Феодальное право Англии

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2011 в 20:30, курсовая работа

Описание работы

Становление средневекового государства в Англии связано с многочисленными завоеваниями Британских островов. До V века они находились под Римским владычеством, после ухода Римлян острова подвергались нападению вооруженных отрядов германских племен, которые грабили местное население и возвращались на материк. Однако в конце V века эти племена стали осуществлять захват Британии и вытеснять на север (Шотландия) и запад (Уэльс) коренное население кельтов.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1. Основные черты феодального права……………………………………….6
2. Развитие феодального права Англии при феодализме ………………….12
2.1 Становление общего права……………………………………………….12
2.2 Возникновение «права справедливости» ………………………………..23
3. Формирование суда присяжных ………………………………………….30
Заключение……………………………………………………………………36
Список использованных источников …………………………………….…38

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 170.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3

1. Основные  черты феодального права……………………………………….6

2. Развитие феодального права Англии при феодализме ………………….12

2.1 Становление  общего права……………………………………………….12

2.2 Возникновение  «права справедливости» ………………………………..23

3. Формирование  суда присяжных ………………………………………….30

Заключение……………………………………………………………………36

Список  использованных источников …………………………………….…38 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ

     В эпоху пересмотра и переоценки современных  ценностей, а так же структуры права и международных отношений, все больше и больше юристов и историков во всем мире обращаются к историческим процессам изменения и становления права прошлого, для нахождения способа и процесса более «безболезненного перехода» на новые отношения.

  Например,  падение  Римской империи привело к крушению античных государственно – правовых порядков, и гибели цивилизации, которая являлась высшим достижением древнего мира. На смену приходит Эпоха Средневековья – это более чем тысячелетний период в истории общества, государства и права.

  Средние века это период единоличной власти, характерная форма правления практически во всех государствах мира – монархия. Власть короля, царя считалась и осознавалось людьми как нечто естественное, воспринималась как власть, полученная от бога, от высших духовных сфер; Правовые нормы, издаваемые монархами, понимались как божественное право, поэтому они практически не оспаривались, и на них нельзя было покушаться. Король (Царь) обладал суверенитетом и не был подчинен суду.

      Становление средневекового государства в Англии связано с многочисленными завоеваниями Британских островов. До V века они находились под Римским владычеством, после ухода Римлян острова подвергались нападению вооруженных отрядов германских племен, которые грабили местное население и возвращались на материк. Однако в конце V века эти племена стали осуществлять захват Британии и вытеснять на север (Шотландия) и запад (Уэльс) коренное население кельтов.

      К VI-VII веку на 5 Британских островах образуется 7 англосаксонских «варварских» государств. В начале XI века Английский престол был захвачен датчанами, которые правили вплоть до возвращения англосаксонской династии в лице Эдуарда Исповедника (1042г.).

      В 1066 году Англия была завоевана герцогом Нормандии Вильгельмом который с благословения Папы Римского высадился на английский берег и в битве при Гастингсе разгромил войска Гарольда, захватив престол. С этого момента начинается совершенно новый этап в развитии английского государства.

      Историки рассматривают развитие государственно-правовых институтов Англии в период средневековья исходя из 4 основных этапов, вот они:

  1. Англосаксонская раннефеодальная монархия IX-XI вв. (в ходе войн «варварские государства» объединяются в одну страну, получившая название «Англия»);
  2. Раннефеодальная монархия после нормандского завоевания XI-XII вв. (Начало процесса становления «общего права». С нормандским завоеванием общинно-племенная эпоха закончилась: в Англии устанавливается феодализм);
  3. Сословно-представительная монархия XIII-XV вв. (Великая хартия вольностей (magna charts) 1215г.);
  4. Абсолютная монархия конец XV – середина XVII вв..  Обзор вопросов становления, влияния и распространения феодального права Англии рассматривали в своих работах различные историки и юристы: Давид Р., Жоффре-Спинози К. «Основные правовые системы современности»; Тревор и Эрнест Дюпюи «Всемирная история войн» том 2ой; Моддерман. «Рецепция римского права» (русский перевод А. Каминки); Муромцев. «Рецепция римского права на Западе»; Виноградов. «Римское право в средневековой Европе», а так же в работах К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, различных учебниках и учебных пособиях.    Цель работы – рассмотреть особенности, становления и развития феодального права в Англии. 
 
