Автор: Александр Алексеевич, 13 Сентября 2010 в 15:34, реферат
Славянская мифология и религия формировались на протяжении долгого периода в процессе выделения древних славян из индоевропейской общности народов во II--I тысячелетии до н. э. и во взаимодействии с мифологией и религией соседних народов. Поэтому, естественно, в славянской мифологии имеется значительный индоевропейский пласт. Например, это образы бога грозы и боевой дружины (Перун), бога потустороннего мира (Велес), элементы образов близнечного божества (Ярило и Ярилиха) и божества Неба-Отца (Стрибог). Также индоевропейскими по сути являются такие образы, как Мать-Сыра-Земля (Мокошь), солнечное божество (Дажьбог), и некоторые другие[1].
В религии славян было развито верование в новую жизнь человеческой души после смерти, связанное с агарным культом. Умершие предки считались покровителями семей. Почти все восточнославянские традиционные праздники содержали элементы культа предков. Его отголоски есть и на Святки, во время которых одной из главных блюд была кутья -- древнее поминальное блюдо, а перед тем, как начать трапезу, выплескивали часть напитка на стол -- для умерших; на Масленицу вместо напитка на окошко клали блин или отдавали блин нищим (отсюда и «первый блин комом»), также имел место обычай ходить к другу в гости -- прощаться; обычай не передавать через порог возник из-за того, что в древности под порогом хоронили предков (с порогами связаны так же некоторые обряды и заговоры). Одним из главных праздников в честь усопших был Семик, во время начала которого старшие члены семьи ходили на могилы родителей, а во время трапезы также были поминальные блюда. Очень чётко поклонение предкам прослеживается во время Радоницы. Уже то, что ей предшествовал (справлялся во вторник) Навий день (понедельник), говорит об отношении праздника к почитанию умерших -- «навий» на древнерусском означало «относящийся к умершим». В этот день всей деревней приходили на кладбище, женщины причитали, на могилы крошили и проливали еду и напитки, катали по ним яйца.[2]
Чур (цур) -- междометие. По некоторым данным, оно восходит к имени славянского бога родового очага, оберегающего границы земельных владений.
Оружие Перуна: «громовая
стрела» (ископаемые
наконечники стрел) или «чёртов палец»
(камни-белемниты),
стрела-молния, топорики-секиры[2], палицы.
Когда Перун мечет камни и стрелы на землю,
возникает гроза.[3]
Передвижение: колесница
Перуна, конь Перуна, а также, по мнению
Б. А. Рыбакова, колесо Перуна («громовой знак», то есть колесо с шестью
спицами).[4]
Священное дерево:
дуб. В грамоте галицкого князя Льва Даниловича,
в которой определяются границы владений
епископа Перемышльского, упоминается
Перунов дуб как одна из границ:[3] "...а
отъ той горы до Перунова Дуба горе склонъ"
Б. А. Рыбаков пишет:
Дважды наука обогатилась находками подлинных
священных дубов языческого времени. Первая
находка была сделана в 1909 г. В 8 км от устья
Десны близ Никольского монастыря из воды
был извлечен ствол дуба около 20 м длины.
Дуб погиб сравнительно молодым -- судя
по годичным кольцам, ему было около 150
лет. В свое время в толщу ствола были врезаны
и успели врасти в древесину четыре кабаньих
челюсти, расположенные квадратом. Челюсти
принадлежали молодым кабанам. Вторая
аналогичная находка дубового ствола
с кабаньими клыками была сделана в 1975
г., неподалеку от первой в Днепре, ниже
устья Десны. На высоте 6 м от корней в ствол
дуба были также вживлены 9 кабаньих челюстей,
образующих фигуру квадрата со стороной
в 34 см. Нижняя часть ствола носит следы
огня. Дата по С14 -- примерно середина VIII
в. н. э.
День недели: четверг,
у полабских славян он назывался «Перуновым
днём». То,
что четверг в архаичной традиции соотносился
с грозой, подтверждается устойчивым выражением
в современном русском языке «после дождичка в четверг».[3]
Антропоморфный облик:
согласно летописи, князь Владимир «постави
кумиры на холму вне двора теремнаго: Перуна
древяна, а главу его сребрену, а ус злат…».
