Финансовая реформа Петра I

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 02:45, курсовая работа

Описание работы

Основная цель моей курсовой работы – изучение реформы финансового управления при Петре I. Форма и структура государственных финансов тесно взаимодействуют с характером и особенностями развития товарно-денежных отношений в стране. В курсовой работе для достижения цели мы постараемся решить следующие задачи: выяснить предпосылки, цели реформы, ее плюсы и минусы. Также моей задачей стало рассмотрение всей государственной деятельности Петра в ходе этой реформы, влияние реформы на государство и отношение российского народа к данной реформе.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….2
1. Предпосылки реформ Петра I……………………………………………......6
2. Содержание финансовой реформы……………………………………........11
1. Денежная реформа………………………………………………………11
2. Изменения в экономическом управлении: монополизация, и создание новых финансовых органов…………………………….………….…....15

3. Реформа налоговой системы…………………………………………….......24
1. Особенности системы налогообложения в петровской России……...24
2. Податная реформа Петра и ее значение для налогового управления…………………………………………………………….…25
3. Реформа городского обложения……………………………………….37

Заключение………………………………………………………………..…….40
Источники и литература…………………………………………………….....43

Работа содержит 1 файл

курсач испр.doc

— 232.00 Кб (Скачать)

    После хозяйственного подъема в конце  XVII века вследствие развития внутренней торговли, когда объем поступлений в казну за 20 лет увеличился вдвое и составил 3 млн. рублей, экономический рост существенно замедлился. Это было вызвано, прежде всего, началом Северной войны, ведение которой требовало большого напряжения платежеспособных сил населения. Расходы начали превышать доходную часть бюджета, и если первые три года  разрыв между расходами и доходами государства покрывался за счет остатков прошлых лет, то уже к 1704 году они исчерпались, и начал нарастать финансовый кризис. Дефицит бюджета достиг огромной по тем временам суммы – 500 тыс. рублей.

    Слабая  пригодность существовавшей финансовой системы для решения такой  задачи была очевидна. Требовался новый подход к устройству административного аппарата.

При сборе  денег с приказов выяснилось хаотическое  состояние отчетности  - ни дума, ни Большая казна не могли сказать, какие суммы находятся в движении по приказам. Твердых и постоянных норм налогообложения не было, они могли меняться  от того кто и как собирал налоги. Люди, допущенные к сбору денег, слишком часто оставляли значительную их часть в своем распоряжении. Малоуспешная борьба с казнокрадством  велась в обстановке хронического дефицита средств на самые неотложные нужды. Общегосударственная роспись доходов и расходов отсутствовала. О том, что получалось при таком порядке свидетельствует письмо сенатора графа А.В.Макарову: «Истинно во всех делах как слепые бродим и не знаем, что делать, стали везде великие расстрои, а где прибегнуть и впредь что делать не знаем, денег ниоткуда не возят, дела почитай все становятся».

    Реформаторские  действия Петра I на рубеже XVII-XVIII веков не были случайностью: страна достигла поворотного пункта в своей истории. Старая система устройства хозяйства не могла удовлетворить потребностей страны, особенно в условиях войны.

 

     Глава II

Содержание  финансовой реформы

    2.1. Денежная реформа   

    Конец XVII века характеризуется кризисным состоянием монетного дела и денежного обращения. Копейка, предоставлявшая практически единственный номинал денежной системы, стала к этому времени чрезвычайно легкой монетой (последний раз её вес был понижен до 0,28 грамм в 1698 г.), неудобный как для розничной торговли, так и для крупных платежей. Поскольку деньги почти не чеканились, в обращении появились копейки, разрезанные пополам или на три части.

      Денежное хозяйство страны нуждалось  в коренной перестройке. Необходимо  было создать развитую монетную  систему с большим набором  различных номиналов серебряных и медных монет, которая обеспечила бы потребности внутренней и внешней торговли, ввести монетную систему России в круг западноевропейских денежных систем. Подготовка реформы приходится на вторую половину 90-х годов XVII века. Можно сказать, что перед Петром I стояли те же задачи, что и перед его отцом в 1654 году. Одной из трудностей при проведении реформы явилось преодоление естественного недоверия народных масс к медным монетам. Приняв за основные единицы будущей монетной системы медную копейку и серебряный рубль. Петр I тем не менее не торопился вводить их в обращение - в систему новых монетных номиналов они вошли последними, только в 1704 г. В 1700 г. началась чеканка медных монет-денег, полушек и полполушек, т.е. номиналов меньших, чем копейка. При этом продолжалась чеканка проволочных серебряных копеек, на которых помещалась дата их выпуска. Медные монеты чеканились в количествах, не превышавших потребности розничной торговли. Этим была ликвидирована опасность сложения различных курсов серебра и меди, предотвращено исчезновение из обращения серебряных монет. В 1701 г. появились серебряные полтины, полполтины, гривенники и десять денег. Наконец, в 1704 году были отчеканены серебряный рубль и крупная круглая медная копейка. При этом копейка имела те же изображения, что и серебряная, а также дату славянскими буквами, соответствующую отчеканенным в этом же году славянскими буквами, соответствующую отчеканенным в этом же году проволочным серебряным копейкам. В этом же году был отчеканен серебряный алтын. Для чеканки рублевых монет использовали талеры, что удешевляло производство.

