Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 19:33, реферат
Цель:
Рассмотреть Феофана Прокоповича как идеолога русского абсолютизма и осветить проблему формирования российского абсолютизма в историографии.
Введение…………………………………………………………………3-5
Глава первая «Теория русского абсолютизма» ………………………..6-11 Русский абсолютизм как форма правления государством
Причины и образование абсолютной монархии в России
Утверждение русского абсолютизма в России и его место в роли государственной власти Российской империи 17- начала 18 века
Глава вторая «Феофан Прокопович как идеолог русского абсолютизма»……….……..12-16
2.1. Переход от сословно-представительской стадии к абсолютизму
2.2. Развитие философской мысли Феофана Прокоповича. Создание государственной идеологии.
Заключение …………………………………………………………….18-19
Список литературы ……………………………………………………..20
Россия привлекала к себе жадные взоры соседних государств -- Швеции, Речи Посполитой, которые не прочь были захватить и подчинить себе русские земли. Необходимо было бороться за политическую и экономическую независимость.
Страна стояла накануне великих преобразований. Каковы же были предпосылки петровских реформ?
Россия была
отсталой страной. Эта отсталость представляла
собой серьезную опасность для
независимости русского народа. Промышленность
по своей структуре была крепостнической,
а по объему продукции значительно
уступала промышленности западноевропейских
стран. Русское войско в значительной
своей части состояло из отсталого
дворянского ополчения и
Анализируя становление абсолютизма в России,
необходимо отметить некоторые особенности складывания данной формы
правления:
. слабость сословно-
. финансовую независимость
. наличие больших материальных и людских ресурсов у монархов, их
самостоятельность в
. складывание новой правовой системы;
. формирование института неограниченной частной собственности;
беспрерывное ведение войн;
. ограничение привилегий даже для господствующих сословий;
. особую роль личности Петра I.
Утверждение русского абсолютизма в России и его место в роли государственной власти Российской империи 17- начала 18 века:
Утверждение абсолютизма
в России началось после вступления
на престол в 1645 старшего сына Михаила
Фёдоровича - Алексея Михайловича. Самодержавная власть
царя была оформлена Уложением 1649. Переход
правительства к политике "экономии"
привёл к расцвету и приказного аппарата.
Под нажимом дворянства начинается подготовка
нового свода законов, сословные интересы
Внешним выражением
утвердившегося в России абсолютизма
является принятие в 1721 г. Петром I титула
императора. К важнейшим признакам
абсолютизма относятся
Абсолютизм - высшая
форма феодальной монархии. Ее возникновение
предполагает определенный уровень
денежных отношений и крупной
промышленности. Денежные отношения
создавали предпосылки для
На протяжении
своей истории абсолютизм эволюционировал
в сторону буржуазной монархии. Это
объясняется, с одной стороны, повышением
веса купцов и промышленников в экономической
и политической жизни страны и, с
другой, эволюцией самого дворянства,
вовлечением крепостного
Глава вторая «Феофан Прокопович как идеолог русского абсолютизма»
2.1. Переход от сословно-представительской стадии к абсолютизму:
Сословно-представительная монархия - это такой тип власти, где монарх в руководстве страной опирается, прежде всего, на сословно-представительные учреждения, существующие в вертикали центральной власти. Эти представительные учреждения выражают интересы всех свободных сословий общества. Сословно-представительная монархия в России стала складываться уже в XV в. в период завершения политического процесса объединения Руси. Тогда при государе всея Руси Иване III в системе верховной власти действовала Боярская Дума как постоянный совещательный орган.
Исследователи
выделяют следующие
1. Земские соборы созывались
по воле царя, а потому не периодически,
а по мере надобности;
2. Они не имели юридического статуса, не
обладали правом законодательной инициативы;
их право - обсуждать и выносить решение
по тем вопросам, которые поставлены перед
Собором царем;
3. Выборного избрания депутатов-представителей
на Соборы не проводилось. В качестве представителей
от сословий приглашались преимущественно
лица из местного самоуправления: главы
и выборные местных дворянских и посадских
обществ: земские судьи, губные и посадские
старосты, излюбленные головы, целовальники;
от крестьянских общин - сельские старосты.
Классовая борьба
крестьян и посадского населения
в значительной мере обусловила эволюцию
государственного строя в России.
Со второй половины XVII в. начался переход
к абсолютизму. Абсолютизм - неограниченная
монархия, при которой вся политическая
власть принадлежит одному лицу.
