Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 10:43, курсовая работа
Суд - орган государства, охраняющий от всяких посягательств на интересы господствующего класса, путем осуществления правосудия, применения мер государственного принуждения с лицом нарушающим установленный правопорядок. Суд возникает вместе с государством, но выделяется в самостоятельный орган по мере развития государственного механизма и образования специального государственного аппарата.
Введение …………………………………………………………………..….3 стр
Теоретическая часть
Глава I Формы процесса в русском процессуальном праве IХ век – 1917 год.……………………………………………….………..…..4 стр
1.1 Александр II и его реформы …………………………………………….4 стр
1.2 Судебная реформа 1864 года и ее основные итоги.………………...….6 стр
Практическая часть………………………………………………….…….…21стр
Задачи
Заключение…………………………………………………………………..23 стр
Библиографический список………………………………………………...25 стр
Это выразилось, прежде всего,
в успешном окончании работы над
двумя крайне важными для судебной
реформы законами–первой и
Также происходит энергичный пересмотр сравнительно современных актов, разработанных и одобренных в 1991-93 годах. К ним можно отнести, к примеру, Закон об арбитражном суде от 4 июля 1991 года (новый текст с незначительно измененным названием принят 28 апреля 1995 г. ) и АПК от 5 марта 1992 года (новый текст принят 5 мая 1995 г. ). Следует назвать и другие“молодые”законы, подвергнутые коренной переработке в связи с принятием Конституции РФ и по ряду других причин–это полностью обновленные Закон о прокуратуре (17 ноября 1995 г. ), Федеральный закон“Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации”(3 апреля 1995 г. ). Были изданы также законы, которые, не отменяя действующие со сравнительно недавних пор (не более четырех лет) законы, откорректировали существенным образом их содержание. Такой“операции” подверглись, например, Закон о статусе судей от 26 июня 1992 года и Закон РФ “О федеральных органах налоговой полиции”от 24 июня 1993 года (в первый из них изменения внесены 21 июня 1995 г. , а во второй– 17 декабря 1995 г. ).
Происходит подготовка и
принятие актов по новым проблемам,
настойчиво диктуемым жизнью в связи
с происходящими
Есть еще одна важная для
правосудия проблема. Это исполнение
судебных решений. Было подготовлено два
закона, направленных на решение этой
проблемы: Закон об исполнительном
производстве и Закон о судебных
приставах. Эти законы соответственно
были утверждены Государственной Думой
(4 июня 1997 года) и Советом Федерации
(3 июля 1997 года) и вступили в действие
от 21 июля 1997 года. В законах заложены
концепции и критерии деятельности
приставов-исполнителей, введены четкие
санкции в отношении должников,
которые не исполняют судебных решений,
предусмотрены права и
В данный момент можно констатировать, что судебно-правовая реформа, хотя не так успешно и быстро, как хотелось бы, идет в том принципиальном направлении, которое предусмотрено разработанной и утвержденной Верховным Советом концепцией. Есть реальная надежда на то, что при поддержке судейского корпуса и научной общественности можно преодолеть и те трудности, которые неизбежно сопровождают любую реформу.
Суд присяжных – центральный институт судебных реформ 1864 и 1993 г. В наши дни в России возрождается общественное правосудие в форме суда присяжных Концепция судебной реформы в Российской федерации рассматривает суд присяжных как эффективное средство, позволяющее отказаться от обвинительного уклона в системе уголовной юстиции, как некий катализатор, стимулирующий состязательность судопроизводства, право обвиняемого, подсудимого на защиту, как способ обеспечения презумпции невиновности. Суд присяжных–это не просто более широкое вовлечение представителей общества в отправление правосудия по наиболее серьезным уголовным делам (вместо объединенных в одну коллегию с судьей двух народных–двенадцать независимых присяжных заседателей). Это новая в нынешних российских условиях форма судопроизводства, радикально меняющая сущность и содержание всего уголовного процесса. Судья становиться беспристрастным арбитром, он больше не обязан в ходе судебного разбирательства восполнять пробелы и исправлять ошибки следствия. В суде присяжных не связанных профессиональными навыками и привычками, знаниями материалов дела, оценивающих фактическое обстоятельства дела и выносящие на их основе вердикт–виновен или не виновен подсудимый, иной смысл приобретает принцип состязательности, уравниваются возможности сторон (обвинения и защиты) в процессе, подлежат исключению из судебного разбирательства доказательства, добытые в ходе следствия с нарушением закона, через всю процедуру красной нитью проходит принцип презумпции невиновности.
Известно, что суд присяжных
успешно функционирует в
Современная концепция судебной реформы в Российской Федерации отводит суду присяжных центральную роль в демократизации уголовной юстиции, рассматривая его как институт, призванный стимулировать состязательность процесса“подтянуть”следствие, повысить профессиональный уровень юристов. Конечно, надеяться на то, что с введением суда присяжных вся система уголовного судопроизводства автоматически приобретает качественно новый уровень, было бы утопией. Однако при том, что согласованному проведению уголовной реформы в современной России объективно мешают ведомственные препоны, разобщенность различных бюрократических структур, независимо от субъективного настроения отдельных представителей этих ведомств (была отклонена идея Следственного комитета, призванного объединить следствие, адвокат по-прежнему не имеет права по собственному почину собирать доказательства)– это уже шаг вперед. От появления идеи суда присяжных на волне демократических преобразований второй половины 80-х годов XX в. до практической реализации института прошло довольно много времени.