    Сосуществование новой системы и допетровской, представленной проволочной серебряной копейкой, продолжалось до 1718 г. когда  чеканка проволочных копеек - "старых вшей", как назвал их Петр I в одном из писем к А.Д. Меншикову, было окончательно прекращена. До этого эпизодически чеканились круглые серебряные копейки, рассчитанные, вероятно, на экономию металла, так как машинная чеканка не требовала столь высокопробного серебра, как ручная из проволоки. Новый рубль весил около 28 г. и содержал 25-26 г. чистого серебра. Что касается медных монет, то стопа, по которой они чеканились, изменялось неоднократно. Так, в 1700 г. из пуда меди чеканили монет на 12,8 рублей, в 1702 г.- на 15,4 рубля, в 1704 г.- на 20 рублей, в 1718 г.- на 40 рублей. 40-рублевая стопа для чеканки медных монет была очень выгодна для казны, поскольку пуд меди в то время стоил около 5 рублей.9 Однако скорое появление массы фальшивых медных монет вынудило правительство уменьшить стопу до 10 рублей монет из пуда меди. В ходе реформы была установлена официальная проба для серебряных и золотых монет. Для крупных номиналов серебряных монет- 70- я проба, для мелких- 38-я проба, для золотых- 75-я, иными словами, на фунт монетного серебра приходилось соответственно 70 или 38 золотников чистого серебра, а на фунт монетного золота - 75 золотников чистого золота. Таким образом, содержание серебра в монетах было значительно уменьшено в сравнении с монетами 16-17 вв. (проба проволочных копеек- 80-85-я), что значительно увеличивало доходы казны от чеканки монет.

    После 1726 г. из нее вышел алтын, но появилась двухкопеечная монета (гроши), пятнадцатикопеечные (пятиалтынный) и двадцатикопеечные (двугривенный) монеты. Последние два номинала начали чеканить в 1760 г. В 1718 г. копейка как монетный номинал вообще исчезла и появилась вновь только в 1724 г. Петр 1 ввел в обращение и золотые монеты- червонцы и двухрублевики. Черновец весил 3,4 г., т.е. равнялся западноевропейскому дукату, а двухрублевик - около 4 г., что соответствовало золотнику.10

    Таким образом, в результате реформы 1698–1718 гг. Россия получила удобные средства платежей в виде золотых, серебряных и медных монет различных достоинств, обеспечивавших как крупные денежные платежи, так и расчеты при мелочной розничной торговле. Во внутреннем обращении утвердилась медная монета, дискредитированная реформой 1654–1663 гг., а на всей территории страны была установлена единая денежная система.

    Набор номиналов серебряных и медных монет  был основан на десятичном принципе, что вывело русскую монетную систему в число самых передовых в Европе. В то же время соответствие по массе рубля и талера вводило Россию в круг европейских государств, да и оформление новых русских монет строилось по общеевропейским канонам: на них помещались портрет, имя и титул правителя, государственный герб, дата выпуска и номинал. Однако, в отличие от западноевропейских монет, все надписи на русских монетах были выполнены не на латинском, а на русском языке. С самого начала новые монеты датировались по западноевропейскому летосчислению (от рождества Христова), причем уже c 1707 г. начинается постепенный перевод обозначения даты с церковно-славянского на цифровое; окончательно этот процесс завершился к 1723 г.

    В первые годы денежная реформа улучшила и бюджет. В 1680 г. прямые налоги составляли 33,7%, косвенные — 44,4%, а монетная регалия всего 2,7%. В 1701 г. доля прямых налогов сократилась до 19,8%, доля косвенных почти не изменилась (40,4%), а доля монетной регалии возросла до 26,8%.

    К концу второго десятилетия XVIII в. монетная регалия уже не давала прежнего эффекта, а огромное количество налогов  дошло до возможного максимума. Реформа 1698–1718 гг. была осуществлена одновременно с проведением в России решительных  преобразований в политической, военной, экономической и культурной областях, да к тому же еще и в ходе Северной войны, в связи с чем значительная часть денег отвлекала сь на оплату военных поставок и на административные расходы. Это вынуждало правительство извлекать все большие доходы из монетной чеканки, и в первую очередь — за счет снижения массы медных денег. За 18 лет, прошедших с момента появления монет нового образца, весовая норма медных монет, составлявшая вначале 12 рублей 80 копеек из пуда меди, снижалась трижды и к 1718 г. достигла 40 рублей из пуда меди (при цене меди 8 рублей за пуд). Это привело к существенному расстройству денежной системы страны, усугублявшемуся появлением большого числа фальшивых медных денег как отечественного, так и зарубежного происхождения, поскольку фабрикация их стала чрезвычайно прибыльным делом.

