Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 19:33, реферат
Цель:
Рассмотреть Феофана Прокоповича как идеолога русского абсолютизма и осветить проблему формирования российского абсолютизма в историографии.
Введение…………………………………………………………………3-5
Глава первая «Теория русского абсолютизма» ………………………..6-11 Русский абсолютизм как форма правления государством
Причины и образование абсолютной монархии в России
Утверждение русского абсолютизма в России и его место в роли государственной власти Российской империи 17- начала 18 века
Глава вторая «Феофан Прокопович как идеолог русского абсолютизма»……….……..12-16
2.1. Переход от сословно-представительской стадии к абсолютизму
2.2. Развитие философской мысли Феофана Прокоповича. Создание государственной идеологии.
Заключение …………………………………………………………….18-19
Список литературы ……………………………………………………..20
ФИЛИАЛ
РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В Г.
ЧЕБОКСАРЫ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
РЕФЕРАТ
по дисциплине
«История государственного и муниципального управления в России»
на тему:
«Феофан
Прокопович как идеолог
русского абсолютизма»
Государственное и муниципальное управление
Выполнила студентка 2 курса 10-Г-11
Минеева Елена Константиновна
ЧЕБОКСАРЫ
2011
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение………………………………………………………
Глава первая «Теория русского абсолютизма» ………………………..6-11 Русский абсолютизм как форма правления государством
Глава вторая «Феофан Прокопович как идеолог русского абсолютизма»……….……..12-16
2.1. Переход от сословно-представительской стадии к абсолютизму
2.2. Развитие философской мысли Феофана Прокоповича. Создание государственной идеологии.
Заключение …………………………………………………
Список литературы
……………………………………………………..20
Введение:
Актуальность:
Теория Феофана
Прокоповича была создана в 17 веке.
Основная суть этой теории заключается
в том, что светская государственная
власть обладает верховенством, она
повинуется только Богу и никаким -
ни человеческим, ни церковным нормам.
Согласно этой теории, государство, являющееся
выразителем интересов всех без
исключения поданных, под руководством
просвещенного монарха
Преобразования первой четверти XVIII века во многом определили изменения в общественном сознании и способствовали возникновению и обсуждению новых, жизненно важных проблем.
В первой четверти века центральное место заняла разработка идеологии абсолютизма. Утверждение или неприятие абсолютной монархии – узловой вопрос идейных столкновений. Последователи реформ выступали убежденными сторонниками абсолютизма, оппозиция политической власти абсолютизма главным образом была со стороны реакционного боярства и духовенства.
Идея неограниченной
власти монарха в тот период во
многом еще опиралась на традиционное
понимание ее «божественного» происхождения.
Но с распространением в общественном
сознании взглядов европейских мыслителей
и философов идеология
Крупнейшим идеологом абсолютизма был Феофан Прокопович. В его сочинениях изложена официальная политическая доктрина русского абсолютизма. Развивая концепцию неограниченной власти монарха, Феофан Прокопович опирался, с одной стороны, на традиции Московского царства, с другой – западноевропейские теории просвещенного абсолютизма. Эта теория обосновала приоритет светского начала, разума, науки, опирающийся на сильную и просвещенную государственную власть, главной особенностью которой является осуществление «всенародной пользы». В основе же силы государства и благосостояния граждан лежали образование и распространение науки, посему носителем государственной власти должен быть «философ на троне»- просвещённый монарх, который должен править, опираясь на строго соблюдаемый закон
Таким образом,
в 17-18 веке Феофан Прокопович сыграл важную
роль в формировании идеологии русского
абсолютизма как переход от сословно-представительской
стадии к абсолютизму, охватив все
вопросы о природе и
Иными словами,
на мой взгляд, актуальность моего
исследования заключается в
том, что Петровская эпоха,
а именно формировании
В современной историографии общепризнанной является оценка петровской эпохи, как времени в хозяйственной и культурной жизни страны, имевшего внутренние предпосылки, но резко ускоренного вмешательством государственной власти.
Петровские реформы не имели характера коренных социальных преобразований, но они активизировали потенциальные ресурсы развития и тем самым способствовали экономическому и культурному развитию государства.