 

     Задачи  курсовой работы:

     проанализировать  понятие, источники, особенности основных черт  феодального права;

    1. дать характеристику «общего права» и «права справедливости»;
    2. изучить формирование суда присяжных;

     При написании курсовой работы были использованы следующие методы исследования: диалектический, формально-логический, (анализ и синтез, дедукция и индукция и др.), метод исторического анализа, сравнительно-правовой.

     Работа  состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. ОСНОВНЫЕ  ЧЕРТЫ ФЕОДАЛЬНОГО ПРАВА.

     ФЕОДАЛЬНОЕ  ПРАВО - исторический тип права, соответствующий  экономическим и социально-политическим отношениям феодального общества, выражавшийся в открытом закреплении юридического неравенства в сословной организации общества. При всем многообразии исторических и культурно-цивилизационных вариаций феодализма сущность феодальной системы можно свести к особой форме собственности на землю. Земельные собственники были связаны между собой сложной системой иерархических отношений. [6]         На нижней ступени иерархии стояли крестьяне, которые владели землей и обязаны были нести повинности в пользу ее другого, вышестоящего владельца - феодала. Тот мог получить землю в свою очередь от феодала более высокого ранга и был также обязан нести в пользу последнего определенную службу. Во главе этой системы стояли феодальные монархи, считавшие себя верховными собственниками всей земли. От них получали и "держали" землю феодалы низших рангов. [17, с.285]     Таким образом, феодальная собственность расчленялась на "верховную собственность" и владение. Для всех феодальных обществ типичны следующие сословия: дворянство, духовенство, городское население и крестьянство. Господствующее положение в феодальной системе занимали дворянство и духовенство. Оба эти сословия пользовались рядом привилегий: владение землей и крепостными, отправление правосудия, освобождение от налогов, преимущество по государственной службе, право на суд равных и пр. Сословное положение переходило по наследству, и переход из низших сословий в высшие был очень затруднен.    Будучи своего рода «принадлежностью» земельной собственности, феодальное право становилось важным средством принуждения крестьян к труду на отдельного сеньора или на феодальное государство в целом. Отсюда оно всегда несло на себе печать грубой силы, выступало как «кулачное» право. Разумеется, феодальное общество не могло существовать без определенного, хотя бы минимального правопорядка. В связи с этим Ф. Энгельс писал: «… и кулачное право есть право…» Но особенность феодального права состояло не только в том, что оно в ряде случаев открыто признавало прямое и непосредственное насилие отдельных феодалов, в том числе и по отношению друг к другу. Более существенной его чертой было то, что предусмотренный им правопорядок повсюду и всегда представлял собой организованное и систематическое насилие господствующего класса над огромной массой трудящегося народа.       В государственно-правовом развитии феодальное общество в Европе проходило обычно несколько последовательных этапов: раннефеодальная монархия, феодальная раздробленность, сословно-представительная монархия и абсолютизм. Республиканская форма правления встречалась только на уровне городов-государств (Венеция, Флоренция и др.). На первых стадиях развития феодального государства феодальное право отличалось в одной и той же стране пестротой и разнообразием и так называемым партикуляризмом (т.е. местными особенностями), что было обусловлено отсутствием прочных экономических и политических связей, единой государственной воли. Общей чертой была крайне низкая юридическая техника, казуистический характер нормативных актов. [1, с. 271]   Источниками европейского феодального права до периода абсолютизма были главным образом обычаи, соглашения феодалов, а также грамоты монархов, закреплявшие привилегии тех или иных сословий, отдельных лиц, городских общин. Большое значение имела и судебная практика. В Англии на ее почве выросла особая система права - общее право. В раздробленной Германии значительным было "городское" право, базировавшееся на практике городских судов. Право города Магдебурга  оказало влияние и на соседние государства: Польшу, Литву. Закон в период феодальной раздробленности играл крайне незначительную роль.