Зооморфный облик:
Дикий тур (огромный, могучий лесной бык)[источник
не указан 117 дней].
Согласно Прокопию
Кесарийскому (VI век), славяне своему богу-Громовержцу «приносят
в жертву быков и совершают другие священные
обряды».
Ассоциации и посвящения:
неугасимый огонь, нижнее течение Днепра
и верхнее течение Волхова, пороги -- место
сражения с Велесом[источник не указан
117 дней], которому посвящена другая часть
соответствующей реки. Кроме того, с Перуном
связывались холмы и горы. Южнославянские
топонимы, в которых отражено имя Перуна,
по большей части являются названиями
лесистых возвышенностей и гор. В Киеве
и Новгороде идолы Перуна стояли на холмах.
В Третьей Новгородской летописи под 988
годом сохранилось название возвышенности
Перынь, посвящённой Перуну: ...и требища
разори и Перуна посече, что в великом
Новеграде стоялъ на Перыни
Существование этого
древнего святилища подтверждается археологическими
раскопками, предпринятыми в середине
XX века В. В. Седовым.[3]
2 августа (20 июля старого стиля) -- Перунов день, он же Ильин день. В этот день вся нечистая сила, спасаясь от огненных стрел Перуна, превращается в различных зверей. В давнее время в этот день собак и кошек в дом не пускали, чтобы не навести грозу -- гнев Перуна[источник не указан 126 дней].
В древнеславянских источниках Велес называется «скотьим богом» и сравнивается с эллинским богом Дикой природы и лесов Паном. Так, в «Повести временных лет» летописец Нестор называет Велеса «скотьим богом», покровителем домашних животных
В Слове о полку Игореве
древний песнотворец Боян называется «Велесовым
внуком». Этот
эпитет может говорить о функции Велеса
как бога поэзии и обрядовой песни (издатели «Слова» усматривали
здесь параллель со «скотьими» функциями Велеса и делали
вывод о культе священного поэтического
животного, подобного Пегасу).
Сельскохозяйственные
функции Велеса прослеживаются в обычае
оставлять ему в дар несжатыми так называемых
волоти, несколько стеблей злаков. Эта
жертва называется «Волосовой бородкой»[источник
не указан 48 дней].
Культ Велеса, наряду
с культом Перуна, относится к древнейшим
общеславянским[1]; имена этих божеств
реконструируются на праславянском уровне.
Имеются элементы системного противопоставления
двух главных богов. Так, в договоре Руси
с Византией 907 года Велес (называемый
в Повести временных лет Волос) соотносится
с золотом, а Перун -- с оружием. В Киеве
идол Перуна стоял на горе (и затем входил
в состав воздвигнутого князем Владимиром
в 978 году пантеона), а идол Велеса, вероятно,
на киевском Подоле, в нижней части города;
среди шести богов киевского княжеского
пантеона Велеса, несмотря на древность
и всеобщесть его культа, не было. Похожая
картина с «верхом» и «низом» имеется
в Македонии, где есть город Велес, расположенный
под холмом Ильи-пророка (перенявшего
у Перуна функции громовержца), и в Хорватии,
где есть посёлок Волоско под горой Перун.
Это находило отражение и в социальном
плане их культа: Велес считался богом «всей
Руси»[1], а
Перун -- преимущественно богом княжеской
дружины.
Праславянские формы *Velsъ, *Volsъ можно сопоставить с балтийским именем бога загробного мира Вяльнаса. В ведической мифологии с Велесом сближают демона Валу, пожирающего скот. Согласно В. В. Иванову и В. Н. Топорову, в реконструируемом «основном мифе» Велес был противником Перуна-громовержца, похищающим его стада?[источник не указан 48 дней].
Велес ~ Волос на гербе
города Волосово (Ленинградская область)
В христианскую эпоху
Велес, благодаря звуковой близости имён
и совпадению некоторых черт культа, был
сближен и ассимилирован с христианским
святым Власием, покровителем скота. Вариант
Волос осознавался как полногласный вариант
к Власий. Уже в третьей четверти XI века
в берестяной грамоте церковного содержания
в перечне святых фигурирует Волос. Во
вкладной грамоте Варлаама Хутынского
(конец XII века) фигурирует человек по имени
Волос -- неясно, это дохристианское имя
или уже просто то же, что Влас.