Абсолютизм явился
решающей силой в утверждении
новой светской культуры, ибо от
того, как шел этот процесс, зависела
судьба петровских преобразований. Созданная
государственной властью
Созданное Петром I абсолютистское государство все больше нуждалось в советской культуре. С утратой церковью своей самостоятельности менялось значение религиозного мировоззрения как преобладающей формы выражения духовного творчества. Стало возможно более быстрое развитие рационализма, формирования нового взгляда на человеческую личность, ее творческого потенциала, утверждение личностного начала в культуре.
Процессы преобразования
затронули все области
Цель:
Рассмотреть Феофана Прокоповича как идеолога русского абсолютизма и осветить проблему формирования российского абсолютизма в историографии.
Задачи:
Раскрыть сущность теории русского абсолютизма
Показать переход
от сословно-представительской
Охарактеризовать
основные принципы русского абсолютизма
как разработка Феофана Прокоповича
данной теории
Содержание:
Глава первая «Теория русского абсолютизма»
Русский абсолютизм
как форма правления
Абсолютизм (абсолютная
монархия - от латинского слова "неограниченный",
"безусловный") - последняя форма
феодального государства и форма государственного
правления, возникшая в период разложения
феодализма и зарождения капиталистических
отношений в XVI-XVIII вв., с неограниченной политической
властью, опирающейся на закон. В строго централизованном
государстве создавался разветвлённый бюрократический
аппарат, постоянная армия, полиция,
Абсолютизм в
политическом смысле есть форма правления,
при которой верховная власть
не ограничивается конституцией. Абсолютизм
был в европейских
Причины и образование абсолютной монархии в России:
Во второй половине XVII века отмечено значительное развитие производства и торговли, образование всероссийского рынка. Так же постепенно начинает складываться класс буржуазии. В XVII веке Россия вступила в новый период своей истории. Этот век характеризуется слиянием всех областей, земель и княжеств в одно целое. Это слияние было вызвано усиливающимся обменом между областями, постепенно растущим товарным обращением, концентрированием небольших местных рынков в один всероссийский рынок. Так как руководителями и хозяевами этого процесса были капиталисты-купцы, то создание этих национальных связей было не чем иным, как созданием буржуазных связей.
Росла не только внутренняя, но и внешняя торговля. Россия XVII века торговала с Англией, Голландией, Швецией, Польшей, с германскими государствами их городами и другими странами Западной Европы, с Персией, Бухарой, Китаем. В России, в отличие от основных западноевропейских стран, почти не было крупных промышленных предприятий, способных обеспечить страну оружием, тканями, сельскохозяйственными орудиями. Возможности внешней торговли были ограничены из-за отсутствия удобных морских портов. Россия не имела выхода к морям - ни к Черному, ни к Балтийскому, через которые могла бы развивать внешнюю торговлю. Эта задача могла быть решена только силой в ходе войны со Швецией и Турцией. А для этого необходимо сильное государство.
Для успешного развития экономики необходима была сильная власть монарха, чтобы окончательно ликвидировать обособленность отдельных земель, чтобы действовали единые законы, чтобы защищать интересы своих купцов на международной арене.
Не имела Россия и собственного военного флота, который охранял бы ее рубежи. Сухопутная армия строилась по устаревшим принципам и состояла главным образом из дворянского ополчения. Дворяне неохотно покидали свои поместья для военных походов, их вооружение и военная выучка отставала от передовых европейских армий.
В сильной власти монарха в какой-то степени были заинтересованы все феодалы. Усиливается эксплуатация крестьянских масс. Обострялись классовые противоречия. Основное противоречие между городской беднотой с одной стороны, и феодальной знатью городов, примыкавшей к ней купеческой верхушкой и опекавшем ее правительством - с другой, непрерывно возрастало и неизбежно вело к восстаниям. Толчком к целой полосе городских восстаний послужила деятельность правительства первых лет царствования Алексея Михайловича. Но государственный аппарат сословно-представительской монархии не мог справиться с растущими выступлениями сельского и городского населения.
Информация о работе Феофан Прокопович как идеолог русского абсолютизма