     Особое  влияние на формирование феодального  права оказало Римское право. В странах Европы оно пережило второе рождение, так называемую рецепцию Римского права. Однако эта рецепция осуществлялась в разных частях Европы не в одинаковой степени и не одинаковыми путями. В частности, в Италии уже в XI веке школой лангобардского права в Павии было провозглашено, что римское право есть lex generalis omnium и что оно во всех случаях может являться источником для восполнения местного права. Точно также в Испании, римское право не потеряло своего восполняющего значения. Во Франции наглядным памятником живого действия римского права является оригинальная компиляция римских источников на провансальском языке, относящаяся к половине XII века—т. наз. lo codi; это есть практическое руководство для провансальских судей, составленное уже под влиянием глоссаторских учений, но в то же время трактующее вопросы права с известной свободой и самостоятельностью.  [18, с.541]    Не чуждо было влияние римского права и в Англии. В XII ст. здесь возникло преподавание римского права, поставленное глоссатором Ваккарием (Vacarius). В XIII веке быстро растущее влияние римского права вызвало сильную оппозицию, в особенности со стороны местной знати; тем не менее, преподавание его не прекращалось. Римское право и здесь «оказало мощное влияние на развитие юридических доктрин в критическую эпоху XII и XIII веков, когда закладывалось основание общего права (common law)». Учения римского права отразились на известных юридических трактатах Гленвилля (около 1190 г.) и Брактона («de legibus et consuetudinibus Angliae», около 1256 г.), имевших большое значение в судах.    Совершенно особый характер приобрела рецепция римского права в Германии. Помимо общих причин, вызывавших распространение римского права везде, в Германии рецепции его способствовало еще и то обстоятельство, что т. н. Священная Римская Империя считалась продолжением прежней Римской Империи, а императоры первой непосредственными преемниками императоров последней. Вследствие этого Юстиниановский свод, юристы того времени, склонны были считать как бы отечественным кодексом, а, с другой стороны, законы императоров Священной Римской Империи прибавляли к Юстиниановскому кодексу, как его непосредственное продолжение.     Самостоятельную ветвь европейского феодального права составляло каноническое право, которое в первую очередь регулировало вопросы организации и деятельности католической церкви, но вместе с тем содержало ряд положений гражданского права, особенно в области семейных отношений. Это было обусловлено, прежде всего, тем, что период феодальной эпохи ознаменовался возникновением мировых религий, которые привели к возникновению своеобразным мировым системам феодального религиозного права – каноническое право, шариат (мусульманское право).            Особенность этих правовых систем было то, что они не ограничивались рамками одного государства, а носили экстерриториальный и персональный характер. Они распространяли свое действие на всех верующих вне зависимости от того, где они находились, и на все страны, где соответствующая религия становилась господствующей. В феодальных странах Европы действие канонического (церковного) права не исключало параллельного развития светского права, складывающегося и действующего в рамках отдельных государств.          В большинстве же стран Востока религиозные и персональные правовые системы (шариат, индусское право и др.) выступали в качестве всеобъемлющего религиозно-нравственного и правового регулятора всех сторон жизни общества. [3, c.171]       Основная идея Канонического права в Европе может быть выражена словами Папы Инокентия 3го (1160-1216гг.): «Мы (папы) призваны господствовать над всеми народами и царствами». В период своего расцвета Римский престол вмешивался во внутренние дела государства в качестве высшего судьи и арбитра, могущего «связывать и разрешать». Папы прибегали к отлучению от церкви королей, когда те выходили из подчинения.[22, с.747]         Могущество римской католической церкви позволило папам налагать интердикты (запрещение) на богослужение. В 1155 году интердикту за грехи был подвергнут Рим, в 1180г. – Шотландия, в 1200г. – Франция, в 1208 г. – Англия.            Католическая церковь превращается в надтерриториальную, общеевропейскую монархию со своими политическими, финансовыми, дипломатическими, судебными органами. Римская католическая церковь оказывала большое влияние на военную политику государств. Церковь вначале оправдывала право убивать на войне. Однако постепенно теологи и священнослужители стали выступать за смягчение правил ведения войн. Под влиянием Римской церкви гуманистические идеи стали применяться в правилах ведения войн. По её инициативе объявлялись дни перемирий, запрет на военные действия во время христианских праздников и с 15.00  субботы до 6.00 понедельника (Эльнский собор 1027г.). Так же запрещалось убивать женщин, детей, стариков и раненых, зарождался институт военного плена; запрещалось использование арбалетов и ядов (Лютеранский собор 1139г.), хотя на нехристиан этот запрет не действовал. Данные гуманистические идеи основывались на осознании единства христианских народов Европы и нашли отражение в правилах ведения войн.  [3,c.168] Высшей степенью расцвета власти Римских Пап стало обязательное благословление всех важных политических и общественных мероприятий, имеющих государственное значение, а так же благословление монарха, вступающего на трон и как признание главенства Папы – получение короны из его рук.            Развитие экономических связей внутри страны, формирование единого национального рынка, постепенное преодоление феодальной раздробленности и усиление центральной власти вызывают необходимость унификации феодального права. Среди его источников все большее значение начинают приобретать акты монархов (королевские ордонансы на Западе, царские указы в Московской Руси), отчасти вытесняющие обычаи и другие источники феодального права. В XVI-XVII вв. в ряде европейских государств начинается кодификация права. Издаются единые законодательные акты, например, свод "Каролина" 1552 г. в Германии, Соборное уложение 1649 г. в Русском государстве и др.         На всех этапах развития феодального государства выработанное или санкционированное им право открыто выражало классовые и сословные интересы феодалов, выступало как право-привилегия. По своему содержанию оно представляло шаг вперед по сравнению с рабовладельческим правом, но по своей внешней форме, проработанности отдельных институтов, внутренней целостности, юридической техники оно во многих отношениях уступало наиболее совершенным образцам рабовладельческого права, особенно римскому праву.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. РАЗВИТИЕ АНГЛИЙСКОГО ПРАВА ПРИ ФЕОДАЛИЗМЕ.

