Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 00:18, реферат
22 июня 1941 года гитлеровская Германия напала на СССР и в течение нескольких месяцев оккупировала значительную территорию. Советский Союз и его евреи занимали особое место в нацистском мировоззрении: нацистский миф отождествлял коммунизм и советскую систему с евреями. Поэтому именно на оккупированных территориях Советского Союза немцы начали геноцид – тотальное уничтожение всех евреев.
22 июня 1941 года
гитлеровская Германия напала
на СССР и в течение
Катастрофа советского еврейства во многом отличалась от того, что происходило с евреями на оккупированных территориях Центральной и Западной Европы в 1939-1944 годах.
Период немецкой оккупации и период уничтожения евреев были относительно кратковременными (от одного до трех лет). Большинство евреев погибли в первые полтора года оккупации, а во многих местах – уже в первые недели и месяцы войны. Далеко не везде в СССР немцы создавали гетто.
Евреев СССР, как правило, даже не депортировали в лагеря смерти; их уничтожали там, где их застала война. Исполнителями убийств чаще всего выступали подвижные немецкие расстрельные команды, так называемые айнзацгруппы. Они мобилизовали себе в помощь различные силы – от солдат вермахта до пособников из местного населения. Убийство происходило на глазах у местного населения, и судьба евреев ни для кого не являлась секретом.
Катастрофа на
территории СССР характеризуется активным
участием местных жителей в
Последняя довоенная перепись населения, состоявшаяся в 1939 году, показала, что в Советском Союзе проживало около 3 020 000 евреев. Из них на Украине – 1 532 776 евреев, а в Белоруссии – 375 092. В Российской Федерации, почти вся территория которой до революции была закрыта для большинства евреев, в 1939 году уже проживало 956 600 евреев; из них, в Москве – 250 000 евреев и Ленинграде – 201 500. В СССР с евреев были сняты все ограничения, существовавшие в царской России, они стали равноправными гражданами советского государства. Многие евреи сделали карьеру на административной службе и в армии, в сферах образования и медицины, науки и культуры. Антисемитизм преследовался по закону. Оборотной стороной этой медали было подавление еврейской религиозной жизни и запрет на все формы еврейской национальной культуры, кроме «пролетарской» культуры на языке идиш.
В сентябре 1939 года,
в соответствии с договором между
СССР и Германией, вошедшим в историю
как «пакт Риббентропа-
Аннексия «западных областей» добавила к населению СССР ещё около 1 900 000 евреев, из них - 1 300 000 из бывшей Восточной Польши (Западная Украина и Западная Белоруссия). Эти евреи резко отличались от евреев «восточных областей», т.е. тех территорий, которые были в составе Советского Союза с момента его образования в декабре 1922 года. Религия занимала важное место в жизни евреев западных областей, в отличие от их собратьев на востоке. У евреев аннексированных территорий ещё сохранялись навыки общинной жизни и политической самоорганизации. Несмотря на репрессии и роспуск еврейских партий: сионистских, партии Бунд и других, – они продолжали существовать в подполье. На старых территориях СССР навыки самостоятельной общественной и политической деятельности были утрачены евреями.
Поспешная советизация
аннексированных территорий в 1940-1941
годах повлекла за собой не только
развал экономики и падение уровня
жизни населения, но и массовые репрессии
и депортации местного населения
(в том числе и евреев) в восточные районы
СССР. Последняя такая депортация из Прибалтики
состоялась 14-21 июня 1941 года. Поляки и украинцы,
литовцы и латыши – все ненавидели советскую
власть и проецировали своё озлобление
на евреев. Миф о «еврейском характере»
большевизма прочно жил в сознании многих
неевреев. Занятие евреями руководящих
должностей – во властных структурах,
в хозяйстве и даже в милиции, приток еврейской
молодежи в высшие учебные заведения –
все это резко контрастировало с прошлым
и, казалось, подтверждало миф о «связи»
советского режима с евреями. Еще больше
озлобляло литовцев и латышей то, как многие
евреи приветствовали приход советских
войск в 1940 году, потому что чувствовали,
что советская оккупация спасает их от
нацистской оккупации.
Население «западных областей», настроенное
против евреев, приветствовало германское
вторжение в СССР 22 июня 1941 года. Этот настрой
усиливался традиционным антисемитизмом.
Германское наступление было быстрым. С 22 июня по 5 июля 1941 года немцы оккупировали Литву и большую часть Латвии, почти всю Западную Белоруссию и Минскую область, большую часть Западной Украины, включая Ровно, Львов и Тернополь. В первые дни войны на прифронтовых территориях царил хаос. Эвакуация населения не была организована должным образом, и уйти от наступающих немцев сумело не более 10-12 процентов еврейского населения западных областей. 5 июля советское правительство приняло меры по организации эвакуации; были открыты эвакопункты по пути следования беженцев. Но к этому времени более полутора миллиона евреев уже находилось под немецкой, румынской и венгерской оккупацией.
Чем восточнее располагался район, тем позже он был захвачен немцами и тем больше евреев успело выехать на восток. Эвакуация евреев из старых советских областей, особенно из индустриальных центров, проходила более успешно. Сумели эвакуироваться, уйти самостоятельно или были мобилизованы в армию три четверти евреев Киева, 85 процентов – Харькова и Днепропетровска, 90 процентов – Гомеля. Около 1 000 000 евреев эвакуировались на Восток из областей в границах СССР до сентября 1939 года. Но еще миллион остался. Всего под немецкой и румынской оккупацией оказалось 2 700 000 евреев СССР.
Договор о ненападении
между СССР и Германией, известный
как «пакт Риббентропа-
Немецкие войска
наступали тремя группами армий.