Остатки культа Велеса
(обычно в синкретичном виде с культом
святого Власия) сохранились на русском
Севере, где известны идолы Велеса/Волоса
и предания о капищах в честь него; для
реконструкции культа имеют значение
народные иконы св. Власия, фольклорные
молитвы и заговоры с его именем. Его культ
иногда сближается с культом медведя как «хозяина» животных[источник
не указан 48 дней].
Так сохранились капища
Велеса в Волосовском районе Ленинградской
области и Павлоградском районе Днепропетровской
области. По имени Велеса, по мнению некоторых
исследователей[каких?], назван город Волосово.
С именем Велеса у славян
связывалось звёдное скопление Плеяд
(др.-рус. Волосыни, болг. Власците, серб.
Влашићи)[источник не указан 48 дней].
Христианская традиция
не полностью ассимилировала образ Велеса.
Сохранилось представление о нём как о
злом духе, чёрте: русские диалектные ёлс,
волосатик, волосень -- «нечистый дух, чёрт», чеш.
Veles -- «злой
дух, демон» (XVI--XVII века)[источник не указан
48 дней].
Часть функций Велеса взял на себя святой Николай, который покровительствовал богатству и торговле, а также считался в представлении русских хозяином подземного и морского миров[источник не указан 48 дней].
Мокошь (Макошь) -- женское
божество в восточнославянской мифологии,
вероятно, покровительница женского начала,
плодородия, брака и родов.
Возможно, в её ведении
находится такое ремесло, как прядение.
Мокошь -- единственная богиня древнерусского
языческого пантеона, чей идол стоял в
Киеве на вершине холма рядом со статуями
Перуна и прочих божеств. Сопоставлялась
с богиней плодородия скифов-землепашцев
и женским божеством трипольской культуры.
Считалось, что богиня покровительствует
прядению, наказывает тех, кто работает
в пятницу (священный день Мокоши). Её соотносят
с греческими богинями судьбы Мойрами,
прядущими нити жизни, и германскими «пряхами
судьбы» -- Норнами.
Вероятно, имела связь с Рожаницами, Суденицами,
Долей и Недолей. Мокошь, как богиня плодородия,
мать урожаев, по некоторым данным, имела
12 годовых праздников; иногда изображалась
с рогами. Характерный женский рогатый
головной убор носили ещё в 19-ом веке на
народных праздниках. Память о Мокоши
на Украине и на севере России хранилась
до XIX века. В жертву ей приносилась пряжа,
выбрасывавшаяся в колодец (ритуал назывался «мокрида», ср.
имя Мокошь).
Возможно, Мокошь является образом древнейшей, ещё палеолитического происхождения, Богини-Матери, которая известна как Палеолитическая Венера. Древнейшая Богиня была подательницей жизни, изображение её лица считалось табу, имела большую голову.
В нижней ипостаси, возможно, является знаменитой Бабой Ягой (Яга (Хель, Кали), в этом случае можно говорить, что она мать ветров и повелительница лесного мира. Изображена на русских вышивках между двух лосих-Рожаниц, иногда изображалась с рогом изобилия. Как следствие хтоничности имеет непропорционально большую голову на изображениях.
Сваро?г -- согласно славянскому переводу хроники Иоанна Малалы -- бог-кузнец, отец Даждьбога. По мнению некоторых исследователей -- верховный бог восточных славян, небесный огонь
Версия о Свароге, как
боге-кузнеце, является интерпретацией
фрагмента, приведенного в Повести временных
лет за 5622 (1114) год. Там, в подтверждение
правдоподобности рассказа о падении
из тучи «стеклянных
глазков», приводятся
рассказы из «Хронографа» о падении белок, пшеницы
и прочего из туч. В частности начинается
рассказ о падении клещей с неба в Египте,
который обрывается на середине.
Информация о работе Формирование Восточно словянского язычества