Финансовая реформа Петра I

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 02:45, курсовая работа

Описание работы

Основная цель моей курсовой работы – изучение реформы финансового управления при Петре I. Форма и структура государственных финансов тесно взаимодействуют с характером и особенностями развития товарно-денежных отношений в стране. В курсовой работе для достижения цели мы постараемся решить следующие задачи: выяснить предпосылки, цели реформы, ее плюсы и минусы. Также моей задачей стало рассмотрение всей государственной деятельности Петра в ходе этой реформы, влияние реформы на государство и отношение российского народа к данной реформе.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….2
1. Предпосылки реформ Петра I……………………………………………......6
2. Содержание финансовой реформы……………………………………........11
1. Денежная реформа………………………………………………………11
2. Изменения в экономическом управлении: монополизация, и создание новых финансовых органов…………………………….………….…....15

3. Реформа налоговой системы…………………………………………….......24
1. Особенности системы налогообложения в петровской России……...24
2. Податная реформа Петра и ее значение для налогового управления…………………………………………………………….…25
3. Реформа городского обложения……………………………………….37

Заключение………………………………………………………………..…….40
Источники и литература…………………………………………………….....43

Работа содержит 1 файл

курсач испр.doc

— 232.00 Кб (Скачать)

    Процесс централизации затронул и систему  местных органов: с 1726 г. по всей территории государства рядом с opганами местного самоуправления (губные, земские избы, городовые приказчики) стали появляться воеводы. К концу XVII в. их число возросло до 250, они сосредоточили всю административную, судебную и военную власть на местах, подчиняясь Центру.

    Уже к 80-м гг. XVII в. воеводы по всей территории страны вытеснили выборные местные органы. Воеводы руководили вверенными им территориальными округами-уездами, а в конце XVII в. некоторые из них поднялись на более высокий уровень: были образованы более крупные административные единицы — разряды (предшественники будущих губерний).13

    В итоге был учреждён Военный приказ, объединивший прежние Иноземский и  Рейтарский приказ; Приказ артиллерии, Преображенский приказ, ведавший устройством Преображенского и Семёновского полков; Адмиралтейский приказ и Военно-морской приказ, ведавший иностранным персоналом русского флота. Это привело к некоторому увеличению государственной казны.

    Проекты выхода из финансового  кризиса

    Так как денег в казне и при  новом устройстве хозяйства не хватало, налоговая политика занимала мысли  царя все больше и больше, особенно по мере того, как шла на убыль  война. Увеличивать доходы за счет все  новых податей "без тягости для народа" стало невозможным. Народное "бедство" достигло таких размеров, что лучшие умы России стали всерьез задумываться о бедах настоящих и грядущих. Плоды этих размышлений многие записывали в свои "мемориалы" и "препозиции", слали к его величеству, который охотно читал их, находя сообразительному прожектеру соответствующее место, а неудачливому прожектеру передавал, чтобы впредь он "глупостей не врал".

    Ещё с 1710 года Петру стали поступать  различные проекты путей выхода из финансового кризиса. Один из первых таких проектов принадлежал Савве Рагузинскому. Он подчёркивал, что назначение новых налогов с крестьянства приведёт к тому, что земля останется без крестьян. Рагузинский предлагал увеличить казну путём разных финансовых операций: займа внутри страны и за границей или путём введения налогов, которым бы облагалось платёжеспособное население страны, а не разорённые крестьяне. Автор также высказывал мысль о двойном увеличении обложения земли в городах. Предоставив государству исключительное право торговли вином, солью, табаком, поташем и мехами, Савва Рагузинский советует все остальные товары отдать на откуп, чтобы "каждому человеку промышлять и торговать всяким товаром с платежом надлежащей пошлины". 14

    Однако  купечество осталось не очень-то довольно этими предложениями. Известный торговец и экономист петровской поры Иван Посошков заявил: "Еже посторонних торговцев из господ и из прочих приказных и вотчинных людей не унять, то весьма обогатиться купечеству не возможно, и собранию пошлинной казны умножиться не от чего будет."

    В этом и других проектах особое внимание правительству предлагали обратить, во-первых, на торговлю казёнными товарами. Во-вторых, на косвенные налоги, для  успешности поступления которых  необходимым условием считалась свобода торговли. Общественное мнение, таким образом, закладывало основы налоговой политики. Во многих проектах красной нитью проходила мысль о том, что, напрягая платежные силы населения ради удовлетворения нужд дня сегодняшнего, нельзя забывать о потребностях дня завтрашнего. То есть петровское правительство должно щадить платежные силы населения ради будущего России.

