Федеративная форма государственного устройства

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 15:27, реферат

Описание работы

Из этих двадцати двух государств 1 является всемирным банковским центром (Швейцария), 3 входят в “большую семерку”(США, Канада, Германия), б имеют высокий уровень экономического развития (РФ, Австралия, Австрия, Бельгия, Малайзия, ОАЭ). Федеративные государства имеются на всех континентах и, как правило, занимают там лидирующие позиции. Федеративное государство является самой молодой формой государственно- территориального устройства, большинство из них возникло в 20 веке(кроме Швейцарии(1291) и США(1787)). Но за свое менее чем столетнее существование они уже успели наделать много шума в мире и перехватить пальмовую ветвь прогресса.

Содержание

Введение_____________________________2
Глава 1. Федерация как форма государственно-Территориального устройства_________;__________5
1. Формы государственно" территориального устройства____ 5
2. Концепции федерализма_____________________9
Глава 2. Взаимоотношения федерального центра и субъектов федерации _______________________11
1. Осуществление государственной власти в федерациях_____11
2. Правоотношения федерации и ее субъектов__________14
3. Особенности федеративного устройства РФ__________17
Заключение_________________ 20
Библиография_________________
Приложение_________________

Работа содержит 1 файл

Федеративная форма государственного устройства.doc

— 110.50 Кб (Скачать)

   Конституционные федерации создавались на основе конституционного документа, в котором центральная власть признает федеративное устройство и автономию отдельных территорий. Так Германия стала федерацией после принятия в 1949 г. своего основного закона. Конституция была построена на началах федерализма: федерация и ее субъекты “самостоятельны в своем бюджете и независимы друг от друга”. Каждая из земель имела свой парламент (ландтаг) и свое правительство. Таким же образом были созданы РСФСР (1918г.) и Индия (1948г.).

   История развития, положение федераций и ее субъектов в каждом случае имеют свои особенности. Анализ этих особенностей дал основание ученым-

 

   

государствоведам  основание выделить различные концепции  федерального устройства.

   В основе концепции координированного  федерализма лежит идея разделения полномочий между федерацией и ее субъектами таким образом, что оба уровня управления рассматриваются как независимые друг от друга, обладающие одинаковым статусом и строго разграниченной компетенцией. Однако в чистом виде эта концепция не действует ни в одной стране, так как невозможно полностью разграничить предметы ведения между федерацией и ее субъектами.

   Более распространенной является концепция  кооперативного федерализма. В ее основе- взаимодействие и взаимозависимость федерации и ее субъектов при осуществление ими своих полномочий. Кооперативный федерализм реализуется через механизм вертикального и горизонтального сотрудничества. Для этого создаются региональные объединения групп субъектов федерации, особые федеральные органы, которые имеют своей задачей сглаживать возникающие между центром и регионами противоречия.

   Концепция договорного федерализма основана, как уже отмечалось раньше, на том, что федерация возникла и существует как объединение государств, которые  передали основанному ими государству часть своих полномочий. Сторонники этой концепции утверждают, что объединившиеся государства сохраняют свой суверенитет, имеют право на изменение федеральной конституции и выход из состава федерации.

   В основе концепции дуалистического федерализма лежит теория двойственности суверенитета в федерации: признание суверенитета самой федерации и суверенитета ее субъектов. Эта теория нашла свое применение в социалистическом праве.

   Концепция особого статуса отдельных составных  частей государства выдвигается в некоторых странах сепаратистскими движениями в отдельных субъектах федерации с целью выхода из нее.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
10

 

   Что же касается моделей федерализма, то их столько, сколько существует федеративных государств, поскольку каждая из федераций чем- то отличается от других.

ГЛАВА 2.ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЦЕНТРА И

СУБЪЕКТОВ ФЕДЕРАЦИИ.

1 .Осуществление государственной власти в федерациях.

   Государственная власть в федерациях имеет дуалистический характер, который проявляется, главным  образом, в неодинаковом право- политическом статусе федерации и ее субъектов.

   Рассмотрим  важнейшие элементы право" политического  статуса федерации как суверенного  государства:

- Решение вопросов учредительного характера (установление названия, формы правления, конституционного строя, системы федеральных властных органов, формы государственного устройства; установление пределов ответственности государства перед гражданами и граждан перед государством; вступление в государственные и межгосударственные союзы и т. д. ).

- Обеспечение территориальной целостности страны ( федерация обладает территориальным верховенством, т. е. Высшей властью в отношение своей территории. Суверенность федерации распространяется на всю ее территорию.  Государственный суверенитет проявляется  в  праве устанавливать статус, режим территорий, охране государственной границы, территориальных вод, воздушного пространства и т. д.),

- Единая правовая система (государственный суверенитет федерации предполагает не только единую федеральную правовую систему, но и верховенство федерального права в вопросах ведения субъектов федерации).

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
II

 

- Легитимность федеральных органов государственной власти (система органов государства -   это единый, целостный механизм, который функционирует на основе общих принципов, установленных федерацией).

- Федеральное гражданство.

- Федеральная государственная собственность, единая кредите - денежная система.

- Единая федеральная армия.

- Международная правосубъектность.

- Официальный статус государственного языка.

- Государственные символы.

- Контроль за деятельностью субъектов федерации ( контроль за исполнением

   федерального   законодательства, введение чрезвычайного  положения,

   введение  прямого президентского правления  или федеральной интервенции. Введением чрезвычайного положения, президентского правления или интервенцией могут быть ограничены некоторые права и свободы субъектов федерации (роспуск местных органов власти и замена их уполномоченными из центра, отмена законодательства и т. д.)

