Феофан Прокопович как идеолог русского абсолютизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 19:33, реферат

Описание работы

Цель:
Рассмотреть Феофана Прокоповича как идеолога русского абсолютизма и осветить проблему формирования российского абсолютизма в историографии.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3-5
Глава первая «Теория русского абсолютизма» ………………………..6-11 Русский абсолютизм как форма правления государством
Причины и образование абсолютной монархии в России
Утверждение русского абсолютизма в России и его место в роли государственной власти Российской империи 17- начала 18 века
Глава вторая «Феофан Прокопович как идеолог русского абсолютизма»……….……..12-16
2.1. Переход от сословно-представительской стадии к абсолютизму
2.2. Развитие философской мысли Феофана Прокоповича. Создание государственной идеологии.
Заключение …………………………………………………………….18-19
Список литературы ……………………………………………………..20

Работа содержит 1 файл

Феофан Прокопович как идеолог русского абсолютизма.docx

— 41.96 Кб (Скачать)

Россия привлекала к себе жадные взоры соседних государств -- Швеции, Речи Посполитой, которые не прочь были захватить и подчинить себе русские земли. Необходимо было бороться за политическую и экономическую независимость.

Страна стояла накануне великих преобразований. Каковы же были предпосылки петровских реформ?

Россия была отсталой страной. Эта отсталость представляла собой серьезную опасность для  независимости русского народа. Промышленность по своей структуре была крепостнической, а по объему продукции значительно  уступала промышленности западноевропейских стран. Русское войско в значительной своей части состояло из отсталого  дворянского ополчения и стрельцов, плохо вооруженных и обученных. Сложный и неповоротливый приказной государственный аппарат, во главе которого стояла боярская аристократия, не отвечал потребностям страны. Отставала Русь и в области духовной культуры. В народные массы просвещение почти не проникало, и даже в правящих кругах немало было необразованных и вовсе неграмотных людей. Россия XVII века самим ходом исторического развития была поставлена перед необходимостью коренных реформ, так как только таким путем могла обеспечить себе достойное место среди государств Запада и Востока.

Анализируя становление  абсолютизма  в  России,

необходимо  отметить  некоторые   особенности   складывания   данной   формы

правления:

      . слабость сословно-представительных  учреждений;

      . финансовую независимость самодержавия  в России;

      . наличие больших материальных  и людских  ресурсов  у   монархов,   их

        самостоятельность в отправлении  властных полномочий;

      . складывание новой правовой  системы;

      .  формирование  института   неограниченной   частной   собственности;

        беспрерывное ведение войн;

      . ограничение привилегий даже для господствующих сословий;

      . особую роль личности Петра  I.

Утверждение русского абсолютизма в России и его  место в роли государственной  власти Российской империи 17- начала 18 века:

Утверждение абсолютизма  в России началось после вступления на престол в  1645 старшего сына Михаила Фёдоровича - Алексея Михайловича. Самодержавная власть царя была оформлена Уложением 1649. Переход правительства к политике "экономии" привёл к расцвету и приказного аппарата. Под нажимом дворянства начинается подготовка нового свода законов, сословные интересы землевладельцев и посадской верхушки, поддерживавших самодержавие. "Уложение" было приято на Земском соборе 1649. Изменился титул. После воссоединения Украины с Россией он стал звучать так: "Божией милостью великий государь, царь и великий князь всея Великие и Малые и Белые Руси самодержец". Отдельные главы в Уложении предусматривали наказание за преступления, наносящие оскорбление или ущерб царской власти. Окончательно абсолютизм сложился в н.XVIII в. при Петре I, когда было провозглашено: "Император Всероссийский есть монарх самодержавный и неограниченный. Повиноваться его верховной власти не токмо за страх, но и за совесть сам Бог повелевает". Центральной проблемой публицистики и общественно-политической мысли был вопрос идеологии абсолютизма.

Внешним выражением утвердившегося в России абсолютизма  является принятие в 1721 г. Петром I титула императора. К важнейшим признакам  абсолютизма относятся бюрократизация аппарата управления и его централизация. Реформы центрального и местного управления создали внешне стройную иерархию учреждений от Сената в центре до воеводской канцелярии в уездах. Помимо чиновников, в распоряжении царя находились мощная армия, военно-морской  флот и учреждение политического  сыска - Преображенский приказ.