    Финансовое  ведомство

    Со  времени учреждения коллегий во главе  финансового ведомства должны были стать Камер-коллегия и Штатс-коллегия. Первая ведала государственные доходы; последняя — расходы. Большинство предметов ведомства многочисленных приказов московского времени было сосредоточено в камер-коллегии. Под ее главным заведыванием находились все местные финансовые органы, взимание подати с крестьянского сословия, а равно и центральный орган по делам городского сословия — Ратуша, ведавший разного рода сборы с торгового и ремесленного класса. В камер-коллегии было сосредоточено и управление некоторыми правительственными регалиями, как винной, табачной и промыслами, напр. соляным. Взыскание пошлин также входило в ее компетенцию, хотя здесь многое зависело и от коммерц-коллегии; надо заметить, что многие внутренние пошлины были упразднены по их стеснительности еще в конце московского периода; однако, и оставшиеся продолжали еще давать государству довольно значительный доход. В видах увеличения государственных доходов, камер-коллегии вменено было в обязанность заботится о развитии земледелия, скотоводства, рыболовства и сельскохозяйственной промышленности вообще, о сельском благоустройстве, народном продовольствии, а равно и о государственных имуществах. Правительство XVIII ст., реорганизуя высшее финансовое управление, возвышалось уже до понимания того финансового принципа, что, при наложении и взыскании податей, не следует излишними и непосильными поборами истощать самых источников доходов, так как, в противном случае, «государственные доходы со временем весьма умалятся, а бедных плач привлечет гнев Божий на все государство, а наипаче на учинителей таких неправд».15 По регламенту Штатс-конторы на неё возлагался надзор за всеми государственными расходами. В этой коллегии должны были составляться штаты государственных расходов по:

    - по дворам;

    - по кабинетной сумме (по государевым  нуждам);

    - по штатам коллегий;

    - по штатам всех высших и  низших судов;

    - по гвардии и пехоте;

    - по кавалерии;

    - по артиллерии;

    - по фортификации;

    - по генералитету;

    - по адмиралтейству;

    - по губернскому и провинциальному  управлению;

    - по церквям, просвещению, благотворительности;

    - по общественным постройкам;

    - по медицине;

    - по дипломатии.

    Составив  по этим пунктам смету, Штатс-контора  вычисляла, сколько придётся расхода  по всем отделам на каждую провинцию, и сравнивала эти расходы с  доходами провинции. Недостаток сбора  в одной провинции Штатс-контора покрывала излишком в другой. Все излишки против сметы из провинций должны были присылаться в Санкт-Петербург, в главную Казённую палату. Сам доход собирался особыми чиновниками – камерирами, находившиеся в ведении Камер-коллегии так же, как и казначеи – рентмейстеры, которым камериры сдавали на хранение собранные деньги в подведомственные им рентереи – казначейства.

    Наряду  с камер-коллегией, вопросы финансового  управления ведали и некоторые другие коллегии; таковы: берг-коллегия, мануфактур коллегия, коммерц-коллегия, главный магистрат. Первая из упомянутых коллегий, наряду с заботами о развитии горного производства, ведала и горные подати; вторая — обрабатывающую промышленность и сборы с этой промышленности; коммерц-коллегия ведала торговлю и торговые пошлины с привоза и вывоза товаров. Главный магистрат, заменивший собою московскую ратушу, заведовал разного рода сборами с городских обывателей; наконец, существовала еще ингерманляндская канцелярии, в которой сосредоточивалось также управление довольно многочисленными сборами, в особенности внутренними пошлинами, ведавшимися ранее в приказе «большого прихода». Сказанное убеждает нас в том, что если идея концентрации предметов финансового управления уже занимала собою правительство конца XVII и всего XVIII века, то осуществление этой идеи не могло быть проведено разом; традиции московского периода были еще живы и оказывали свое влияние на организацию всей финансовой системы управления.

    Для характеристики финансовых центральных  учреждений в России в рассматриваемый период времени следует упомянуть еще об одном учреждении, носившем название штатс-контор-коллегии. Она должна была ведать государственные расходы и составлять по ним сметы. В 1720 году правительство пришло было к верной мысли соединить это учреждение с камер-коллегией, но уже с 1730 года мы вновь видим отдельное существование штатс-конторы, продолжавшееся до 1781 года.

    Во  главе низшего финансового управления находился земский комиссар, обязанный  взыскивать все подати.

    Создание системы коллегий завершило процесс централизации и бюрократизации государственного аппарата. Чёткое распределение ведомственных функций, единые нормы деятельности (по Генеральному регламенту) — всё это существенно отличало новый аппарат от приказной системы.

