Финансовая реформа Петра I

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 02:45, курсовая работа

Описание работы

Основная цель моей курсовой работы – изучение реформы финансового управления при Петре I. Форма и структура государственных финансов тесно взаимодействуют с характером и особенностями развития товарно-денежных отношений в стране. В курсовой работе для достижения цели мы постараемся решить следующие задачи: выяснить предпосылки, цели реформы, ее плюсы и минусы. Также моей задачей стало рассмотрение всей государственной деятельности Петра в ходе этой реформы, влияние реформы на государство и отношение российского народа к данной реформе.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….2
1. Предпосылки реформ Петра I……………………………………………......6
2. Содержание финансовой реформы……………………………………........11
1. Денежная реформа………………………………………………………11
2. Изменения в экономическом управлении: монополизация, и создание новых финансовых органов…………………………….………….…....15

3. Реформа налоговой системы…………………………………………….......24
1. Особенности системы налогообложения в петровской России……...24
2. Податная реформа Петра и ее значение для налогового управления…………………………………………………………….…25
3. Реформа городского обложения……………………………………….37

Заключение………………………………………………………………..…….40
Источники и литература…………………………………………………….....43

Работа содержит 1 файл

курсач испр.doc

— 232.00 Кб (Скачать)

    Автор не ограничивается предложением ввести «ерлыки» только для крестьян. Он видит систему паспортов-пропусков всеобщей, распространяемой и на другие категории населения. Купцы должны были иметь документы, в которых отмечался не только путь их следования, но и товары, которые везли с собой. «Також, — пишет автор, — и всяких чипов людем давать подорожные за таковыми ж гербами, в чем болыни вси в верности сим могут утвердиться и за сроки в отпусках своих жить нигде больше не станут, по коим всяк везде тем изобличен будет»27.

    Предписание Плаката о паспортах имело огромное значение для народного хозяйства. С помощью паспортной системы правительство могло контролировать продвижение населения, ограничивать его во временных и пространственных рамках, оказывать влияние на особенности формирования рабочей силы на предприятиях.28

    Введение  паспортов в 1724—1725 гг. привело в  отдельных случаях к перебоям в снабжении строек рабочей силой.

    Жесткий порядок, введенный Плакатом, разумеется, не устраивал многих как из числа  отходников, так и из числа работодателей. Одним из способов обойти закон было предъявление фальшивых паспортов. К 1726 г. обнаружилось такое количество подделок, что правительство решило перейти на паспорта, изготовленные типографским способом. Однако вскоре дело застопорилось. После вывода полков из уездов и передачи сбора налогов губернаторам и воеводам в их же руки была передана и выдача паспортов. Это в свою очередь привело к новым трудностям. Как писали авторы доношения в Сенат, «ежели обширной уезд, например Московской, Новгородской и Нижегородской и иные многие тому подобный, ис такова уезду несвободны в другой уезд в наймах ехать или для работы итти, покамест не получат от воеводы пашпорта, а к воеводе в город итти верст по сту и по двести, то он прежде, нежели работою своею на оплату податей что достанет, последнее свое дорогою исхарчит». Кроме того, придя в город «просители в городах за пашпортами волочатся». Правительство признало доводы авторов до ношения вескими, и в 1728 г. было принято, решение ограничиться «письменными» паспортами, заверенными приказчиком или помещиком.

    Лишь  в 1731 г., когда армия возвратилась в уезды, была введена вновь система  «печатных» паспортов. Тех, кто появлялся  с «письменными», было приказано, «не  пропуская, ловить и отсылать на прежние  жилища».

    Наконец, возвращаясь к Плакату как документу, регулирующему полицейские функции армии, нужно затронуть вопрос о переводе крестьян. Система прикрепления крестьян в местах приписки в оклад подати оказывалась в некотором противоречии с, практикой, когда помещики свободно распоряжались своими крестьянами, могли продать крепостного без земли в другой уезд перевести в свое поместье, расположенное в другом районе. Разрабатывая Плакат и другие документы, правительство стремилось учесть и это обстоятельство. 31 августа 1723 г. Сенат приговорил, «чтоб душ по расположению полков из полку в полк бес челобитья и указу не переводить»29 В Плакате эта идея была развита. Он устанавливает порядок, при котором помещик мог перевести крестьянина, лишь подав об этом челобитную и представив обязательство о платеже за него денег по-прежнему в местах «положения» в оклад на полк (ч. I, п. 17).

      Подводя итоги, мы можем констатировать, что реализация петровских планов привела к созданию новой системы содержания и размещения армии. Эта система имела три особенности. Во-первых, она была рассчитана на мирный период и предусматривала содержание армии (при сохранении ее боеспособности) длительное время. Во-вторых, новая система содержания армии составляла единое целое с податной налоговой системой. Деньги, взимаемые с плательщиков при участии армии, поступали непосредственно на нужды полков, что позволяло в известной степени избежать издержек, связанных с передачей их в центральную кассу и перераспределением вновь на полки. В-третьих, размещение полков среди населения, с которого взимались деньги на их содержание, позволяло военным контролировать положение на местах, эффективнее взыскивать недоимки, бороться с бегством, подавлять проявления классовой борьбы. Создание паспортной системы, ставшее возможным благодаря введению подушной переписи, позволяло следить за перемещением населения и регулировать его в соответствии с интересами феодалов и абсолютистского государства.

