Автор: Александр Алексеевич, 13 Сентября 2010 в 15:34, реферат
Славянская мифология и религия формировались на протяжении долгого периода в процессе выделения древних славян из индоевропейской общности народов во II--I тысячелетии до н. э. и во взаимодействии с мифологией и религией соседних народов. Поэтому, естественно, в славянской мифологии имеется значительный индоевропейский пласт. Например, это образы бога грозы и боевой дружины (Перун), бога потустороннего мира (Велес), элементы образов близнечного божества (Ярило и Ярилиха) и божества Неба-Отца (Стрибог). Также индоевропейскими по сути являются такие образы, как Мать-Сыра-Земля (Мокошь), солнечное божество (Дажьбог), и некоторые другие[1].
Славянская мифология
и религия формировались на протяжении
долгого периода в процессе выделения
древних славян из индоевропейской общности
народов во II--I тысячелетии до н. э. и во
взаимодействии с мифологией и религией
соседних народов. Поэтому, естественно,
в славянской мифологии имеется значительный
индоевропейский пласт. Например, это
образы бога грозы и боевой дружины (Перун),
бога потустороннего мира (Велес), элементы
образов близнечного божества (Ярило и
Ярилиха) и божества Неба-Отца (Стрибог).
Также индоевропейскими по сути являются
такие образы, как Мать-Сыра-Земля (Мокошь),
солнечное божество (Дажьбог), и некоторые
другие[1].
В I тысячелетии до
н. э. и в первой половине I тысячелетия
на религию славян оказали значительное
влияние кельты и степное ираноязычное
население (скифы, сарматы и аланы). Под
воздействием кельтов находилось язычество
западных (лужицких) славян, в частности
формировалась архитектура культовых
построек[2]. Некоторые исследователи предполагают
кельто-славянские параллели между божествами
Дагда и Дажьбог, а также Маха и Макошь[3].
У ираноязычного населения славяне заимствовали
само слово «бог»
(которое также имело
семантику «доля», ср. «богатство»,
«убогий»), сменившее исконно-славянское,
общеиндоевропейское обозначение для
божества. Восточные славяне имели в своём
пантеоне божеств предположительно иранского
происхождения -- Хорс, Семаргл и др.[4]
Очень близки были
верования славян и балтов. Это касается
имён таких божеств, как Перун (Перкунас)
и, возможно, Велес (Вельняс). Имеется схожесть
между мифологиями славян и фракийцев.
Немало общего также с германо-скандинавской
мифологией: мотив мирового древа, культ
драконов и прочее.
В этот же период, при
разделении праславянской общности, стали
формироваться племенные верования славян,
имевшие значительные региональные отличия.
В частности, мифология западных славян
значительно отличалась от всех прочих.
При расселении восточнославянских племён в VI--IX веках мифология их отдельных групп испытывала влияние мифологий финно-угорских, балтских и тюркских народов.
О взглядах древних славян на Вселенную и окружающий мир нам мало что известно вследствие практического отсутствия письменных источников. Поэтому получить какое-то представление об этой части мировоззрения древних славян мы можем лишь по косвенным источникам -- по данным археологии, этнографии, косвенным сведениям письменных источников.
Стороны Збручского
идола
Много данных о Вселенной
древних славян может дать так называемый «Збручский
идол»[5], который
из-за этого порой называют даже «энциклопедией
славянского язычества». Данное четырёхгранное
каменное изваяние ориентировано по сторонам
света. Каждая его сторона разделена на
три уровня -- судя по всему, небесный, земной
и подземный. На небесном уровне изображены
божества, на земном -- люди (двое мужчин
и две женщины, как и божества), а в подземном
-- некое хтоническое существо, держащее
на себе землю.
Отрывочные сведения
о мироощущении древних славян можно получить
из древнерусской литературы. В частности,
в «Поучении
Владимира Мономаха» говорится об ирее -- далёкой
южной стране, в которую улетают на зиму
птицы. При помощи этнографических материалов
мы можем узнать, что ирей в народной памяти
отождествился позже с раем и олицетворял
собой «страну
блаженных», тот свет.
