Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 04:48, контрольная работа
Октябрьская революция и гражданская война в России сопровождались невиданной по масштабам эмиграцией. В вольной или невольной эмиграции оказались лучшие интеллектуальные силы России, которые продолжали свою деятельность в эмигрантских центрах Европы: Берлине, Праге, Париже. Русские ученые, философы, богословы создавали новые учебные заведения, проводили конференции, издавали массу книг и периодических изданий.
Что касается русского национализма, то, с т.зр. евразийства, в послепетровской России национализм был только ложным (стремление к великодержавности; национальное высокомерие западного образца, сопровождаемое требованиями «руссификации» инородцев; «панславизм» и т.п.), причем все эти тенденции, по мнению евразийцев, были заимствованиями из романо-германского. Даже раннее, классическое славянофильство не было чистой формой истинного национализма (Н. Трубецкой характеризует его как «западничествующее славянофильство»). Основание истинного русского национализма как общественного течения мыслится евразийству как насущная задача ближайшего будущего, ради которой потребуются перестройка русской культуры в духе самобытности, полный переворот в сознании русской интеллигенции. В противном случае России грозит мрачная перспектива колонизации — буржуазными романогерманскими странами (если всемирная революция не состоится) или коммунистической Европой (после мировой революции).
Большевистская революция, своими экспериментами отбросившая Россию в среду колониальных стран и сделавшая колониальное положение России неизбежным, подготовила Россию к ее новой исторической роли всемирного масштаба — вождя за освобождение колониального мира от «романо-германского ига». Таким образом, России и русской культуре выпадала, как и прежде, объединительная, интегративная миссия: они возглавляли единство ряда восточных, прежде всего азиатских, культур и цивилизаций; но в отличие от соловьевского «всеединства» интеграция восточных колониальных и полуколониальных народов выстраивалась не как сумма культур всего человечества или как «богочеловеческое» в мировой культуре, но как культурно-языковой союз угнетенных народов в борьбе за свободу и независимость против культурного империализма развитых стран Запада. Однако «евразийский союз» в каком-то глубоком смысле является все же именно «всеединством»: в основе общеевразийской культуры лежит «туранский элемент», свойственный в той или иной степени всем «уралоалтайским» народам — тюркам и монголам, угрофиннам и манчжурам, народам Крайнего Севера России и самому русскому народу, представляющему собой надэтническое (или межэтническое) образование. На основании разнообразных этнографических, лингвистических, исторических, искусствоведческих и этнопсихологических данных евразийцы доказывали единство и ценностно-смысловое своеобразие, силу и историческую устойчивость туранского культурного типа. В подобной трактовке евразийских межкультурных отношений и культурно-исторического развития отчетливо ощущался привкус своеобразно преломленных революционных, политических, теорий к. 19 — нач. 20 в. и социобиологических концепций этнокультурной истории этого же времени нац. своеобразие русской культуры, сложившейся в результате «туранизации» византийской традиции и представляющей собою средоточие всей евразийской цивлизации, как это понимает евразийство, во всем противостоит западно-европейской культуре и цивилизации: континент противоположен океану; кочевническая степь, динамичная и цикличная, противостоит неподвижной оседлости; близость к природе и ландшафту — европейское отчуждение от естественности, техницизм и искусственность европейской цивилизации; религиозная мораль — западному экономизму; живые интуиции и прозрения — сухому рационализму; «вертикаль» напряженных духовных исканий православия — «горизонтали» властных амбиций католичества; коллективизм и «соборность» обществ, и духовного опыта — разлагающему индивидуализму и эгоизму Запада; душевная стойкость и верность национальной традиции — космополитической размытости и неопределенности; государствоцентризм и идеократия — аморфному демократическому плюрализму и идейному либерализму. Для евразийства Россия — наследница не только Византии (что было очевидно для, например К. Леонтьева), но и кочевой империи Чингисхана, облагороженной православием. Отсюда идет скрытое сочувствие евразийцев тоталитаризму и тоталитарной культуре; борьба евразийства с большевизмом — это соперничество двух типологически родственных культурных моделей, а не война за выживание.
В настоящее время идеи евразийства приняты на вооружение различными политическими движениями, они легли в основу так называемого «евразийского союза», за который ратует президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. А для России эти идеи важны при решении геополитической судьбы постсоветского евразийского пространства.
Заключение
В современных условиях в России сложилась своеобразная ситуация. С одной стороны, формируется промышленная и экономическая олигархия, растет число миллионеров и миллиардеров, которая набирает все больше сил и влияния. С другой стороны, в евразийском обществе в соответствии с его традициями сильные позиции занимают представители власти и чиновничество, так называемая бюрократическая олигархия. Не случайно среди политологов существует различное мнение относительно того, кто же в нашем обществе управляет. Одни называют экономическую олигархию, другие - бюрократическую элиту. Из этого следует, что будущее России не за средним классом, который формируется по мере развития рыночной экономики. По нашему мнению, в России должна сформироваться мощная социальная элита, отличная как от олигархов, так и от бюрократии, выражающая коренные интересы страны и способная их реализовать.