     Строго  говоря, сфера применения английского  права ограничивается Англией и  Уэльсом. Оно не является ни правом Соединенного Королевства, ни правом Великобритании, так как Северная Ирландия, Шотландия, острова Ла-Манша и остров Мэн  не подчиняются английскому праву. Поэтому от термина «британское право» нужно отказаться. Следует видеть различие между узкой концепцией английского права, рассматриваемого как свод юридически обязательных норм, и универсальностью этого права, понимаемого как модель для значительной части человечества. Английское право действительно занимает доминирующее место в семье общего права. И не только в самой Англии, где исторически сложилось общее право, но и во многих других странах английское право продолжает быть моделью, от которой, конечно, можно отклоняться в ряде вопросов, но которая в целом принимается во внимание и почитается.

     2.1. СТАНОВЛЕНИЕ ОБЩЕГО ПРАВА.

     Становление общего права в Англии связано  с эпохой Вильгельма Завоевателя (норманнское  завоевание 1066г.) который претендовал на господство в Англии на основании наследственных титулов, а не на основании «права сильного». Он заявил о сохранении действия англосаксонского права (законы англосаксонской эпохи, английские юристы и судьи применяют в ряде случаев и в наши дни).    Однако нормандское завоевание – серьезнейшее событие в истории английского права, так как оно принесло в Англию вместе с иностранной оккупацией сильную централизованную власть, богатую опытом административного управления, испытанного в герцогстве Нормандия. С нормандским завоеванием общинно-племенная эпоха кончилась: в Англии установился феодализм. [21, с.161]