Далее, кое-что о представлениях славян нам может рассказать древнерусская летописная клятва:
А если выше сказанного не выполним… то пусть будем желты, как это золото.
Оригинальный текст
(древнерусск.) [показать]
Данная клятва объясняется
тем, что покойники славянами мыслились,
как правило, жёлтыми, поэтому в данном
случае слова «будем желты» имеют прямое значение «пусть
умрём». В
связи с этим следует отметить, что золотой
цвет часто имеют подземный мир или тридесятое
царство в русских волшебных сказках,
а также жители этого потустороннего мира[7].
Данная мифологема встречается, веротяно,
и у других индоевропейских народов (ср.
золотой чертог Одина).
Наконец, по мнению некоторых исследователей, сведения о Вселенной древних славян можно почерпнуть из «Слова о полку Игореве». В частности, внимание привлекает данный отрывок:
Вещий Боян, если о ком-либо пропеть замыслил, то разлетается мыслью-белкою по древу, серым волком по земле, сизым орлом под облаком. (Перевод А. К. Югова)
Оригинальный текст
(древнерусск.) [показать]
Некоторые исследователи в данном отрывке находят трёхчастное деление мира (небо-воздух-земля) и архетипический образ Мирового Дерева, а белку, которая бегает по этому дереву, сравнивают с белкой Рататоск из германо-скандинавской мифологии. В данном случае получается, что Боян, подобно древнегерманским скальдам, путешествовал по Мировому Дереву (у германцев -- Мировой Ясень), соединяя таким образом миры и получая божественное знание и вдохновение из вышнего мира[9]. Кроме того, представления о Мировом Дереве сохранились в позднейшей традиционной культуре славянских народов -- в сказках, заговорах, росписях прялок и т. п.
О религии древних
славян нам почти ничего не известно, так
как праславянская общность располагалась
вдали от центров цивилизации, а сам период
языковой общности пришёлся на ступень
довольно низкого общественного развития.
Узнать какие-то факты о мифологии и религии
древних славян мы можем лишь при помощи
мифолого-лингвистических реконструкций.
Единственным убедительно
реконструируемым общеславянским божеством
является *Perunъ, бог грома и молнии. Судя
по всему, именно его имел в виду Прокопий
под «творцом
молний, владыкой над всеми». Это божество сохранилось
лучше всего у восточных славян как Перун
и приобрело, кроме указанных, ещё и черты
бога-покровителя князя и дружины.
Как показал в своём
исследовании Л. Мошинский, праславянскими
являются такие понятия, как дух, душа,
навь («мертвец»), рай
(«потусторонний
мир»), волкодлак
(«оборотень»), упырь
(«вампир»), треба
(«жертвоприношение»)[10]. При
этом языческое понимание души не следует
смешивать с христианским. Душа была не
какой-то абстрактной нематериальной
сущностью, душой была сама личность человека,
которая после смерти становилась навью,
перейдя в иной мир, рай. Интересно при
этом, как отмечает О. Н. Трубачёв, что среди
европейцев, принявших христианство, только
у славян понятие «рай»
(прасл. *rajь) было
исконным, а «ад»
-- заимствованным[11].
Трубачёв же пытается восстановить некоторые более абстрактные понятия праславянской религии, находя к ним латинские параллели. Например: прасл. *gověti и лат. favēre «поститься, хранить молчание, благоприятствовать»; прасл. *mana и лат. mānēs «духи умерших, призраки, привидения»; прасл. *basъ/*ne-basъ «красивый, хороший»/«грубый, негодяй» и лат. fās/ne-fās «божественный закон»/«грех»[12].