Это важно также и потому, что и дальше вероятнее всего будет углубляться конфликтный характер между экономическими и социальными преобразованиями, необходимыми для России и сообразующимися с ее евроазиатской спецификой и прозападными направлениями, которые определенные социальные силы будут стремиться осуществлять на манер Запада. В соответствии с этим России нужна мощная элита, способная не только противостоять как олигархам, так и бюрократам, но и повести страну в направлении, обусловленном ее характером и своеобразием. Тем более, что по мере того, как народ в России будет укреплять свои экономические позиции внутри страны, прозападные ориентации все больше будут терять почву под ногами за счет усиления преобразований на евразийский манер.
Однако такие преобразования, если почва для них созреет по своему объективному содержанию и будут направлены не в сторону капитализма или прежнего так называемого социализма, а в сторону некоего общества, сочетающего в себе достижения современной цивилизации (гражданского общества, правового государства и т.д.) с традиционными особенностями России, обусловленными своеобразием евразийской цивилизации.
Где же выход из создавшегося положения современной России? Либеральные демократы предлагают идти ей по пути стран Запада и западной рыночной экономики, который, по их мнению, только и может спасти Россию.
Нынешние либералы считают, что лишь американский путь развития может служить спасением для России. При этом они игнорируют евразийские особенности развития России, а также то, что если в странах Запада нарастает противоречие между населением, выросшим производством, с одной стороны, и наличной природной средой, а также ресурсами в ней - с другой, то в условиях России, напротив, углубляется противоречие между обширностью территории и убывающим в ней населением, которое может оказаться неспособным ее освоить. Поэтому путь прозападничества - это путь в исторический тупик.
Если правые стремятся направить Россию в русло западного капитализма, то ультралевые предлагают повернуть Россию по пути назад к советскому строю. Однако и этот путь на данном этапе не пригоден, история не совершает движение назад к прошлому.
Не случайно промышленная цивилизация, утверждающаяся не только в странах Запада, но в настоящее время и на Востоке, отличается своими особенностями.
Как же в таком случае решить проблемы, вставшие перед страной, преодолеть в короткие сроки бедность, максимально усилить развитие страны и не оказаться у Запада в качестве сырьевого придатка?
В настоящее время прогресс производства привел к сближению развития нашей страны с Западом. В самом деле, прогресс производства, развитие второй природы, ослабление общего интереса и усиление индивидуального обусловливают расширение рыночных отношений, демократических принципов, что сближает нас с Западом и усиливает тенденции к сотрудничеству с ним, с одной стороны. С другой же стороны, своеобразие современной России заключается в том, что отпадение от нее бывших республик СССР с большой плотностью и численностью населения, теплым климатом привело к обострению противоречия между обществом и неблагоприятной природной средой, которая осталась в России, что требует сплоченности и организованности народа, усиления его общинного в целях преодоления неблагоприятных природных воздействий и как следствие этого усиления традиционного евразийского пути ее развития
Отвергая путь Запада как единственный, нам следует идти своим собственным путем на основе многоукладной экономики. Нам необходимо освобождаться от газовой трубы, от сырьевой экономики, а также отвергнуть путь догоняющего развития, сменив его на опережающий.
Путь, предлагаемый либеральными демократами - постепенное развитие с помощью доминирования рынка, нельзя признать удовлетворительным для России. Такой путь - это путь длительного развития. Причем в условиях безраздельного господства рыночной экономики это приведет к дальнейшему углублению социального неравенства в обществе. Это путь, чреватый для России опасностью превращения ее в придаток Запада и даже не исключающий ее распад на различные государства. По нашему мнению, самым перспективным путем для России является сосредоточение своего внимания на каком-либо одном или двух решающих направлениях экономического развития, на одной какой-либо решающей отрасли научно-технического прогресса, в которой Россия могла бы сравнительно быстро занять лидирующее положение в мире и принять затем меры к своему интенсивному развитию во всех остальных отраслях экономики По нашему мнению, в России должна сформироваться мощная социальная элита, отличная как от олигархов, так и от бюрократии, выражающая коренные интересы страны и способная их реализовать.
Это важно также и потому, что и дальше вероятнее всего будет углубляться конфликтный характер между экономическими и социальными преобразованиями, необходимыми для России и сообразующимися с ее евроазиатской спецификой и прозападными направлениями, которые определенные социальные силы будут стремиться осуществлять на манер Запада. В соответствии с этим России нужна мощная элита, способная не только противостоять как олигархам, так и бюрократам, но и повести страну в направлении, обусловленном ее характером и своеобразием. Тем более, что по мере того, как народ в России будет укреплять свои экономические позиции внутри страны, прозападные ориентации все больше будут терять почву под ногами за счет усиления преобразований на евразийский манер.
Список используемой литературы
1. Евразийство. Декларация, формулировка, тезисы. Прага, 1932. с.7
2. К истории Евразийства// Российский архив.Т.5. М;1994. с. 493.
3. Евразийский временник, Берлин, 1925г. Кн.4.с.6.
4. Гумилев Л.Н. «Заметки последнего евразийца»// Наше наследие, 1991, №3 с. 26.
5. А.М. Ковалев док. Фил. наук. Евразийская цивилизация и пути развития России.