   Правовой статус субъектов федерации характеризуется тем, что они в праве осуществлять любую деятельность на своей территории, если она не противоречит федеральному законодательству и не нарушает права федерального центра и других субъектов федерации. Подробнее о правовом статусе субъектов федерации я скажу, когда буду говорить о формирование права в федерациях, а сейчас" о других точках соприкосновения федерации и ее субъектов при осуществлении государственной власти.

   Принцип федерализма также является принципом разграничения предметов ведения между органами государственной власти федерации и органами государственной власти ее субъектов ( например, это отражено в ст. 30- 31, TO-74 основного закона ФРГ ). Суть данного принципа состоит в том, что в

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
12

 

вопросах  формирования государственных органов федерации и ее субъекты самостоятельны.

   Органы  законодательной власти состоят  из парламента федерации и парламентов  субъектов федерации. Это постоянно  действующие органы государственной  власти. Они избираются непосредственно народом и подотчетны своим избирателям. Парламенты занимаются в основном нормотворческой деятельностью и принимают законы и постановления в пределах своей компетенции. В своих решениях они выражают волю народа федерации   и  предают  ей  общеобязательный  характер.   Решения законодательных органов обязательны к исполнению всеми другими органами соответствующего уровня, а также нижестоящими органами государственной власти и органами местного самоуправления.

   Органы  исполнительной власти включают федеральное правительство, федеральные министерства и службы, так же правительства, министерства, администрации и другие исполнительные органы субъектов федерации. Они составляют единую систему органов исполнительной власти, возглавляемую федеральным правительством.

   Органы  судебной власти" это, как правило, Конституционный Суд, Кассационный (Верховный) Суд, Кассационный (Верховныи)Арбитражный  Суд, другие федеральные суды, а так  же суды субъектов федерации. Органы судебной власти предназначены для  осуществления правосудия. В своей совокупности они составляют судебную систему федерации. Все суды являются независимыми и подчиняются только закону.

   Остальные государственные органы имеют сходное  разделение на федеральные органы и  органы субъектов федерации. Исключения, как правило, составляют разведывательные и контрразведывательные органы и органы таможни (и то, и другое является исключительным правом федерального центра).

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
13

 

  Важнейшей формой участия субъектов федерации  в решении федеральных вопросов является формирование верхней палаты федерального парламента, называемого Сенатом (США, Индия ), Советом Союза (ФРГ), Советом Федерации (РФ), Верховным Советом (СССР) и т. д. Представители субъектов федерации чаще всего избираются на равных основаниях, но в Индии избрание в сенат не равное: от 1 до 34 человек, в зависимости от населения штата. В некоторых странах верхняя палата парламента не избирается, а формируется или путем назначения в ее состав представителей от земель (ФРГ), или из руководителей органов законодательной и исполнительной власти субъектов федерации (РФ).

  В составе ряда федераций, помимо субъектов  федерации, имеются федеральные  и зависимые территории, ассоциированные  государства и др. Они, являясь  составными частями федераций, оказывают  определенное влияние на организацию федеральных отношений.

 
 
2.Правоотношения федерации и ее субъектов.

  Я уже рассказывал о разграничение  власти между федерацией и ее субъектами и об исключительных полномочиях  федерального центра с точки зрения  строения федеративного государства. С точки зрения правового устройства предметы ведения и полномочия в федеративном государстве можно разделить на следующие виды:

1. исключительные полномочия и предметы ведения федерации

2. исключительные полномочия и предметы ведения субъектов федерации

3. совместные полномочия и предметы ведения федерации и субъектов федерации (конкурирующая компетенция)

4. остаточные полномочия. ”

   Из  сочетания этих видов предметов  ведения и полномочий складываются разнообразные способы их разграничения. |/

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
14

 

   1.Конституции  некоторых  стран  устанавливают   исключительную компетенцию федерации, а все остальные полномочия передаются субъектам федерации. Так, в соответствие с 10 поправкой к Конституции США, “полномочия, не делегированные США настоящей Конституцией и не запрещенные для отдельных штатов, сохраняются, соответственно, за штатами либо народом”. Исключительная сфера ведения федерации обычно исчерпывающим образом определена в тексте федеральной конституции.

   2.В  конституции страны устанавливаются  две сферы ведения и полномочий: и федерации и ее субъектов, а не перечисленные в конституции полномочия относят либо к федерации, либо к ее субъектам. К исключительному ведению субъектов федерации, как правило, относится местное самоуправление; местные предприятия; местные налоги и сборы;

вопросы общественного порядка, культуры, здравоохранения, коммунального обслуживания, городского устройства, выплаты пособий престарелым  и инвалидам и др.

   Э.В  конституции страны перечислены  три сферы полномочий и предметов  ведения. Кроме полномочий и предметов ведения федерации и ее субъектов указывается еще сфера совместного ведения. Последнюю в некоторых странах называют совпадающей или конкурирующей компетенцией. Такой способ применяется в ФРГ, Индии и других странах. Так, основной закон ФРГ устанавливает, что в “сфере исключительной законодательной компетенции федерации земли обладают правом законодательства тогда, когда специально управомочены на это федеральным законом” (ст. 71). “В сфере конкурирующего законодательной компетенции федерации земли обладают правом законодательства лишь тогда, когда федерация не использует данных ей законодательством прав” (ст.  72). “Осуществление государственных полномочий и выполнение государственных задач принадлежит землям, поскольку настоящий основной закон не допускает иного регулирования” (ст.ЗО). При этом “Федеральное право имеет перевес над правом земель” (ст.31).

 
 
 
 
 
 
 
 
15

 

Информация о работе Федеративная форма государственного устройства