Установление абсолютизма сопровождалось
постепенным отмиранием средневековых
представительных учреждений, которые
в период сословно-представительной монархии
действовали наряду с царской властью,
а также ослаблением роли церкви в управлении
государством. Боярская Дума на протяжении
XVII в. превратилась из законодательно-совещательного
органа в совещательный при царе. Боярство
уже не противопоставляло себя самодержавию,
не пыталось оказывать давление на монарха
или оспаривать его решения. При Алексее
Михайловиче (1645- 1676 гг.) более половины
состава Думы составили дворяне.
К первой четверти XVIII в. относится окончательное
утверждение и оформление абсолютизма
в России. Оно связано с радикальными преобразованиями
всей политической системы государства,
предпринятыми Петром I.
В результате реформы государственного
управления сложилась новая вертикаль
центральных учреждений: император - Сенат
как исполнительно-распорядительный орган
- коллегии как общегосударственные исполнительные
органы, ведающие наиболее важными сферами
государственного управления. Деятельность
Сената и коллегий регламентировалась
строгими правовыми нормами и должностными
инструкциями. В этой вертикале власти
четко осуществлялся принцип подчиненности
низших учреждений высшим, а замыкались
они на императоре.
Губернская реформа 1708- 1710 гг. изменила
систему местных органов власти. Было
ликвидировано местное самоуправление,
а во главе всех административно-
Административные преобразования завершили
оформление абсолютной монархии в политическом
строе России, Принятие Петром I титула
императора являлось не только внешним
выражением, но и подтверждением утвердившегося
в России абсолютизма.
Таким образом, переход к абсолютизму — явление, разумеется, не одномоментное. Это определенный процесс, занимающий во времени какой-то отрезок.
С вопросом о
времени возникновения
В. И. Ленин считал термины «абсолютизм», «самодержавие», «неограниченная монархия» синонимами. Иногда говорят, что он имел в виду только самодержавие XIX — XX вв., отличая от него самодержавие XVII и XVIII вв. В. И. Ленин действительно различает самодержавие в тот или иной век. Разумеется, самодержавие с Боярской думой не то же самое, что самодержавие с Государственной думой. Но, различая самодержавие на разных этапах его развития, В. И. Ленин не проводит различия между самодержавием и абсолютизмом. Он ставит вопрос теоретически: «Что такое самодержавие?».
Возникновение
абсолютизма — явление
Разумеется, что
переход к абсолютизму
В классических условиях абсолютизм возник в обстановке серьезного развития буржуазного уклада, когда буржуазия уже начала претендовать на власть, и феодальному государству нужно было умерить ее аппетиты.
2.2. Развитие философской мысли Феофана Прокоповича. Создание государственной идеологии:
Преобразования первой четверти XVIII века во многом определяли изменения в общественном сознании и способствовали возникновению и обсуждению новых, жизненно важных проблем.
В первой четверти
века центральное место занимала
разработка идеологии абсолютизма.
Утверждение или неприятие
Идея неограниченной
власти монарха в тот период во
многом еще опиралась на традиционное
понимание ее «божественного» происхождения.
Но с распространением в общественном
сознании взглядов европейских мыслителей
и философов идеология
Крупнейшим идеологом абсолютизма был Феофан Прокопович. В его сочинениях изложена официальная политическая доктрина русского абсолютизма. Развивая концепцию неограниченной власти монарха, Феофан Прокопович опирался, с одной стороны, на традиции Московского царства, с другой – западноевропейские теории просвещенного абсолютизма. Эта теория обосновала приоритет светского начала, разума, науки, опирающийся на сильную и просвещенную государственную власть, главной особенностью которой является осуществление «всенародной пользы». В основе же силы государства и благосостояния граждан лежали образование и распространение науки, посему носителем государственной власти должен быть «философ на троне»- просвещённый монарх, который должен править, опираясь на строго соблюдаемый закон.
Ф.Прокопович являлся
также идеологом церковной
Одним из важнейших завоеваний Петровского времени была разработка новой концепции человека, новое решение проблемы личности. Человек перестаёт быть лишь источником греховности. Он воспринимается, как активнодействующая личность, ценная сама по себе и ещё в большей степени «за услуги отечеству», когда не богатство и знатность рода, а общественная польза, ум и храбрость могут возвести человека на высокие ступени социальной лестницы.
Петр I на практике осуществлял один из основных постулатов просветительства - требование внесословной ценности человека.
Специфика исторического развития Русского государства привела тому, что в то время, когда на Западе возрожденческие идеалы стали вытесняться буржуазными идеалами индивидуализма и эгоизма, в России признание за личностью права на свободное волеизъявление и земные радости сочеталось с просветительским требованием неукоснительного исполнения гражданского долга. Идеалом Петровской эпохи стал человек-гражданин, человек патриот. Культ профессионализма, знаний, петровский идеал служения Отечеству переносились в общественное сознание.
Информация о работе Феофан Прокопович как идеолог русского абсолютизма