Особую роль
в государственно-репрессивной системе
играли концлагеря. Их начали
создавать уже в 1933 г. в целях
«перевоспитания инакомыслящих»
и «врагов нации». Позднее концлагеря
приобрели характер специализированного
орудия в нацеленном истреблении
населения по признаку политической
неблагонадежности и, особенно, расовому.
Всего было организовано 23 лагеря
с несколькими десятками «филиалов»
(в годы войны число лагерей
для интернированных и военнопленных
достигло 2 тыс.). Заключенный в концлагере,
согласно особым инструкциям,
полностью лишался каких-либо
гражданских прав (кроме чисто
немецкого населения), подлежал полной
власти администрации лагеря, вплоть
до применения к нему смертной
казни без суда за ослушание,
отказ от работы и т. п.3[1]
2.2 Правовая
политика
В период
национал-социалистической диктатуры
кардинально преобразовалась правовая
система Германии. Преобразования
выражались не только в потоке
нового по своим правовым началам
законодательства, но и в директивных
предписаниях об изменении практики
применения прежней системы кодексов.
Эта практика поддерживалась
новой системой отбора юридических
кадров, реализация которой началась
почти сразу же после политического
оформления диктатуры. Такой подход
не был неожиданным, а опирался
на заранее декларированную идею
слома всего старого права,
которая заключалась в п. 19 Программы
НСДАП: «Мы требуем немецкого
народного права для замены
им римского права, которое
служит материальному общественному
строю». Тезисы о «римском» и
«немецком» праве имели мало
отношения к реальности, а были
лишь подразумением права органического,
выражающего общественное развитие,
и идеального права, подчиненного
новой политической идее «блага
немецкого народа».
Регулирование
экономики.
Правовое регулирование
экономит социально-хозяйственных
связей нацистской Германии характеризовалось
усилением государственного регулирования
всех аспектов социально-хозяйственных
связей. Только отчасти это было
вызвано необходимостью преодоления
кризисных явлений конца 1920-х
начала 1930-х гг. (конкретные такие
обещания содержались в Программе
НСДАП). Такое регулирование экономики
начало реализацию новых представлений
о социальной роли государства,
а с 1939 г. оно было также и
объективным следствием сверхмилитаризованного
общества, вовлеченного в войну с задачами,
превышающими потенциальные возможности
народа и стран!
Регулирование
промышленности опиралось на
установление государственно-монопольных
объединений и командной системы
управления. Отправным для новой
организации промышленности стал
Закон об органическом построении
германской экономики 27 февраля
1934 г. По нему главенствующей
формой промышленного производства
(и вообще хозяйственной деятельности)
должны стать крные «экономические
объединения» («задача которых —
в защите интересов предпринимателей
и предприятий»); такие объединения
не касались только аграрного
сектора и сферы культуры. Министр
экономики получал все полномочия
по слиянию предприятий (любой
формы собственности) в такие
объединения, их разъединения
и ликвидации, смещению управляющих,
а также по объявлению такого
объединения единственно дозволенным
в своей отрасли. Формирование
таких объединений подкреплялось
установлением принудительного
картелирования (по закону 15 июня 1934
г.). Министр экономики полномочен
был регулировать рынок производства
и сбыта любых продуктов, для
чего мог объединить любые
предприятия в принудительные
союзы, укрупнять их, вплоть до
того, что мог запрещать создание
новых предприятий в какой-либо
области, если это не вызывалось
«общественной необходимостью».
Государство освободило себя
от ответственности за возможный
ущерб собственникам при таком
регулировании или запрета.
Введенные меры
подкреплялись значительными уголовными
санкциями.
Практическая
реорганизация подразумевала быстрое
укрупнение предприятий. В течение
только первого года число
хозяйствующих субъектов в промышленности
сократилось более чем втрое.
Следуя установке на «ариизацию»
банковского дела (связанную с
новым налоговым и расовым
законодательством) с 1725 до 477 сократило)
количество банков. С января 1936 г.
