Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 19:33, реферат
Цель:
Рассмотреть Феофана Прокоповича как идеолога русского абсолютизма и осветить проблему формирования российского абсолютизма в историографии.
Введение…………………………………………………………………3-5
Глава первая «Теория русского абсолютизма» ………………………..6-11 Русский абсолютизм как форма правления государством
Причины и образование абсолютной монархии в России
Утверждение русского абсолютизма в России и его место в роли государственной власти Российской империи 17- начала 18 века
Глава вторая «Феофан Прокопович как идеолог русского абсолютизма»……….……..12-16
2.1. Переход от сословно-представительской стадии к абсолютизму
2.2. Развитие философской мысли Феофана Прокоповича. Создание государственной идеологии.
Заключение …………………………………………………………….18-19
Список литературы ……………………………………………………..20
Прокопович резко
осуждал самую мысль о
Своеобразны взгляды Прокоповича на формы
правления, которые, как он утверждал,
зависят от народного соглашения, но устанавливаются
не произвольно, а в соответствии с размерами
государства. Республики, писал Прокопович,
могут существовать "разве в малом народе"
и на небольшой территории. Именно этим
объясняется существование республик
в Венеции, Генуе, Швейцарии, Бельгии. Мысль
о зависимости форм государства от размеров
территории, высказанная Прокоповичем
еще в 1716 г., задолго до Татищева, была приспособлена
для обоснования абсолютизма в России.
Главное политико-философское произведение
Прокоповича "Правда воли монаршей во
определении наследника державы своей..." написано
в обоснование указа (1722 г.) Петра I, определившего
право императора назначать наследника
престола.
Порицая демократию и аристократию, Прокопович
правильной формой государства признает
только монархию. Основное внимание Прокоповича
сосредоточено на сопоставлении "наследной"
и избирательной монархий. Сравнивая достоинства
той и другой, Прокопович отдает решительное
предпочтение наследственной монархии,
в которой находит лишь один изъян - наследник
царской власти по закону может оказаться
недостойным, неспособным царствовать.
Этот недостаток может быть устранен только
царствующим монархом, который может и
должен назначить достойного и способного
наследника престола своим завещанием.
Заключение:
Таким
образом, к концу правления Петра
I произошел окончательный
Абсолютизм
как система становится возможен
в условиях обретения государством
чрезвычайно широкой
В своих
рассуждениях Прокопович сумел соединить
аргументы естественно-правовой теории
с догматами богословия, присовокупляя
к доводам «от естественных законов
и естественного разума» «
В истории русской политико-правовой
мысли он первым обратился к исследованию
процесса происхождения государства,
исходя из предположения о естественном
преддоговорном состоянии, которое он
рисовал как эпоху войн и кровопролитий,
когда ничем не сдерживаемые страсти превращали
людей «в неукротимых зверей». Естественные
законы (он понимает их как требования
здравого разума) подсказали людям, как
избежать постоянных войн, и привели их
к мысли о заключении договора об образовании
государства. Эта идея была реализована
людьми в силу их природных склонностей
(социальность, разделение труда) не без
содействия бога («не без смотрения Божьего»).
Таким образом, высшая власть в обществе
образовалась путем договора, при заключении
которого народ полностью отказался от
своего суверенитета («не оставляюще себе
никакой свободности») и полностью вручил
его верховной власти. При этом народ мог
выбрать себе любую форму правления. Среди
таких форм Прокопович называет монархию,
аристократию, демократию и «смешанный
состав» (смешанную форму). Республики
(аристократия и демократия) не вызывают
его одобрения. В аристократиях своекорыстная
борьба партий разоряет страну, а в демократиях
часто вспыхивают мятежи и смуты. Кроме
того, республики пригодны лишь для малого
по численности народа,проживающего на
небольшой территории.
В произведениях Прокоповича содержится
апология абсолютной, ничем не ограниченной
верховной власти, регламентирующей все
стороны жизни подданных. Монарх дарует
своему народу «обряды гражданские, церковные,
перемены обычаев» и даже предусматривает
для них «употребление платья и домостроение»,
а также «чины и церемонии в пированиях,
свадьбах и погребениях и всем прочем».В своей
деятельности верховный правитель реализует
одновременно божественное призвание
и требования естественного права, осуществляя
долг служения народу. Монарх Прокоповича
– это просвещенный государь, который
обязан заботиться не только об общем
благе, но и о распространении просвещения,
искоренении предрассудков, устроении
правосудия и осуществлении хорошего
управления страной.
Такое понимание верховной власти во многом
было новым для русской политической мысли,
что повлияло немаловажную роль на ход
развития в истории России.
Список литературы:
Информация о работе Феофан Прокопович как идеолог русского абсолютизма