    Кроме того, создание коллегий нанесло последний  удар по системе местничества, отменённой ещё в 1682 году, но имевшей место  неофициально.16

    В 1710 и 1711 году были составлены табели, т.е. росписи всех расходов с указанием, какой расход доходами какой губернии должен покрываться, или какая часть губернского сбора должна идти на покрытие какого расхода. Но на практике мера не могла быть осуществлена, так как табель, определявшая чуть ли не каждому губернскому сбору своё назначение, могла выполняться только тогда, если бы каждая отдельная сумма сразу же после сбора её посылалась туда, куда была определена для израсходования.

    Для обеспечения военных нужд Петр передал  все финансовое хозяйство, включая  налоговую систему, учрежденным  им в 1708 году губернаторам.

    В 1710 и 1711 годах Петр созывал съезды губернаторов, воевод и бургомистров. На этих съездах были разработаны  основы нового финансового устройства страны по губерниям.

    Основной  чертой новой финансовой политики было распределение содержания армейских полков по губерниям.17

    Примечательно, что при каждом полку находился  комиссар от губернии, содержавшей  этот полк. Полковые командиры обязывались  по хозяйственной части быть послушными губернским комиссарам, комиссары подчинялись  обер-кригс-комиссарам18, стоявшим при "генеральстве", обер-кригс-комиссары отчитывались в своих действиях обер-штор-кригс-комиссару Луке Чирикову, который, в свою очередь, подчинялся сенатору генерал-пленипотенциал-кригс-комиссару князю Якову Долгорукову, в руках которого и сосредоточивалась вся отчетность по налоговому делу.

    Подводя итоги финансовой реформы Петра  I, хочется отметить, что основной причиной, послужившей проведению этой реформы, была нужда в денежных средствах для строительства флота, обустройства армии, ведения Северной войны 1700-1721 годов. В условиях крупномасштабных государственно-политических и социально-экономических преобразований осуществлялись огромные финансовые затраты. Финансовая система его предшественников уже не удовлетворяла нужды государства на свершение великих дел, в частности, система подворного налогообложения, введёная ещё в 1678 году. Появлялись недоимки, дефицит государственного бюджета, что, в значительной мере, угрожало как внутренней, так и внешней безопасности страны. Первые годы финансовой деятельности Петра I были плохо обдуманы, поэтому его первые свершения в этой сфере хоть и давали результаты, но были недолговечны. Объяснялось это прежде всего стремлением Петра I как можно быстрее получить средства для создания регулярной армии и флота. В последующие годы значительное влияние на деятельность Петра I в финансовой сфере оказали идеи меркантилизма, а также его окружение (например, обер-фискал Алексей Нестеров, советовавший Петру провести подушную реформу). 
 

Глава III. Реформа налоговой системы

    3.1. Особенности системы  налогообложения  в петровской России. 

    Расходы продолжали расти. Поэтому Пётр прибегнул  к обложению налогами всех статей хозяйственной жизни, какие только возможно было обложить. Для этого  в 1705 году было учреждено новое ведомство – Ингермандландская канцелярия во главе с А.Д. Меншиковым. Она объединяла целый ряд учреждений, созданных при Петре 1 для переоброчки старых казенных оброчных статей и обложения новых. Общее распоряжение о переоброчке было сделано 21 января 1704, и тогда же отдельные виды оброка были переданы в заведование отдельным лицам, подчиненным Семеновской приказной палате. Последняя составляла «главную» канцелярию, а отдельные лица стояли во главе «присутствуюших» при ней канцелярий: конской, мельничной, банной, рыбной, ясашной, медовой, постоялой. С 1807 все эти канцелярии находились в одном помешении на Потешном дворе. Ингерманландская канцелярия кроме оброчных сборов ведала и делами Ингерманландской провинции, сборы с которой также поступали в ее ведомство. Ингерманландская канцелярия с к. 1717 по указу от 15 дек. была преобразована в Военную коллегию, президентом которой был назначен А. Д. Ментиков.

    В результате появились налоги на частную рыбную ловлю, бани, постоялые дворы, мельницы, пчельники, конские заводы и площадок, где производился торг лошадьми. Продолжали брать пошлину со старообрядцев за право ношения бороды, брали с них двойной налог за приверженность к старым обрядам, обложили особым сбором дубовые колоды, которые шли на поделку гробов, ввели обязательное использование гербовой бумаги.19 В общем было до 30 разных видов налогов. 

Информация о работе Финансовая реформа Петра I