Группа армий «Север» имела целью
взять Ленинград и шла через
Прибалтику. Группе армий «Центр»
предстояло взять Москву, и она
продвигалась через Белоруссию. Ввиду
важности направления, этой группе была
придана половина всех танковых сил
вермахта, и поэтому наступление
здесь шло особенно быстро. Группа
армий «Юг» через северную Украину
устремилась к Киеву и
До середины июля 1941 года молниеносная война Германии шла так, как планировали генералы. Были захвачены Литва и Латвия, большая часть Белоруссии, украинские Волынь и Подолье. Вскоре, однако, темп немецкого наступления замедлился. Красная Армия, неся огромные потери, сумела надолго задержать немцев в западной России (Вязьма и Брянск) и организовать эффективную оборону Киева. Зимой 1941/42 года советские войска остановили немцев под Москвой и даже отбросили их назад. Не сумели немцы захватить и Ленинград, хотя и взяли его в кольцо блокады. В 1942 году фронт на севере и в центре стабилизировался; активные боевые действия велись в основном на юге.
Именно на советской
территории начался завершающий
этап нацистского плана «
Нацистская доктрина
проводила знак равенства между
евреями и коммунизмом, а значит,
между евреями и советским
режимом. Идея, рождённая «Белым движением»
в России эпохи Гражданской войны,
о том, что большевизм – это
часть «всемирного еврейского заговора»,
была перенесена в Германию белыми
эмигрантами (среди них и будущим
нацистским идеологом Альфредом
Розенбергом) и обросла «доказательствами».
Одно из них – «Протоколы сионских
мудрецов», которые в 1920 году были переведены
на немецкий язык и обрели в Германии
вторую родину. Нацисты рассматривали
евреев как создателей большевистской
системы, угрожающей всему миру, а
Москву – не просто центром государства,
идейно и политически враждебного
Германии, а генеральным штабом «всемирного
еврейского заговора». Таким образом,
война против СССР была для Германии
войной не только за «жизненное пространство
для немецкого народа», но и против
«еврейско-большевистского
Фундаментом нацистской доктрины была расовая теория: нацисты считали евреев «биологической основой» большевизма. Итак, враг был одновременно и идеологическим, и расовым, и война против него могла быть только войной на уничтожение. Поэтому именно в СССР «окончательное решение еврейского вопроса» проводилось более радикальными методами.
В нацистских демографических проектах немаловажная роль отводилась России, т.е. европейской части СССР. Россия рассматривалась как территория будущей немецкой колонизации, и ее следовало как можно быстрее очистить от негерманских элементов. Коль скоро евреи в нацистской расовой иерархии занимали низшее место, то эта очистка должна была начаться именно с них.
Немаловажным фактором в решении нацистов начать массовое убийство евреев на советской территории являлось и безграничное презрение оккупантов к местному населению, с чувствами которого не обязательно считаться.
Одной из особенностей Шоа на советских территориях было чрезвычайно активное участие представителей местного населения в нацистском «окончательном решении еврейского вопроса».
Для евреев западных (аннексированных) советских территорий: Прибалтики, Западной Украины и Западной Белоруссии, – Катастрофа началась с кровавых погромов, устроенных местным населением сразу после вступления немецкой армии.
Немцы вошли в Каунас, довоенную столицу Литвы, 24 июня 1941 года, а уже в ночь с 25 на 26 июня литовские антисоветские «партизаны» устроили кровавый погром в пригороде Каунаса Вилиямполе (Слободке); было убито не менее 800 человек. Они же хватали евреев и отправляли их в 7-й форт каунасской крепости, где было собрано около 7 000 человек, включая женщин и детей. Предлогом для погрома была облава на «евреев- коммунистов». Однако большинство жертв погрома в Вилиямполе были не коммунисты и не те, кто сотрудничал с советской властью, а религиозные евреи.
Спустя два дня 27 июня в Каунасе начался второй погром с массового убийства евреев в гараже довоенного кооператива «Летукис», затем он распространился на другие районы Каунаса. Всего в эти дни (27-30 июня) было убито 2 300 евреев. В гараже «Летукиса» убийцы вставляли жертвам в горло водяные шланги, и вода под давлением разрывала людей на части (свидетельство Гунзилиуса).
Самый большой и кровавый погром в начале июля 1941 года произошёл во Львове. 28 июня 1941 года Красная Армия покинула город. Утром 30 июня, одновременно со вступлением частей вермахта во Львов, милиция Организации Украинских Националистов (ОУН) начала облаву на евреев-мужчин, якобы, с целью выявить тех, кто сотрудничал с Советами. Часть задержанных, интеллигенцию направили на всевозможные работы в городе; большинство евреев попало в тюрьму Бригидки (в советское время – тюрьма НКВД).
В Бригидках немцы и ОУНовская милиция открыли подвалы НКВД, где находились трупы сотен политзаключённых, убитых перед отступлением Красной Армии, и приказали евреям выносить их во двор. Жители Львова – украинцы и поляки – были приглашены в Бригидки на опознание. Вид сотен тел, лежащих во дворе тюрьмы, и евреев, выносящих все новые и новые тела из подвалов, спровоцировал погром. За три дня бесчинств, с 30 июня по 3 июля, погромщики убили 4 000 евреев.
Следующий погром произошел 25-27 июля в ознаменование пятнадцатилетия убийства Петлюры в Париже Самуилом Шварцбартом 25 мая 1926 года. Жертвами «петлюровских дней» во Львове стали ещё 2 000 евреев. Погромы с большим числом замученных состоялись также в Кременце, Тернополе, Золочеве и других городах. Только на Западной Украине в погромах погибли 24 000 человек. Среди главарей погромщиков нередко были представители интеллигенции: инженеры, агрономы, директора школ, юристы и даже священники.