было предписано ликвидировать
все акционерные общества с
капиталом менее 100 тыс. марок
запрещалось образование АО с
капиталом менее 500 тыс. марок.
Для удобства объединенного управления
и государственного регулирования
все хозяйственные объединения
страны сводились в 13 подконтрольных
групп: 7 по отраслям промышленности
и 6 прочих (торговля, ремесло, банки,
страховое дело, транспорт, энергетика).
Во главе управления, наряду с
Министерством экономики, был
поставлен Генеральный совет
германского хозяйства (июль 1933 г.),
в котором участвовали также
крупные финансисты и промышленники.
Страна была поделена на 18 хозяйственных
округов с Хозяйственной палатой
для координации планов; создавался
особый Хозяйственный суд. Государственные
заказы распределялись на основе
жесткого планирования. С 1939 г.
планирование охватило более
80% общего объема производства.
Полной перестройке
системы социально-хозяйственных
связей на каждом предприятии
и вообще в производстве послужил
Закон о порядке национального
труда (20 января 1934 г.). По своим
началам это был один из
принципиальных национал-социалистических
законов, поскольку это был
закон о новом порядке социально-производственных
отношений. Упразднялись рабочие
профсоюзы, запрещались какие-либо
стачки и забастовки. Труд провозглашался
особой социальной обязанностью,
а договор трудового найма
— публичным договором. Владелец
предприятия рассматривался как
доверенное лицо государства
— фюрер предприятия. В регулировании
условий труда вместе с ним
участвовал небольшой совет доверенных
(от 2 до 10 чел.). Основой производственных
порядков становились не тарифные
соглашения, тем более не договоры,
а правила внутреннего распорядка
предприятия, ориентированные на
государственные указания. В национальном
масштабе создан был единый
Немецкий трудовой фронт (май 1933 г.),
который воплотил идеал социально-корпоративных
объединений «во имя пользы государства».
Принудительная
картелизация, жесткое регулирование
принесли и позитивные результаты.
Резко сократилась безработица
в стране (с 6 млн. в 1933 г. до
900 тыс. в 1937 г.). Регулирование
дало государству возможность
перейти вообще к всеобщей
трудовой повинности: вначале для
молодежи (с июня 1935 г. обязательной),
затем для всего населения
(с 1939 г.). С началом войны регулирование
трудовых отношений приобрело
в особенности характер принудительного
привлечения населения к труду.
С 1939 г. рабочий день был
увеличен с 10 до 14 час, полностью
запрещались увеличение зарплаты
и оплата сверхурочных. На основании
закона 22 июня 1938 г. вводилось обязательное
привлечение женщин в возрасте
до 25 лет к работе в детских
и трудовых учреждениях. С 1938
г. ввели принудительные работы
в концлагерях.
С 1935 года
началась массированная милитаризация
немецкой экономики, что выражалось
не только в росте производства
вооружения, но и в подчинении
многих промышленных отраслей, прежде
всего химической, авиационной, металлургической,
задачам подготовки к войне.
Поскольку первоочередной задачей
в деятельности хозяйственных
групп стала подготовка, к войне,
в их руководство вводились
и представители военного министерства.
В 1935 г. на основе секретного
Закона "Об имперской обороне"
был учрежден Совет имперской
обороны и особое ведомство
— Управление генерального уполномоченного
по военной экономике.
В 1936 году
было создано ведомство по
выполнению четырехлетнего плана
перевода всей экономики Германии
на военные рельсы, во главе
которого встал Геринг. Централизованное
планирование затрагивало распределение
ресурсов, ограничивало предпринимательскую
свободу и образование новых
предприятий, устраняло конкуренцию.
Уже в годы
войны было создано имперское
Министерство вооружения и боеприпасов,
которое формировало применительно
к своим целям новые промышленные
объединения, существующие параллельно
с имперскими. Новое министерство
в соответствии с общей линией
всеобъемлющей милитаризации государственного
аппарата постепенно поглотило
большую часть функций Министерства
хозяйства, Министерства труда
и др. Расширение военного производства
проходило за счет колоссального
роста государственного долга,
увеличения налогов, сокращения
народного потребления.