    Произведена  была  перепись  податного населения,  вычислен  расход по  содержанию армии, и разложен по душам. Переписи  подлежали  крестьяне  всех  категорий  (помещичьи, вотчинные,  черносошные  на государственных землях,  дворцовые,  монастырские),  холопы  и так  называемые  «гулящие»  люди,  до сих  пор  не  платившие  никаких  податей  и  повинностей,  жившие  за  чужим «хребтом» («захребетники», «подсуседники») или просто  бродившие  с места на место. Под  страхом  наказания  (ссылка на  галеры) «гулящие» обязаны  были  записаться  в  ревизские  сказки  и превратиться  в  солдат  и в крепостных30.

    Ответственность за  исправный взнос  податей  возложен был  на помещика: правительство  требовало денег с него,  а  не с  крестьян. Эта мера  оказала  громадное  влияние  на дальнейшую судьбу крестьянства: она  поставила  плательщика  в полную  зависимость  от помещика  и привела  к  тому,  что  помещик  сделался  бесконтрольным  хозяином  и настоящим  владыкой  над  своими  крестьянами.

    Прикрепление  крестьян при  Петре,  как  сурово оно  не проводилось  в жизнь,  каким тяжёлым  гнётом  не легло на  население,  не  имело ничего  общего  с тем положением,  какое сложилось для них со второй половины ХVШ в31.  и продолжалось  вплоть  до  уничтожения крепостного права (1861).  Прикрепляя крестьян, Пётр  совсем  не имел  в виду  превращать их  в  помещичьих  крепостных, в  рабов: в  податном  классе он  видел  такой  служивый класс, каким  были  и  другие сословия:  дворянское, городское; прикрепление  совершалось  во имя  соображений  государственных, отнюдь  не  частных,  не  классовых:  крепостное состояние было  лишь  формой  служения  своему  помещику  с тем,  чтобы дать  ему самому  возможность отправлять свою  службу,  так что   перестанет  служить помещик,  должны  быть  освобождены от  обязанностей  к нему и крестьяне. Этот взгляд  глубоко  вкоренился в народное сознание,  и   когда  впоследствии  помещики-дворяне стали 

действительно  освобождаться  от  военной  повинности, то  крестьяне  с  полным  основанием  требовали, чтобы  освободили  и  их – не от рекрутчины,  а  от  крепостничества.

Подушная  подать  принесла  государству  в 1724г. более половины  государственного бюджета, но  она же и  отразилась на жизни населения  тяжелее всего. По указу  1723г. холопы облагались  государственными налогами  наравне  с  крепостными  крестьянами  сливаясь,  таким образом,  вместе  с  ними  в  единое  сословие,  податный  класс. Даже  городская  реформа  1718г.  вследствие  которой  появились  относительно  зависимые  городские  магистры,  городские  гильдии  с  их  выборными,  независимыми  от  властей  представительствами  имела  целью  создать  надёжное  тяглое  сословие, поставщиков  казны.

    Сама  новая  сословная  структура  податного  населения,  и жёсткая регламентация прав  и обязанностей  каждого сословия,  и ограничения  территориальных,   а так же  социальных  перемещений увеличивали   шансы правительства при взимании  платежей.  При Петре податные  тяготы  утроились,  а население за  время его царствования  сократилось на  20%.

    Податная  реформа   здорово  помогла  России  в  изыскании  денег  в  бюджет  страны,  но  легла  тяжелым  бременем  на  податный  класс  в  основном  на  крестьянство.

3.3. Реформа городского  обложения.

    Ещё предшественниками Петра I была проведена  финансовая реформа 1679-1681 годов, по которому плательщики-горожане были связаны круговой ответственностью за сбор налогов, а сам их сбор был возложен на выборных из числа горожан. В 1681 году была проведена неудачная попытка привлечь высшее московское купечество к ответственности за полноту казённых платежей во всём государстве. Причиной тому было желание московского правительства поручить сбор городских налогов гостям и людям гостиной и суконной сотен, которые могли бы ответить за недобор своим имуществом.

    Указом 1 марта 1698 года Пётр I подтвердил указы своих предшественников на право городов собирать стрелецкие (т.е. деньги, собираемые с городского населения) и оброчные деньги выборными земскими старостами, волостными судьями и целовальниками, состоявшими в земских избах, в обход воевод и приказных людей. Делалось это для того, чтобы воеводы и приказные люди не злоупотребляли своим положением и не занимались дополнительными сборами с городского населения. Однако городское население, согласившееся на введение новых учреждений, вынуждено было платить государству окладные сборы в двойном размере. В дальнейшем, увидя нежелание горожан к самоуправлению, вызванное высокими сборами, правительство отменило двойные оклады, но реформа была объявлена обязательной во всех городах.

