Феофан Прокопович как идеолог русского абсолютизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 19:33, реферат

Описание работы

Цель:
Рассмотреть Феофана Прокоповича как идеолога русского абсолютизма и осветить проблему формирования российского абсолютизма в историографии.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3-5
Глава первая «Теория русского абсолютизма» ………………………..6-11 Русский абсолютизм как форма правления государством
Причины и образование абсолютной монархии в России
Утверждение русского абсолютизма в России и его место в роли государственной власти Российской империи 17- начала 18 века
Глава вторая «Феофан Прокопович как идеолог русского абсолютизма»……….……..12-16
2.1. Переход от сословно-представительской стадии к абсолютизму
2.2. Развитие философской мысли Феофана Прокоповича. Создание государственной идеологии.
Заключение …………………………………………………………….18-19
Список литературы ……………………………………………………..20

Работа содержит 1 файл

Феофан Прокопович как идеолог русского абсолютизма.docx

— 41.96 Кб (Скачать)

Прокопович резко  осуждал самую мысль о превосходстве  духовной власти над светской или о не подчиненности государству духовенства и монашества. В государстве, рассуждал Прокопович, существуют разные "чины", каждый из которых занят полезным для общества делом то же и "священство" - оно "иной чин есть в народе, а не иное государство". Составляя часть народа, духовенство подчинено государству так же, как и другие части.  
 Своеобразны взгляды Прокоповича на формы правления, которые, как он утверждал, зависят от народного соглашения, но устанавливаются не произвольно, а в соответствии с размерами государства. Республики, писал Прокопович, могут существовать "разве в малом народе" и на небольшой территории. Именно этим объясняется существование республик в Венеции, Генуе, Швейцарии, Бельгии. Мысль о зависимости форм государства от размеров территории, высказанная Прокоповичем еще в 1716 г., задолго до Татищева, была приспособлена для обоснования абсолютизма в России. 
 Главное политико-философское произведение Прокоповича "Правда воли монаршей во определении наследника державы своей..." написано в обоснование указа (1722 г.) Петра I, определившего право императора назначать наследника престола. 
Порицая демократию и аристократию, Прокопович правильной формой государства признает только монархию. Основное внимание Прокоповича сосредоточено на сопоставлении "наследной" и избирательной монархий. Сравнивая достоинства той и другой, Прокопович отдает решительное предпочтение наследственной монархии, в которой находит лишь один изъян - наследник царской власти по закону может оказаться недостойным, неспособным царствовать. Этот недостаток может быть устранен только царствующим монархом, который может и должен назначить достойного и способного наследника престола своим завещанием.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение:

Таким образом, к концу правления Петра I произошел окончательный переход  к системе так называемого  абсолютизма, означавшего неограниченность и неподконтрольность власти монарха.

Абсолютизм  как система становится возможен в условиях обретения государством чрезвычайно широкой независимости  от всех социальных групп общества. Расширение государственной самостоятельности  в социальном отношении наблюдалось  еще до Петра, однако решающую роль здесь сыграли петровские социальные реформы. Именно они покончили с  давним расколом в среде высшего  слоя общества, превратив дворянство в единый класс, имеющий обязательства  лишь перед императором. Тем самым, формируется и новая социальная группа - бюрократия - слой, полностью  зависящий от государственной власти.

В своих  рассуждениях Прокопович сумел соединить  аргументы естественно-правовой теории с догматами богословия, присовокупляя  к доводам «от естественных законов  и естественного разума» «непреложное Слово Божье». 
  В истории русской политико-правовой мысли он первым обратился к исследованию процесса происхождения государства, исходя из предположения о естественном преддоговорном состоянии, которое он рисовал как эпоху войн и кровопролитий, когда ничем не сдерживаемые страсти превращали людей «в неукротимых зверей». Естественные законы (он понимает их как требования здравого разума) подсказали людям, как избежать постоянных войн, и привели их к мысли о заключении договора об образовании государства. Эта идея была реализована людьми в силу их природных склонностей (социальность, разделение труда) не без содействия бога («не без смотрения Божьего»). 
Таким образом, высшая власть в обществе образовалась путем договора, при заключении которого народ полностью отказался от своего суверенитета («не оставляюще себе никакой свободности») и полностью вручил его верховной власти. При этом народ мог выбрать себе любую форму правления. Среди таких форм Прокопович называет монархию, аристократию, демократию и «смешанный состав» (смешанную форму). Республики (аристократия и демократия) не вызывают его одобрения. В аристократиях своекорыстная борьба партий разоряет страну, а в демократиях часто вспыхивают мятежи и смуты. Кроме того, республики пригодны лишь для малого по численности народа,проживающего на небольшой территории. 
В произведениях Прокоповича содержится апология абсолютной, ничем не ограниченной верховной власти, регламентирующей все стороны жизни подданных. Монарх дарует своему народу «обряды гражданские, церковные, перемены обычаев» и даже предусматривает для них «употребление платья и домостроение», а также «чины и церемонии в пированиях, свадьбах и погребениях и всем прочем».В  своей деятельности верховный правитель реализует одновременно божественное призвание и требования естественного права, осуществляя долг служения народу. Монарх Прокоповича – это просвещенный государь, который обязан заботиться не только об общем благе, но и о распространении просвещения, искоренении предрассудков, устроении правосудия и осуществлении хорошего управления страной. 
Такое понимание верховной власти во многом было новым для русской политической мысли, что повлияло немаловажную роль на ход развития в истории России.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы:

  1. Святитель Феофан Затворник. Письма о духовной жизни: Святитель Феофан Затворник — Москва, Отчий дом, 2010 г.- 176 с.
  2. Внутренняя жизнь: Святитель Феофан Затворник — Москва, Отчий дом, 2010 г.- 192 с.
  3. Падение абсолютизма в Западной Европе. Исторические очерки: Е. В. Тарле — Москва, Едиториал УРСС, 2010 г.- 144 с.
  4. http://www.hrono.ru/organ/ukaz_a/absoljutizm.php

Информация о работе Феофан Прокопович как идеолог русского абсолютизма