У восточных славян очень долго был патриархально-родовой строй, по-этому у них долго сохранялся и семейно-родовой культ в виде почитания предков, связанного с погребальным культом. Очень прочно удерживались верования, касающиеся отношения умерших к живым. Все умершие резко делились на две категории: " чистых" покойников - умерших естественной смертью ( "родители"); и на " нечистых" - умерших насильственной или преждевременной смертью ( к ним относились и дети умершие некрещеными) и колдуны. Первых обычно почитали, а вторых ( " мертвяков" - отсюда происходят много суеверий связанных с умершими) боялись и старались обезвредить:
Почитание "родителей" - это семейный, а раньше ( родовой) культ предков. С ним связаны многие календарные праздники - Масленица отсюда и родительская суббота), Радуница, Троица и другие [32]. Отсюда, возможно, появился и образ Чура ( Щура), восклицания такие как " Чур меня", " Чур это мое", могли обозначать заклинание, призывающее Чура на помощь. Из культа предков происходит и вера в домового ( домовик, доможил, хозяин и пр.).
" Нечистые мертвецы".
Во многом, это были люди, которых боялись
при жизни, и не перестали боятся и после
их смерти. Интересен обряд " обезвреживания"
такого мертвеца во время засухи, которую
им часто приписывали. Выкапывали могилу
мертвеца и бросали его в болото ( иногда
заливали водой), возможно именно отсюда
происходит название " навий" ( мертвец,
умерший), а также " навка" - русалка
[33].
Более сложен вопрос
о богах и божествах восточных славян.
Самыми древними являлись Перун , Велес
и Мокошь.
Перун называется в
летописи первым, как "бог грозы":
"И нача княжити
Володимер въ Киеве един, и постави кумиры
на холму вне двора теремнаго: Перуна древяна,
а главу его сребрену, а ус злат, и Хърса,
Дажьбога, и Стрибога и Симаргла, и Мокошь.
И жряху им, наричюще я богы, и провожаху
сыны своя и дъщери, и жряху бесом, и оскверняху
землю требами своими. И осквернися кровьми
земля Руска и холмо-ть" [34]
Многие исследователи
согласны, что потом он стал княжеским
богом, но почитался ли крестьянами не
известно [35] Считается, что после принятия
христианства образ Перуна стал связываться
с Ильёй Пророком. Велес ," скотий бог",
мог быть покровителем скотоводства, так
и земледелия. [36], а Мокошь - покровительницей
женских работ, прядения и ткачества.
Из других богов, которые
упоминаются в летописях и некоторых других
источниках, можно назвать - Сварог, Даждьбог,
Хорс ( солнечные божества), Род и Роженица
- этимология и происхождение которых
неясны [37].
Во-многой литературе
упоминаются иногда другие божества и
боги, но часть из них не может считаться
богами в строгом смысле этого слова (
См. Умирающий и воскресающий бог - Третий
этап - начало обожествление духа зерна,
ему дается имя, но упоминается он лишь
при праздновании того, или иного ритуала)
- Ярило, Купала, Костробунько, Род и пр.
Другие являются " плодом ошибок и фантазии"
( В. Н. Топоров) - Лада-Ладо, Лель, Полель,
Похвист и пр. Многие фольклористы, лингвисты
и этнографы даже употребляют термин -
" кабинетная мифология" [38] [39] [40]
[41]
Из низшей мифологии
можно выделить лешего - враждебная человеку
сила, олицетворявшая лес и таившуюся
в ней опасность; водяного - страх перед
водой, полудницы -полевой дух в образе
женщины в белом, который является во время
полуденного жара к работающим в поле,
т.к. обычай требует сделать перерыв.
Спорным был вопрос
о русалках. Многие считали ее то олицетворением
воды, до духом утопленницы. Неясным оставалась
и этимология самого слова. Сегодня можно
считать доказанным, что слово " русалка"
заимствовано из латинского языка и начинает
упоминаться не раньше 18 века [42] [43] , а
образ возник из слияния как водяных духов,
берегинь, водяниц и пр[44].
В 980-ые годы князем Владимиром была проведена языческая реформа с целью внутреннего укрепления государства через искоренение местных племенных культов. Князь выделил единый пантеон языческих богов во главе с Перуном, однако реформа не удалась, так как на базе политеизма не удалось объединить славянские племена.
Информация о работе Формирование Восточно словянского язычества