    Тогда же, в 1698 году, Пётр переименовал земских старост в земских бурмистров, а таможенных и кабацких верных голов – в таможенных и кабацких бурмистров. В Москве была учреждена Бурмистерская палата. С 17 ноября 1699 года она была переименована в Ратушу.

    Ратуша  состояла из выборных от московских купцов и была подчинена Большой казне. Ратуше, в свою очередь, подчинялись земские бурмистры всех городов. Обязанностью земских бурмистров было наблюдение за сборами и оброчными статьями в городах и уездах, они также посылали подчинённых им таможенных и кабацких бурмистров для отчётности в Москву. В ведение Ратуши были переведены все сборы, которые собирались с 1681 года.

    Учреждение  Ратуши значительно изменило устройство приказного хозяйства. Большая казна  потеряла главный источник своего дохода – таможенные и кабацкие сборы, и вся её деятельность с тех пор была сосредоточена на перечеканке иностранной монеты. Старинные четверти – устюжская, костромская, владимирская и галицкая – прекратили своё существование, потому что подведомственные им ранее сборы с городов были переданы Ратуше, которой после упразднения воевод и поручения управления и суда бурмистрам также отошло управление и суд в городе. Другие приказы, например Посольский приказ, лишились собственного дохода, хотя и продолжали существовать: деньги на своё содержание большинство приказов стало получать из Ратуши.

    Все эти преобразования, однако, не создали  нового источника доходов, а ведь это и было главной причиной проведения реформы в сфере городского обложения. Тем не менее, правительство получило гарантию поступления прямых налогов, причём их взимание не требовало никаких затрат. Постепенно Ратуша, сосредоточившая в своих руках главные сборы, таможенный и кабацкий, оказалась не в состоянии полностью содержать армию и флот, численность которых с каждым годом увеличивалась. Не была полностью решена проблема, связанная с дополнительными сборами с населения. Если раньше этим занимались воеводы и приказные люди, используя эти деньги в личных целях, то теперь ими стали земские бурмистры. Даже после введения прибыльщиков, которые должны были следить за сборами в городе, отдельные поборы сохранялись.

    В эпоху правления Петра I в сфере  налогообложения произошли следующие  изменения:

    1. Подворное налогообложение было  заменено подушной податью;

    2. Введены новые виды налогообложения,  такие как горная подать, гербовые  сборы, пробирная пошлина;

    3. Существенному реформированию была  подвергнута организационная система  сбора налогов, были заложены  основы системы местного самоуправления  и местных налогов и сборов.

    4. Широкое распространение получает  система взимания налогов через  откупщиков.

    В петровские времена появились довольно странные налоги, которые до сих  пор не имеют аналогов мире. Облагались не только угодья и промыслы, но и  религиозные верования. Облагалась даже совесть. Так, например, раскол терпелся, но оплачивался двойным окладом подати, как своего рода роскошь. Так же оплачивались борода и усы, с которыми древнерусский человек связывал представление об образе и подобии Божьем.

    Пополнился  и список старинных русских казенных монополий. Так к прежним сборам на смолу, поташу, ревень, клей, прибавились «акцизы» на соль, табак, деготь, рыбий жир и дубовые гробы.

    Хозяйственный рост существенно замедлился с началом Северной войны, и последующие два десятилетия прошли в напряженных, разорительных для хозяйства и, в конечном итоге, малоуспешных поисках выхода из финансового кризиса. Хотя в последние годы Северной войны была воссоздана централизованная система управления финансами и преобразован местный административный аппарат, только в самом конце правления Петра с введением подушной подати финансы России получили прочное основание. Когда крестьянин перестал быть прикреплен к какой-либо податной единице, «сохе» или «двору», была ликвидирована причина сокращения крестьянином запашки. Посевные площади в освоенных районах стали увеличиваться, а с ними и благосостояние, и численность населения. Таким образом, хозяйственный рост главная цель финансовой реформы, был достигнут. 

Заключение

    Подводя  итоги  Петровских  преобразований,  прежде  всего,  следует  сказать,  что  современники  Петра І,  да  и  в  настоящее  время  историки,  политики  и  простые  граждане  оценивают  их  далеко  не однозначно.  Многое  об  этом  было  написано  в  этой  работе,  в  том  числе  и  о  податной  реформе  Петра.  Однако  ввиду  огромной  значимости  реформ  необходимо  подвести  итог,  дать  общую  оценку  реформам,  в  том  числе  и самой  личности  Петра І.

    С одной стороны, Петр I поднял Россию, вывел ее на мировой уровень, превратил ее в великую европейскую державу. Его реформы имели очень много положительных сторон для России. Но нельзя не отметить и отрицательные стороны. Обзор мероприятий Петра, проводимых в области финансово-налоговой политики, дает ясный ответ на вопрос, за счет кого же были достигнуты эти финансовые успехи. Они были достигнуты за счет наиболее обездоленных масс многомиллионного крепостного крестьянства и низов посада, по существу городской бедноты. В области финансово-налоговой политики Петра наиболее ярко сказался классовый характер его деятельности.

Информация о работе Финансовая реформа Петра I