Милитаризация
промышленности, всестороннее вмешательство
государства в экономику привели
к пересмотру ряда институтов
гражданского права и попыткам
создания нового, "народного"
гражданского кодекса на основе
гитлеровского понимания индивидуальной
свободы, которая "должна быть
ограничена, если она противоречит
свободе нации". Особым нападкам
нацистских правоведов в связи
с этим подвергалось понятие
"субъективные права", которые
они хотели или вообще отменить,
или заменить понятием "субъективные
права члена НСРПГ". Предлагалось
убрать из кодекса и понятие
"правоспособность", заменив его
понятием "партийный статус лица".
Стремления
к огосударствлению охватили
и сельское хозяйство. Все аграрные
производители (на основании закона
13 сентября 1933 г.) объединились в
«имперское сословие продовольствия»,
которое тем самым включалось
в систему государственных корпораций.
Министр продовольствия был вправе
регулировать цены, закупки, сбыт
продукции. Особый статус закреплялся
за т. н. наследственными дворами,
образованными по закону 9 сентября
1933 г. К ним относились владения
от 7,5 до 125 га, принадлежащие только
крестьянам чисто арийского происхождения.
Они пользовались значительными налоговыми
льготами, на них ориентировались государственные
закупки продовольствия, но их собственность
вместе с тем была жестко регламентирована,
не подлежала продаже, закон установил
строгий порядок родового наследования
таких дворов. (Количество таких наследственных
дворов в итоге оказалось небольшим —
до 20 тыс., средним размером в 11 — 19 га.)
Возрастание
государственного планового влияния
на экономику в целом было
связано и с принятием 1936 г.
т. н. Четырехлетнего плана
развития в целях улучшения
оборонной мощи. Было создано
особое, наряду с Министерством
экономики, Ведомство 4-хлетнего
плана, возглавленное Г. Герингом,
— с особыми полномочиями и
административно-принудительной властью
в отношении переориентации предприятий,
распределения заказов, установления
цен и т. д. С началом войны
это ведомство также перестроило
свою работу в направлении
усиления военно-административных
способов управления хозяйством.
Расовое законодательство.
Социальная
политика нацистской диктатуры,
включая реформирование
принципов гражданского права,
опиралась на совершенно новое представление
о статусе гражданина — полноправии
в зависимости от расовой (национальной)
принадлежности. Эта сфера законодательства
и часть правовой политики была наиболее
своеобразным, но и вместе с тем
политически существенным элементом
нового правового уклада.
Ориентирование
на национальные интересы немецкого
народа, рабочего класса, было важной
частью общей программы НСДАП.
Именно оно, в противовес отвлеченно-интернационалистической
позиции других левых партий,
привлекло к НСДАП массы. Тем
более, что в сложившихся условиях
Германии 1920-х гг. доминирование
ненационального, прежде всего
еврейского капитала, в банковском
деле, в прессе, в важных отраслях
экономики составило объективную
проблему, с решением которой
рабочая масса готова была
связать разрешение всех прочих
бед жизни.
Основным для
новой расовой политики стал
Закон о гражданстве 15 сентября
1935 г. В соответствии с ним
жители государства подразделялись
на две категории: граждан и
подданных. Гражданами райха признавались
только подданные немецкой или
немецко-родственной национальности.
Только за ними могли быть
признаны политические права,
включая пользование помощью
государства в социальных вопросах,
полные гражданские права и
т. д. Подданными были все
прочие, и за ними не признавались
политические права, возможности
владеть некоторыми имуществами
(например, крестьянскими наследственными
дворами) и т. д. Однако и
в отношении граждан действовало
дополнительное политическое ограничение:
гражданин обязан был своим
поведением «доказывать, что желает
и способен верно служить германскому
народу». В совокупности с предоставленными
постановлениями 1933 г. возможностями
лишения гражданства единственно
по мотивам государственной целесообразности
(и полицейским всевластием в
реальности) это создавало вполне
особую атмосферу.