Постановление Верховного Совета Российской Федерации предусмотрело введение альтернативной формы судопроизводства с участием присяжных заседателей на территории Ставропольского края, Ивановской, Московской, Рязанской и Саратовской областей с 1 ноября 1993 года на территории Алтайского и Краснодарского краев, Ульяновской и Ростовской областей–с 1января 1994 г. Предусматривается дальнейшее поэтапное введение института на территории других субъектов Российской Федерации, не планируется, как и упразднение существующей формы судопроизводства. Производство в суде присяжных–это альтернатива. Время покажет преимущества и недостатки различных форм судопроизводства.
Таким образом, суд присяжных –это институт, меняющий уголовный процесс (исключение доказательств, добытых с нарушением закона, нейтральная позиция судьи, равноправные условия состязания сторон), и затрагивающие правовую систему России в целом (появление в деятельности судьи элементов правотворчества, практики судебных прецедентов). Суд присяжных обозначил серьезные и глубокие перемены в российском праве. Заключение
Реформы второй половины XIX
в. в России привлекают умением правительства
Александра II с относительно малыми
потерями на рубеже 50-60-х годов выйти
из кризисной ситуации, определить
оптимальное направление
Либеральное округление Александра
II, не меняя основ государственного
устройства–были сохранены
В XX в. , в ходе преобразований 80-90-х годов, реформировались одновременно институт президента, парламентаризма, государственно-территориальное устройство, местное самоуправление без определения первоочередных задач, приоритетных реформ, их взаимной связи.
Конечно, проще восстановить ход подготовки преобразований 60-70-х годов XIX в. , нежели сегодняшних. Так, на подготовку судебных уставов 1864 г. ушло, по меньшей мере семь лет.
К сожалению, в проводимых в наши дни преобразованиях судебной реформе не отводиться первоочередная роль, как в прошлом столетии. Недооценка суда, места и роли его в обществе и государстве уходит корнями в советское прошлое, когда суд не являлся ветвью государственной власти, самостоятельной и независимой от двух других властей– законодательной и исполнительной. Как следствие –и в официальных документах того времени в общем перечне правоохранительных органов суд занимал место после милиции и прокуратуры.
Между тем успех других
реформ в значительной степени обусловлен
состоянием дел в сфере судоустройства
и судопроизводства. Надлежащего
судебно-правового обеспечения
Проводя параллели меду судебной реформой 1864 г. в России и нынешней, нельзя не отметить, что во второй половине XIX в. реформировались одновременно вся система судоустройства и судопроизводства.
В отличие от этого 80-90-х годах XX в совсем не имелось в виду сломать существующую судебную систему, а затем учредить новый суд. Предполагалось постепенно трансформировать ее, дополнить новыми типами юстиции, формами судопроизводства, демократическими принципами и институтами судоустройства и судопроизводства с учетом потребностей общества и государства, принимая во внимание зарубежный и собственный дореволюционный опыт.
Среди направлений судебной реформы в Российской Федерации можно выделить: повышение статуса судьи как носителя судебной власти, самостоятельной и судебной;
введение конституционной
концепции для обеспечения
создание системы арбитражных судов для разрешения конфликтных ситуаций в сфере экономики между субъектами различных форм собственности;
введение альтернативной формы судопроизводства с участием присяжных заседателей.
Такие принципы судопроизводства, как состязательность, право обвиняемого, подсудимого на защиту, презумпция невиновности, должны быть более полно воплощены в жизнь, будет создан правовой механизм их последовательной реализации.
Путь радикального реформирования, коренной ломки старой и создания новой судебной системы, предпринятый“отцами”судебной реформы 1864 г. , требует большей подготовки, больших усилий. Путь постепенного“врастания”суда в новые общественно-экономические, государственные отношения, принятия отдельных законов о судоустройстве и судопроизводстве, по которому идет нынешняя судебная реформа в Российской Федерации, требует меньших материальных и организационных затрат. Однако здесь реформатора предостерегает опасность. Механизм судоустройства и судопроизводства представляет собой единое целое, все звенья которого взаимосвязаны. Несогласованность, сбой, даже опережение в одном звене могут вывести из строя весь механизм.
Опыт проведения государственно-правовых реформ в России показывает, что наибольший эффект в обновлении форм и сущности институтов достигался в том случае, когда реформы проводились в комплексе, взаимозависимости, когда изменениям скоодинированно подвергались различные сферы государственной и общественной жизни: социальной, духовной, экономической, культурной, политической.
Вполне привычны проблемы становления новых форм суда: отсутствие достаточных финансовых средств, достаточного числа высококвалифицированных юридических кадров, неравномерность социально-экономического и политического развития субъектов федерации (применительно к истории регионов Российской империи). В этой связи перед законодателем вновь стоит сложная задача определения степени единства судебной организации. Это трудность не была преодолена и в ходе судебной реформы прошлого века. Созданная тогда судебная система не стала единой.
Информация о работе Формы процесса в русском процессуальном праве