     Нормандские сеньоры, последовавшие за Вильгельмом  в Англию, очутились в побежденной  стране, которой они не знали, а  нравы и население которой презирали. Они почувствовали необходимость сгруппироваться вокруг своего господина, чтобы защитить свои завоевания и свою собственность. Завоеватель сумел избежать опасности, которую представляли для него слишком мощные вассалы: при распределении земель, которые он раздавал своим соратникам, он не создал ни одного крупного феода, и поэтому ни один «барон» не мог соперничать с ним. В 1290 году был принят закон «Quia emptores», по которому только король мог жаловать земли, что еще раз подтвердило прямую зависимость феодалов от короля. Дух организации и дисциплины выразился в создании в 1086 году «Книги страшного суда», в которую было занесено 15 тысяч поместий (manors) и 200 тысяч дворов, существовавших тогда в Англии. Дух военной организованности и дисциплины, характерный, в отличие от Европейского континента, для английского феодализма, отразился и на развитии общего права. [2, c.349]            Что же это такое – общее право, называвшееся comune ley на нормандском жаргоне, который с царства Эдуарда I (1272 – 1307 гг.) до XVII века был разговорным языком для юристов Англии. Тогда как письменностью, как и в остальной Европе, была латынь. Comune ley, или общее право, в противовес местным обычаям – это право, общее для всей Англии. В 1066 году оно еще не существовало. Собрание свободных людей, называемое Судом графства (County Court), и его подразделение Суд сотни (Hundred Court) осуществляли в тот период правосудие на основе местных обычаев в условиях строжайшего формализма и, используя способы доказательств, которые вряд ли можно назвать рациональными. После завоевания суды графств и суды сотен были постепенно заменены феодальной юрисдикцией нового типа (суды баронов, мэнорские суды и т.п.), которые судили также на основе обычного права сугубо локального характера. В сфере действия церковной юрисдикции, созданной после завоевания, применялось каноническое право, общее для всего христианства. Общее право – право английское и общее для всей Англии – было создано исключительно королевскими судами, называвшимися обычно Вестминстерскими – по месту, где они заседали, начиная с XIII века.  Единое английское "общее право" (common Law) стало образовываться, когда королевские суды получили преобладание над судами графств, сотен и феодалов. Королевские суды в своей деятельности руководствовались обычаями, судебной практикой (предыдущими решениями судов) и указаниями, содержавшимися в королевских "указах", которые ничего общего не имели с законодательными актами. Такой "указ" выдавался за плату лицам, обращавшимся за судебной защитой. "Указ" (Wirt) был обращен к шерифу — представителю королевской власти в графстве и содержал распоряжение принудить правонарушителя или ответчика удовлетворить претензию или, в случае его отказа, принудить его явиться в королевский суд и дать объяснения по поводу своих действий. Впоследствии "указы" были направлены на обеспечение явки в суд.     Хотя каждый "указ" выдавался по отдельному конкретному делу, но он составлялся по определенному образцу в зависимости от обстоятельств дела. Так, истец, желавший вернуть собственное имущество, получал "указ о праве" (wirt of right), а для взыскания долга получал "указ о долге" (wirt of debt). 
          Генрих II установил, что даже феодальные суды не могут рассматривать земельные споры без наличия такого "указа". К началу XIII в. "указы" были настолько многочисленны, что появился сборник "Реестр указов", явившийся как бы справочником по общему праву и дополнявшийся новыми "указами" канцлера. Начиная с XV в. канцлеры уже больше не составляли "указа" по каждому делу; он писался самим истцом, который обращался к канцлеру только за приложением королевской печати Королевские "указы" сыграли большую роль в образовании английского общего права, на основании его источником были решения королевских судов.            "Общее право" — это решения и приговоры королевских судов, закрепленные в судебных протоколах. Протоколы каждого суда назывались "свитки тяжеб". Основным принципом "общего права" было то, что решение вышестоящего суда, записанное в "свитке тяжеб", являлось обязательным при рассмотрении аналогичного дела этим же судом или нижестоящим судом. Этот принцип получил название судебного прецедента. Но при этом для высших судов допускалась и свобода судейского усмотрения, что давало возможность некоторого развития "общего права". [14]   Королевские суды в Англии не имели универсальной компетенции. Король осуществлял только «высший суд». Он вмешивался в споры в исключительных случаях: если существовала угроза миру в королевстве или если обстоятельства дела были таковы, что его нельзя было разрешить в обычном порядке. Суд, где король решал дела с помощью своих приближенных (Curia regis), – это, по существу, суд особо знатных людей и особо крупных дел, а не обычный суд, доступный каждому.   