Абсолютизм - высшая форма феодальной монархии. Ее возникновение  предполагает определенный уровень  денежных отношений и крупной  промышленности. Денежные отношения  создавали предпосылки для финансирования разросшейся военной и бюрократии. С развитием крупной промышленности возникла материальная основа для строительства  регулярной армии и флота. Абсолютная монархия представляет, прежде всего, интересы дворянства. Но в проводимой ею политике нетрудно обнаружить меры, способствовавшие укреплению позиций  промышленников и купцов. Это естественно, ибо абсолютизму для поддержания престижа необходима развитая торговля, промышленность и финансы.

На протяжении своей истории абсолютизм эволюционировал  в сторону буржуазной монархии. Это  объясняется, с одной стороны, повышением веса купцов и промышленников в экономической  и политической жизни страны и, с  другой, эволюцией самого дворянства, вовлечением крепостного хозяйства  в товарное производство. Прогрессивность  абсолютизма петровского времени  определялась созданием благоприятных  условий для развития торговли и  промышленности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава вторая «Феофан Прокопович как идеолог русского абсолютизма»

2.1.  Переход от сословно-представительской стадии к абсолютизму:

Сословно-представительная монархия - это такой тип власти, где монарх в руководстве страной  опирается, прежде всего, на сословно-представительные учреждения, существующие в вертикали  центральной власти. Эти представительные учреждения выражают интересы всех свободных  сословий общества. Сословно-представительная монархия в России стала складываться уже в XV в. в период завершения политического процесса объединения Руси. Тогда при государе всея Руси Иване III в системе верховной власти действовала Боярская Дума как постоянный совещательный орган. 

   Исследователи  выделяют следующие специфические  черты российской сословно-представительной  монархии XVI - XVIII - XVII вв.:  
       1. Земские соборы созывались по воле царя, а потому не периодически, а по мере надобности;  
 2. Они не имели юридического статуса, не обладали правом законодательной инициативы; их право - обсуждать и выносить решение по тем вопросам, которые поставлены перед Собором царем;  
 3. Выборного избрания депутатов-представителей на Соборы не проводилось. В качестве представителей от сословий приглашались преимущественно лица из местного самоуправления: главы и выборные местных дворянских и посадских обществ: земские судьи, губные и посадские старосты, излюбленные головы, целовальники; от крестьянских общин - сельские старосты. 

Классовая борьба крестьян и посадского населения  в значительной мере обусловила эволюцию государственного строя в России. Со второй половины XVII в. начался переход  к абсолютизму. Абсолютизм - неограниченная монархия, при которой вся политическая власть принадлежит одному лицу.  
 Установление абсолютизма сопровождалось постепенным отмиранием средневековых представительных учреждений, которые в период сословно-представительной монархии действовали наряду с царской властью, а также ослаблением роли церкви в управлении государством. Боярская Дума на протяжении XVII в. превратилась из законодательно-совещательного органа в совещательный при царе. Боярство уже не противопоставляло себя самодержавию, не пыталось оказывать давление на монарха или оспаривать его решения. При Алексее Михайловиче (1645- 1676 гг.) более половины состава Думы составили дворяне.  
 К первой четверти XVIII в. относится окончательное утверждение и оформление абсолютизма в России. Оно связано с радикальными преобразованиями всей политической системы государства, предпринятыми Петром I.  
 В результате реформы государственного управления сложилась новая вертикаль центральных учреждений: император - Сенат как исполнительно-распорядительный орган - коллегии как общегосударственные исполнительные органы, ведающие наиболее важными сферами государственного управления. Деятельность Сената и коллегий регламентировалась строгими правовыми нормами и должностными инструкциями. В этой вертикале власти четко осуществлялся принцип подчиненности низших учреждений высшим, а замыкались они на императоре.  
 Губернская реформа 1708- 1710 гг. изменила систему местных органов власти. Было ликвидировано местное самоуправление, а во главе всех административно-территориальных единиц были поставлены лица, несущие государеву службу и получающие за нее жалование - губернаторы, провинциальные комиссары, уездные и волостные воеводы. Принцип взаимодействия этих представителей власти на местах тот же - подчиненность снизу доверху.  
 Административные преобразования завершили оформление абсолютной монархии в политическом строе России, Принятие Петром I титула императора являлось не только внешним выражением, но и подтверждением утвердившегося в России абсолютизма.
 

Таким образом, переход к абсолютизму — явление, разумеется, не одномоментное. Это определенный процесс, занимающий во времени какой-то отрезок.

С вопросом о  времени возникновения абсолютизма  связана проблема его сущности. В литературе наличествует противопоставление самодержавия абсолютизму. Под самодержавием понимают внешнюю независимость монарха, например от Орды, его суверенность, а абсолютизм сводят к внутреннему полновластию, к господству над подданными.

