городская буржуазия, поголовно  получавшая оружие и организованная по городам в «буржуазную гвардию», занимала важное место; в критические  минуты народных восстаний она, хотя подчас не без серьезных колебаний, в конце концов поддавалась призывам своих «старших братьев», магистратов  и «лояльно» сражалась за существующий порядок, против «мятежников» из простого народа.

Французское феодальное дворянство, за исключением  отдельных его представителей, являлось верной опорой абсолютизма. Следовательно, буржуазия, встав на путь оппозиции, была бы принуждена идти с одним  лишь народом, и движение неминуемо  приобрело бы демократический характер. Но для такой политики французской  буржуазии в XVII в. еще не было объективных  условий. Это и было причиной того, что «буржуазная гвардия» поддавалась  обычно влиянию одворянившейся части  буржуазии и поднимала оружие в защиту феодально-абсолютистского  порядка.

Абсолютизм  нуждался в буржуазии еще и  потому, что ему нужны были деньги как для раздачи дворянам, так  и для увеличения собственного политического  могущества. В XVII в., как правило, армии  были наемными, и реальная сила королевской  власти внутри Франции и за ее пределами  зависела прежде всего от состояния  финансов, т. е. сумм, собранных в  виде налогов, а собирать со страны больше налогов можно было только при условии роста денежного  обращения. Поэтому государству, задачей  которого была защита феодализма, приходилось  самому же и подстегивать развитие буржуазии, покровительствовать торговле и промышленности. Чтобы постоянно и во все большем объеме стричь «зажиточных» в пользу фиска, требовалось, чтобы эти «зажиточные» не переводились, чтобы мелкая буржуазия превращалась в среднюю буржуазию, средняя буржуазия — в крупную и т. д. В противном случае государству пришлось бы забирать все большую долю из совокупного прибавочного продукта крестьян, следовательно, отнимать часть доходов у самого же дворянского класса, хотя бы и для защиты его общих интересов. Перенесение абсолютизмом центра тяжести обложения на город и вместе с тем покровительство буржуазии отвечали в конечном счете интересам того же дворянства.11

Разумеется, рост королевской власти ущемлял  права и независимость каждого  отдельного сеньора. Но общие классовые  интересы заставляли их, несмотря на все  частные конфликты и проявления недовольства, сплачиваться вокруг королевской  власти XVII век — время консолидации французского дворянства.

Отдельные обиженные вельможи возглавляли  время от времени оппозиционные  политические движения, направленные против правительства, но вельможи преследовали при этом чисто личные цели (получение  пенсий, губернаторских должностей, того или другого духовного сана и  т. д.).12 Порой вельможи во имя тех же корыстных целей вступали во временный союз даже с движениями народной, в особенности плебейской, оппозиции. Некоторые    должности     давали     право     носить дворянский титул. Правительство  Франции  шло  на  это,  так  как  постоянно нуждалось  в  средствах.  Король  передает  значительную   часть   налоговых поступлений привилегированным сословиям в виде жалований, субсидий,  пенсий. Королевский   фиск   становится    важнейшим    инструментом    эксплуатации крестьянства. И дворянство, желая увеличить  доходы,  постоянно  требует  от короля увеличения налогообложения. 
 
 

2.2. Органы государственной власти

Раскрывая суть абсолютной монархии, сложившейся во Франции в период с XVI-XVIII вв., необходимо дать характеристику государственному механизму, позволившему на протяжении более двух веков управлять многоукладным и динамично-развивающимся государством.

Концентрация  всей государственной власти в руках  короля привела к прекращению  деятельности обще-французского собрания сословий - Генеральных штатов (образованного  в 1302 году, где каждое сословие: - духовенство, дворянство и «третеесословие» были представлены отдельной палатой  и решение выносилось простым  большинством голосов). В этот период также ограничиваются права парламентов. Парламентам запрещалось брать  в ведение дела, касающиеся государства, администрации и правительства.

Светская  власть, в лице короля, подчиняет  своему контролю и церковь, и именно у него через некоторое время  появляется исключительное право назначать  кандидатов на высшие посты во французской  церкви.

Укрепление  власти короля сопровождалось усилением  влияния бюрократического аппарата. Во-первых, государственному аппарату французского абсолютизма были присущи  особенности, к числу которых  можно отнести продажу государственных  должностей, приносящую немалый доход  правительству. Государственные чиновники, купившие должность чувствовали  себя независимо по отношению к монархии, которая не могла уволить их с  государственной службы. Во-вторых, в период политических кризисов, охвативших Францию в XVI веке, особенно во времена  религиозных войн, правительство, с  целью привлечения влиятельной  знати на свою сторону, передало ей некоторые важные посты в государственном  аппарате, которые впоследствии стали  достоянием отдельных аристократических семей.13

Проблемы, возникшие при формировании старого  государственного аппарата, были решены путем создания новой системы  государственных органов. Важнейшие  посты в новой системе занимали лица, назначаемые правительством, и которые в любое время  могли быть отозваны. Как правило, это были люди незнатные, образованные и преданные монархии. В итоге в стране одновременно функционировали государственные органы, которые условно делились на две категории. К первой относились учреждения, унаследованные от продаваемых должностей, контролируемых знатью. В их ведении находилась второстепенная сфера государственного управления. Вторую категорию представляли органы, созданные абсолютизмом, где чиновники назначались правительством, и именно они составляли основу управления 14

Информация о работе Французский абсолютизм