В рамках Курии в XIII веке сложились автономные образования, в том числе наделенные судебной компетенцией комиссии с постоянным местопребыванием в Вестминстере. Компетенция этих судов была ограничена, они должны были считаться с сеньорами, которые хотели быть хозяевами у себя дома и вовсе не выражали готовности подчиняться судебным вердиктам. Вмешательство королевской власти в дела сеньоров и их подданных казалось сеньорам невозможным и противоречащим естественному порядку вещей, подобно тому, как в наше время собственники считают меры государственного вмешательства или национализацию противоречащими священному, по их мнению, праву собственности. Королевские суды, наконец, не могли даже осуществлять правосудие в качестве апелляционной инстанции по всем спорам, возникающим в королевстве. Вмешательство этих судов ограничивалось главным образом тремя категориями дел: 1) делами, затрагивающими королевские финансы, 2) делами, касающимися земельной собственности и недвижимости,               3) тяжкими уголовными преступлениями, затрагивающими мир в королевстве. В судебных органах (Суде казначейства, Суде общегражданских исков и Суде королевской скамьи) сначала рассматривались только определенные дела из указанных трех категорий, но вскоре это разделение компетенции отпало и каждый из трех королевских судов Вестминстера, мог рассматривать все дела, подпадающие под королевскую юрисдикцию.          Все остальные дела, кроме упомянутых трех категорий, по-прежнему разрешались вне королевской юрисдикции Судом графства или Судом сотни, феодальными и церковными судами, а позднее в соответствующих случаях и различными коммерческими судами, которым право отправлять правосудие было предоставлено в связи с проведением различных ярмарок и торгов и которые применяли международное торговое право – Lex rnercatoria, или Ley merchant.           «Общее право» регулировало вопросы, связанные с феодальной собственностью. Выделялось два вида свободных держаний владений: непосредственно от короля — баронии, которые предоставлялись «головным держателям», и свободные рыцарские владения от «головных держателей». И те и другие в равной мере были вассалами короля. [15]   Английскому средневековому вещному праву известно деление имущества на движимое и недвижимое, но более распространенным и традиционным было деление вещей на реальную собственность и персональную собственность. Первая защищалась реальными исками (в случае успеха которых утраченная вещь возвращалась владельцу). К реальной собственности относилась родовая недвижимость, а также такие права на землю, которые носили характер держания. Персональная собственность защищалась персональными исками. К ней относились все прочие вещи. Земля занимала особое место в английском средневековом праве. Земельные права определялись двумя главными позициями: держание и владение.            С точки зрения правомочий собственника выделялись следующие держания: держание, которым можно владеть и распоряжаться, лишь при отсутствии наследников оно возвращалось сеньору; условные держания; «заповедные» держания — держания, которыми нельзя было распоряжаться и которые переходили по наследству обычно старшему сыну (принцип майората).           Владение могло быть свободным (фригольд) — владение землей, полученной на условиях несения рыцарской службы или по праву личной службы, а также землевладение свободного крестьянина; несвободным (копигольд) — владение землей на условиях исполнения личных и поземельных повинностей крестьянина в пользу лорда. Понятие объема владельческих прав включало права лиц, которые участвуют в отношениях владения, пользования, распоряжения и контроля над собственностью, а также давало представление о наборе технических средств для передачи собственности.          Действовал институт доверительной собственности, суть его заключалась в том, что одно лицо передает имущество другому с тем, чтобы получатель управлял имуществом и использовал его в интересах прежнего собственника. Возникновение этого института связано с особенностями феодального землевладения, к числу которых относятся ограничение круга наследников земли и ограничение продажи земли.     Английское феодальное право, как и право средних веков любого государства, всячески ограничивало право отчуждения земли. В 1279 г. был принят нормативный акт, получивший название «Статут мертвой руки» запретивший владельцам земли (вассалам) отчуждать землю церкви или духовным лицам без согласия сеньора, так как подобное отчуждение лишало его права на повинности с этих земель. Даже по Вестминстерскому статуту 1290 г., который предоставил право любому свободному человеку по своему желанию продавать свою землю или держание, или его часть, ограничивал право собственности тем, что земля должна была отчуждаться с теми же службами и повинностями, которые прежде выполняло лицо, отчуждавшее землю. Таким образом, предоставив держателям право свободно распоряжаться землей, законодатель в то же время ограничил эту свободу конкретным условием - земля может отчуждаться только с передачей всех прежних феодальных повинностей.