В. И. Ленин считал термины «абсолютизм», «самодержавие», «неограниченная монархия» синонимами. Иногда говорят, что он имел в виду только самодержавие XIX — XX вв., отличая от него самодержавие XVII и XVIII вв. В. И. Ленин действительно различает самодержавие в тот или иной век. Разумеется, самодержавие с Боярской думой не то же самое, что самодержавие с Государственной думой. Но, различая самодержавие на разных этапах его развития, В. И. Ленин не проводит различия между самодержавием и абсолютизмом. Он ставит вопрос теоретически: «Что такое самодержавие?».

Возникновение абсолютизма — явление закономерное, имеющее свои объективные предпосылки. В науке существуют разные мнения по поводу того, являются ли эти закономерности едиными для всех стран или  Россия имеет существенные особенности.

Разумеется, что  переход к абсолютизму определяется в первую очередь социально-экономическими причинами. Однако спорен вопрос об уровне и характере экономического развития, социально-экономических противоречий, которые обусловливают это явление. В литературе имеется тенденция связывать переход к абсолютизму в России с генезисом капитализма.

В классических условиях абсолютизм возник в обстановке серьезного развития буржуазного уклада, когда буржуазия уже начала претендовать на власть, и феодальному государству нужно было умерить ее аппетиты.

2.2. Развитие философской мысли Феофана Прокоповича. Создание государственной идеологии:

Преобразования  первой четверти XVIII века во многом определяли изменения в общественном сознании и способствовали возникновению и обсуждению новых, жизненно важных проблем.

В первой четверти века центральное место занимала разработка идеологии абсолютизма. Утверждение или неприятие абсолютной монархии – узловой вопрос идейных  столкновений. Последователи реформ выступали убежденными сторонниками абсолютизма, оппозиция политической власти абсолютизма главным образом  была со стороны реакционного боярства и духовенства.

Идея неограниченной власти монарха в тот период во многом еще опиралась на традиционное понимание ее «божественного» происхождения. Но с распространением в общественном сознании взглядов европейских мыслителей и философов идеология абсолютизма  начинала использовать и рационалистические идеи «естественного права», «общественного договора». В общественном сознании утверждается представление о монархическом  государстве как о высшей форме  власти, способной обеспечивать благо  всех подданных.

Крупнейшим идеологом  абсолютизма был Феофан Прокопович. В его сочинениях изложена официальная  политическая доктрина русского абсолютизма. Развивая концепцию неограниченной власти монарха, Феофан Прокопович опирался, с одной стороны, на традиции Московского  царства, с другой – западноевропейские теории просвещенного абсолютизма. Эта теория обосновала приоритет  светского начала, разума, науки, опирающийся  на сильную и просвещенную государственную  власть, главной особенностью которой  является осуществление «всенародной пользы». В основе же силы государства  и благосостояния граждан лежали образование и распространение  науки, посему носителем государственной  власти должен быть «философ на троне»- просвещённый монарх, который должен править, опираясь на строго соблюдаемый  закон.

Ф.Прокопович являлся  также идеологом церковной реформы. В его «Духовном регламенте»  обосновалась необходимость подчинения церкви государству, секуляризация церковных и монастырских имений, доказывалась справедливость отмены патриаршества и учреждения Синода. Ф.Прокопович отстаивал в своих произведениях необходимость развития науки, образования, культуры, рассматривая их как средства европеизации России, всеобщего благоденствия страны. В трудах этого мыслителя процесс «обмирщения» культуры получил теоретическое обоснование.

Одним из важнейших  завоеваний Петровского времени  была разработка новой концепции  человека, новое решение проблемы личности. Человек перестаёт быть лишь источником греховности. Он воспринимается, как активнодействующая личность, ценная сама по себе и ещё в большей  степени «за услуги отечеству», когда  не богатство и знатность рода, а общественная польза, ум и храбрость  могут возвести человека на высокие  ступени социальной лестницы.

Петр I на практике осуществлял один из основных постулатов просветительства - требование внесословной ценности человека.

Специфика исторического  развития Русского государства привела  тому, что в то время, когда на Западе возрожденческие идеалы стали вытесняться буржуазными идеалами индивидуализма и эгоизма, в России признание за личностью права на свободное волеизъявление и земные радости сочеталось с просветительским требованием неукоснительного исполнения гражданского долга. Идеалом Петровской эпохи стал человек-гражданин, человек патриот. Культ профессионализма, знаний, петровский идеал служения Отечеству переносились в общественное сознание.  

Информация о работе Феофан Прокопович как идеолог русского абсолютизма