    Значение  петровской денежной реформы исключительно  велико - в России впервые в истории  мирового денежного производства была введена десятичная монетная система. Новая русская монетная система в дальнейшем по существу своему не изменилась и в главных своих чертах сохранилось до настоящего времени. Её в развитие и совершенствование выражалось в появлении в исчезновении новых номиналов, в ее приспособление к изменившимся условиям внутреннего рынка. Денежная система России при Петре I претерпела коренные изменения. Начатая на рубеже XVII - XVIII вв. денежная реформа являлась одним из необходимых условий для многих преобразований, позволила государству получить немалые средства, которые были использованы для покрытия огромных расходов во время Северной войны и на другие нужды. 11

    Так как денег в казне и при  новом устройстве хозяйства не хватало, то нехватку старались покрыть старыми  средствами – перечеканкой монеты. С 1711 года была прекращена чеканка мелкой серебряной монеты, заменив её медью. Казённые же платежи взимались серебром. В результате к последним годам жизни Петра I медная монета полностью вытеснила из обращения мелкое серебро, из-за чего создавались большие неудобства при расчётах. За полвека до этого попытка введения медной монеты привела к Медным бунтам, в результате которых от идеи замены серебра медью правительство вынуждено было отказаться. Теперь же, в условиях более сильной государственной власти, эта мера не вызвала противодействия со стороны населения. 

    2.2. Изменения в экономическом  управлении: монополизация,  и создание новых  финансовых органов

    Монополизация

    1705 год был особенно труден для  Петра I в финансовом положении:  происходило переустройство армии,  формировались драгунские и новые пехотные полки, шла полным ходом перестройка балтийского флота. Поэтому введение новых монет и налогов не могли полностью решить финансовых проблем. Тогда Пётр прибегнул к монополизации – взятие в исключительное право государства продажи некоторых товаров сбыта как внутри страны, так и за границу. Острая нужда в деньгах заставила Петра I использовать внутреннюю торговлю в качестве важнейшего источника государственных доходов. Торговля облагалась разными налогами, что не могло не сдерживать ее оборота. Продажа части товаров на внутреннем рынке была объявлена государственной монополией. К ним относились соль, табак и другие товары, торговля которыми нередко отдавалась на откуп отдельным купцам, монастырям или производилась непосредственно казенными учреждениями.

    После введения в 1705 г. монополии на соль ее цена для потребителей выросла вдвое. В результате введения монополии  на табак прибыль государства  выросла в восемь раз. Особое значение для казны имела монополия  на продажу товаров за границу. Введение монополии на "заповедные товары" практиковалось и в XVII в., но при Петре I государством была монополизирована продажа практически всех товаров, которые русские купцы везли за рубеж или продавали в Архангельске иностранцам. Казенной монополией стала продажа железа, парусного полотна, мачтового дерева, а также традиционных для внешней торговли товаров – юфти, пеньки, льна, сала, воска, мела, дегтя и т.п. Более того, можно было пострадать и за продажу товаров, которые формально не являлись объектами государственной монополии, но частная реализация которых в силу ряда причин не поощрялась государством. Например, за торговлю русским платьем купцам грозили наказание кнутом, конфискация и каторга.12

    Необходимость постоянного содержания регулярной армии и флота привела к реформированию в сфере приказов.  В 1677 г. насчитывалось 60, в 1682 г. — 53, в 1684 г. — 38 приказов. При сокращении числа центральных приказов возрастала численность приказных губ, местных органов приказного управления, — к 1682 г. она достигла 300.

    В конце XVII в. было произведено укрупнение и объединение отраслевых и территориальных приказов. Во главе каждого из них стал один из видных бояр-аристократов, что усилило авторитет и влиятельность органа. Параллельно происходило создание специальных приказов, осуществлявших контрольную деятельность по отношению к большой группе других приказов (например, Счетный приказ), соподчиняя их единому направлению государственной деятельности, что способствовало дальнейшей централизации управления.

    В ходе этого процесса число приказов уменьшалось, но общая численность  штата чиновников возросла: если в 40-х  гг. XVII в. Приказный аппарат составлял около 1600 человек, то уже в 90-х гг. он возрастает до 4600 человек. В штате центрального московского аппарата в это время было задействовано около 3 тыс. человек. Значительно возросло число младших чиновников, что связано с дальнейшей специализацией в деятельности приказов и их ведомственным разграничением.

    Складывалась  новая система чинов, единых для  отраслей государственного управления, армии и местного управления. Таким универсальным чином становились стольники. Отмена местничества постановлением 1682 г. изменила принципы подбора руководящих кадров, новые принципы их формирования закрепила Табель о рангах.

Информация о работе Финансовая реформа Петра I