[3, c. 244]      Право собственности на землю регулировалось сначала только нормами «общего права». Именно под их воздействием, а также с развитием товарно-денежных отношений в сельском хозяйстве складывается особый правовой институт, получивший позднее название доверительной собственности (траст). Подобного института не знало право ни Франции, ни Германии. Наличие его позволяло субъектам гражданского права расширять права владельца земли вопреки требованиям норм «общего права». Владелец земли передавал доверенному лицу право управлять земельным наделом в интересах его самого либо родственников. Так поступали рыцари, отправлявшиеся в крестовые походы, и ордена «нищенствующих монахов», скрывавших подобным образом свои состояния.     Согласно «Великой хартии вольностей» (1215г.):    «Если кто из графов или баронов или других держателей,  держащих от нас непосредственно за военную повинность, умрет и в момент его кончины наследник его будет совершеннолетним и обязан будет платить рельеф, то он (наследник) должен получить свое наследство после уплаты старинного рельефа…». Из этого можно сделать следующий вывод: земля находящаяся в пользовании переходила по наследству только совершеннолетнему наследнику, способному нести воинскую службу за уплату рельефа – особого феодального налога. [16, с. 564]        При доверительной собственности гражданско-правовые отношения складывались не на принципе вассалитета-сюзеренитета, а на основе совести. Правовым последствием этого института была формальная передача права собственности другому лицу (доверительному собственнику) с целью управления ею в интересах одного или нескольких лиц.     В средневековой Англии получило развитие обязательственное право. Еще в англосаксонские времена стали развиваться договорные отношения. Договор как обязательственное соглашение двух и более сторон в английском праве отличался от понятия простого соглашения. Утверждалось, что договор — это соглашение, но не всякое соглашение — договор.  По мере развития рыночных отношений в английском праве стали складываться простейшие формы, из которых впоследствии и развилось обязательственное право, — обязательства из деликтов и договоров. Это был длительный эволюционный путь развития норм общего права, усложненный требованием той или иной формы иска для защиты нарушенного права. Известны в числе прочих следующие формы исков:      • иск о долге, об отчете лица, которому были доверены чужие деньги;  • иск о соглашении (требование к должнику исполнить обязательство, установленное соглашением сторон);        • иск о защите словесных соглашений.     Брачно-семейное право в значительной мере определялось интересами охраны и защиты феодального землевладения. Заключение брака и отношения между супругами регулировались каноническим правом. Запрещалось двоеженство. Семья носила патриархальный характер. Правовой статус замужней женщины был крайне ограничен. Приданое, приносимое женой, поступало в распоряжение мужа. Он мог владеть и пользоваться недвижимым имуществом жены и после смерти жены, если у них были общие дети. В случае бездетности имущество жены после ее смерти возвращалось ее отцу или его наследникам. Жена не имела права заключать договоры, совершать сделки, выступать в суде без согласия мужа. Обычным англосаксонским правом развод признавался, хотя каноническое право не допускало, разрешая лишь при определенных обстоятельствах раздельное проживание супругов. В случае развода или в случае смерти мужа женщина, уходя из семьи мужа, получала свою долю семейного имущества.         Английское средневековое право знало наследование по завещанию и по закону. Наследование по завещанию ограничивалось: запрещалось устранять от наследования законных наследников. Англия не знала единой системы наследования по закону. Наследование феодальных держателей происходило на основе майората. Остальное имущество отходило жене, детям и церкви.         Преступления классифицировались по трем группам: тризн (измена). В понятие измены входило нарушение долга верности королю, совершение преступлений против государственной безопасности (призыв к мятежу, сговор). Фелония (тяжкое уголовное преступление) и мисдиминор (проступки). Имела место и другая классификация, носившая процессуальный характер: преступления, которые преследовались по обвинительному акту и рассматривались в суде присяжных. Раньше всего выработалось понятие «фелония» - убийство, поджог, изнасилование, разбой. Основным наказанием за фелонию была смертная казнь.    В XIV веке тризн стал разделяться на великую измену (покушение или убийство короля или членов его семьи; изнасилование королевы, дочери короля, жены сына короля; восстание против короля; подделка королевской печати, монеты; ввоз в страну фальшивых денег; убийство канцлера, казначея, королевского судьи) и малую измену, какой считалось убийство слугой господина, женой мужа, мирянином или клириком прелата.  За измену предусматривалась смертная казнь с конфискацией имущества. Все остальные преступления относились к категории мисдиминор, наказание за них не сопровождалось смертной казнью. Важным мероприятием, укрепившим систему судопроизводства, стала судебная реформа Генриха II (правил в 1154—1189 гг.). Она способствовала созданию общегосударственной бюрократической системы управления и суда, не связанных с сеньориальными правами короны. Создавался Суд Королевской скамьи и Суд общих тяжб.

Информация о работе Феодальное право Англии